Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде
Настраиваю задний переключатель на примере shimano deore xt
Очень частая проблема с которой сталкиваются велосипедисты это нечеткая работа заднего переключателя. Сегодня попробуем разобраться как же его настроить с нуля или отрегулировать, если настройки сбились.
Данная статья подойдет для для настройки всех переключателей shimano, sram, campagnolo, microshift и других в не зависимости сколько у вас скоростей на велосипеде начиная от 2 и кончая 11 скоростными блоками звезд на заднем колесе.
Инструменты:
Из инструментов, которые вам могут понадобиться это крестовая отвертка и возможно шестигранник или ключ на 10 или 8 в зависимости от переключателя. Также очень удобно работы проводить на специальной велостойке, но без нее вы тоже справитесь.
Причины ухудшения работы заднего переключателя:
1. Отсутствие обслуживания. Чаще всего переключатель при покупке велосипеда работает четко и без нареканий, но посоле сезона эксплуатации можно заменить ухудшение работы или даже соскакивания цепи с крайних звезд. В 70% случаев помогает настройка заднего переключателя, но иногда и это не помогает, тогда следует заменить тросик и рубашку, так как они забиваются грязью и мешают плавному ходу тросика в рубашке. Обычно ТО велосипеда делают раз в год, в которе включена настройка переключателей.
Иногда для экономии смазывают тросик солидолом или любой другой смазкой и получается на время улучшить работу, но в последствии смазка притягивает к себе пыль и работа снова ухудшается, поэтому придется проделывать такую процедуру чаше чем этого бы вам хотелось.
2. Износ самого переключателя. Все когда-нибудь ломается и переключатель на велосипеде не исключение. Чаше всего изнашиваются оси параллелограмма переключателя из-за чего образуется небольшой люфт, который не дает правильно настроить переключение.
3. Износ звездочек переключателя. Со временем изнашиваются пластиковые звездочки из-за чего цепь уже не держится на них, что приводит к плохой работе переклюка. Также оси звездочек могут изнашиваться и звездочка будет излишне болтаться на оси, что приводит к ухудшению переключения.
4. Кривой петух или сам переключатель. Когда вы падаете или задеваете что-то переключателем, то чаше всего гнется (ломается) петух, так как он сделан специально из более слабого сплава чем сам переключатель (чтобы сохранить целой более дорогую запчасть). Искривление не дает вставать цепи ровно, что сводит старания по настройке перекидки к нулю. Читай как выпрямить петух своими рукам.
5. Проблемы с тросиком. Иногда при установке или при падении тросик может сильно изогнутся, после чего место изгиба будет препятствовать плавному движению тросика в рубашке. В этом случае требуется его замена.
Так же бывает, что тросик разлохмачивается (вот почему следует использовать наконечники тросов) и в последствии одна из стонких нитей начинает отделяться от основного пучка, в итоге препятствует нормальному движению тросика в рубашке. Иногда может порваться одна нить в тросике и тоже не давать нормально работать, тут можно вычленить ее из основного пучка по все длине тросика. Но самым лучшим вариантов будет заменить тросик на новый.
Если тросик был установлен новый, то иногда через некоторое количество километров (около 100 км.) можно заметить ухудшение переключения — это из-за того, что тросик немного растягивается. В этом случае немного нужно будет подтянуть болт натяжения тросика.
Важно! Если хоть одна из 5 проблем у вас присутствует, настроить переключатель идеально будет не возможно!
Регулировка заднего переключателя скоростей на велосипеде
После того как мы исключили все 5 возможных проблем с задним переключателем можем приступить к его настройке. Я взял велосипед с задним переключателем shimano и поделил всю настройку на 8 этапов:
1. На манетке скидываем на самую большую скорость (которая соответсвует самой маленькой звезде на блоке ведомых звезд). Крутим педали, чтобы цепь оказалась на маленькой звезде. (теперь вы понимаете почему так удобно работать со стойкой)
У меня на манетке не показываются цифры, но поверьте положение индикатора стоит на «цифре» 9. Что соответствует самой маленькой звезде на кассете.
Во время настройки заднего переключателя на ведущих звездах (передних) цепь лучше расположить там, где вы ее чаше всего используете. Обычно это центральная звезда на системе из 3 звезд.
2. Ослабляем шестигранник или болт, который держит тросик.
3. Закручиваем до упора, а потом возвращаем на один виток назад все регулировочные барашки натяжения троса, которые находятся на переключателе и на манетке (иногда на велосипедах регулировочный винт один, чаще всего он находится на переключателе, реже на манетке).
В моем случаем регулятор натяжения троса находится только на манетке. На фото видно как я кручу барашек.
4. Натягиваем рукой тросик (изо всех сил тянуть не нужно, главное чтобы он не провисал и был натянут по всей своей длине) и закручиваем держащий тросик болт.
5. Совмещаем центр роликов лапки переключателя с центром самой маленькой звезды на велосипеде. Некоторые для прохождения этапов 5 и 6 снимают цепь для более точной настройки. Я в этом необходимости не вижу, можно не снимать, особенно если у вас переключатель не самого топового уровня, типа шимано tourney, acera или alivio.
Собственно все это перемещение переключателя происходит с помощью регулировочных винтов с буквами «H» и «L».
Регулировочные винты положения лапки переклюка выглядят примерно так.
Крутим винт «H» отверткой до тех пор, пока центры роликов на лапке переклюка и маленькой звезды не совпадут и переходим к следующему этапу.
На фото я показал красную линию, по которой можно увидеть, что ролик переключателя находится под малой звездой на кассете, а значит крайнее положение настроено верно.
6. Переключаем на манетке на самую маленькую скорость (цифра 1), которая соответствует самой большой ведомой звезде. Крутим педали, чтобы цепь перешла на крайнюю звезду. И также совмещаем центр роликов лапки с центром самой большой звезды. Все это совмещение происходит с помощью винта «L».
На манетке индикатор переключения скорости на цифру 1, если цифр нет в самое крайнее положение, что должно соответствовать самой большой звезде на кассете.
По сути дела винты «H» и «L» служат в роли крайних ограничителей для вашего переключателя, что позволяет цепи не слетать во время движения и сохранять вам жизнь.
Выставляем крайнее положение лапки переключателя, чтобы переключатель не попал в спицы колеса. Путем совмещений осей самой большой звезды на кассете и оси лапки переключателя.
7. Скидываем опять на самую большую скорость. Не забываем крутить педали 🙂 Цепь должна оказаться на самой маленькой звезде. Далее переключаем на одну скорость и крутим педали, если цепь не перескакивает или перескакивает не сразу значит вам нужно немного выкрутить регулировочный винт, который регулирует натяжение троса (получается мы натягиваем трос).
Далее опять проверяем и переключаем с самой большой скорости на одну ступень ниже (если 8 скоростная кассета, то с 8 на 7 скорость), если переключение произошло сразу, поздравляю вы настроили переключатель! Можете проверить, оставшиеся скорости также легко и четко будут переключаться как вверх так и в низ!
Цепь должна перескочить на соседнюю скорость. В моем случае это 9 скоростная кассета. Переключаю с 9-ки на 8-ку.
8. Настраиваем расстояние от самой большой звезды до ролика переключателя. Это расстояние должно быть около 4 мм, если расстояние будет больше четкость переключения будет снижена. За регулировку этого зазора отвечает регулировочный винт на переключателе. Выкручивая винт расстояние уменьшается, вкручиваем увеличивается. настройка производится на самой большой звезде соответствует цифре 1 на вашей манетке.
Возможные ошибки при настройке заднего переключателя
Вопрос: А что, если я выкрутил до конца регулировочный винт, а цепь так и не переключает на 1 скорость ниже?
Ответ: Скорее всего вы плохо натянули тросик рукой из этапа 4 или вы сделали это при не достаточно закрученных регулировочных винтах натяжения тросса из этапа 3, а также возможно вы натягивали тросик не на самой большой скорости на манетке описанное в этапе 1.
Вопрос: Я дошел до этапа 7, но цепь оказалась не на самой маленькой звезде почему?
Ответ: Возможно вы слишком сильно натянули тросик руками в этапе 4, в этом случае попробуйте немного ослабить натяжение троса регулировочным винтом. Если цепь все-таки не перейдет на крайнюю малую звезду следует повторить этапы с 1 по 4.
Видео по настройке заднего переключателя:
Поделитесь своим опытом настройки переключателей в комментариях.
Принцип работы заднего переключателя скоростей
Задний переключатель скоростей — это параллелограммный механизм с мощной пружиной, который перемещает вдоль оси кассеты рамку («лапку») с закрепленными роликами. Переключатель скоростей устанавливается на «петух» при помощи полого болта и может качаться вверх-вниз для поддержания постоянного расстояния от направляющего ролика до звезд кассеты. Переключение передач в одну сторону осуществляется посредством натяжения тросового, гидравлического или электрического приводов. В обратную сторону переключатель перемещается под натяжением пропущенной через него цепи.
Переключение скоростей возможно только при кручении педалей вперед. Переключая скорости старайтесь уменьшить нагрузку на педали, хотя переключение возможно и при большой нагрузке это нежелательно, так как может привести к ускоренному износу или поломке деталей переключателя.
Материалы
От материала из которого изготовлен задний переключатель скоростей велосипеда зависит его прочность, долговечность и стоимость. По материалам изготовления переключатели можно разделить на следующие категории:
- Сталь применяют при изготовлении задних переключателей самого низкого уровня. Такие переключатели обычно самые дешевые, но и самые недолговечные.
- Алюминиевые сплавы применяются в задних переключателях среднего уровня. Некоторые детали у таких переключателей могут изготовляться из стали (регулировочные болты, возвратная пружина, одна из щечек рамки).
- Самые прочные и дорогие переключатели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.
Ролики
У задних переключателей скоростей велосипеда есть два пластиковых ролика: направляющий (верхний) и натяжительный (нижний). На некоторых моделях задних переключателей эти ролики не взаимозаменяемы между собой. Также есть разница между роликами разных производителей и разных моделей переключателей одного производителя. Ролики устанавливаются на подшипниках скольжения или качения и являются расходными материалами. Они изнашиваются быстрее самого переключателя, разбалтываются подшипники и стачиваются зубья. В этом случае их следует заменить на новые, иначе четкость переключения передач пропадет.
Различия задних переключателей скоростей велосипеда
При возникновении необходимости поменять задний переключатель скоростей возникает вопрос об их совместимости, так как существуют модели переключателей которые имеют до шести и более разновидностей, различных по конструкции.
В первую очередь отметим, что задние переключатели на 7-9 звезд взаимозаменяемы, следовательно можно использовать переключатель с 9-ти звездной кассеты на 7-ми звездной. А вот горные переключатели на 10 скоростей, как правило, не совместимы с кассетами на 9 звезд и менее.
Длина рамки заднего переключателя скоростей
Существуют три стандартных длины рамки, определяющие такой показатель как «емкость переключателя» — диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель скоростей. Большая длина рамки позволяет выбрать переключателю больший провис цепи — большую «емкость».
Если выразить по другому, то «емкость переключателя скоростей» — это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость заднего переключателя скоростей вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.
Если установить переключатель скоростей у которого рамка короче чем требуется, тогда цепь будет слабо натянута на передней маленькой и задней маленькой звездах (если длина цепи подобрана правильно).
Если установить задний переключатель скоростей со слишком длинной рамкой, это не повлияет на работу переключателя, однако увеличится вес и появится риск задеть рамкой переключателя какое-либо препятствие. Некоторые велосипедисты специально подбирают более короткую рамку, чтобы исключить задевание препятствия, но есть ли в этом смысл пока не ясно.
Точные значения емкости задних переключателей скоростей Вы найдете в каталогах производителей, но мы укажем примерное правило выбора длины рамки:
- короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
- средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
- длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.
Направление действия пружины
Самая распространенная конструкция задних переключателей скоростей (top normal), та в которой на большие звезды цепь затягивается тросиком (усилием велосипедиста), а в обратном направлении цепь стягивается пружиной. Так устроены все шоссейные переключатели, переключатели фирмы SRAM и большая часть горных переключателей фирмы Shimano.
В 2003 году компания Shimano выпустила задний переключатель с «перевернутой» конструкцией (Rapid Rise или low normal). При такой конструкции велосипедист посредством тросика сбрасывает цепь на малые звезды, а на большие она затягивается пружиной. Единственный плюс такого переключателя в том, что на обычных манетках меньшие цифры соответствуют меньшим звездочкам и понижение/повышение передач на обеих манетках происходит одинаково. Это может быть удобно для освоения новичками. Основной минус в том, что у такой конструкции меньшая грязеустойчивость.
Передаточное отношение привода переключателя скоростей
Передаточное отношение привода переключателя — отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих манетках и задних переключателях скоростей схему 2:1, SRAM — 1:1, именно поэтому задние переключатели этих фирм не взаимозаменяемы (хотя компания SRAM выпускает некоторые манетки совместимые с переключателями скоростей Shimano). Хотя инженеры SRAM и утверждают, что их система 1:1 обеспечивает более четкую работу в сложных условиях и при загрязнении тросиков, практического подтверждения этого замечено не было. А по мнению велосипедистов переключатели SRAM работают более жестко чем Shimano.
В настоящее время ситуация еще более осложнена появлением десятискоростных трансмиссий от Shimano и SRAM. Ни та, ни другая не совместимы с 9-скоростными аналогами той же фирмы, но при этом 9-скоростная трансмиссия SRAM совместима с 10-скоростной горной Shimano Dyna-Sys. Однако шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели от Shimano все еще рассчитаны под классический ход троса (2:1), поэтому в природе существуют «гибридные» манетки под прямой руль на 10 скоростей, совместимые с классическими переключателями (R-серия).
Подвод тросика к заднему переключателю скоростей
Этот показатель определяется способом присоединения рубашки тросика к переключателю. Существуют два способа:
- традиционная подводка тросика — тросик соединяется с переключателем сзади, при этом описывает петлю вокруг дропаута (кронштейн на раме для крепления колес).
- прямая подводка тросика — тросик подсоединен к переключателю сверху. При этом тросик проложен по кратчайшему пути.
Прямая подводка тросика значительно лучше традиционной, при ней нет изгиба тросика, а следовательно пропадает шанс зацепиться ей за какое-либо препятствие, а так же экономится вес.
Изначально задние переключатели с прямой подводкой выпускала только компания SRAM, а у Shimano были переключатели с традиционной подводкой. Для того, чтобы подвести к традиционному переключателю тросик напрямую можно использовать специальное устройство «avid rollamajig», которое доводило тросик под нужный угол. В новых моделях переключателей Shimano используют прямой способ подводки.
Технология Shadow
Эта технология была разработана и запатентована компанией Shimano. Она позволяет уменьшить выступ механизма вбок при езде на маленьких звездочках. По заявлению компании это позволяет уменьшить возможность повреждения заднего переключателя скоростей или петуха при падении на бок. Так же у таких переключателей используется более прямой подвод тросика.
Крепление на ось втулки
Существуют задние переключатели скоростей которые крепятся к оси втулки, в отличии от обычных переключателей которые устанавливаются на петух. Такой способ крепления используется в экстремальных дисциплинах, с учетом усиленной конструкции оборудования они более устойчивы к ударам, которые на обычном велосипеде вызвали бы поломку петуха. Минусом таких переключателей можно назвать большой вес, а также то, что при поломке такого переключателя часто придется менять и втулку.
Задняя ось скоростного велосипеда
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00
Главная />SKI блог />Планетарная втулка велосипеда — что в ней хорошего
Планетарная втулка велосипеда — что в ней хорошего
Переключение передач сейчас есть на всех велосипедах за редким исключением, например, на многих детских вариантах его нет. Однако, систем довольно много, но среди них выделяются планетарные втулки – узлы, встраиваемые в заднее колесо. Рассмотрим подробнее данный вариант.
Принцип работы
Планетарная втулка конструктивно близка к устройству КПП автомобиля, только должна быть максимально легкой, компактной и при этом достаточно надежной.
Состав механизма:
- «солнышко» или солнечная шестерня. Деталь так названа от того, что располагается в центре системы;
- сателлиты или планетарные шестерни. На них передается вращение от солнечной шестеренки;
- водило. Это кронштейн, на котором закреплены сателлиты. Он необходим для того, чтобы исключить хаотичное движение «планет», а так же определить направление их движения;
- эпициклическая шестерня, именно на нее передается вращение от педалей;
- звездочка, которая вынесена за пределы корпуса справа. Она сопряжена с исполнительным механизмом или шлицевым приводом. Когда меняется скорость на руле через переключатель, он подстраивает вращение колеса в соответствии с условиями.
Солнечная шестерня объединена с осью, она неподвижна. За счет наличия эпицикла и сателлитов, есть два способа снятия мощности. Во-первых, можно вращать эпицикл вокруг оси и снимать мощность с водила. Момент при этом будет больше, это понижающая ступень.
На прямой передаче ось вращается напрямую – это главная ступень. Фактически, механизм планетарки в этом случае не задействуется.
На повышающей передаче вращается водило, момент меньше за счет того, что эпицикл находится на большем радиусе. То есть корпус вращается медленнее сателлитов.
Это пример работы 3-скоростной втулки, однако, принцип одинаков для всех компоновок, вплоть до 7-8-скоростных. Отличие между ними только в числе шестеренок и вариантов их зацепления
Преимущества планетарки
Планетарная конструкция имеет ряд серьезных преимуществ в сравнении с альтернативами:
- надежность. Кассеты и трещотки не дают столь высокой точности работы, кроме того, планетарку можно переключать стоя на месте, в то время, как наружные навески — только на ходу;
- переключение напрямую. В классических системах срабатывание осуществляется последовательно, планетарная позволяет сразу выставить необходимую скорость;
- минимальное техническое обслуживание. Фактически, узел считается необслуживаемым компонентом, потому меняется целиком при поломке. Нет необходимости настраивать, смазывать, чистить, а ресурс планетарного узла значительно продолжительнее классики;
- односкоростная цепь. Устанавливается по одной звезде спереди и сзади, потому цепь при работе не перекашивается для переключения передач. Односкоростная цепь дешевле и служит значительно дольше в таком случае;
- доступность ножного тормоза. Это наиболее простой и надежный тип тормозов, который доступен на некоторых марках. Он имеется не у всех из них, при его отсутствии можно использовать ободной или дисковый;
- при такой компоновке можно использовать защиту цепи. Это снижает риск испачкать одежду при катании, а так же уменьшает количество грязи, попадающей на цепь. В результате ее можно реже обслуживать;
- отличный вариант для эксплуатации зимой. В мороз такие «коробки передач» полностью защищены от снега, не обледеневают. Если планетарка оснащена барабанным тормозом, то он в морозы окажется многократно надежнее и эффективнее навесных конструкций;
- при падениях механизм будет в безопасности;
- переключение понятнее интуитивно, так как используется только одна манетка.
Недостатки
Разумеется, этот механизм не лишен недостатков:
- цена. Это основной недостаток, оснащение стоит не менее 4-5 тысяч рублей, а качественное от 8-10 тысяч. Однако, за счет большей долговечности и отсутствия необходимости в обслуживании, в долгосрочной перспективе цена окупается;
- маленькое передаточное отношение. У обычных систем переключения диапазон передаточных отношений составляет 550% в среднем. То есть один оборот педалей на самой низкой передаче позволит проехать расстояние, в 5,5 раз меньшее, чем на самой высокой. У планетарок этот показатель составляет в среднем 300%, потому они не позволят с легкостью подниматься в крутые горки, на прямых участках скорость будет не так высока. Этот недостаток отсутствует только у дорогостоящих 7, 11, 14-скоростных моделях;
- вес. Деталь достаточно тяжелая, в среднем 1,2-3 кг. Однако, при ее установке отпадает необходимость в кассетах, трещотках, переключателях, спереди остается только одна манетка, на раме остается меньше каналов с тросами. В сочетании это делает разницу в весе минимальной (в пределах 500-700 грамм при аналогичных показателях);
- неремонтопригодность. Нельзя сказать, что оборудование совсем не разбирается и не обслуживается, но без специальных знаний и инструмента провести ТО будет проблематично;
- нельзя использовать эксцентриковые зажимы. Если втулка слабо крепится на дропаутах, то может провернуться, повредить раму или оказаться сломанной самой;
- ниже КПД. При работе узел испытывает сильное трение из-за большого числа зубчатых передач. В итоге КПД педалирования в среднем падает до 92%, хотя у классических схем переключения оно достигает 98%.
Марки и модели
На данный момент выпуском занимается несколько компаний:
Самым продвинутым технически является «Ролофф». Компания разработала 14-скоростной механизм, который может на равных конкурировать с навесными аналогами
У «СРЭМа» есть 12-скоростная система с передаточным соотношением 400%.
У «Шимано» широкий ассортимент, в котором есть 3, 4, 7, 8-скоростные механизмы. А самый продвинутый имеет 11 передач.
«Штюрми» выпускает 3,5 и 7-скоростные модели, а так же гибридную кассетно-планетарную конструкцию.
Модели
Чаще всего на серийных велосипедах встречаются 3, 5 и 8-скоростные втулки, рассмотрим их распространенные варианты.
SHIMANO NEXUS 3C41
Цена: в минимальной комплектации, но с ножным тормозом около 5000-6000 руб
Трехскоростная в алюминиевом корпусе, имеется 36 отверстий под спицы. Конструктивно предусмотрен ножной тормоз, но есть возможность устанавливать и другие. Габариты 178Х120 мм, вес около 1200 грамм.
В данной системе используется следующее передаточное отношение:
Это простейший вариант планетарки, который подойдет не более чем для размеренного катания по городу. Активно штурмовать велодорожки не получится, крутой подъем будет серьезной проблемой
Цена: 7500-8000 в среднем
Sturmey-Archer радует адекватной ценовой политикой, например, данная модель рассчитана под дисковый тормоз, ее цена около 8 тысяч рублей, модель с ножным тормозом дешевле (около 7500 руб), маркируется RX-RC5.
Важно учитывать, что за эти средства многие компании предлагают уже полный комплект, который позволит установить узел на велосипед.
Комплектация включает:
- ведомую звезду с 20 зубьями;
- шифтер;
- трос с оплеткой;
- набор необходимых крепежей и расходников.
Передаточные числа начинаются от 64%, на второй – 80, далее главная передача – 100, 4-я – 125 и 5-я – 156%.
Это оснащение даст больше вариантов катания, но все-равно подойдет исключительно для города. Диапазон все еще слишком мал для активного педалирования и преодоления сложных рельефов
Цена: около 15 000 руб
Данную модель планетарки предлагает «Срэм», это увесистая деталь, весом 2188 грамм. Позволяет развить до 55 Нм крутящего момента.
Модель под дисковый тормоз стоит около 15 тысяч, рассчитана на 36 спиц. При этом, в комплект не входит манетка.
Важно отметить, что даже у этого варианта систем достаточно скромные передаточные отношения. Они приближаются к отметке в 300%, это позволит кататься по городу и по хорошему асфальту на дальняк. Да, скорости не будет, какого-то бешеного КПД на подъеме – тоже. У нас, в велопрокате , используются городские велосипеды именно с этой втулкой.
Однако, этот механизм уже позволит не катать велосипед рядом с собой в горку, а ехать самостоятельно в любых условиях.
Тонкости планетарной втулки
Установить планетарку можно, фактически, на любой велосипед. Однако, при этом необходимо располагать инструментом и навыками, которые позволят правильно провести операции. Часто проще обратиться в специализированную мастерскую, а вот почему, рассмотрим на примере 8-скоростной навески от «Шимано» — Nexus.
Планетарки практически не встречаются в России на серийных велосипедах, возможной причиной этого является сложность подбора, высокая стоимость и невозможность найти мастерскую, где специалисты могут установить впринципе. На штучные велосипеды планетарные механизмы устанавливаются еще реже
Если вы хотите поставить на свой велосипед «Нексус», то нужно учитывать, что купить полный комплект достаточно сложно. Дело в том, что есть несколько комплектаций, по которым практически невозможно получить консультацию.
Основных параметров, которые нужно учитывать – 3:
- тип посадочного места для тросов;
- тип кронштейна для подключения канала с тросом к лапке втулки;
- тип гайки, обеспечивающей жесткую фиксацию планетарки на дропаутах.
Для фиксации тросов служит лапка, точнее специальное крепление на ней. Лапка – это рычаг, к поворотному механизму которого подключается трос, и которая меняет скорость при изменении его натяжения. Элемент приобретается отдельно при заказе узла, чтобы выбрать необходимую деталь, нужно учитывать тип наконечника на тросе.
Канал троса пропускается через кронштейн на лапке, их так же несколько типов. Необходимо отталкиваться от типа используемых магистралей для прокладки линий переключения передач, чтобы выбрать подходящий вариант.
Планетарная втулка работает правильно только при строго фиксированном положении, она не должна прокручиваться. Для ее неподвижного крепления служит специальная гайка. На оси имеются специальные проточки, которые не позволяют оси проворачиваться в гайке. На самой гайке имеется выступ, который фиксируется в пазе дропаутов
Однако, есть два типа дропаутов:
Гаек так же два типа, что следует учитывать при заказе.
Осложняется ситуация тем, что очень сложно найти специалиста, который это знает и может сразу заказать все необходимое для монтажа узла.
Отличие велосипедных втулок
Каждый велосипедист время от времени мечтает о том, чтобы как-то обновить и улучшить свой велосипед.
Читая эту статью, вероятно, Вы так же решите это сделать.
Зайдя на сайт любого магазина сразу бросается в глаза большое количество выбора и нередко, все эти термины путают нас.
Давайте же вместе попробуем выяснить какие главные особенности надо учесть при выборе велосипедных втулок.
Важные особенности и различия велосипедных втулок
Перед тем как сделать свой выбор — необходимо уточнить несколько параметров, которые не зависят от того будет ли это передняя или задняя втулка.
• Назначение велосипеда.
В зависимости от того, шоссейный велосипед это, или кросс-кантри, любой производитель будет предлагать вашему вниманию много вариантов.
Разница будет заключаться в основной конструкции и задачах, с которыми должна справляться втулка.
Втулки для МТБ или гравийных велосипедов должны быть более прочными, выдерживать удары и постоянную вибрацию, в то время, как втулки для шоссейных велосипедов должны иметь минимальное сопротивление качению.
Еще одним вариантов втулок является втулки для обычных городских велосипедов. Они могут быть планетарные — с внутренний системой скоростей, или односкоростными. ну и конечно же с педальным тормозом, или без.
У производителя Shimano ддля шоссейных велосипедов в бюджетном сегменте отличным вариантом будет серия 105. Соотношение цены и качества при великолепном накате. В то время, как для велосипедов кросс-кантри этот же производитель серию Deore — втулки этой серии довольно долго прослужат, а их обслуживание будет не таким уж и затратным, ведь все необходимые запчасти Вы можете выбрать в нашем разделе «Втулки и компоненты
• Количество спиц.
Этот параметр очень важен для нас, особенно если мы уже имеем обод. Также в последнее время все чаще на рынке велозапчастей стали появляться втулки под прямые спицы — под такие втулки необходимо будет подобрать специальные спицы.
Очень важно правильно рассчитать и длину спиц.
Рассчитываем в соответствии с вашими размеров обода и втулки. Для расчета лучше всего использовать калькулятор спиц, например этот: Sapim Calculator
• Тип крепления и диаметр оси.
Сравните со старой втулкой или уточните в параметрах вашей рамы и вилки. Правильно подобранный диаметр оси очень важен. Различные рамы и вилки имеют разные крепления — это могут быть болты, гайки, быстрое крепление с помощью эксцентрика или ось. Детские, подростковые, городские или горные велосипеды начального уровня, как правило, имеют крепления эксцентрик или гайки. В велосипедах высшего уровня, как правило, используется крепления под эксцентрик или ось. Такой тип креплений значительно надежнее и увеличивает жосткисть конструкции.
Планетарные втулки и под одну скорость, как правило, имеют диаметр оси 10 мм. Еще одним важным фактором платератних втулок необходимость специальных компонентов установки под разный типов дропаутов велосипеда.
• Тип тормоза.
Учитывайте также и этот параметр. В то время, как для ободных тормозов втулка не требует дополнительных креплений. втулки под дисковые тормоза должны иметь специальное крепление. Ну и не забываем, еще в дорожных велосипедах часто используют задние втулки с ножным тормозом.
Также следует учесть тот факт, что крепления ротора имеет два типа:
Втулки с креплением ротора под 6 болтов
Втулки с креплением ротора под Center Lock
• Тип подшипника.
В зависимости от типа подшипников, втулки будут обладать различными свойствами. Втулки на промышленных подшипниках — более прочные, более долговечны и не требуют частого обслуживания, однако цена таких втулок значительно выше. Втулки на шарах качения больше подходят для шоссейных велосипедов. Такие втулки лучше переносят боковые нагрузки и имеют меньшее сопротивление качению.
Относительно защищенности от влаги и грязи — всегда считалось, что втулки на промышленных подшипниках более защищены. Однако компания Shimano разработала свою систему защиты от грязи и влаги, в результате чего, это позволило им производить все втулки на шарах, значительно уменшить их сопротивление качению, однако это не влияет на их долговечность. Мы получили надежные втулки с отличными показателями.
С минусов можно отметили лишь необходимость периодического сервиса — хотя и недостатком это назвать нельзя, ведь любой механизм нужно обслуживать для отличной работы.
• Ширина втулки — также важный параметр.
Будет очень обидно, если после долгих мук выбора втулка просто не поместиться в перья рамы или вилки. Поэтому рекомендуем Вам перед выбором втулки ознакомится с документацией производителя велосипеда, или сделать контрольные замеры старой втулки. Передние втулки обычно имеют ширину 100, 108 или 110мм.
Задние втулки имеют несколько больше вариантов ширины, обычно это 135, 142, 148 и буст втулки 150мм шириной.
Дело не столько даже в маркетинге а в технологиях, которые развиваются. На более старых велосипедах встречаются втулки 135 мм, в то время как на современных используют ширину 142 или 148мм. А на велосипедах типа даунхилл или эндуро часто можно встретить втулки с буст до 150 мм — это улучшает жосткисть колеса, что безусловно, является важным критерием для таких байков.
Планетарные втулки и втулки на одну скорость имеют свои размеры, обычно это 185мм.
Выбор задних втулок
Выбирая заднюю втулку, учитывайте несколько важных параметров:
• Крепление задних звезд.
Обратите внимание как крепятся задние звезды. Если на Вашем велосипеде позади установлено 6-7 звезд, как правило, они крепятся на резьбу, а значит, нам следует выбирать втулки с нарезным креплением. Как правило встречается на велосипедах начального уровня, но бывают и исключения.
Если у Вас 8-11 звезд — такие звезды крепятся на шлицевой барабан — на втулках Shimano это стандарт HG — он является более надежным и современным
Также учитываем количество звезд. Не все втулки с шлицевым барабаном рассчитаны на кассету под 10 или 11 звезд. Некоторые втулки имеют барабаны под 9 или 10 звезд, соответственно для установки кассеты на 11 — нужна другая втулка.
Втулки и кассеты Shimano на 12 звезд
Втулки под кассеты на 12-ти звезд имеют свое отличие. Такие втулки имеют специальный барабан Micro Spline, что имеет специальный профиль зубцов. Особливисттю такого барабана являются:
- Особо разработана технология зацепа барабана
- Уменьшен диаметр барабана, что позволило уменьшить и минимальную звезду кассеты с 11 до 10Т
- Уменьшение свободного хода к сцепке
- Уменьшение шума при свободном вращении барабана
- Улучшенный профиль шлицев барабана, что увеличивает сцепление, и продлевает срок работы барабана, по сравнению с барабанами HG
Первой серией, начала использовать такие барабаты стала серия XTR.
На данный момен уже несколько серий имеют в своем арсенале 12-ти скоростные трансмиссии, а именно:
XTR M9100
DEORE XT M8100
SLX M7100
DEORE M6100
а значит и соответствующие втулки с барабанами с технологией Mirco Spline
Также бренд Shimano имеет в своем каталоге, еще несколько втулок с барабаном Mirco Spline — серии MT400 и MT500
Здесь важно сказать, что сделаны они были, для возможности установить 12 скоростные трансмиссии на бюджетные велосипеды с креплением под эксцентрик с шириной хадних дропаутов 135 и 141 мм.
И хотя сам барабан имеет шлицы под 12-ти скоростные кассеты, внутренняя конструкция прививки используется стандарта HG- что не делает их менее надежными, однако более доступными в цене.
Определив все эти параметры, Вы смело можете приступать к выбору новой детали на Ваш любимый велосипед.
Конечно, есть несколько параметров о которых мы промолчали, но которые можно учитывать при выборе втулок: ширина между фланцами и их высота, диаметра круга отверстий спиц и так далее. Эти параметры будут важны, если вы подбираете втулку уже под существующее колесо и у Вас уже есть спицы определенного размера. Мы же в BIKE MARKET KIEV рекомендуем всегда при замене любого компонента колеса заменять спицы на новые. Дело в том, что металл имеет свойство уставать, особенно после длительного использования, а добавьте к этому еще физические усилия при разборе и сборе колеса и вы получите довольно шаткий компонент, который может существенно ухудшить впечатление от колеса, даже с новой втулкой. Установка новых спиц позволит Вам получить большую жесткость колеса, а значит — получить больше впечатлений от новых запчастей.
Для подбора используйте калькулятор спиц. Измерьте необходимые параметры, указанные в калькуляторе, введите данные и получите ответ. Конечно, купить спицы на новое колесо можно в нашем магазине..
Надеемся, эта статья была полезна для Вас.
Перейти в каталог втулок
Передние втулки здесь
Задние втулки здесь
Источники:
http://veloboy.ru/nastroyka-zadnego-pereklyuchatelya-sko/
http://velosreda.ru/zadnij-pereklyuchatel-skorostej-velosipeda
https://prokatski.ru/interesnoe/138-planetarnaya-vtulka
https://bike-market.com.ua/ru/otlichie-velosipednykh-vtulok/