Как пошагово настроить скорость на разных переключателях велосипедов
Функции переключения могут работать смазано, со сбоями, с опозданием. Это сказывается на качестве езды. Велосипедист должен знать, как настроить скорости на велосипеде, чтобы вовремя отрегулировать их. Провести настройку можно в домашних условиях, не прибегая к услугам специалистов. Главное, разобраться в устройстве, следовать инструкции.
Разновидности переключателей
Часть трансмиссии, отвечающая за переключение скоростей, нуждается в настройке. Перекидка состоит из крепления к петуху, упора рубашки, направляющих, фиксаторов, винтов регулировки цепи, параллелограмма, ролика натяжителя и лапки. Регулировка заднего переключателя скорости велосипедов зависит от конструкции:
Настройка велосипеда обусловлена механизмом переключения. Внутренний спрятан в задней панели, количество передач варьируется от трех до семи. Выдерживает частую эксплуатацию, работа не зависит от погодных условий, долговечный и надежный. Планетарные втулки позволяют менять скорость, даже не воздействуя на педали.
Внешние переключатели могут быть передними, задними. Они отличаются простотой конструкции, небольшим весом и низкой стоимостью. Позволяют активизировать широкий спектр скоростей. Передачи с таким переключателем имеют отрицательные стороны:
- подвержены влиянию неблагоприятной среды;
- легко повреждаются при механическом воздействии;
- при падении транспорта выходят из строя;
- нельзя переключить на стоящем транспорте.
Правильное переключение скоростей производят только в движении, а во время процесса снимают с педалей нагрузку. Посторонние звуки, клацанье – повод наладить функционирование переключателей. Идеальную работу обеспечивает исправный трос, недеформированная цепь, звезды.
Внешний задний
Внешний передний
Внутренний
Инструменты и подготовка
Причиной плохого переключения скоростей может послужить неисправность деталей, повреждение механизма, износ пружины, растянутый трос. Источником неисправности является также плохой ход цепи по звездам. Устранить недостатки можно самостоятельно, без помощи специалистов. Главное, запастись следующими инструментами и материалами:
Все детали предварительно очищают от загрязнений, налипшей грязи. Ветошь избавит от излишней смазки. Весь процесс сводится к освобождению троса, его регулировке и натягиванию. Настройка заднего и переднего переключателя скоростей на велосипеде проводится после проверки следующих факторов:
- исправность компонентов;
- ровное положение рамки переключателя;
- наличие деформаций;
- отсутствие люфтов;
- целостность роликов.
Перед тем как настраивать, проверяют цепь на износ. Специальная линейка позволит оценить степень растянутости, перекоса. Также очищают детали, снимают загрязнения с пружины, роликов, лапок. Избавляют от грязи и пыли тросик, проверяют его изношенность. Если с деталью все в порядке, то ее смазывают.
Загрязнения на тросике мешают переключению, так как создают дополнительное трение.
Настройка переднего переключателя скоростей проводится в последнюю очередь. Рекомендуется заняться сначала задним. Стоит учитывать, вне зависимости от фирмы производителя (Форвард, Стелс и так далее) исправление проходит в стандартном порядке.
Подготавливают инструменты
Велосипед очищают от грязи
Проверяют цепь на износ
Пошаговая инструкция
Стабильность переключения передач зависит от растянутости троса, наличия повреждений. В этом случае барабан прокручивают по часовой стрелке до правильного положения. В некоторых ситуациях барабан подкручивают до плавного перескакивания цепи. Если проблема не устранена, трос подлежит замене. Порванное или поврежденное изделие можно заменить самостоятельно.
Когда проблема в пружине, ее очищают от загрязнений, затем смазывают и проверяют. Настройка и регулирование не потребуется, если при устранении неисправности работа скоростей восстановилась. Перед тем как отрегулировать переключатели, нужно проверить наличие деформации плоскости петуха.
Если петух испорчен, его стоит заменить сразу. Самостоятельное исправление ненадолго продлит срок жизни детали.
Появление неисправности могло начаться после падения велосипеда или удара. В этом случае проверяют транспортное средство на наличие деформаций. Поломанные винты, рамки и ушки заменяют. Затем вновь проверяют работоспособность транспорта.
После всех проверок можно отрегулировать передний переключатель и задний. В противном случае манипуляции не помогут. Любые неисправности могут негативно сказаться на качестве езды, привести к неожиданным серьезным поломкам, травмам. Полезно проводить настройку передачи в качестве профилактики исправности транспортного средства.
Перед началом настройки нужно проверить наличие деформации плоскости петуха
Задний переключатель
Владельцы должны знать, как правильно настроить скорости на велосипеде. Самостоятельное регулирование требует соблюдения инструкции:
- перемещают цепь на малую звезду;
- откручивают винт;
- ослабляют натяжение троса;
- регулируют винт с буквой «Н»;
- натягивают трос.
Проверяют работоспособность механизма переключателей. Несколько раз прокручивают педали, наблюдают за перекидыванием цепи. Если проблема не устранена, натягивают трос сильнее. После проверки перемещают цепь на большую звезду и регулируют натяжение винта с буквой «L».
При настройке велосипедных переключателей обращают внимание на равное положение лапки и звезды.
Настроить переключение можно при наличии отверток, шестигранных ключей и пассатижей. Сам транспорт фиксировать необязательно. Желательно заранее подготовить тряпочку для очищения деталей и смазочный материал. Регулировка ограничителей возможна после проверки исправности составляющих механизма.
Конструкция заднего переключателя
Схема переключения
Передний переключатель
Пошаговая инструкция пояснит, как настроить переключатели скоростей на велосипеде. Процесс сводится к регулировке натяжения и ограничителей передач. Важна настройка качества переброса. Стоит заранее устранить люфты, заменить деформированные детали. Настроить передний переключатель можно по следующей схеме:
- цепь переставляют на наименьшую звезду;
- снимают фиксирующий элемент;
- ослабляют натяжение троса;
- регулируют рамку винтом с буквой «L»;
- трос натягивают;
- фиксируют винтом.
Цепь переставляют на среднюю звезду и проверяют. При необходимости вновь регулируют рамку, фиксируют правильное натяжение троса. Барабан на левой монетке поможет быстро добиться верного натяжения. Передний переключатель скоростей проверяют.
Цепь должна располагаться посередине, не касаться стенок рамки. Настроить положение можно при помощи фиксирующей детали с маркировкой «Н».
Любое натяжение троса сбрасывают на минимальной скорости. Чтобы завершить регулировку и быстрее настроить передний переключатель, после исправления положения троса его закрепляют болтом, проверку повторяют.
Переключение передач должно быть исправным. Регулировка может потребоваться по причине разбалтывания, износа деталей, повреждений. Провести работы можно самостоятельно, если заранее ознакомиться с конструкцией механизма, изучить инструкцию, в точности следовать алгоритму.
Устройство переднего переключателя
Настройка
Видео
Как настроить переключение скоростей на горном или городском велосипеде
Переключатели скоростей активно используются при катании как на горных, так и на городских велосипедах. От их качественной работы зависит многое: удовольствие от велопрогулки, качество езды и даже ваша безопасность. Перед каждым велосезоном нужно проверить и при необходимости правильно настроить этот механизм.
Какие детали помогают настроить переключатели скоростей
Многоскоростной горный или городской велосипед оснащён несколькими передачами и даёт новые возможности. На нём гораздо легче покорять вершины, ездить по неровностям, даже выполнять различные трюки. Чтобы получать удовольствие от велопрогулок, нужно правильно настроить переключатель скоростей.
Тем, кто впервые решил самостоятельно разобраться с механизмом переключателя, нужно сначала ознакомиться с деталями трансмиссии и их функциями.
Трансмиссия — это совокупность деталей велосипеда, которая позволяет взять на себя часть нагрузки велосипедиста. Она также помогает ездить по сложным поверхностям, например, по горам.
Знание устройства современных велосипедов помогает правильно настроить переключение скоростей
Подробно останавливаться на каждой части велосипеда мы не будем. Рассмотрим лишь некоторые элементы, которые входят в состав трансмиссии.
- передний переключатель помогает цепи перемещаться по ведущим звёздам системы. Крепится к раме в районе педалей;
- система — часть переднего переключателя. Состоит и звёзд, различных по диаметру и количеству зубьев, которые крепятся на шатунах специальными болтами;
Передний переключатель находится в районе педалей
Задний переключатель расположен на заднем колесе
Самые надёжные цепи — матовые серого цвета. Если цепь имеет желтоватый оттенок — это говорит о её низком качестве. Средними по качеству считаются никелированные цепи.
Цепь велосипеда — важная часть трансмиссии
Манетки крепятся на руле и отвечают за переключение скоростей
Трос трансмиссии соединяет манетку с переключателем
Механизм изменения скоростей
Работа у заднего и переднего переключателя скоростей заключается в следующем: если трос натягивается, то рамка переключателя передвигает цепь на более высокие звёзды. Если, наоборот, ослабить трос, то рамка перекинет цепь на меньшие звёзды.
Переключаются скорости с помощью шифтёров (монеток), расположенных на руле. Задний переключатель регулируется правым шифтёром. Таким образом цепь перескакивает между задними звёздами. А передний переключатель регулируется шифтёром с левой стороны. Так перескакивает цепь среди передних звёзд.
Принцип работы переключателя скоростей — видео
Типы переключения передач
Прежде чем производить настройку, определите, какое переключение передач у вашего велосипеда. Существует 3 основных типа переключателей.
- Механизм внешнего переключения.
- Механизм внутреннего переключения.
- Комбинированный тип.
Внутренний механизм переключения передач появился раньше, чем внешний. Прародитель многоскоростных втулок — английская компания Sturmey-Archer. Именно они создали первые двух и трехскоростные втулки, которые были выпущены в 1902 году.
Внутреннее переключение скоростей на горном велосипеде
Основа такой конструкции — планетарные втулки. В этом механизме не применяются кассеты. В трансмиссию входит всего 2 звезды: передняя и задняя. Весь механизм спрятан внутри. Обычно отсутствует и передний переключатель передач.
Все элементы переключателя скоростей спрятаны в корпус
Такой механизм часто встречается на шоссейных, прогулочных, складных и городских велосипедах. Сама система находится внутри задней планетарной втулки. Такой тип переключателя скоростей можно наблюдать, например, у городского велосипеда Forward Surf (3 передачи скоростей).
Этот механизм сложно отрегулировать непрофессионалу. При необходимости лучше обратитесь в веломастерскую.
Внешнее переключение на скоростном велосипеде
Внешний тип принадлежит большинству многоскоростных велосипедов. Его используют как на горных, так и на городских прогулочных моделях. Механизм составляют переключатели передач и звёзды, образующие кассету или систему. Скорость меняется при помощи заднего и переднего переключателей.
Элементы внешнего типа переключения передач — переключатель и кассета
Такой тип переключения скорости можно увидеть как на городском Forward Dortmund (7 скоростей), так и на горном велосипеде Forward Agris (24 скорости). Этот переключатель можно настраивать самому, изучив механизм.
Устройство ходовой части велосипеда, принципы работы — видео
Комбинированный механизм
Комбинированный тип представляет собой сочетание внешнего и внутреннего механизма. Он крепится на втулке заднего колеса велосипеда.
Комбинированный переключатель является гибридом внешнего и внутреннего типов переключения скоростей велосипеда
Этот механизм встречается крайне редко, так как он собрал в себе все отрицательные стороны как внешней, так и внутренней системы переключения скоростей. Настраивается он только профессионалом.
Классификация переключателей
В современном мире существует множество фирм, которые создают оборудование для велосипедов. Самые лучшие по качеству модели изготавливают такие корпорации, как Shimano (Япония) и Sram (Америка), производящие целые линии переключателей.
Устройства для профессионалов:
- Shimano XTR, Sram ESP 9.0 и Sram ESP X.0 занимают лидирующие позиции по цене и качеству. В основном они используются в велосипедах, предназначенных для соревнований. Отличаются низким весом конструкции.
- Shimano deore xt, Shimano Saint, Shimano slx заняли второе место в той же категории. Используются в велосипедах с 27 передачами.
- Shimano Deore LX, Shimano Dura-Ace, Shimano Hone — третье место. Они предназначены для устройств с максимальным количеством скоростей.
Линии для спортивных велосипедов:
- Sram ESP 7.0 и Shimano Deore — аналогичные конструкции. Составлены из очень прочных комплектующих и предназначены для 24 передач.
- Sram ESP 4.0, Sram ESP 5.0, Shimano Nexave и Shimano alivio дешевле, чем профессиональная линейка. Они выдерживают до 24 скоростей и предназначены для туристических моделей велосипеда.
Переключатель скоростей Sram ESP 7.0 специально создан для спортивных велосипедов
Линейка переключателей для любителей:
- Sram ESP 4.0, Shimano C201 и Shimano acera комплектуются к более дешёвым гибридам и горным велосипедам начального уровня. Выдерживают до 24 передач.
- Sram ESP 3.0, Shimano Nexus и Shimano altus предназначены для прогулочных, городских велосипедов.
- Shimano tourney создан для спокойной ровной езды. Переносит 21 передачу.
Принципиальной разницы в регулировке и работе разных линий переключателей от одной фирмы нет. Например, разные группы переключателей фирмы Shimano работают одинаково и взаимозаменяемы. Допустим, на привод восьмискоростных переключателей Alivio, Altus, Acera можно ставить девятискоростные системы Deore, Deore XT, Deore LX, XTR и наоборот.
Разница между устройствами линейки Shimano — видео
Что может повлиять на качество работы переключателей
Важно выяснить, что стало причиной возникновения неполадок.
Растянутый трос
Этот дефект регулируется барабаном на шифтёре.
- Когда цепь движется беззвучно и с трудом заскакивает на большие звёзды, значит, трос растянулся. Покрутите барабан по часовой стрелке до тех пор, пока деталь не натянется до нужного положения.
- В случае когда цепь не хочет спускаться на маленькие звёзды, расслабьте трос, покрутив барабан против часовой стрелки.
- Проверьте работу переключателя скорости. Если нужно, ещё подкрутите барабан. Регулируйте до тех пор, пока цепь не начнёт плавно перескакивать.
Порванный трос
Если деталь повреждена, её нужно заменить.
- Выкрутите фиксирующий винт на перекидке.
- Разберите манетку, чтобы вытащить трос.
- Вставьте новый, обработайте специальной смазкой.
- Пропустите его сквозь рубашки и установите их на место.
- Зафиксируйте новый трос на переключателе.
Меняем трос на велосипеде — видео
Проблемы с пружиной параллелограмма
Для более качественной работы возвратной пружины нужно её помыть. Затем смазать, предварительно почистив.
Погнулся или поломался петух
Если лапка заднего переключателя стоит косо, значит, погнулось крепление. Этот дефект вы можете исправить самостоятельно.
- Одной рукой держите лапку, а другой захватите переключатель.
- Аккуратно, без резких движений выравнивайте положение петуха до тех пор, пока задняя рама не встанет ровно.
Петух стоит заменить на новый при первой возможности. Даже если вы его выровняли, такая деталь прослужит недолго.
Деформация переключателя
Частая причина такой поломки — удар велосипеда. Обычно страдает задний переключатель, передний очень сложно погнуть. После поломки стоит проверить, какие именно детали поломались.
- Если это рамка — выровняйте или поменяйте запчасть.
- Если поломался винт, который регулирует натяжение цепи, или ушко, крепящее этот винт, то лучше заменить детали. В противном случае скорости будут очень плохо переключаться.
Меняем детали трансмиссии велосипеда — видео
Как отрегулировать задний переключатель скоростей
Задний переключатель — машинка, которая перекидывает цепь с одной звёздочки заднего колеса на другую. На сегодняшний день таким переключателем оборудовано подавляющее число скоростных велосипедов.
Задним переключателем скоростей оборудовано большинство скоростных велосипедов
Задний переключатель состоит из следующих элементов.
- Рамка переключателя. От её длины зависит количество скоростей велосипеда.
- Два ролика, которые отвечают за направление цепи: направляющий и ролик натяжителя.
- Сам механизм (параллелограммный).
- Крепёжный болт.
- Ограничитель нижней передачи — винт с надписью L.
- Ограничитель верхней передачи — винт с надписью Н.
- Направляющая тросик канавка.
- Винт регулировки натяжителя.
Настройка заднего переключателя нужна, если сбилась работа механизма, цепь перепрыгивает нужные звёзды, скорость не переключается, слышен скрежет или громкие звуки. Настроить механизм и отладить его работу можно самостоятельно. Вам понадобится крестовая отвёртка и шестигранник №5.
Для начала убедитесь, что переключатель установлен вертикально и параллельно велосипеду. Если всё в порядке, можно переходить к настройке. Для удобства переверните велосипед вверх колёсами, поставив на седло и руль, это даст доступ к самому переключателю и винтам регулировки.
- Первым делом спустите цепь на наименьшую звёздочку. Делайте это манеткой на правой ручке велосипеда, именно она ответственна за задний переключатель.
Регулировка переключателя скоростей на велосипед задний shimano
Компания Shimano – известна во как производитель качественных компонентов и запчастей к велосипедам. Велосипеды, состоящие из множества деталей, нуждаются в периодическом обслуживании и на помощь приходит компания Shimano.
Некоторые нюансы имеет переключатель скоростей на велосипед задний shimano, поэтому пренебрегать изложенными ниже принципами отладки не стоит.
Нет, пожалуй, в мире велосипедов, на которых не стояли бы детали именитого бренда. Все они отличаются легкостью установки и высокими технологиями.
Для многих велосипедистов ремонт переднего переключателя скоростей на велосипеде не представляет труда, а заднего — кажется трудной задачей. Но, всегда можно обратиться, чтобы устранить проблему, к работникам сервиса, хотя и самостоятельно сделать это не столь сложно.
Инструменты
Их нужно не так много, и они, скорее всего, найдутся у каждого велолюбителя:
- шестигранный ключ (лучше набор, в который обязательно входят ключи на 3 и 5 мм);
- крестообразная отвертка.
Отладка переключателя заднего Shimano производится по инструкции производителя.
Начинать нужно с визуального осмотра, чтобы определить состояние этого узла велосипеда, для чего становятся сзади его, чтобы проверить, находятся ли на одной ли линии петух (кронштейн) и сам задний переключатель велосипеда, нет ли деформации и искривления.
Помочь может цепь, соединяющая указанные элементы, если ее состояние удовлетворительное (допустимый износ и достаточная смазка), поскольку сложности с переключением скоростей на велосипеде могут возникать из-за этого.
Причиной может быть и заржавевший и заклинивающий в кожухе трос. Исправить ситуацию, ускорив отладку переключателя компании Shimano, можно, добавив нужное количество графитовой смазки
Пошаговая настройка
Чтобы не испортить оборудование велосипеда, нужно знать, как настраивать переключатель на велосипеде. Делать это нужно в строго оговоренной последовательности: натягивают трос переключения скоростей, убедившись, что регулировочные винты находятся в верхнем положении и настроен натяжитель.
Не менее важна регулировка кожуха велосипеда, а также стального кабеля, поскольку от троса зависит расстояние, на которое смещается при щелчке манеток переключатель. При слишком сильном натяжении удобство выбора скоростей усложняется, а цепь на нижнюю скорость может с трудом переходить на рядом находящиеся звездочки.
Наоборот, при недостаточном усилии, смена позиций на велосипеде ни к чему не приводит. Только правильно натянутый трос велосипеда гарантирует, что Shimano будет работать безукоризненно.
Положение регулировок
Изменить смещение велосипедной цепи можно винтами: верхний отвечает за смещение переключателя заднего при повышении скорости, нижний же корректирует понижение. При перескакивании через наибольшую звездочку и при снижении скорости, менять нужно положение регулировки передач. Но, нужно помнить, что погнутый и выровненный переключатель придется настраивать заново, поскольку его положение было нарушено.
Настраиваем правильно натяжитель
Винт этот нечасто используется, поскольку закреплен он надежно, люфта в нем отсутствует, следовательно, не происходит и ослабление. С его помощью настраивают положение кассеты, служащей направляющей для цепи, относительно верхнего шкива. Детали эти, при незакрученном винте, цепляются и приносят неудобство.
Рекомендуем:
Несмотря на то что у Shimano доступная настройка переключателя скоростей заднего, а конструкция проста, она кажется непосильной задачей для начинающих.
Частные случаи, или причины неожиданных сбоев
Обычная промывка рубашек и тросов и смазка нередко оборачивается потрясающими результатами. Заменить детали необходимо немедленно, если обнаружен порванный торос, с расплетенной обмоткой или замечены повреждения рубашки.
- Проскакивает цепь на велосипеде при прикладывании небольшого усилия. Скорее всего, это происходит, если в процессе эксплуатации она растянулась. Чтобы решить эту проблему удаляют звено (или несколько) или заменяют деталь. Дальнейшее ее использование может привести к выходу из строя звездочек и кассеты, потому что изношенная, она сминает зубцы, после чего их невозможно уже использовать;
- Перекос. Если на байке стоит переключатель задний Shimano, цепь находится в фиксированном положении, а в других случаях, наблюдается ее перекос. Поэтому, необходимо следить, чтобы во время движения не было перекосов. Подобная неполадка приводит к сокращению срока службы цепи, поэтому не стоит ее игнорировать;
- При возникновении ситуации, когда внезапно нарушилось переключение скоростей, ответ искать нужно в тросике. Возможно, он недостаточно надежно был закреплен или произошел обрыв. Нужно проверить, свободно ли движется тросик в рубашке. При обнаружении мест с расплетенной обмоткой или надлома, тросик заменяют новым. Схожие проблемы возникают, если согнулся велосипедный петух.
- Обязательно проверять перед настройкой состояние петуха, который может быть погнутым, если были падения. Если такое обнаружено, не следует выгибать его, не снимая с байка, поскольку рамка хрупкая. Выравнивать петуха следует на металлической плите, сняв с веломашины.
- Обязательного осмотра требует и цепь. Это позволит определить степень ее износа, которая случается при длительном катании с использованием нестандартной комбинации передач.
- Ролики натяжителя также необходима дважды в год обслуживать.
Что нужно знать о регулировке переключателя скоростей Shimano?
Селектор передач – конструкция надежна и простая, сломать которую не получится, а вот настроить его самостоятельно – это удовольствие.
Причины сбоя перебрасывателя
Для настройки переключателя скоростей заднего Shimano нужно разбираться в том, чем вызваны сбои в его работе.
Неполадки связаны могут быть с:
- недостаточно смазки на тросе или его повреждением;
- нарушением целостности рубашки;
- износом цепи;
- заклиниванием роликов в цепном натяжителе;
- неисправных манетках.
Переключатель задний Shimano на горниках
Все конструкции перебрасывателей японской фирмы имеют схожие конструкции.
В юстировке участвует 5 элементов:
1— крепление тросика (закладная гайка и болт);
2 — винт для натяжения троса;
3— корректировочный винт;
L— юстировка низких скоростей;
H— корректировочный винт передач высоких.
Винтами L и H регулируют у байков с Shimano задний переключатель скоростей, физически ограничивая смещение механизма, тем самым, не допуская, чтобы соскакивала цепь. Пользуются ими только, когда производят отладку нового механизма преобразователя. Более они не требуются.
Корректировкой их временно решают проблему, связанную с погнутым петухом. Поскольку чувствительность винтов низкая, за раз достаточно сделать от одного до двух оборотов.
Процедура отладки переключателя заднего Шимоно
Прежде всего, двухколесный транспорт моют. Затем, поднимают заднее колесо, используя подставку или подвешивая раму с помощью крючка.
Теперь можно приступать:
- звездочки и переключатели очищают;
- ролики натяжителя освобождают от старой смазки;
- моют и смазывают цепь.
Закончив подготовительный этап, вкручивают на заднем переключателе и манетках до упора винты и освобождают из зажимного винта трос. Его осматривают и, ели есть необходимость, смазывают.
Наладка ограничителя высоких передач
Цепь ставят для юстировки таким образом, чтобы сзади задействована была самая маленькая, спереди – наибольшая звездочка. Причем, суть юстировки на горном байке состоит в том, чтобы задняя звездочка находилась с роликом натяжителя на одной линии.
Реализовать задачу можно, вращая винт регулировки H:
- в сторону большей звездочки отклонится рамка, если его крутить по часовой стрелке;
- смещение будет к внешней стороне, если это делать в обратном направлении, т.е. против стрелки часов.
Видео: Настройка заднего переключателя на велосипеде
Автор и редактор обзоров по гаджетам и новой техники. Ведет работы по написанию свежих рейтингов к публикациям, проверки достоверности и актуальности информации уже опубликованных статей. Отвечает на вопросы в комментариях, пишет на авто темы.
Как легко отрегулировать задний переключатель велосипеда
Для регулировки нам понадобятся обычная отвертка плюс шестигранник (чтобы открутить трос). Так же нужна будет выжимка цепи – чтобы снять цепь, или полскогубцы – чтобы расщелкнуть замок цепи. Классно работает мультитул для велосипеда 14в1. Переворачиваем велик в положение “упор руля и сиденья” и…
Сначала обязательно снимаем цепь и трос переключения
Это делаем либо с помощью выжимки, если на ней не стоит замка, либо с помощью плоскогубцев, если замок для цепи есть.
При этом способе цепь снять нужно. Я раньше очень не любил этого делать. Но потом понял – что быстрее ее скинуть, настроить переключатель, а потом поставить ее обратно. Ниже, из фотографий, вы поймете, почему цепь будет мешать при настройке заднего переключателя.
Трос переключателя отвинчивается обычным шестигранником, можно из мультитула.
Внимательно осматриваем переключатель и кассету звездочек
Очищаем ролики заднего переключателя от смазки и грязи, и делаем дефектовку. Сдвиньте рукой задний переключатель в положение “между звездочками”, и проверьте – насколько сильно качается направляющий ролик. Если направляющий ролик (который ближе к звездочкам) болтается и люфтит “от звезды до звезды” – то… печаль-тоска. Вам придется отремонтировать задний переключатель велосипеда. Иначе нормально настроить задний переключатель, к сожалению, не получится.
Так же осматриваем задние звездочки (8-11 штук). Чаще всего, крайние звездочки (самая маленькая и самая большая) будут в порядке, потому что на них вы ездите меньше всего. А вот центральные звездочки будут сильно сточены. Это, конечно, не сильно влияет на качество переключения передач, но у вас могут наблюдаться “проскоки” цепи через зубья. В результате вам придется снять кассету звездочек с колеса велосипеда. А потом заменить ее либо полностью, либо самые сточенные звезды.
Если вы обнаружили, что звезды “съело” цепью, и она растянулась – самое время замерить ее растяжение. А так же подумать либо о покупке новой Campagnolo Record – цепи на 8500км, либо взять три подешевле, и заняться ротацией цепей с заменой каждые 750 километров. Этим вы продлите срок службы как задних, так и передних звездочек. Если…
“Если что” – то звезды и цепь нужно менять одновременно. Потому что если вы поставите новую, нерастянутую на “съеденно-растянутые” звезды – ваша цепь очень быстро растянется. И растянется она до состояния звездочек, даже если вы будете корректно заниматься чисткой и смазкой велосипедной цепи.
Верно и обратное. При установке нормальных звездочек и сохранении “растянутой” цепи – цепь будет “перескакивать” через зубья и быстро их сотрет до своего убитого состояния. После замены нужно будет отрегулировать задний переключатель.
как настроить задний переключатель – начинаем с крайних положений
После дефектовки нам нужно настроить задний переключатель. Регулировка минимального и максимального хода производится при помощи одного из двух винтов. Это винты под крест-шлиц, и их видно на корпусе переключателя. Винты расположены рядом друг с другом, примерно в сантиметре-полутора. Так же, рядом с ними часто можно найти буквы “H” и “L”. Они показывают, какой винт отвечает за верхнее, а какой за нижнее положение.
Ограничение по маленькой звезде выставлено неверно, цепь будет скидываться в промежуток между маленькой звездочкой и переключателем. Чревато разрывом цепи.
Ограничение по маленькой звезде выставлено верно – просто крутим один из двух винтиков сначала в одну сторону, если не попали – то в другую. Другой винтик будет ограничителем максимальной звезды 🙂
После того, как отрегулировали положение ролика над маленькой звездой – переходим к большой. Для настройки заднего переключателя вам нужно просто нажать на него рукой или пальцем. И довести до большой звезды.
Цепь пересколчила большую звезду кассеты и сломала защиту – случается в том случае, если ограничение выставлено слишком большое, как на фото ниже.
Толкаем переключатель до упора. Видим, что он уходит слишком далеко за большую звезду, в результате цепь соскакивает между кассетой и спицами и ломает защитное кольцо. Иногда рвет спицы, если пластикового кольца нет.
Чтобы отрегулировать задний переключатель – необходимо верно настроить максимальный ход – направляющий ролик должен оказаться точно над самой большой звездочкой. Просто толкаем рукой – и проверяем. Для регулировки крутим “другой” шлицевой винт на корпусе переключателя 🙂
Регулируем положение переключателя над звездами.
Теперь подсоединяем на место трос переключения передач. Гайку регулировки длины троса (он находится между рубашкой и переключателем) на переключателе закручиваем до упора. Гайку регулировки на манетке (на руле, находится между рубашкой и манеткой) тоже закручиваем до упора. Сам трос просто натягиваем “от руки” и закрепляем под крепежным болтом под шестигранник.
Затем, чтобы настроить задний переключатель, щелкаем манеткой два (допустим) раза. В результате ролик должен оказаться (по уму) над третьей звездой. Но, скорее всего, у вас будет так, как на фото ниже 🙂
Трос натянут недостаточно – переключатель не доходит до 3-й звезды. Для регулировки используем гайку регулировки натяжения троса между рубашкой и переключателем.
Понемногу откручиваем гайку натяжения троса на рубашке, щелкаем манеткой туда-сюда и проверяем положение заднего переключателя на 3-й звезде. Ролик должен оказаться точно над ним. После каждого подкручивания гайкой – прощелкиваем манеткой до минимума – а потом обратно. Чтобы исключить провисы троса в рубашке – бывает и такое.
Как только вы точно выставите ролик над одной из звезд – он автоматически будет точно перемещаться и между другими звездами.
Если правильно отрегулировать задний переключатель – то направляющий ролик всегда будет точно над каждой из звездочек кассеты Прощелкиваем по всему диапазону и убеждаемся, что смогли корректно произвести настройку.
Исключение бывает в том случае, если сам переключатель сильно выработан. Он может быть поведен, перекошен, может погнулся петух между переключателем и рамой. В результате, придется искать какое-то среднее положение. Чтобы и внизу более-менее попадало на звезды, и вверху.
После этого надеваем обратно цепь – крутим педали (велик же еще вверх колесами?). Щелкаем переключателем туда-сюда, крутим педали, опять щелкаем. Наслаждаемся видом перебегающей по кассете цепи. Этим можно заниматься еще минут 10-15, поверьте, не надоедает 🙂
Как отрегулировать задний переключатель во время езды
Если во время езды почувствуете, что цепь не закидывается на бОльшую звезду (для снижения скорости) – немного натяните трос. Это можно сделать ОТКРУЧИВАНИЕМ гайки. Много не крутите – один щелчок – четверть оборота – проехались, пощелкали манетками. Попереключали скорости, проверили, если недостаточно – еще на один щелчок.
Если перетянете -то цепь может начать плохо скидываться на мЕньшую звезду (для увеличения скорости). И чтобы дать ей возможность скидываться корректно – закрутите гайку на один щелчок. Дальше проверьте – если мало – то еще на один. Так же проедьтесь, попереключайте скорости. Ну а если слишком ослабили – то крутим по одному щелчку обратно 🙂
Переключатели уровня Shimano Deore, Shimano XT нужно будет слегка регулировать каждые 500-700 километров. Если класс переключателя ниже – то чаще. Так же, если у вас дешевые рубашки и тросы – они будут “вытягиваться”. В результате настройка будет уплывать.
Где можно купить задние переключатели и запчасти за пол-цены?
Wiggle и CRC
Есть два замечательных сайта, на которых я делаю покупки велосипедных запчастей в 90% случаев. Это Wiggle, и Chain Reaction Cycles (CRC). Несмотря на то, что оба этих сайта находятся в Великобритании – у них очень четко отлажена система доставки в Россию. Они работают через EMS – а по России EMS работает крайне быстро.
Запчасти и ролики к задним переключателям скоростного велосипеда на сайтах Wiggle и CRC
Цены и доставка
За доставку деталей из Великобритании вам придется заплатить всего лишь от 350 рублей, это сравнимо с ценами из наших интернет-магазинов при пересылке обычной Почтой России по нашим внутренним направлениям. По времени – иногда выходит даже и быстрее, порядка 5-7 дней, так как работают они через EMS.
По ценам – там почти всегда дешевле чем в соседнем веломагазине и реально всегда дешевле, чем в наших интернет-магазинах. К тому же там бывают честные скидки. На первую покупку там тоже предоставляется скидка (иногда до 20%) – просто загляните на главную страницу.
Бесплатная доставка
Самое интересное, что вы можете получить бесплатную доставку, если купите запчастей на определенную сумму – она обычно указана на сайте. У меня был случай, когда посылка весом 11,5(!) килограммов (в ней был турботрейнер-велотренажер) приехала из Великобритании абсолютно бесплатно.
Если бы доставка была платной – мне бы пришлось заплатить за эту доставку около 70 долларов. Сильно подозреваю, что они сработали себе в минус – но заработали очень лояльного клиента.
Хотите скидки на передние и задние переключатели от 60 до 80 процентов? – Легко! Просто внимательно следим за распродажами 🙂
Почему два сайта, а не один какой-то определенный?
Просто потому, что у них практически всегда есть скидки на определенные группы товаров. Смотрите и там, и там. И если я, к примеру, искал тот же велостанок-турботрейнер – то на Wiggle в тот момент их не было со скидками, а на CRC – были. 130 евро вместо 280 – есть разница?
Или, вообще анектодичный случай. Я купил гидравлические дисковые тормоза Hayes профессиональной линейки со скидкой 60%. Передний – на Wiggle, задний – на CRC. Просто у них так были сделаны скидки – ну а я этим воспользовался 🙂
А может, у них был расчет, что если чел покупает передний за пол-цены и задний за полную цену – то прибыль все равно останется. Не знаю. Но – система одновременного поиска на двух сайтах сработала отлично – два профессиональных тормоза по цене (меньше) одного стоят на моем велике.
Где купить?
Поэтому – для покупки задних переключателей и других запчастей вы можете смело переходить и на Wiggle: задние переключатели и запчасти к ним; и на ChainReactionCycles: запчасти для переключателей и задние переключатели. Либо можете нажать на картинки – и разделы с запчастями откроются в новых вкладках.
Удачных и недорогих покупок!
Поделитесь в комментариях, раз в сколько километров вы производите настройку заднего переключателя?
Блюдо дня: Как “АвтоАс” Кен Блок тренируется между заездами на своей полноприводной тачке
Источники:
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/18-kak-nastroit-skorosti
https://legkovmeste.ru/poleznye-sovety/kak-nastroit-pereklyuchenie-skorostey-na-gornom-ili-gorodskom-velosipede.html
https://motocarrello.ru/perekljuchateli-skorostej/1506-regulirovka-perekljuchatelja-skorostej.html
https://alexonbike.ru/diy-bike-repair/kak-legko-otregulirovat-zadnij-pereklyuchatel-velosipeda/