Отличия трещотки от кассеты на велосипеде. Что лучше?
С этим вопросом рано или поздно сталкиваются многие любители велосипедов. Кто-то задается этим вопросом заранее, еще перед покупкой своего нового “боевого” коня, а кто-то уже впоследствии, чтобы понять, как обслуживать и ухаживать за ним. Вне зависимости от того, к какой категории относитесь именно вы, скоро завеса этой тайны раз и навсегда приоткроется для вас.
Трещотка или кассета?
Начнем с самого простого — зачем вообще сий интересный атрибут нужен.
Трещетка через цепь переносит все ваши усилия при прокручивании педалей на заднюю ось колеса, что и приводит велосипед в движение. Сама конструкция состоит из 3 элементов — муфты свободного хода, ведомых звезд, кольца с резьбой.
Чем отличается трещотка от кассеты? Кассета в свою очередь, на первый взгляд, очень похожа на трещетку, но имеет свои характерные отличия.
Разница кассеты от трещетки
Трещетка отличается:
- Наличием небольших круглых проемов на внешней стороне, которые служат для снятия крышки, под которой спрятаны сами подшипники;
- Наличием резьбы для крепления ко втулке на внутренней стороне.
Кассета отличается:
- Наличием плоской гайки со шлицами на внешней стороне, которая прижимает все звезды к самому барабану;
- На внутренней стороне заметны шлицы для барабана втулки.
Если вы до сих пор еще сомневаетесь, то для полной уверенности можно посчитать количество звезд (сколько всего колец). Если их не более семи, то практически с полной уверенностью можно заявить, что перед вами трещетка. Если их больше семи, то перед вами кассета. Если их ровно семь, то лучше всего все-таки найти визуальные отличия, описанные выше, так как иногда семь звезд могут быть как у трещетки, так и у кассеты.
Еще один из способов — подсчитать количество зубчиков на самой маленькой звездочке — если их одиннадцать или двенадцать — это кассета, если же их тринадцать или четырнадцать — значит это трещетка.
Если же перед вами только втулка или колесо и необходимо понять, какая деталь стоит у вас, то сделать это легко и просто. Характерная черта втулок под трещетку — наличие резьбы, на которую накручивается сама трещетка со звездами. У втулок под кассеты можно увидеть барабан, на который и надевается кассета.
Как продлить время службы трещетки или кассеты
В процессе эксплуатации вашего двухколесного друга, в зубцы звездочки попадает грязь, трава и песок, что может обусловить скорую возможную неисправность данного компонента. Чтобы избежать подобного, необходимо ухаживать за данной деталью — разбирать, очищать и смазывать маслом. Порой возможный износ потребует и вовсе полной замены, как в случае стирания зубчиков на самих звездочках.
Демонтаж трещетки
Для того, чтобы снять трещетку, вам потребуется специальный съемник. Они могу выглядеть по разному, но суть и принцип у них один и тот же. Без него, снять трещетку с велосипеда у вас не получится.
Демонтаж кассеты
Для снятия кассеты вам понадобятся два инструмента. Помимо специального съемника под кассету, вам также будет необходим ключ-хлыст.
Если вы это делаете впервые, процесс покажется вам сложным. Мы настоятельно рекомендуем запастись бумажными полотенцами и тряпками, чтобы не извозюкаться в масле.
Что лучше кассета или трещетка?
Мы всецело рекомендуем, конечно же, делать свой выбор в пользу кассеты. С точки зрения прогресса и эволюции — она новый этап в развитии велосипедного строения. Главный плюс кроется в расположении подшипника ближе к краю оси, за счет чего, кассету практически невозможно согнуть или деформировать. По сути, она учла все недочеты и изъяны своего предшественника. К сожалению, она не только более современная и надежная, но также и более прихотливая — требует гораздо большего ухода и внимания.
С точки зрения финансов, за все плюсы кассеты придется доплатить. Поэтому стоит задуматься, как часто вы собираетесь кататься? Если один раз в год, то есть ли смысл переплачивать.
Помимо этого, стоит также учитывать стиль и манеру катания, а также тип покрытия. Если вы катаетесь агрессивно, вам по душе прыжки, а пересеченная местность ваша излюбленная трасса — то кончено же стоит отдать предпочтение кассете. Если же вы любите размеренные прогулки по гладкой и асфальтированной поверхности — трещетка, не самое плохое сочетание.
Кассета велосипеда
Кассета велосипеда — задний набор звёзд трансмиссии. При помощи шлицевой посадки фиксируется на барабане свободного хода. Крепится к задней втулке гайкой. Основное назначение — изменение передаточного числа трансмиссии.
Количество звёзд в кассете может быть от 7-ми до 10-ти. Задние втулки, выпускаемые в данное время как правило совместимы с этим количеством звёзд в кассете. Исключение составляют кассеты на 11 звёзд, выпускаемые исключительно для системы Campagnolo и подходят только к специальным втулкам. В маркировке кассеты указывается минимальное и максимальное количество зубьев на звёздах и их количество. Например 11-36Т 10-speed.
Для горных велосипедов изготавливаются кассеты с набором звёзд от 11-28Т до 11-36Т на 8 — 10 звёзд. Для шоссейных от 11(12)-22Т до 11(12)-27Т на 8 — 11 звёзд. Горные кассеты Campagnolo совместимы с шоссейными при равном количестве звёзд.
По своей конструкции кассеты подразделяются
1. Разборные. Набор звёзд скрепляется винтами или заклёпками. Недостатками такой системы является большой вес и способность быстро загрязняться, хотя конструкция допускает замену отдельных звёзд в кассете.
2. С пауком. Несколько больших звёзд (от 2-х до 6-ти) объединены в один не разборный узел при помощи паука из лёгкого сплава. Лёгкая конструкция и не так загрязняется, как разборная кассета.
3. С несколькими пауками. Звёзды по 2 — 3 штуки закреплены с помощью пауков, из них набирается вся кассета. Преимуществом является возможность менять отдельные изношенные группы звёзд, без замены всей кассеты.
4. OpenGlide — кассета, выпущенная фирмой SRAM. Цельная монолитная конструкция в виде конуса с рядами зубьев. Дно конуса закрывается крышкой. С барабаном втулки кассета имеет контакт в двух местах: верхней частью конуса (малой звездой) и отверстием в крышке конуса.
5. X-Dome — ещё один продукт от фирмы SRAM. Большая алюминиевая звезда и самая маленькая имеют шлицы для крепления на барабан, средние звёзды (7-8) выточены из цельной заготовки хром молибденовой стали и выглядят в виде конуса, который жёстко фиксируется на большой и малой звёздах, которые и контактируют с барабаном втулки.
С пауком. С пауками. Open Glide. X-Dome.
Материалы из которых изготовлены кассеты
1. Сталь — самый распространённый материал. Стальные звёзды кассеты покрывают никелем, хромом или другим материалом от коррозии. Кассеты из стали недорогие и прочные. Прочность и износоустойчивость кассеты зависит от марки стали.
2. Титановые сплавы — используют в дорогих кассетах, в основном для уменьшения веса. Износоустойчивость кассет из титана немного лучше, чем у стальных. Цена конечно «кусается».
3. Сплавы из алюминия — высокая цена, низкий вес и небольшой ресурс делает кассеты, изготовленные из алюминиевых сплавов не слишком распространёнными.
Также читать на эту тему:
Переключение передач на велосипеде. Строгих правил нет, каждый выбирает свой вариант, иногда сильно отличающийся от общепринятого. С приобретением опыта езды у каждого велосипедиста вырабатываются свои приоритеты в выборе передач под себя. Для того, чтобы сохранить элементы трансмиссии и…
Переключатели скоростей велосипеда. Задний переключатель. Принцип работы и функции заднего переключателя такие же, как и у переднего – перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Но в отличии от переднего, где максимум 3 звезды, на заднем их количество на кассете доходит до 11-ти…
Цепь велосипеда. Одним из основных преимуществ цепного привода является возможность использования многоступенчатой передачи. В настоящее время на велосипедах используются роликовые однорядные цепи с длиной шага 12,7 мм или 1/2 дюйма. Ранние…
Физические силы, действующие при езде на велосипеде. Силы, возникающие во время манёвров для балансировки велосипеда. Возникают при изменении направления движения велосипеда или при манипуляциях рулём, чтобы сбалансировать велосипед и удержать равновесие. Определяется центробежной силой…
Виды передачи крутящего момента на колесо велосипеда. Передача фрикостер. Оригинальное решение передачи крутящего момента с цепи на втулку. Вместо использования собачек на внутренней поверхности драйвера нанесена крупная резьба. Специальна гайка в корпусе втулки при педалировании накручивается на резьбу…
Велосипедная кассета
Важным, хоть и небольшим узлом велосипеда является кассета. Вместе с другими элементами трансмиссии она обеспечивает широкий диапазон скоростей. Это позволяет с легкостью преодолевать подьемы и спуски, держать каденс на ровной трассе.
Чтобы меньше тратить энергию, но при этом развивать значительную скорость, велосипед оснащен механизмом переключения скоростей. Он состоит из двух групп звездочек разного диаметра и переключателей. К передним звездам крепятся шатуны, а задние представляют собой кассету или трещетку.
Кассета велосипеда – принцип работы, разнообразие типов
Кассеты предоставляют ряд вариантов зубчатой передачи для вашей цепи. Диапазон передаточных чисел позволяет варьировать частоту вращения педалей (оборотов в минуту) для достижения оптимальной эффективности.
Работа цепи на одной из более крупных звездочек — с большим количеством зубьев — обеспечит более «легкую» передачу. Это уменьшает крутящий момент, необходимый для поворота заднего колеса — идеально подходит для подъема на холмы — но это также означает, что вам нужно выполнить больше оборотов педали, чтобы проехать такое же расстояние.
Движение цепи на звездочке с меньшим числом зубьев увеличивает крутящий момент, а значит, требует более жесткого вращения педалей. Это позволит вам продолжать добавлять мощность через трансмиссию, не «раскручивая» (крутя педали с большим числом оборотов) на скоростном спуске или спринте.
Таким образом, хороший диапазон передач на вашей кассете позволяет вам выбирать оптимальный уровень крутящего момента в зависимости от скорости и трассы, чтобы максимально эффективно передавать общее усилие на колеса.
Как правильно выбрать кассету для велосипеда?
Выбор кассет может показаться ошеломляющим на первый взгляд. Существуют разные комбинации звездочек на любой вкус, местность и дисциплину; Например, существует значительная разница в кассетах для триатлонных велосипедов по сравнению с горными велосипедами.
Главное, что нужно учитывать — это диапазон размеров звезд на кассете. Чем меньше разница между наибольшим и наименьшим количеством зубьев, тем меньше скачок между шестернями и соответственно — облегчение более плавного переключения передач. Однако наличие звездочек с более близкими зацеплениями обычно уменьшает размер самой большой звездочки на кассете, оставляя вам передаточное число, которое может быть менее подходящим для подъема и пересеченной местности. Таким образом: широкий диапазон — для горных велосипедов, малый диапазон — для шоссе.
Кассета с широким диапазоном Кассета с узким (малым) диапазоном
Кассеты для горных велосипедов
Кассеты для горных велосипедов имеют больший диапазон размеров звездочек из-за большого разнообразия градиентов, встречающихся на трассе для бездорожья. Поездка по ровной лесной тропе, а затем крутой технический подъем требует большого скачка передач. Чтобы приспособиться к этому, размеры звездочек на кассетах для горных велосипедов требуют больших зазоров, что означает, что приходится жертвовать некоторыми плавными, и в то же время жесткими переключениями, которыми обладают дорожные версии.
Создание 10, 11, а теперь даже 12 скоростных кассет стало значительным событием в мире горных велосипедов. Большее количество звездочек означает, что самая большая шестерня может иметь огромное количество зубьев — обеспечивая более легкие передачи для невозможных подъемов — одновременно уменьшая масштаб скачка между каждой шестерней. Эта эволюция позволила горным байкерам покончить со своими тройными цепями, в том числе с маленькой цепочкой из тюрьмы, которую часто называют «кольцом бабушки». Вместо этого, горные байкеры могут управлять двойными или даже одиночными цепями, уменьшая вес, беспорядок и частоту механических проблем.
Теперь 10-скоростные кассеты для горных велосипедов выпускаются в таких диапазонах, как 11-32, 11-34,11-36 и 11-42.
Между тем, 11-скоростные кассеты для горных велосипедов выпускаются в еще большем диапазоне звездочек, обеспечивая еще больший выбор передаточного числа, например 11-40, 10-42 и даже 11-46.
12-ти скоростные трансмиссии также доступны для MTB. Соотношения варьируются от 10-50 до 11-50. Возможно, вам придется сменить ваши манетки и передние звезды, чтобы перейти на 12-и скоросную кассету.
Кассета на горном велосипеде
Дорожные велосипедные кассеты
Самая большая звездочка на кассете для дорожного велосипеда обычно меньше, чем на горных велосипедах, обеспечивая меньшие скачки между передачами. Большинство дорожных велосипедных кассет имеют звездочку с наименьшим размером 11, 12 или 13 зубьев, затем от 21 до 32 зубьев на самой большой звездочке.
Подавляющее бол ьшинство дорожных велосипедов поставляется с кассетой 12-25, которая подходит для большинства ландшафтов в сочетании с компактной или стандартной цепью.
Если вы ездите по холмам или боретесь со скалолазанием, вам может подойти кассета с самой большой звездочкой с меньшим соотношением (одна с большим количеством зубьев, например, 27 или более). Это позволит вам дольше крутить, а не шлифовать.
При выборе кассеты для дорожного велосипеда убедитесь, что ваш переключатель может вместить самую большую звездочку. Задний переключатель более длинной клетки необходим для крупных звездочек, потому что требуется больше цепи, чтобы обойти большее количество зубьев. Используя небольшой переключатель в клетке с большой звездочкой вы рискуете перетянуть переключатель. В таком случае цепь может значительно провисать при езде на меньших звездочках в кассете.
Для восхождения на гору и пересеченной местности мы рекомендуем использовать дорожную кассету, такую как 11-28T SRAM Red 22 XG1190 11-скоростная кассета (A2) или 11-34T Shimano Ultegra R8000 11-скоростная кассета .
Для более ровной трассы мы рекомендуем использовать дорожную кассету, такую как 11-25T SRAM Red 22 XG1190 11-скоростная кассета (A2) или 11-28T Shimano Ultegra R8000 11-скоростная кассета
Кассета на шоссейном велосипеде
Совместимость между разными кассетами
Можно использовать кассету другой марки, не такой как остальная часть вашей трансмиссии, например кассету SRAM с переключателем Shimano. Тем не менее, это не всегда так. Следует отметить следующую перекрестную совместимость опций кассеты:
Кассеты SRAM и Shimano на дорожном или горном велосипеде взаимозаменяемы, так как расстояние между звездочками одинаковое.
Дорожные кассеты Campagnolo будут работать только с трансмиссиями Campagnolo.
Как мне установить мою новую кассету?
Когда вы найдете идеальную кассету для своего велосипеда, как вы ее установите? Вы будете рады узнать, что процесс относительно прост. Вам понадобится цепной кнут (хлыст), специальный инструмент для снятия кассеты Shimano или Campagnolo (он так и называется — ключ для снятия кассеты), разводной ключ и, возможно, несколько перчаток.
Подобно вышеприведенной перекрестной совместимости, инструмент для снятия кассеты Shimano будет работать с кассетой SRAM.
После того как вы удалили заднее колесо, закрепите кассету с помощью хлыста, присоедините инструмент для снятия, и снимите стопорное кольцо с регулируемым гаечным ключом. Удалите старую кассету и замените ее на новую, а затем установите на место стопорное кольцо с помощью цепного хлыста и гаечного ключа.
Хлыст Ключ для снятия кассеты
Несколько слов о трещетках
Основным недостатком конструкции данного механизма является то, что подшипник со стороны привода расположен внутри и, таким образом, потенциально находится далеко от опоры оси со стороны привода. Чем дальше от опоры, тем большее напряжение создается на оси, которая может изгибаться или даже ломаться. Типичный пример — шатающаяся трещотка на старом дешевом велосипеде. Такие механизмы были достаточно популярны до конца 1980-х годов.
Поскольку число звездочек в трансмисии превысило пять, а кластеры стали физически шире, конструкция кассеты начала заменять трещотку. Сегодня редко можно встретить вольнобег на велосипеде с более чем семью скоростями. Некоторые новые односкоростные — особенно BMX и внедорожники, многоцелевые велосипеды нижнего уровня продолжают изготавливаться и продаваться с трещотками. Усилие педали затягивает колесо со ступицей, поэтому инструмент для его установки не требуется. Однако это может вызвать затруднения со снятием механизма с колеса. Для этого используются специальные ключи-сьемники трещотки. К сожалению, бывает действительно трудно снять звезды, не повредив их при этом. Но люди часто предпочитают купить трещотку из-за дешевизны этого варианта.
Если вы хотите доверить выбор кассеты профессионалам, приезжайте в Goldenbike!
Кассеты Shimano
Последняя версия перевода этой статьи Шелдона Брауна (Sheldon Brown) была сделана Игорем Карповым, за что ему огромное спасибо!
Трещотки и втулки (Freewheels and freehubs)
Трещеточные задние втулки имели стандартную резьбу, на которую можно было навинтить стандартную трещотку с блоком звездочек (freewheel). Это позволяло использовать трещотку любой фирмы со втулкой любого производителя. Если ваши звездочки изнашивались или же вам хотелось иметь другой набор звезд, вы могли просто отвинтить трещотку и привинтить другую.
В настоящее время кассетные втулки (freehub) почти полностью вытеснили традиционные резьбовые трещотки. Грустно терять взаимозаменяемость, но новые втулки работают столь хорошо, что их смело можно признать новым стандартом.
Традиционная резьбовая трещотка (Threaded Freewheel) | Традиционная резьбовая втулка (Threaded Hub) | Кассетная втулка (Cassette Freehub) | Блок звездочек (Cassette Cluster ) |
---|
Преимущества кассетных втулок
Из-за расположения подшипников в кассетных втулках Shimano поддержка оси располагается ближе к концам. В результате погнутые оси – редкая проблема с этими втулками. Не все производители кассетных втулок используют этот принцип – он запатентован Shimano.
Кассетная втулка включает в себя храповой механизм (он все еще заменим). Если вы изнашиваете задние звездочки, вы заменяете только их – не заменяя храповик. Обычно он работает намного дольше, чем звездочки.
Звездочки чаще всего продаются набором – кассетой. Для простоты установки звездочки в кассете чаще всего скреплены тремя маленькими болтами или заклепками. Эти болты/заклепки ни в коем случае не необходимы, они просто удерживают звездочки и прокладки (спейсеры) в правильном порядке и облегчают установку кассеты. В продаже встречаются и отдельные звездочки.
Некоторые из высококачественных кассет используют "паук" – промежуточную отливку из алюминия, скрепляющую 3, 4 или 5 самых больших звезд. Это снижает вес, но звездочки, "сидящие" на "пауке", не могут быть заменены кроме как все вместе.
Снятие и установка кассеты
На современных кассетах типа "Hyperglide" (т.е. на всех кассетах, производимых с конца 80-х) используется резьбовое стопорное кольцо (lockring), которое закрепляет звездочки на шлицах барабана (барабан — внешний корпус храпового механизма). Существует специальный инструмент (съемник кассеты), который подходит к пазам закрепляющего кольца. Некоторые съемники имеют длинную ручку, некоторые (вроде того, что на фотографии), имеют шестигранную форму – их можно зажать в тисках или же вращать с помощью мощного гаечного ключа.
Стопорное кольцо имеет стандартную правую резьбу – затягивается вращением по часовой стрелке. Если вы хотите снять кольцо, вращайте против часовой, но при этом храповой механизм будет прокручиваться и для удержания кассеты вам понадобится хлыст.
Внутри стопорного кольца можно видеть 12 шлицевых углублений (пазов) | Съемник кассеты и хлыст установлены, можно отворачивать стопорное кольцо |
Uniglide
Звездочки старых кассет Shimano использовали дизайн зубьев, называемый Uniglide. Они имели 9 идентичных пазов, которые соответствовали выступам на корпусе храповика (барабане). Между звездочками находились прокладки (спейсеры). С 5- и 6-скоростными кассетами использовались 3.65мм спейсеры, с 7-скоростными – обычно 3.1мм. Для 8-скоростных кассет использовались прокладки толщиной 3.0 мм.
Звездочки, имевшие меньше 14 зубьев, имели "встроенную" прокладку (прокладка была частью звезды), но остальные звездочки можно было перевернуть и использовать как новые! Звездочки с вмонтированными прокладками были доступны для 5- и 6-скоростных кассет, для 7-скоростных и для 8-скоростных.
Наименьшая звездочка на Uniglide-кассете не была шлицевой, она была резьбовой. При навинчивании на барабан (на конце которого соответственно была резьба) она сжимала все остальные звездочки вместе.
Чтобы снять такую кассету, необходимы 2 хлыста – один для удержания кассеты, другой для отвинчивания маленькой звездочки. Поворачивайте маленькую звездочку хлыстом против часовой стрелки, другим хлыстом удерживая остальные звезды от вращения. Втулки Dura-Ace использовали другую, меньшую резьбу, которая работала только с резьбовыми звездочками Dura-Ace. (Одно время можно было отдельно купить 11-зубую резьбовую звездочку под Dura-Ace, но потом они исчезли).
Кассеты Uniglide больше не производятся. Если у вас есть втулка, предназначенная для таких кассет, лучшее, что можно сделать – это модернизировать ее, заменив храповой механизм с барабаном (все это вместе еще называют "орехом") на механизм, совместимый с Hyperglide.
Как вариант, можно поставить Hyperglide-кассету на Uniglide-барабан, сточив на нем один широкий выступ (или же расточив узкий паз на каждой из звезд, что проще). Это не очень сложно. Правда, для закрепления кассеты вам все равно понадобится маленькая резьбовая Uniglide-звездочка. Достать ее сегодня не так-то просто.
Ранние Hyperglide-втулки (фото посередине) имели как внутреннюю, так и наружную резьбу, так что они могли работать с обоими типами кассет.
Hyperglide ®
При использовании традиционных систем переключения смена передачи осуществляется смещением цепи вбок – до тех пор, пока она не перестанет сцепляться со звездочкой, на которой была. Отцепившись, она падает (или поднимается) на следующую, ближайшую с этой стороны звезду.
В конце 80-х Shimano представило "Hyperglide" – новый дизайн звездочек, который позволял цепи одновременно зацеплять две смежные звездочки. Цепь зацепляет новую звезду прежде чем отцепляется от предыдущей. Результат – переключение осуществляется мягче, тише и быстрее.
Это достигается путем придания зубьям звездочек различных форм, а также формированием наклонных плоскостей на боках звезд – для облегчения перехода цепи.
Для того, чтобы эта система работала, вращательное положение каждой звезды должно быть четко зафиксировано относительно смежных звезд. Uniglide-звездочки могли быть установлены на барабан в 9 различных положениях (18 если считать перевернутые позиции!). Звездочки Hyperglide могут быть установлены только в одном. Для этого один из пазов на звездочках уже, чем другие. Он подходит к соответствующему выступу на Hyperglide-барабане. На каждой звездочке есть значок "^", указывающий на широкий паз.
Так как поворотная позиция звездочки критична к созданию «Hyperglide», резьбовые звездочки не могут использоваться. Все звездочки в Hyperglide кассете — с пазами, и специальное стопорное кольцо с внутренней резьбой зажимает набор вместе. Это стопорное кольцо использует тот же самый съемник, как и для обычных Shimano и Sachs трещоток.
Соответственно, резьбовые Uniglide-звездочки уже не могут использоваться в Hyperglide-кассете. Наименьшая звездочка (закрепляемая стопорным кольцом) является шлицевой и может быть установлена только в одном положении на барабане.
Люди часто говорят, что Shimano меняет стандарты, не обеспечивая обратной совместимости. В данном случае это не так. Когда Shimano разработали Hyperglide, они сделали корпус втулки совместимым с Uniglide-кассетами. Многие, особенно ранние, Hyperglide-барабаны имеют наружную резьбу, позволяющую навинтить на них маленькую резьбовую Uniglide-звездочку (см. фото выше)
К тому же большинство старых кассетных втулок Shimano могут быть модернизированы установкой Hyperglide-храповика (ореха). Это несложная и недорогая модификация (прим. пер.: не такая уж и недорогая – иногда до 80% от стоимости втулки).
Для того, чтобы Hyperglide-кассета работала, каждая звездочка должна быть разработана для использования в определенном положении относительно соседних звезд. К примеру, в 7-скоростных кассетах есть 3 различных звездочки на 15 зубьев: одна для работы между 13- и 17-зубыми звездами, другая для работы между 14- и 17, и третья работает между 14- и 16-зубыми.
Hyperglide-кассеты обычно продаются в сборе и различные комбинации звезд обозначаются буквами (к примеру, ab, ba, bd, be и др.). Существует довольно большое число комбинаций.
Кассеты, переключатели и втулки: "дорожные" или "горные"
При обсуждении кассет термины "дорожная" или "горная" имеют скорее маркетинговое, а не техническое происхождение.
- "Дорожные" или "Горные" Кассеты:
Кассеты поставляются в различных комбинациях звезд. Если разница между размерами звездочек невелика и в наборе нет больших звезд, то такую кассету обычно называют «дорожной». Если же кассета имеет большой диапазон значений и большие звезды, то ее обычно называют «горной». - "Дорожные" или "Горные" Переключатели:
Аналогично, переключатели поставляются с различной длиной лапок. Переключатели с короткой лапкой («дорожные») будут работать только с «дорожными» кассетами, поскольку у них недостанет емкости для компенсации провиса цепи при использовании «горной» кассеты. Также «дорожные» переключатели могут иметь ограничения по большой звезде в кассете, поскольку при использовании «горной» кассеты верхний ролик может начать тереть по большой звезде.
Переключатели с длинной лапкой имеют большую емкость и могут работать со всеми типами кассет. Такие переключатели обычно называют «горными». Раньше их чаще называли «туринговыми». (Прим. переводчика: «горные» переключатели Sram могут работать только с «горными» кассетами — не более «шоссейными», чем 11-28 или 12-28).
Заметим, что заднему переключатели "не важно" сколько передач у вас на велосипеде. Для использования 10-скоростной кассеты вам не нужен 10-скоростной переключатель. Это верно по отношению ко всем переключателям Shimano, за исключением Dura-Ace 1996 г. и более ранних. - "Дорожные" или "Горные" Втулки:
По идее, никаких проблем с взаимозаменяемостью и совместимостью «горных» или «дорожных» втулок и кассет нет, если совпадает количество звезд.
Кроме того, втулки, помеченные как «8-, 9- или 10-скоростные» будут работать с любым числом звезд! (Прежде чем устанавливать 7-скоростную кассету на 8-, 9- или 10-скоростную втулку, добавьте 4,5мм спейсер).
Любая Hyperglide-кассета Shimano совместима с любой Hyperglide-втулкой Shimano со следующими оговорками:
- 7-скоростные втулки работают лишь с 7-скоростными кассетами (тут есть хитрость: см. ниже)
- Втулки Dura-Ace 7800 (2004-2006 гг., 2007 г.) будут работать только с 10-скоростными кассетами Dura-Ace (барабан у втулки алюминиевый и поэтому используется особая форма шлицов)
- Многие старые втулки не рассчитаны на использование 11-зубых звездочек (см. ниже)
- Втулки и кассеты Capreo (специальная группа Shimano с высокими передаточными коэффициентами, разработанная для использования на велосипедах с маленькими колесами) совместимы только «сами с собой».
Внимание : Хотя с точки зрения совместимости с кассетами «Дорожные» и «Горные» втулки не имеют между собой никаких различий – разумеется, с учетом приведенных выше замечаний, – они различаются измерением «контргайка-контргайка» (Over-Locknut-Dimension), которое должно соответствовать расстоянию между дропаутами рамы (Spacing). Это измерение/расстояние равняется 130 мм для «дорожных» втулок и велосипедов, тогда как в «горных» втулках это значение обычно составляет 135мм.
Дополнительные 5 мм придают заднему колесу несколько большую жесткость благодаря уменьшению его асимметричности (см. Dishing). «Горные» втулки также обычно лучше защищены от грязи и воды.
Стандартные 7-скоростные кассеты Shimano
Стандартные 8-скоростные кассеты Shimano
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Megarange | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 34 | ||||||||||||||
ak/an | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 30 | ||||||||||||||
P | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | ||||||||||||||
Q | 12 | 13 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | Discontinued | |||||||||||||
R/ah | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | ||||||||||||||
S | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | ||||||||||||||
T | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | ||||||||||||||
U | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | ||||||||||||||
V | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 26 | ||||||||||||||
W | 12 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | ||||||||||||||
Звездочки, выделенные цветом, взаимозаменимы с другими звездочками того же размера, выделенными тем же цветом! |
Стандартные 9-скоростные кассеты Shimano
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Dura-Ace | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | |||||||||||||
Dura-Ace | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
XT ar | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | |||||||||||||
LX ar | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | |||||||||||||
XT as | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 30 | 34 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | |||||||||||||
XTR | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 23 | 26 | 30 | 34 | |||||||||||||
XT | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 23 | 26 | 30 | 34 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Harris Century Special | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | 30 | |||||||||||||
Harris Cyclotouriste 13 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | 30 | 34 | |||||||||||||
Harris Cyclotouriste 14 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | 30 | 34 | |||||||||||||
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
Звездочки, выделенные цветом, взаимозаменимы с другими звездочками того же размера, выделенными тем же цветом. Отдельные 9-скоростные звездочки на 16 зубьев и меньше также взаимозаменимы! |
Дополнительно Shimano производит cпециальные втулки и кассеты Capreo для велосипедов с маленькими колесами: | 9 | 10 | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 |
---|
За исключением группы Capreo, 8- и 9-скоростные втулки Shimano полностью взаимозаменимы. Так что любая 8-скоростная втулка может быть использована в качестве 9-скоростной и наоборот. Если вы выбрали кассету, где маленькая звездочка имеет 11 зубьев, см. ниже раздел про Hyperglide C.
Примечание: Кассеты ak, P, Q, R и большая часть 9-скоростных кассет используют паук для скрепления больших звезд. Это позволяет снизить вес, но такие звездочки могут быть сменены только все вместе.
Стандартные 10-скоростные кассеты Shimano
8-, 9- и 10-скоростные кассеты/втулки полностью взаимозаменимы если речь идет об оборудовании, предназначенном для использования со стальными (или титановыми) барабанами. Единственное, что действительно будет различаться с изменением числа скоростей – это манетки.
Начиная с 2004 года Dura-Ace использует алюминиевый барабан (корпус храповика), он может работать только с соответствующей 10-скоростной кассетой Dura-Ace.
Начиная с 2005 года колеса Ultegra WH-R600 также имеют алюминиевый барабан. Он также работает лишь со специальной 10-скоростной кассетой (обычные втулки Ultegra имеют стальной барабан).
На 10-скоростных кассетах Dura-Ace звездочки, имеющие 18 зубьев и более, сделаны из титана.
Part Number | Series | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
FW0711 | Dura-Ace 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | |||||||
FW0712 | Dura-Ace 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||
FW0713 | Dura-Ace 10 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |||||||
FW0714 | Dura-Ace 10 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | |||||||
FW0715 | Dura-Ace 10 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||
FW0716 | Dura-Ace 10 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 |
Расстояние между звездочками (sprocket spacing)
Center-to-center Spacing | Sprocket Thickness | Spacer Thickness | Total Width | |
---|---|---|---|---|
«Regular» 5-/6-speed | 5.3 mm | 1.85 mm | 3.5 mm | |
Sun Tour «Ultra» 6-speed | 5.0 mm | 1.85 mm | 3.15 mm | |
Sun Tour «Accushift» 6-speed | 5.5 mm | 2.0 mm | 3.5 mm | 30 mm |
Shimano HG 7-speed | 5.0 mm | 1.85 mm | 3.15 mm | |
Shimano IG 7-speed | 5.0 mm | 2.35 mm | 2.65 mm | |
SRAM Freewheel 7-speed | 5.0 mm | 1.8 mm | 3.2 mm | |
Sun Tour 7-speed | 4.8/5.0 mm | 2.0 mm | 3 x 2.8 mm(L) 3 x 3.0 mm(H) | 31.5 mm |
Campagnolo 8-speed | 5.0 mm | 1.9 mm | 3.1 mm | |
Sachs 7-speed & 1997 8-speed | 5.0 mm | 1.8 mm | 3.2 mm | |
Sachs 1998+ 8-speed | 4.8 mm | 1.8 mm | 3.0 mm | |
Shimano 8-speed | 4.8 mm | 1.8 mm | 3.0 mm | |
SRAM Cassette 8-speed | 4.8 mm | 1.8 mm | 3.0 mm | |
SRAM Freewheel 8-speed | 5.0 mm | 1.8 mm | 3.2 mm | |
Sun Tour 8-speed | 4.8/5.0 mm | 2.0 mm | 3 x 2.8 mm(L) 4 x 3.0 mm(H) | 36.5 mm |
Campagnolo 9-speed | 4.55 mm | 1.75 mm | 2.8 mm | |
Shimano 9-speed | 4.34 mm | 1.78 mm | 2.56 mm | |
SRAM 9-speed | 4.34 mm | 1.8 mm | 2.54 mm | |
Campagnolo 10-speed | 4.12 mm | 1.7 mm | 2.42 mm | |
Shimano 10-speed | 3.95 mm | 1.6 mm | 2.35 mm |