Как правильно вести себя велосипедисту на дороге
Правила езды на велосипеде
Очень важно каждому велосипедисту знать и выполнять основные правила дорожного движения, которые регулируют правила поведения велосипедиста на дороге. Выезжая на дорогу общего пользования, необходимо помнить о своей безопасности и передвигаться согласно правилам, так как велосипедист становится полноправным участником движения и требования к нему такие же, как и к авто- и мототехнике.
- Хотите подобрать правильно дорожный велосипед, по ссылке вы узнаете больше информации об этом.
- Содержание статьи:
Велосипед как средство передвиженя
Велосипед – колесное транспортное средство, которое приводится в движение при помощи мышечной силы человека. С каждым годом количество велосипедистов все растет и растет. Растут и продажи велосипедов, прокаты все больше пользуются спросом. Велосипед становится средством передвижения наряду с мотоциклом, автомобилем и т.д.
Чувствуется, что у общественности есть интерес к велосипедам. Велосипед становится все более популярным средством передвижения: на работу, учебу, супермаркет, прогулку, для поддержания здорового образа жизни и прочее. Эта динамика роста конечно же только радует. Подтверждением этого также служит количество собравшихся велосипедистов на Велодень, который проходит в мае, проведение любительских велогонок для детей, юношей, любителей, профессионалов и ветеранов, проведение массовых покатушек.
Самым популярным средством передвижения в Европе является именно велосипед. Активно развивается сеть велосипедных дорожек, устанавливаются специальные светофоры, впрочем создаются все необходимые условия для велосипедистов, что говорит о развитии велосипедного движения. Самыми массовыми поклонниками велосипедов в Европе являются жители Дании, Голландии, Германии, Бельгии.
Например, для большинства жителей Амстердама велосипед является основным и незаменимым средством передвижения. В Дании автомобиль стал скорей роскошью, а вот велосипед занял нишу средства передвижения за счет того, что парковки стали платными, а налог на покупку автомобиля больше стоимости самого автомобиля.
Велосипед можно использовать, как средство передвижения на такие расстояния, куда трудно или же длительное время добираться пешком. При этом велосипед несет пользу вашему здоровью.
Преимущества использования велосипеда:
- Низкая цена по сравнению с иными средствами передвижения;
- Не нужен бензин, который сейчас стоит немалых денег;
- Не страшны пробки на дорогах. Особенно это касается часов пик, что доказывает удобство и целесообразность использование велосипеда;
- Малый габарит; – зачастую быстрее и дешевле до нужного места добраться именно на велосипеде, а не на автомобиле или же общественном транспорте. позволяет накачать мышцы ног;
- Пребывание на свежем воздухе;
- Акцентируется внимание человека
- То, что нельзя пройти пешком, то можно объехать на велосипеде;
Недостатки:
- Отсутствие специально оборудованных велосипедных дорожек;
- Малое количество парковок для велосипедов по городам;
- Проблема хранения велосипеда;
- Малоэффективен, как транспортное средство, в зимний период времени и в дождливую осень.
Основным производителем велоиндустрии является Китай, где сосредоточены основные заводы по изготовлению и сборке велосипедов. Кроме того по всему миру насчитывается около 1 млрд велосипедов, что уже говорит о многом.
Сегодняшние проблемы, которые являются актуальными давным-давно и касаются проблем с загрязнением воздуха и загруженностью дорог автомобилями и прочим транспортом.
Использование автомобиля в повседневной жизни имеет ряд негативных последствий:
- С каждым годом запас нефти уменьшается и исчерпывается его ресурс;
- Загрязняется воздух выхлопными газами;
- Издает шум;
- Если долгое время находиться за рулем, то это может привести к различным болезням;
- И самое главное, что сидя за рулем автомобиля человек почти не двигается, а просто прикован к рулю и сидению.
Велосипед же перечеркнет все эти негативные стороны пользования автомобилем, как средства передвижения и заставит многих задуматься в результате чего пересесть именно на велосипед. Велосипеды становятся все более популярными и востребованными, как в Украине, так и в других странах мира. Если взять опыт Голландии и Дании и по-тихоньку пересаживаться на велосипед, то можно решить вышеуказанные проблемы. В общем, если так и дальше велосипеды будут популяризироваться, то можно быть полностью уверенным, что будущее именно за велосипедами.
Выдержки из ПДД для велосипеда
Правила дорожного движения, а именно глава 6 «Требования к водителям мопедов и велосипедов» четко регламентирует правила поведения для велосипедистов на дороге. Выехав за пределы своего дома, велосипедист становится полноправным участником движения. Рассмотрим основные пункты главы 6:
Правила езды на велосипеде для детей позволяют ездить по дорогам детям старше 14 лет. Детям до 14 лет разрешено передвигаться только по тротуарам, а детям до 7 лет строго в сопровождении взрослых.
6.2. Велосипедист имеет право управлять велосипедом, который оборудован звуковым сигналом, световозвращателями: спереди — белого цвета, по бокам — оранжевого, сзади — красного.
6.3. При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на велосипеде необходимо включить фонарь (фару).
Для обеспечения хорошей видимости необходимо иметь задний фонарь и передний, что позволят обозначить себя на дороге.
Разделение на группы позволит не затруднять движение других транспортных средств и избежать пробок, столпотворений. При движении в колонах интервал между велосипедами должен составлять 1,5-2 метра.
Здесь вроде все ясно и так. Груз не должен препятствовать и создавать помехи другим видам транспорта. Для перевозки грузов существуют специальный прицеп для велосипеда, багажники, которые упрощают перевозку определенного типа груза.
6.7. Водителям мопедов и велосипедов запрещается:
- управлять мопедом (велосипедом) с неисправными тормозом и звуковым сигналом, а также без освещения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости;
- двигаться по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка;
- двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей на детских велосипедах под присмотром взрослых);
- во время движения держаться за другое транспортное средство;
- ездить, не держась за руль и снимать ноги с педалей (подножек);
- перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденьи, оборудованном надежно закрепленными подножками;
- буксировка мопедов и велосипедов;
- буксировка прицепа (кроме предназначенного для эксплуатации с этими транспортными средствами).
Где разрешается ехать велосипедисту
Согласно правилам езды на велосипеде по проезжей части, велосипедист, выезжая на дорогу, должен совершать движение на велосипеде по правой стороне, как можно ближе к обочине. Зачастую этому препятствуют припаркованные машины, и их приходится объезжать, что тоже рискованно. Будьте бдительны, так как бывают случаи, что водитель, не заметив приближавшегося велосипедиста, открывает двери припаркованного автомобиля перед самым носом. Поэтому рекомендуем ехать с минимальной скоростью, что позволит предугадать и отреагировать в подобных ситуациях в нужный момент и не нажить себе проблем. Объезжая автомобиль, желательно левой рукой показать, что собираетесь выполнить объезд, вытянув руку влево.
Если в пути у вас произошла поломка, травма или вы просто устали и хотите пройтись пешком с велосипедом в руках вдоль дороги, то, согласно правилам ПДД для велосипедистов, вы превращаетесь в пешехода. Теперь вам следует двигаться по левой обочине или по левому краю полосы, идущей навстречу движения (если нет обочины). Так вам будет видно машины, едущие «на вас», что позволит вовремя среагировать в случае опасности.
Знак, обозначающий велодорожку
Если на тротуаре предусмотрена велосипедная дорожка, то велосипедист должен двигаться по ней. Велодорожка, выполненная в пределах дороги или вне – дорожка с покрытием, которая предназначена для движения на велосипедах и обозначается знаком. Если такой знак отсутствует, то на самой велодорожке она обозначена следующим образом с указанием направления движения
Разметка указывающая на велосипедную дорожку
В случае наличия на вашем пути велодорожки, по автомобильной дороге движение велосипедистов запрещено. Но пока таких дорожек в нашей стране единицы, и их длина уж очень ограничена, нам приходится колесить наравне с автомобилями и фурами. Поэтому очень важно позаботиться и о личной безопасности.
Рекомендации для личной безопасности на велосипеде
Помните, что езда по дороге довольно опасная, так как зачастую велосипедистов просто не замечают. Для того, чтобы всегда быть заметным, одевайте яркую велоодежду или со светоотражающими элементами, это позволит увидеть вас в любое время суток.
Это делается для того, чтобы водители автомобилей могли заметить вас издалека в темное время суток или при плохой видимости в случае тумана и т.п.
- Спереди на велосипед крепится белый светоотражатель.
- Сбоку обычно на спицах присутствуют оранжевые светоотражатели.
- Сзади – красный светоотражатель.
Если вы довольно часто выезжаете на трассы или городские дороги в темное время или сумерки, то для большей безопасности лучше соблюдать п. 6.3 ПДД. На велосипеде нужно включить заднюю фару. А на руль приобрести специальный велофонарь. Они могут быть на батарейках или аккумуляторах.
Передний фонарь служит вам подсветкой при движении, что очень удобно для вас, а также позволяет другим водителям увидеть вас издалека. У него также есть функция мигания, которую следует включать в сумерки, чтобы вас было заметно на дороге.
Задняя фара имеет различные режимы мигания и режим непрерывного горения и служит для определения вашего велосипеда для других участников движения.
Для того, чтобы каждый раз не отвлекаться и не поворачивать голову назад, рекомендуем приобрести зеркало заднего вида, которое крепится на руль или шлем. Достаточно простой, но нужный велоаксессуар, который даст возможность максимально акцентировать свое внимание на дороге.
Также не забывайте про свою безопасность в случае падения, и надевайте шлем при каждом выезде на велосипеде. Даже если вам кажется, что вы очень опытный велосипедист и никогда не падали с велосипеда. Не всегда обстоятельства зависят только от вас, поэтому лучше лишний раз перестраховаться.
- Если вы еще не обзавелись велошлемом узнайте о том, как выбрать шлем в нашей статье.
Должен ли велосипедист иметь права на велосипед?
В Госдуме Украины в прошлом году был поднят вопрос о введении прав для велосипедистов. Введение данной программы должно найти себя до 2016 года. После принятия этого закона за руль велосипеда смогут сесть лишь лица, которые достигли 14 лет. После появления на различных СМИ велосипедисты отреагировали по-разному, но большинство эту идею не поддержали. И это можно понять с одной стороны, так как велосипедист несет никакого вреда внешней среде, а с другой стороны – нарушение ПДД для велосипедистов все растет или просто игнорируются. Так же это позволит добиться того, что велосипед и велосипедист будет оборудован всем необходимым. Речь идет о шлеме, светоотражающей одежде для самого велосипедиста и задний, передний свет.
Права для велосипедистов дадут возможность обеспечить безопасность на дороге и повысить культуру велосипедистов. Так как сейчас наказать велосипедиста, который нарушает ПДД невозможно, но для того, чтоб это можно было сделать принимаются вот такие законопроекты, что позволят в конечном итоге не оставить безнаказанным нарушение правил. На права придется проходить аттестацию и сдавать теорию на знание ПДД. Это конечно резкий шаг, но он, как ни как, нужный, чтоб навести порядок на дорогах и пресекать всякие попытки у велосипедиста нарушать правила и в следующий раз заставит задумается стоит ли.
Очень много велосипедистов попадают под колеса автомобилей, но это вовсе не означает, что во всех случаях виноваты велосипедисты. Для обеспечения безопасности, как водителей автомобилей, так и велосипедистов, целесообразно было бы сделать велосипедные дорожки, что разграничит велосипедистов и автомобилистов, вследствие чего уменьшится несчастные случаи с участием велосипедистов.
После принятия данного закона, велосипедисты смогут передвигаться на велосипеде при наличии водительского удостоверения. Будут введены соответствующие программы обучения правилам поведения на дороге. После сдачи каждый велосипедист получит свидетельство, которое будет схоже с водительским удостоверением.
Очень часто велосипедисты нарушают правила дорожного движения, что может необратимо закончится в итоге. Поведение велосипедистов на дорогах общего пользования иногда просто вызывает возмущение и шок. Не так уж и много требуется от велосипедиста, например, рукой указать поворот, что также в большинстве случаев игнорируется. Это же прежде всего безопасность. По-этому обучение правилам поведения и введение удостоверений позволит наказывать злостных нарушителей. Но с другой стороны, если анализировать, что в последние годы велосипедистов стает все больше и больше, а введение прав сможет на определенное время отложить покупку велосипедиста, то у многих пропадет это желание.
На велофорумах данная тема была принята не в серьез и в основном имела отрицательные мнения. Автомобилисты же наоборот за то, чтоб права были и у велосипедистов для равноправия на дороге.
Предупредительные жесты велосипедистов
Многим известно, что для велосипедистов существует ряд жестов, предсказывающих их маневр, как поворотники на автомобиле. Движение по прямой или поворот направо нужно показывать жестом руки. Таким образом, существуют следующие правила поведения на велосипеде:
- Поднятая рука вверх — продолжение движения по прямой.
- Выставлена рука вправо – поворот направо.
- Поворот налево велосипедисту выполнять запрещено. В таком случае необходимо доехать до ближайшего пешеходного или подземного перехода и спешившись перейти дорогу.
Кроме того, существуют специальные фонари на велосипед, указывающие поворот направо-налево и торможение. Если вам бывает неудобно отрывать руку от руля во время маневров или торможения, или же вы часто ездите на велосипеде по загруженным другим транспортом дорогам, то рекомендуем вам приобрести такие электронные системы.
Все свои маневры на дороге необходимо указывать заранее, чтоб позади едущие транспортные средства могли знать о ваших дальнейших действиях. Но, к сожалению, многие велосипедисты не хотят или же игнорируют данное требование, забыв, что автомобиль – средство повышенной опасности для велосипедиста. Поэтому стоит помнить правила управления велосипедом, чтобы обеспечивать безопасность свою и тех, кто едет позади.
Помните, что выполнение всех вышеперечисленных правил дорожного движения для велосипедиста не гарантирует безопасность на 100%, а лишь указывает, как правильно вести себя на дороге, будьте всегда бдительны. Все участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования правил, а также быть взаимно вежливыми на дороге.
Движение велосипедов в пешеходной зоне. Можно ли велосипедистам ездить по дорогам, и за что их могут оштрафовать
Согласно п. 1.2 действующих ПДД, велосипедист – лицо, управляющее велосипедом. Велосипедом же, в свою очередь, считается «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
Таким образом, велосипед может, во-первых, иметь более двух колес, а во-вторых, электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт: в случае, если мощность установленного мотора выше, ТС (транспортное средство) уже будет классифицироваться как мопед.
Стоит отдельно отметить, что по правилам пешеходами считаются лица, «использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» – то есть, велосипедом считается ТС с приводом на колесо (или колеса). Кроме того, если человек не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он тоже считается пешеходом, а не велосипедистом.
Еще одно замечание касается классификации велосипеда как ТС: сам по себе велосипед является транспортным средством, но не является механическим транспортным средством, так как под последним понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Это важно с точки зрения правил и мер наказания, распространяющихся на велосипедистов.
2. Можно ли велосипедистам передвигаться по автомобильным дорогам?
Ответ на ключевой вопрос, волнующий многих – да. В ПДД есть отдельный раздел 24, содержащий «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Пункт 24.2 этого раздела допускает движение велосипедистов по правому краю проезжей части. Это, однако, разрешено в случае, если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».
Более того, при движении по автомобильной дороге велосипедист пользуется стандартными правилами приоритета, и автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипедисту, двигающемуся по главной. А еще пункт 24.5 допускает «движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м». Единственным условием при этом является то, что «колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения», а «для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м».
В обычных же условиях согласно п. 24.1 «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». И еще: велосипедистам младше 14 лет движение по проезжей части и обочине запрещено.
3. Что запрещено делать велосипедистам?
Список дополнительных запретов для водителей велосипедов регламентируется пунктом 24.8 действующих ПДД, а кроме него, в ПДД есть и другие пункты, в которых упомянуты ограничения для передвижения велосипедистов. Здесь же мы выделим основные запреты, касающиеся их передвижения по автодорогам.
Для начала, велосипедистов касается пункт 2.7, который оговаривает запрет на управление ТС , а также разговоры по мобильному телефону без использования устройств «hands —free ». Единственный нюанс здесь в том, что штрафы, предусмотренные за нарушение правил велосипедистами, существенно ниже таковых для автомобилистов – об этом будет рассказано ниже.
Пункт 16.1 запрещает движение велосипедистов по автомагистралям, а также по дорогам, обозначенным знаком 5.3 – «Дорога для автомобилей».
Ну а пресловутый п. 24.8 запрещает велосипедистам «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении», а также «пересекать дорогу по пешеходным переходам». Таким образом, велосипедисту для поворота налево придется либо сделать это «в два захода», пересекая дорогу, на которую нужно свернуть, а затем, остановившись, выехать на нее на следующий разрешающий сигнал светофора, либо спешиться и перейти текущую дорогу по пешеходному переходу.
Кроме того, стоит помнить, что у велосипедистов есть и собственный запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», который дополняется стандартными «кирпичом» (3.1) и «Движение запрещено» (3.2).
4. Какие штрафы предусмотрены для велосипедистов?
Нарушения велосипедистами правил и запретов, обозначенных выше, а также иных правил, не относящихся к движению по автодорогам и не перечисленных здесь, регламентируются частями 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно части 2, нарушение ПДД велосипедистом «влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». Если же водитель велосипеда на момент нарушения был пьян, то на него будет наложен штраф «в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
Как видно, наказание за пьяную езду здесь куда менее сурово, , но оно, однако, существенно ужесточилось в 2013 году: до этого за нарушение можно было отделаться «предупреждением или наложением административного штрафа в размере двухсот рублей», а пьяный велосипедист наказывался штрафом «от трехсот до пятисот рублей».
Велосипедная дорожка – самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры для передвижения на двухколесном транспорте. Позволяет четко от автомобильного трафика, призвана обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, является законной территорией водителей велосипедов. Въезд автомобилей и выход пешеходов на велодорожки в общих случаях запрещены.
Отношение к велосипедистам в ПДД поменялось: теперь они полноценные водители с правами, обязанностями и специально выделенной территорией – той самой велосипедной дорожкой. На практике все выглядит иначе: похвалиться дорожками для велосипедов сможет далеко не каждый город нашей страны. Вот и приходится выкатывать байки на дорогу или ездить по многолюдным тротуарам.
Впрочем, не все так плохо: велодвижение активно развивается в России, и это плюс. Дорожки хоть и в малом количестве, но появляются. В некоторых городах удалось даже четко урегулировать велосипедистов, водителей авто и пешеходов на перегонах и перекрестках.
Велосипедная дорожка представлена в трех вариантах: размеченная полоса на проезжей части, тротуарная велозона и отдельная дорожка.
Велополоса на проезжей части
Полоса для велосипедного движения – участок дороги, отделенный от основного автомобильного потока. Ограничена с левой стороны сплошной линией, справа – бордюром. Сплошная разметка одновременно запрещает пересечение линии и водителям байков, и автомобилистам.
Преимущества велополосы:
- относительная безопасность по сравнению с движением в общем потоке;
- четкий приоритет прямого проезда на перекрестках;
- меньше припаркованных автомобилей и дверей на пути.
Парковка машинам на участке с полосой для велотранспорта запрещена. Однако не все уважительно относятся к ПДД, не говоря уже о водителях велосипедов. Таким образом, припаркованный автомобиль и рискованный объезд препятствия с нарушением правил.
Вынужден нарушать правила из-за припаркованных машин
- держаться нужно возможно правее, уступать часть полосы обгоняющим велосипедистам;
- на перекрестках проезд разрешен только прямо и направо (даже если проезжая часть двухполосная);
- контролировать дорожную обстановку: обращать внимание на знаки и сигналы светофора, оценивать расстояние до других ТС.
Велодорожки на проезжей части – не лучший вариант, поскольку гарантии безопасности здесь нет. Может также внезапно остановиться машина или выскочить пешеход. Полоса на проезжей части скорее подходит как промежуточный вариант. Но если такая вдруг внезапно появилась на крупной улице города, это уже прогресс!
Велопешеходная дорожка
Совмещенные велосипедная и пешеходная зоны – реалии практически каждого города России. Велосипедная дорожка на пешеходной территории – это бюджетный и простой вариант сделать жизнь велосипедистов чуточку спокойней. Несмотря на такие светлые стремления властей, сами велолюбители скептически относятся к этому и считают откровенным обманом.
Велодорожки пролегают по туристическим маршрутам, преимущественно в центрах городов:
- набережные;
- улицы без автомобильного движения;
- парки;
- широкие тротуары;
- в местах, где прочертить велополосу на проезжей части или построить отдельную дорожку невозможно (например, узкие мосты).
У совмещенных с пешеходной зоной дорожках есть два существенных плюса: полная изоляция от автотранспорта и возможность отдохнуть в седле за медленной ездой. Последнее относится к любителям неспешных прогулок.
Недостатков у такой велодорожки предостаточно:
- выходящие пешеходы;
- невозможно развить хорошую скорость;
- небольшая ширина полосы;
- сложность разъезда со встречным велосипедистом.
Размеченный велотрек на пешеходной улице в Сочи
Несмотря на четкую разметку и даже знак «Движение велосипедов», большинство пешеходов часто не воспринимают велодорожки всерьез и выходят за пределы разметки. Отдельная тема – непрактичность. Велозона больше спроектирована для неспешных прогулок, чем для полноценного передвижения без выхода на проезжую часть.
Отдельная велодорожка
Собственно, это полноценная дорога для велосипедистов. Проложенная отдельно от шумной дороги и тротуаров, она должна обеспечивать передвижение во встречных направлениях.
Велодорожка может прилегать к проезжей части и прокладываться отдельно. Первый вариант – городские улицы с автомобильным движением, второй – перегоны между микрорайонами и туристические маршруты. Понятное дело, что на российских просторах отдельные велосипедные дороги пока в проекте.
Обособленная и оборудованная дорога для байков
- изоляция от пешеходов и машин;
- удобно передвигаться;
- возможность наслаждаться прогулками на велосипеде без мешающих пешеходов.
- ширина полосы менее 1 м;
- сложно разъезжаться и опережать;
- невысокая скорость по сравнению с движением по дороге.
Если улица оснащена отгороженной велосипедной дорожкой, двигаться по проезжей части вместе с машинами запрещено. Это не совсем удобно, особенно если дорожка заканчивается через 200 – 300 м.
Профессионально оформленная велодорожка – качественное покрытие, расположение выше уровня проезжей части, заграждения. Обозначается знаком «Движение велосипедов» и разметкой: разделение встречных потоков, силуэт велосипеда и стрелки с направлениями.
Безопасное проектирование
На прямых участках:
- ограждение от автомобильного потока;
- разграничение потоков;
- достаточная ширина велосипедного полотна.
Вблизи остановок общественного транспорта велодорожка не должна располагаться слишком близко к дороге: пассажиры будут сразу выходить под колеса велосипедов. Оптимальное расстояние – несколько метров от остановки.
Стандартные перекрестки: прерывистая разметка на пересечении транспортных потоков и стоп-линия.
Правая полоса (или два ряда) на перекрестке только для поворота направо. Велодорожка снабжается специальным светофором. Схема разъезда:
- на основной транспортный зеленый движение велосипедов запрещено;
- проезд велосипедам разрешен, всем автомобилям и пешеходам горит красный;
- разрешается движение в поперечном направлении, велосипедистам –красный.
Проезд на «красную фазу» под разрешающий сигнал велосипедного светофора
Достоинства – возможность проехать на велосипеде во всех направлениях. Недостаток – длительное ожидание, скопление автомобилей перед светофорами.
Нужны ли велодорожки в городах? Безусловно. Специально выделенная и хорошо спроектированная велозона – возможность обеспечить безопасность передвижения на двухколесном транспорте. Наличие этой дополнительной и нужной инфраструктуры помогает полностью следовать правилам дорожного движения и повышает уровень культуры на дорогах.
12. По полосам для велосипедистов запрещено движение всех транспортных средств, кроме мопедов. По пешеходным и велопешеходным дорожкам запрещено движение всех транспортных средств.
Требования к движению велосипедистов и водителей мопедов существенно изменены, поэтому привожу здесь сразу весь новый текст Раздела 24 ПДД:
«24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».
Основы ПДД для велосипедиста
Велосипед в роли транспорта с каждым годом набирает популярность в нашей стране, а, соответственно, растет и масштаб взаимодействий с другими участниками движения.
К сожалению, аварии с участием велосипедистов в 70% случаев заканчиваются тяжёлыми травмами или гибелью райдера, поэтому умение предвидеть ситуацию на дороге и знание ПДД для велосипедиста в самых серъезных случаях может сохранить жизнь.
В целом большинство новичков после покупки велосипеда делают две основные ошибки.
Первая – это боязнь автомобилей и катание исключительно по тротуарам. В целом это частое явление и такая проблема проходит с опытом.
Вторая же заключается в том, что некоторые не воспринимают велосипед как полноценное транспортное средство. Однако согласно пункту 1.2 ПДД, он является таковым и, соответственно, все правила, которые указаны для ТС, касаются и велосипедистов.
Движение по проезжей части, велодорожке и тротуару, проезд перекрестков
Всем велосипедистам старше четырнадцати лет, разрешается ездить:
- по специальной велодорожке
- по правому краю проезжей части
- по обочине
- по тротуару
При этом, каждый последующий пункт списка подразумевает отсутствие возможности движения по предыдущему. Проще говоря, это означает, что езда по тротуару – самый крайний вариант и допускается только в том случае, когда нет ни велодорожки, ни обочины или отсутствует возможность двигаться по ним.
Но из вышенаписанных правил есть и несколько исключений:
- по тротуару можно ехать рядом с ребенком младше четырнадцати лет или перевозить ребенка в возрасте до семи лет.
- езда по проезжей части допускается в случае движения колонны велосипедистов
Также многих вводят в ступор перекрестки. В таком случае достаточно запомнить, что:
- на регулируемых перекрестках с наличием светофора или регулировщика, необходимо соблюдать сигналы, общепринятые для всех участников ПДД.
- на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог получает преимущество ТС, которое не имеет помехи справа.
Что разрешено и что запрещено велосипедисту
Частой фатальной ошибкой является движение по встречной полосе. Новички объясняют это тем, что таким образом им лучше видно машины и в критической ситуации они успеют увернуться. На самом деле, встречное движение уменьшает время до возможного столкновения. Соответственно, время реагирования сокращается. Поэтому ездить можно только по правой полосе.
Помимо этого, есть ряд указаний, которые также необходимо учитывать велосипедистам во время движения:
Соблюдая эти правила, Вы сможете обеспечить комфортную, а главное – безопасную езду себе и окружающим.
Взаимодействие велосипедиста с пешеходами
Если Вам пришлось выехать на тротуар, необходимо выполнить определённые действия, чтобы предупредить пешеходов о Вашем присутствии, к примеру, использовать велосипедный звонок.
Кроме того, рекомендуется сбавить скорость для избежания столкновений, особенно в ночное и вечернее время, когда видимость снижается.
Также часто встречаются пешеходы, которые идут в наушниках или попросту могут Вас не заметить, поэтому аккуратность и небольшая скорость – главные правила езды по тротуарам.
Пользование телефоном за рулем велосипеда
Мобильный телефон может как облегчить, так и усложнить жизнь велосипедисту в зависимости от того, с какой целью его использовать.
Самое удобное применение телефона – GPS-навигация. Для этого используют специальное крепление, которое удерживает телефон и позволяет райдеру всё время следить за своим маршрутом.
Пользоваться телефоном во время движения не рекомендуется. Для этого Вам приходится отпускать руль и отвлекаться от дороги, что запрещено правилами ПДД. Более того, даже при разговоре в наушниках Вы теряете концентрацию и перестаете слышать движение окружающих машин и пешеходов, что может привести к неприятным последствиям.
Управляя велосипедом, необходимо быть готовым к тому, что не все участники движения будут соблюдать правила, поэтому при любых обстоятельствах старайтесь быть максимально внимательным.
Безопасная езда на велосипеде ночью
Передвижение на велосипеде по ночному городу позволяет насладиться тишиной и отвлечься от дневных хлопот и суеты. Полупустые трассы предоставляют смелым райдерам возможность не прижиматься к обочине, а спокойно передвигаться во втором или третьем ряду.
Отключенные светофоры и отсутствие регулировки дают полную свободу для разгона, а это, в свою очередь означает, что вся ответственность ложится на плечи участников дорожного движения.
Для того, чтобы не создавать аварийные ситуации и сохранить свое здоровье и жизнь, важно грамотно продумывать свой маршрут передвижения по городу, быть максимально внимательным и учитывать все требования касательно не только экипировки, но и навыков владения байком.
ПДД для велосипедистов: что нужно знать дачникам
Дачников на велосипедах сейчас не так много, как еще пару десятков лет назад, но они все же есть. И ПДД, как это ни странно, относятся к ним напрямую.
«А что, есть какие-то особенности движения велосипедистов за пределами города?» – спросят наши пытливые читатели. На самом деле есть. Главная особенность состоит в том, что движение транспорта в сельской местности упрощено, а ПДД никуда не делись. Какие нюансы нужно обязательно учитывать при движении на велосипеде даже по немноголюдным сельским дорогам?
По Правилам дорожного движения, человек, ведущий велосипед, приравнен к пешеходу, а человек, передвигающийся на велосипеде, – к водителю транспортного средства. Это означает, что как только вы сели на велосипед, вы из пешехода автоматически превратились в водителя. Правда, в отношении ответственности за совершенные правонарушения закон не рассматривает велосипедиста как водителя, а только как участника дорожного движения. Но это не значит, что если вы нарушили ПДД, то не будете привлечены к ответственности.
Участвующий в движении велосипед должен быть исправен
alt=»ПДД для велосипедистов» width=»460″ height=»307″ />
Если вы находитесь в деревне, то это не значит, что можно ездить на транспортном средстве с неисправным рулевым управлением или тормозами, даже если речь идет о велосипеде. И резину у своего «железного коня» не забудьте проверить, прежде чем его оседлать. Под движением в данном случае понимается любое маневрирование, связанное с велосипедом, когда на нем передвигается человек.
В нетрезвом виде управлять велосипедом запрещено
alt=»ПДД для велосипедистов» width=»460″ height=»359″ />
Подчеркнем: этот порядок действует в любом месте. Поскольку правила приравнивают велосипедиста к водителю, то и обязанности на него возложены такие же. Нетрезвому водителю не место даже за рулем велосипеда, вне зависимости от степени опьянения. Более того: правила запрещают владельцу велосипеда передавать его для управления лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. За нарушение этих пунктов полагается штраф в приличном размере.
Движение на велосипеде по проезжей части разрешено не всем
alt=»ПДД для велосипедистов» width=»460″ height=»259″ />
Вроде бы этот пункт изначально не имеет в себе никаких противоречий. Многие из нас знают, что управлять велосипедом на проезжей части разрешается только с 14 лет. Но в отношении дороги, расположенной в пределах СНТ, следует кое-что пояснить.
Под дорогой в ПДД понимают обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Под проезжей частью там же подразумевают элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
В отношении определений, приведенных в ПДД, вроде бы все понятно. Но на практике это означает, что если на улицах вашего СНТ отсутствуют знаки, запрещающие въезд и движение других транспортных средств, например, автомобилей, то проезжая часть начинается сразу за вашими воротами, а это значит, что детям до 14 лет ездить на велосипеде в качестве водителя там нельзя, даже в сопровождении взрослого.
Даже на деревенской дороге велосипедист должен соблюдать ПДД
alt=»ПДД для велосипедистов» width=»460″ height=»364″ />
А сейчас о водителях старше 14 лет. Двигаться по деревенской дороге или по ее обочине нужно, как и по проезжей части, – исключительно по правой стороне и по ходу движения других двигающихся в этом же направлении транспортных средств, но никак не по центру дороги навстречу движению (как это делают многие велосипедисты).
Перевозить на велосипеде детей до 7 лет можно только в специально оборудованных для них креслах, других пассажиров – только если это предусмотрено конструкцией велосипеда.
Запрещается перевозить на велосипеде груз, который мешает управлению или выступает по длине или ширине за габариты транспортного средства более чем на полметра. Буксировать при помощи велосипеда разрешается только прицеп, который специально для этого предназначен. В остальном буксировка велосипедами запрещается, так же, как и буксировка самих велосипедов.
При управлении велосипедом необходимо держаться за руль хотя бы одной рукой (но лучше все-таки двумя). И даже если вы умеете так ездить, то это не значит, что вам можно совмещать приятное с полезным и общаться по мобильному телефону во время движения. Поскольку велосипедист – еще раз повторим – тоже водитель, то с большой долей вероятности запрет использования телефона без спецсредств, «освобождающих» руки, ему тоже запрещен. И дело даже не столько в ответственности в виде штрафа, а в том, что в такой ситуации возрастает риск попасть в ДТП или как минимум упасть с велосипеда. Кстати, опытные велосипедисты советуют во время езды по неровной дороге в целях своей же безопасности надевать на голову шлем. И не забывайте перед поворотом отводить вытянутую руку в нужную сторону, даже если вам кажется, что вы один на дороге: вы не можете видеть этого спиной. А для любителей полихачить хотя бы на велосипеде будет не лишним напомнить, что на территории, прилегающей к жилой зоне (даже если она не обозначена соответствующими знаками), транспортным средствам разрешается ехать со скоростью, не превышающей 20 км/ч.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости ПДД рекомендуют велосипедистам иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, достаточно заметными для других участников движения.
И главное: если велосипедист мешает кому-то из участников движения, то он должен «перевоплотиться» в пешехода и продолжать движение по правилам для пешеходов, сказано в ПДД.
Мы перечислили основные моменты, связанные с движением велосипедистов-дачников. Изучение правил поможет вам соблюдать ПДД в любой местности и быть дисциплинированным участником дорожного движения даже в деревне.
Источники:
https://velosipedinfo.ru/kak-pravilno-vesti-sebya-velosipedistu-na-doroge
https://skolesom.ru/populyarnye-voprosy/the-movement-of-bicycles-in-the-pedestrian-zone-can-cyclists-ride-on-roads-and-what-can-they-be-fined-for/
https://by-bike.ru/osnovi-ezdi-na-velosipede/pdd-dlya-velosipedista
https://www.ogorod.ru/ru/main/useful/16324/PDD-dlja-velosipedistov-chto-nuzhno-znat-dachnikam.htm