Человек полпути проехал на велосипеде

Содержание скрыть
4 10 ответов на популярные вопросы о велодорожках: зачем они нужны и можно ли кататься в таком дождливом городе

Борис Джонсон на велосипеде, Лукашенко на «Тесле» и Блумберг в метро: на чем передвигаются сильные мира сего

Фото REUTERS / Peter NichollsФото REUTERS / Peter Nicholls

Став мэром Лондона в 2008 году, Борис Джонсон решил бороться с пробками лично и добирался на работу на велосипеде и метро. Во время лондонской Олимпиады он также протестировал новую тарзанку, но на радость таблоидным фотографам застрял на полпути. Вероятно, именно поэтому Джонсон не стал больше использовать это приспособление для перемещений по городу, но так и не променял свой велосипед на автомобильный кортеж, пока не стал министром иностранных дел — тогда служба безопасности запретила политику передвигаться на таком незащищенном виде транспорта. Интересно, как новоиспеченный премьер-министр будет теперь добираться до Даунинг-стрит, 10?

Велосипед

Вероятно, это самый популярный «альтернативный» транспорт сильных мира сего. Помимо новоиспеченного премьер-министра Великобритании, на велосипеде передвигаются лидер оппозиции Джереми Корбин, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, CEO Boeing Деннис Мюленбург проезжает на велосипеде 140 миль в неделю. На днях Forbes писал о будущем главном дизайнере (и потенциально CEO) Apple Джеффе Уильямсе, который тоже передвигается на двухколесном транспорте или даже ходит пешком.

Особенно популярен велосипед у глав городов: например, мэр Киева Виталий Кличко три года назад написал у себя в Facebook, что отныне будет передвигаться по городу только на велосипеде. Точнее, на электровелосипеде Gocycle — на таком он приехал и на недавнюю инаугурацию Владимира Зеленского, хотя в декларации у бывшего боксера зарегистрировано целых девять велосипедов. В различных велопробегах участвовали и многие российские политики, но вряд ли велосипед является их основным видом транспорта.

В целом сложно понять, действительно ли политики используют велосипед как транспорт, а не популистский ход. Так как многие из них живут за городом, кажется неправдоподобным, что весь путь от дома до работы они преодолевают на двухколесном транспорте. Например, по собственному признанию нынешнего гендиректора ПАО «Группа ЛСР» и бывшего министра транспорта Максима Соколова, несмотря на всю любовь к велосипедам, именно отдаленность дома от работы мешает ему пользоваться этим транспортом каждый день.

Метро

Майкл Блумберг Майкл Блумберг / REUTERS / Carlo Allegri

Если велосипед — лидер нашего списка, то подземка — его основной и наиболее успешный преследователь. Так, одним из самых известных завсегдатаев нью-йоркского метро был и остается Майкл Блумберг, 108-й мэр города и девятый номер последнего списка миллиардеров Forbes. Те, кому довелось прокатиться с Блумбергом в метро, сообщают, что бизнесмен садится где-то около 42-й улицы, ездит в сопровождении охраны и, как правило, читает газету. В вагонах все того же нью-йоркского метрополитена фотографировали и многих звезд шоу-бизнеса, например Тома Хэнкса, Сару Джессику Паркер, Джейка Джилленхола. В России, однако, известные люди если и ездят на метро, то тщательно это скрывают — достоверных сведений об их передвижении на подземном общественном транспорте не нашлось.

Tesla

Несмотря на то, что электрокары становятся все более популярным видом личного транспорта, наблюдать в них известных людей все еще непривычно. Tesla Model S стоит в гараже огромного количества звезд музыки и кино: ее водят Jay-Z, Уилл Смит, Стивен Спилберг, Морган Фримен, автор «Игры престолов» Джордж Мартин и многие другие. Model X есть и у сооснователя Apple Стива Возняка, хотя поначалу тот отзывался об Илоне Маске и его компании с заметной долей скептицизма.

У влиятельных фигур постсоветского пространства калифорнийские электрокары также пользуются высоким спросом. На них пересели глава Сбербанка Герман Греф (у него целых две Model S) и генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин. Фонд борьбы с коррупцией публиковал фотографии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова за рулем Model X, однако последний своей любви к электрокарам не афиширует.

Намного более открыт в своем отношении президент Белорусии Александр Лукашенко. В конце 2017 года он протестировал Model S на новой кольцевой вокруг Минска и признался, что разогнал автомобиль до 280 км/ч. После этого Лукашенко долго расхваливал автомобиль и призвал белорусских производителей как можно скорее разработать отечественного конкурента. Помимо электромобиля, Лукашенко пользуется электромотоциклом из китайских комплектующих.

Владимир Зеленский Владимир Зеленский / Facebook

В разгар парламентской предвыборной кампании появилось видео президента Украины Владимира Зеленского за рулем Tesla Model X, но пользователи быстро обратили внимание на отсутствие автомобиля в декларациях главы государства. Кстати, руководитель Офиса президента Украины Андрей Богдан не раз отмечал любовь к автомобилям этой марки и сравнивал ее с iPhone.

Мотоцикл

Одним из главных, пусть и не самых известных, мотоэнтузиастов мира бизнеса является 65-летний директор Honda Таканобу Ито. Это и неудивительно, ведь он возглавляет крупнейшую компанию, производящую мотоциклы: в 2019 году Honda продала более 20 миллионов единиц этого транспорта по всему миру. Сам Ито очень бережно относится к продукции компании и, после того как упал с гоночного байка в 2011 году, отшутился, что специально принял удар на себя, так как байк стоил около 100 млн йен.

Арнольд Шварценеггер Арнольд Шварценеггер / Getty Images

Кроме Ито, на мотоциклах любят кататься многие бывшие губернаторы США, и речь не только об Арнольде Шварценеггере — чопперы Hurley-Davidson стоят в гаражах бывшего губернатора Индианы Митча Дэниелса и бывшего губернатора Юты, а также нынешнего посла США в России Джона Хантсмана — младшего.

ПДД для велосипедиста

Правила дорожного движения касаются всех участников дорожного движения (включая любителей езды на лёгком двухколёсном транспорте) – поэтому велосипедистам следует не только прочесть 24 пункт ПДД, но и досконально знать все остальные разделы ПДД — подчиняться сигналам регулировщика, правильно трактовать знаки, грамотно «читать» разметку на дорогах… чтобы не получать нареканий ГИБДД.

Обязанности водителя (к коим относятся велосипедисты) изложены в п. 2.3. ПДД. К движению относятся части 8–18. Но и все остальные разделы следует также прочитать, запомнить и применять.

Чтобы велосипедисты не создавали проблем в дорожном движении – их наделили практически такими же (с небольшими исключениями) правами и обязанностями, что имеют водители авто- и мототранспорта.

Стоит сразу отметить, что любителям велосипедной езды приходится несколько сложнее, чем другим участникам движения – они передвигаются с небольшой скоростью (до 15–40 км/час), им труднее оценивать обстановку вокруг себя и обозначить направление пути… В сложных ситуациях веловодителям помогут лишь твёрдые знания, смекалка и умение быстро реагировать.

Мы же, зная как некоторые люди не любят читать «занудные инструкции/правила» – постараемся кратко изложить ключевые моменты:

Основные термины

Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2

4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.

Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).

Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).

Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).

знак 4.4.1 (велосипедная дорожка )

Полоса для велосипедистов — участок проезжей дороги, отведённый для перемещения на мопедах и велосипедах. Горизонтальная разметка отделяет его от проезжей части, дополнительно устанавливается знак 5.14.2.

знак 5.14.2 (полоса для велосипедистов)

Общие положения

Каждый участник дорожного движения обязан знать и понимать:

  • все правила, изложенные в ПДД,
  • сигналы действующих светофоров,
  • знаки и указатели,
  • дорожную разметку,
  • сигналы регулировщика.

На российских дорогах принято перемещение транспорта по правой стороне (правостороннее движение), запрещено ехать навстречу потоку машин, создавая аварийные ситуации. В странах зарубежья встречается левостороннее движение.

Если непреднамеренно была создана помеха – необходимо информировать об опасности всех участников движения, принять срочные меры по её устранению, известить полицию.

Согласно Законодательству РФ – лица, нарушившие любое из правил ПДД, несут ответственность за свои действия в виде: замечаний, предупреждений, наказаний и штрафов.

  • Не томятся в длинных пробках.
  • Легко проедут по узким участкам дорог (где не протиснется авто).
  • Не тратят деньги на топливо.
  • Ремонт велосипеда значительно дешевле, чем ремонт автотехники.
  • Движение на свежем воздухе укрепляет здоровье.

велосипедист в городе

Разрешенные места передвижения

Если на местности не предусмотрена велоинфрастуктура (дорожки и выделенные полосы) — велосипедист может ехать вместе с потоком машин, прижимаясь к правому краю проезжей части. Если это невозможно, то допустимо перемещаться по обочине (чтобы не создавать досадных помех обгоняющему транспорту на узких участках дорог).

Разрешено ездить по специальным полосам, выделенным для маршруток и такси (попутно или навстречу потоку транспорта).

Нельзя отъезжать далее чем 1 м от края, нельзя ехать посредине дороги! Небольшое отклонение вглубь допустимо при обгоне, объезде стоящего транспорта, перевозке груза (или прицепа) шире 1 м, при движении в колонне.

Пешеход, ведущий велосипед, на проезжей дороге должен двигаться по обочине вместе с потоком машин, но не навстречу ему.

Категорически запрещено передвигаться по скоростным автотрассам.

Экипировка и оснащение

Перед выездом следует тщательно проверить свой транспорт – устранить выявленные неисправности. Тормоза должны быть в порядке, шины – накачены, сидение – прочно закреплено, руль – послушно и ровно двигаться, звонок – работать (он крайне необходим для подачи сигналов).

Голову следует защитить шлемом. Одежда должна быть яркой и со светоотражающими нашивками – чтобы велосипедист был издалека заметен на трассе.

Велосипед стоит оснастить зеркалом – для обзора заднего вида.

В темное время и по неосвещённым дорогам на велотранспорте можно двигаться только если установлены опознавательные световые знаки:

  • белый фонарь – спереди,
  • красный – сзади,
  • боковые светоотражатели – на колесах.

Рекомендуется включать фары (динамо-фонари) в тоннелях и при условиях плохой видимости (независимо от времени суток и освещения дороги).

С собой обязательно брать удостоверение личности, возить насос и комплект инструментов для быстрого ремонта.

велосипедисты ночью

Велосипедист на автодороге

Осторожность, внимательность, разумные действия — это то, что требуется от любого участника дорожного движения. Велосипедисты (как и автомобилисты) должны всегда уступать дорогу и дать пройти пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, впрочем как и на велодорожках (по которым пешеходы «любят прогуливаться»).

Обзор. Перед любым действием велосипедист должен повернуть голову, быстро оценить обстановку. Лишь после анализа ситуации он имеет право совершить планируемый манёвр, не создавая помех остальным водителям.

Обгон. Разрешено обгонять тихо движущийся транспорт, объезжая его с левой стороны, но нельзя отклоняться на встречный участок дороги! Перед обгоном оценивается обстановка с учетом скоростных возможностей автотранспорта, едущего сзади.

Пересечение перекрестков:

  • Правый поворот осуществляется, с учетом правил и знаков приоритета для автомобилистов. Велосипедист, движущийся прямо, имеет преимущество перед авто, поворачивающим направо.
  • При повороте в левую сторону на однополосных дорогах велосипедист поворачивает, как водитель автотранспорта. Делать развороты на улицах с трамвайным движением и пересекать сложные перекрёстки многополосных дорог необходимо, как пешеходу (идя рядом с пешеходным переходом и ведя велосипед в руках) или (для разворота) ориентируясь на сигналы светофора, проехать сначала прямо до конца перекрёстка, затем свернуть влево, переехать дорогу и ещё раз повернуть влево.

Движение, когда рядом препятствие. Обзор могут блокировать: заборы, углы зданий, заросли кустарников. Продвигаясь на территориях с препятствиями и ограниченной видимостью, следует периодически подавать звуковой сигнал, извещающий о приближении велотранспорта.

Сигнальная система оповещений. Если велосипед не оснащён «поворотниками» (а, скорее всего, так оно и есть) – велосипедист обязан подавать знаки руками, предупреждая участников движения о планируемых им манёврах:

  • Торможение, остановка — любая рука поднимается вертикально вверх.
  • Поворот в левую сторону — левая рука отводится горизонтально влево или правая сгибается в локте и поднимается вверх.
  • Поворот в правую сторону — такие же манипуляции, только с противоположными руками.

сигнализирование о манёврах велосипедиста

Сигналы должны подаваться правильно и своевременно. Они не должны вводить в заблуждение едущих сзади водителей. Подача сигнала рукой не даёт никаких преимуществ – перед совершением маневра нужно оценить обстановку и принять меры предосторожности.

Прежде чем выезжать на дорогу – новички обязаны потренироваться, чтобы освоить технику сигналов и управление велосипедом одной рукой во время их подачи.

Движение по тротуарам и пешеходным переходам

Перемещаясь по тротуару – велосипедист, как правило, нарушает ПДД. Исключение предусмотрено для детей до 14 лет и для взрослых, если они перевозят малышей до 7 лет (на специальном сидении) или сопровождают ребенка до 14, едущего рядом.

Кратковременное перемещение по тротуарам на велосипеде допустимо, если нет других возможностей пути, но при условии, что нет опасности для пешеходов. Если велосипедист мешает прохожим – необходимо спешиться.

Переходить пешеходный переход с велотранспортом, а тем более ехать на нём по переходу – запрещено! По правилам – нужно перемещаться рядом с зеброй .

Важно! Те лица, что управляют двухколесной техникой на тротуарах – не только нарушают ПДД, но и создают реальную угрозу для пешеходов. Известно не мало случаев, когда велосипеды сбивали насмерть людей.

Дорожные знаки

Указатели и знаки подразделяются на виды:

  1. Предупреждающие — сигнализируют о наличии опасных участков.
  2. Приоритетные — предопределяют очередность проезда.
  3. Запрещающие — запрещают действия, ограничивают движение.
  4. Предписывающие — показывают направление.
  5. Особые предписания — вводят (отменяют) режимы.
  6. Информационные — сообщают о расположении населённых пунктов.
  7. Сервисные — извещают о сервисных услугах.
  8. Несущие дополнительную информацию — сопровождающие таблички или табло.

основные (для велосипедиста) знаки дорожного движения

основные (для велосипедиста) знаки дорожного движения

Полный перечень знаков ПДД дан в Приложении 1 — Дорожные знаки.

Запреты

А теперь о том, что категорически запрещено велосипедистам, равно как и водителям мопедов:

  • Управлять, держась за руль одной рукой (за исключением кратковременной необходимости подачи сигналов) или ехать «без руля» (совсем не держась).
  • Транспортировать грузы, затрудняющие управление или выдающиеся за пределы велотранспорта свыше чем на 0,5 метра в любую сторону.
  • Возить пассажиров, если для них нет приспособлений (беседок, велоколясок).
  • Перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных сидений.
  • Делать левый поворот «как автомобилисты» на многополосных дорогах и трамвайных путях.
  • Владельцам мопедной техники запрещается выезжать, не застегнув мотошлем .

Общие нормы и правила безопасности

Чтобы каждая поездка была безопасной, следует соблюдать ряд нехитрых предписаний:

  • Следить за состоянием велотехники:
    • Размер велосипеда должен соответствовать росту человека, конструкция должна обеспечить удобство и комфорт.
    • Нельзя выезжать на дорогу даже при малейшей неисправности, которая может превратиться в серьёзную поломку.
    • Чистить и периодически смазывать все детали велосипеда.
    • Чаще протирать световые приборы, чтобы они были идеально чистыми.
    • Не вешать на руль и не класть на багажник свисающие предметы, которые могут заклинить колеса.
    • Выбирать удобную спортивную одежду подходящего размера, которая ни за что не зацепится в пути, не попадет во вращающиеся части велотранспорта.
    • Надевать обувь с толстой, твёрдой, нескользящей подошвой (недопустимы мягкие тапочки или шлепанцы, которые могут слететь в неподходящий момент).
    • Защитный шлем на голове и наколенники – смягчат удары при падениях.Правильно себя вести в дороге

    За пределами города на дорогах следует также быть осторожными и строго соблюдать предписанные законом правила.

    Крайне желательно не одевать «камуфляжной» одежды – наоборот, нужно выделяться на фоне природной зелени, чтобы быть заметными для автомобилистов.

    При длительных загородных поездках нужно особо тщательно позаботиться о дополнительном снаряжении, взять в путь комплект необходимых инструментов для устранения непредвиденных поломок.

    При перемещении в колонне необходимо двигаться в один ряд. На многополосных трассах допустимо ехать в два ряда, если ширина велотехники до 75 см. При однорядном движении команду делят на небольшие партии по 10 человек, при двухрядном — по 10 пар. Дистанция между ними в пути не менее 80–100 метров, чтобы не создавать помехи автотранспорту при обгоне.

    Помимо сигнальных знаков поворота и остановки, ведущие предупреждают о наличии опасных ям, опуская вниз ту руку, со стороны которой находятся опасные колдобины.

    Ответственность при ДТП

    Велосипедисты, создавшие аварийную ситуацию в городе или на загородных дорогах, несут ответственность наравне с другими водителями. Они не имеют право сдвигать своё транспортное средство и покидать место происшествия до приезда дорожной инспекции.

    ДТП с велосипедом

    Штрафные санкции для велосипедистов в РФ

    Для лиц, нежелающих выполнять общественные нормы и правила или совершивших непреднамеренные правонарушения, предусмотрен ряд административных штрафов, которые можно получить за:

      Управление велотранспортом в состоянии опьянения — 1

    В Кодексе об административных нарушениях (п. 12) велосипед не признаётся «серьёзным» видом транспорта, поэтому к велосипедистам не применяются более суровые санкции (как к водителям мото- и автотранспорта).

    Информация для международных велотуристов

    Отправляясь в зарубежные велопутешествия, необходимо изучить нормы и правила тех стран, куда намечены поездки, чтобы не иметь неприятностей с правоохранительными органами.

    При посещении стран ближнего зарубежья — бывших союзных республик — опасаться не стоит. У них почти такие же ПДД – их сложно нарушить, если знать свои (но прочесть перед поездкой необходимо!

    В Германии каждый десятый автомобилист считает, что велосипедисты сильнее всех создают угрозу безопасности движения. При соцопросе 3/4 из 1506 водителей откровенно признались, что боятся и сильно нервничают, завидев рядом человека на велосипеде.

    Казахстан

    Особых отличий – нет, требования к велолюбителям и велогонщикам почти такие, как в России. По городским улицам и загородным трассам можно ехать, независимо от возраста, в общем потоке транспорта, справа (расстояние от обочины не регламентировано). Разрешено использовать выделенные полосы для маршрутного транспорта. Пересекать пешеходные переходы, только спешившись.

    За езду по тротуарам предусмотрен штраф (за несовершеннолетних детей платят родители).

    Можно ставить велотранспорт на проезжей части параллельно краю дороги. При стоянке на границе тротуара и дороги разрешено частично или полностью заезжать на тротуар, если велосипед не будет мешать пешеходам.

    Ст. 615 Кодекса РК об административных нарушениях за невыполнение требований участниками движения, включая пешеходов, предусматривает штраф в размере 5 МРП (1 МРП = 2405 тенге), минимальное наказание 2 МРП.

    Белоруссия

    Гл. 20 ПДД Республики Беларусь предписывает практически такие же правила. Внесены небольшие изменения в 151 пт. и некоторые другие пункты.

    Разрешено пересекать регулируемые пешеходные переходы – не спешиваясь, но снизив скорость до 10 км/ч.

    Углубляться влево более чем на 1 метр от крайнего правого края проезжей дороги можно для: объезда, обгона, разворота, поворота влево, если он разрешен (на однополосных дорогах).

    Лица моложе 14 лет могут двигаться по крайней правой части дороги в сопровождении взрослых. Но запрещено выезжать в гололед и снегопад.

    За нарушение правил разной тяжести следует наказание в виде штрафа размером 1

    20 базовых величин. За проезд в состоянии алкогольного и наркотического опьянения штраф до 5 базовых величин, за создание аварийной обстановки — до 8, за нанесение лёгких телесных повреждений — до 20. Штрафы могут доходить до 900 тыс. рублей и даже до 1,5–3,6 млн. за тяжесть проступка и покидание места происшествия.

    Украина

    На территории Украины велосипедист должен иметь карточку, выданную ГАИ – подтверждающую, что он знает ПДД.

    Лицам старше 14 лет разрешено ездить по правому краю дороги (на мопедах с 16 лет).

    Велосипед должен быть оснащён звуковым сигналом и светоотражателями. В темное время предписано включать фонарь и фару.

    Запрещено ездить по автодорогам, если рядом проходит специальная велосипедная дорожка. Нельзя держаться руками за едущее рядом транспортное средство. На перекрестках со светофорами очередность проезда определяется в соответствии с сигналами, знаки приоритета никому не отдаются. На нерегулируемых перекрестках действует приоритет.

    Минимальный штраф за нарушение ПДД — 85 гривен, за серьезные нарушения (например за управление в состоянии опьянения) – до 136 гривен (8 ННМД (необлагаемый налогом минимум доходов)).

    Законопослушность и умение миролюбиво разрешать спорные ситуации помогут избежать неприятностей, избавят от штрафов. Современный веловодитель обязан быть грамотным участником дорожного движения, понимать ответственность за жизнь других людей. Знание ПДД позволит уверенно и безопасно передвигаться по городу, по загородной трассе, в странах СНГ.

    10 цитат великих людей о велосипедных прогулках

    Велосипед научил Эрнеста Хемингуэя путешествовать, подарил Лэнсу Армстронгу ощущение счастья и открыл всепрощение для Аль Пачино. Рассказываем, что знаменитые персоны думают о велопрогулках.

    Фото №1 - 10 цитат великих людей о велосипедных прогулках

    Велопрогулками наслаждались писатели, поэты, художники, актеры и музыканты – пожалуй, только велосипед способен дать человеку особое ощущение свободы и радости движения. Неудивительно, что своеобразный культ велосипеда проявился в литературе, кино, музыкальных видео и фотоискусстве. А вспомнив цитаты знаменитых людей разных эпох, легко заметить: за два века это транспортное средство ничуть не потеряло своей актуальности.

    «Велосипед всегда? Сейчас это одно из того, что наполняет вашу жизнь смыслом! Я упражняюсь таким образом каждый день. Ах, просто возьмитесь за ручки вашего велосипедного руля, ложитесь на него и опрометью мчитесь по улицам и дорогам, над железнодорожными путями и мостами, пронизывая толпу, избегая столкновений, на скорости двадцать миль в час или даже больше, и представляйте все это время, как внезапно с грохотом упадете. Ну, это что-то!». Джек Лондон

    «Именно езда на велосипеде – это то, с помощью чего вы изучите контуры страны лучше, когда вы поднимаетесь на склоны холмов и спускаетесь с них. Вы помните, какие они на самом деле, в то время как на автомобиле вас впечатляет только высота холма, и у вас остаются не такие точные воспоминания о стране, какие вы получаете, объехав ее на велосипеде». Эрнест Хемингуэй

    «В детстве я молил Бога подарить мне велосипед. Потом понял, что Бог работает по-другому. Я украл велосипед и стал молиться о прощении». Аль Пачино

    Фото: Getty Images

    Материалы по теме

    Сегодня читают

    Интерактивная версия журнала MarieClaire

    Журнал MarieClaire

    Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах

    Marieclaire.ru – женский онлайн журнал о том, что волнует стильную, современную женщину с собственным мнением и активной жизненной позицией. Ежедневные обновления из мира моды, красоты, гастрономии, путешествий делают Marieclaire.ru самым разносторонним женским журналом. Карьера, отношения и семья также занимают важную позицию в нашем женском журнале. Здесь вы найдете экспертные советы, консультации специалистов и личный опыт успешных личностей. Marieclaire.ru – женский журнал, который актуален и полезен всегда!

    Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.

    Владелец Marieclaire.ru ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

    Россия, Москва, 115114

    ул. Дербеневская, д. 15Б.

    Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается. 16+

    10 ответов на популярные вопросы о велодорожках: зачем они нужны и можно ли кататься в таком дождливом городе

    В последнее время активизировались дискуссии о велосипедной инфраструктуре в Петербурге: появилось обращение муниципальных депутатов, желающих убрать велополосу на Фонтанке, петиция против велодорожек на Петроградской стороне. Городские власти интерес к развитию этого вида транспорта потеряли: с него сняли статус «приоритетного проекта», умер городской велопрокат, километров велодорожек с каждым годом строится все меньше. Так нужны ли нам велосипедисты? Будет ли кто-то кататься по городу с таким климатом? И можно ли сделать Петербург удобным для этого? На самые важные вопросы о велосипедизации для «Собака.ru» ответила экс-советник вице-губернатора по велосипедной инфраструктуре (2015-2019), руководитель проектов городского развития Дарья Табачникова.

    Зачем вообще горожанам нужно пересаживаться на велосипеды? Почему все не могут покупать автомобили или ходить пешком?

    В мире нет города, который мог бы переварить бесконечное число автомобилей — а они становятся все доступнее, поэтому их количество растет. Уже сейчас в Петербурге примерно 320 машин на 1000 жителей, по темпам автомобилизации мы обогнали даже Москву.

    У каждой улицы есть своя предельная пропускная способность. Можно, конечно, расширять дороги, срубая деревья и уменьшая тротуары, рыть тоннели и подземные переходы, можно даже двигать дома, чтобы смогло проехать больше автомобилей. Технически это все реально, но такие решения дают лишь временный эффект, к тому же, стимулируют спрос, ведь ездить становится удобнее. Машин через некоторое время становится еще больше, они постепенно заполняют все городское пространство, а потом снова перестают помещаться на улицах. Важно также знать, что автомобили — это основной (и почти единственный) источник загрязнения воздуха в современных городах. Вся пыль и грязь, которой мы дышим, создана ими.

    Пешком ходить здорово, но на велосипеде расстояние доступности увеличивается примерно в три раза. Если вам до магазина или станции метро идти 15 минут, то на велосипеде эта поездка займет всего пять.

    Я не призываю пересадить всех на велосипеды, это всего лишь один из вариантов передвижения, но если мы хотим сделать транспортную систему менее зависимой от автомобилей, то эта опция должна быть не только в наличии, но и в приоритете, как и возможность передвигаться пешком и на общественном транспорте. При этом не обязательно совсем отказываться от автомобиля, но стоит присмотреться к своим ежедневным перемещениям. Возможно, есть более рациональные варианты: зачастую ежедневные короткие поездки по маршруту дом-работа-дом быстрее и дешевле совершать на общественном транспорте или велосипеде. Учитывая, что расстояние ⅔ поездок в Петербурге — до 10 км, их легко можно совершать на велосипеде, на это уйдет не больше 40 минут.

    Чем дышат петербуржцы? Что не так с воздухом в городе и можно ли обезопасить себя

    Разве кто-то будет кататься на велосипедах в таком климате, как в Петербурге?

    Климат в Петербурге не сильно отличается от других стран Балтийского региона, где на велосипедах успешно катаются круглый год. Конечно, зимой этот вид транспорта выбирает меньше людей, но то, на сколько это количество падает, зависит в основном от качества уборки велодорожек — никому не хочется приезжать на работу в грязи. Поэтому нужно не обсуждать превращение велополос в парковку зимой, а научиться нормально убирать улицы.

    Велодорожки появились два года назад, но по ним все равно никто не ездит. Значит их стоит убрать!

    Велодорожками пользуется с каждым годом все больше людей — это подтверждается и ежегодными транспортными замерами, и социологическими опросами. Чтобы велосипедизация продолжалась, нужно прикладывать больше усилий для создания связной и безопасной инфраструктуры, наладить регулярную уборку и организовать велопарковки. Горожане будут массово использовать велосипед, когда это будет удобнее, быстрее и дешевле, чем другие способы передвижения.

    А где теперь парковаться автомобилям?

    Пока не появится платная парковка, мест будет всегда не хватать, и виноваты в этом не велодорожки, а чрезмерное количество автомобилей на улицах города. Вы не можете припарковаться из-за одних автомобилей, а другие — из-за вас. Как мы уже говорили, разместить на улицах и припарковать автомобили всех желающих не получится. А вот ввести платную парковку давно пора — да, владение машиной будет стоить дороже, произойдет перераспределение части поездок на другие виды транспорта, люди станут больше пользоваться метро и автобусами, ходить пешком и ездить на велосипедах, потому что это станет быстрее и дешевле.

    Велосипедисты мешают автомобилистам и не соблюдают правила, они создают угрозу ДТП. Без них безопаснее.

    Автомобилистам мешают все. Для расширения дорог в 70-е годы вырубили тысячи деревьев, сузили тротуары, убрали множество переходов, детей перестали отпускать гулять одних на улицу из-за автомобилей. Так кто кому здесь мешает?

    Каждый день на дорогах России гибнет 50 человек, и 90% этих случаев — результат нарушения правил водителями. Только с января по март 2019 года на одном Невском проспекте произошло больше 200 ДТП, в 21 из них были пострадавшие, погибли пятеро (среди них два пешехода), все — по вине сидящих за рулем. Улицы бы стали безопаснее без автомобилей.

    Но правильный путь — предоставить каждому участнику движения свое место на дороге. На сегодняшний день у велосипедистов на большинстве улиц нет такого места, они вынуждены балансировать между быстро едущими автомобилями с одной стороны и внезапно открываемыми дверями припаркованных машин с другой, либо ехать по тротуарам, ширины которых не хватает даже для пешеходов.

    В то же время из-за низкой скорости велосипедист не представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья других участников дорожного движения. Гораздо важнее для безопасности горожан снизить максимально допустимую скорость автомобилей до 50 км/ч в центре и до 30 км/ч на небольших спокойных улицах. Кроме того, всех с детского сада нужно учить, как вести себя на улице, как быть пешеходом и велосипедистом — это мировая практика.

    Можно провести исследование и проложить велодорожки там, где много велосипедистов. Почему так не делают?

    Так и делают. Ежегодно проводятся транспортные замеры и социологические опросы, чтобы понять, как люди ездят на велосипедах и каких связей им не хватает. Самые востребованные как велосипедистами, так и автомобилистами участки в городе — это мосты и магистральные улицы по направлению центр — спальные районы.

    Зачем нужна велополоса? ПДД предусматривает велосипедистов как участников движения и без нее.

    А тротуар зачем нужен? Можно же по обочине ходить. А асфальт зачем на дороге? Ведь можно и по гравию проехать. Инфраструктура нужна, потому что это удобнее и безопаснее для всех. На велодорожке нет необходимости маневрировать и постоянно оборачиваться, велосипедист чувствует себя спокойнее и становится более предсказуем для водителей.

    Исторический центр Петербурга не приспособлен для велодорожек, их здесь сделать невозможно.

    Наш город строился для пешеходов и конных экипажей. Для машин он тоже изначально не был приспособлен, как и для метро, трамваев и троллейбусов. Меняется мир, меняется город вместе с ним. Как показывает опыт многих мегаполисов мира, исторические центры прекрасно подходят для организации велосипедного движения. Мы можем воспользоваться европейским опытом, где на еще более узких улочках средневековых городов нашли место для велосипедистов, пешеходов и автомобилистов. Нет ничего невозможного, но это вопрос перераспределения пространства.

    Сколько нужно ждать и сколько велодорожек проложить, чтобы много людей в Петербурге пересели на велосипеды?

    Ждать не нужно, нужно поддерживать создание велосипедной инфраструктуры, строить и проектировать больше и лучше, чем делается сейчас. Помимо создания основного каркаса веломаршрутов, в Петербурге необходимо решить проблему с хранением. Люди не будут массово тащить велосипеды на себе в квартиры по лестницам.

    Что можно сделать, чтобы велоинфраструктура развивалась быстрее?

    Если вы живете в Петербурге, то самым действенным способом будет подача заявки в администрацию, муниципалитет, ТСЖ или управляющую компанию на установку велопарковки во дворе или у станции метро. Кроме того, можно обратиться с конкретными предложениями по маршрутам велодорожек в электронную приемную губернатора — ваша заявка будет обязательно рассмотрена и, возможно, включена в адресную программу. В любом случае, письмо стоит написать хотя бы для того, чтобы показать существующий спрос на создание велосипедной инфраструктуры. Также можно предложить офису, университету или спортивному залу установить велопарковку.

    Городским властям же определенно стоит вернуть развитию велоинфраструктуры статус «приоритетного проекта», восстановить должность советника вице-губернатора по этой теме, выделить бюджетное финансирование на городской велопрокат и разработать новую концепцию развития.

    Источники:

    https://www.forbes.ru/forbeslife/380581-boris-dzhonson-na-velosipede-lukashenko-na-tesle-i-blumberg-v-metro-na-chem
    http://bikes.ironhorse.ru/traffic-laws/
    https://www.marieclaire.ru/et-cetera/10-tsitat-velikih-lyudey-o-velosipednyih-progulkah/
    https://www.sobaka.ru/city/urbanistics/103858