Что такое фрирайд на велосипеде

Содержание скрыть

Что такое фрирайд на велосипеде

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00

Главная />SKI блог />Сноуборд для фрирайда: как выбрать и освоить

Сноуборд для фрирайда: как выбрать и освоить

Сноуборд – это основная часть снаряжения, именно от него зависит успех райдера на склоне, наряду с собственным профессионализмом.

Обратить внимание нужно на аспекты:

— контактная длина канта;

— использованные материалы и технологии.

Содержание:

Геометрия доски

Выделяют три типа геометрии борда:

— твин тип (twin);

— дирекшионал (directional);

— дирекшионал-твин – гибридный вариант.

Полностью симметрична конструкция, нос и хвост не отличаются друг от друга.

Это идеальная форма для фристайла, которая позволяет выполнять вращение и приземляться/двигаться любым концом одинаково эффективно.

Дирекшионал

Направленная форма, хвост уже и жестче, а нос длиннее и мягче.

Это вариант для глубокого снега, так как хорошо всплывает. Такое поведение обеспечено смещением центра тяжести к хвосту, закладные так же сдвинуты в сторону задней части.

Гибрид

Такая форма обладает особенностями обоих типов.

Борд симметричен, а закладные сдвинуты в сторону хвоста.

Это универсальный вариант, позволяющий кататься в различных условиях, но не позволяющий добиться каких-либо высот. То есть среднее катание, зато на любой трассе.

Профиль/прогиб

Существует 2 типа прогибов:

От двух базовых классов развилось множество вариаций прогибов, но именно они лежат в основе.


Кембер

Такая форма выглядит как арка над горизонтальной плоскостью. Это классика, подходящая для жестких склонов и более-менее подготовленных райдеров.

Рокер

Рокер – это противоположность кембера, дуга с одной точкой контакта (пока нет нагрузки).


Комбинации

Набравшись опыта можно поэкспериментировать с различными прогибами. Например, между креплениями — кембер, а по бокам рокер и наоборот.

Кант – это металлическая накладка, проходящая по всему периметру борда. За счет нее происходит зацепление со склоном, обеспечивающее контроль и стабильность в поворотах.

Есть 2 вида канта:

— классика. В этом случае металлическая вставка имеет только один радиус;

— сложные радиусы. В этом случае форма может быть любой, обычно это несколько радиусов или волнистая поверхность. Хороший пример последней – это magna traction, технология с волнообразными кромками, обеспечивающими лучшее сцепление со склоном (жестким) за счет многочисленных пятен контакта.

Талия

Талию называют так же вырезом. Для подготовленных склонов рекомендуется более узкая талия.

Для неподготовленных трасс лучше подойдет широкая, так как с ней возрастает «плавучесть» в рыхлом снегу.


Ростовка

Длина борда обычно указана на упаковке/доске, производители часто выпускают таблицы ростовок, которые позволят подобрать оптимальный размер.

Помимо этого существуют универсальные методы определения длины. В среднем борд, поставленный на один из концов, должен заканчиваться на уровне подбородка-носа райдера.

Фрирайдерские доски лучше подбирать максимально высокими, то есть достигающими вашего носа, что позволит получить большую площадь поверхности для рыхлого снега.

Обратный прогиб и сложные вырезы позволят уменьшить ростовку, но не потерять при этом контроль при скоростном катании.

Жесткость

Для фрирайда не нужны жесткие борды, так как рельеф диких склонов сложный. Мягкая доска позволит сгладить больше естественных неровностей и простит некоторые ошибки. Особенно важно это для начинающих сноубордистов.

Например мы при аренде сноубордов , выдаем новичкам мягкие доски, для того чтобы нашим клиентам было легче и быстрее научиться.

Размер ноги

Ширину борда нужно подбирать, исходя не только из желаемого поведения на склоне, но и из размера собственных ног. Если у вас слишком большие стопы, то нужно предусмотреть это и использовать доску с такой талией, чтобы носки/пятки не выступали сильно за пределы кантов.

Нужно добиться такого положения, которое не позволит ботинкам цепляться за склон при закантовке.

Итоги

Итак, выведем формулу идеального борда для фрирайда:

— геометрия дирекшионал или дирекшионал-твин (сноуборд лучше всплывает в снегу);

— рокер (на глубоком снегу лучше маневренность, всплытие, можно сэкономить на ростовке, а значит массе снаряжения);

— сложный кант, в идеале волнистый (повышает сцепление со снегом, особенно на твердых поверхностях, как лед и наст);

— талия широкая, чтобы доска не «тонула», подойдет чуть шире стандарта;

— жесткость низкая или средняя;

— по цене лучше выбирать модели среднего сегмента, избегая переплаты за топовые модели и откровенный китайский ширпотреб.

Основы фрирайда

Фрирайд – это один из сложных стилей катания, так как подразумевает покорение неподготовленных склонов. Однако, проще всего начинать освоение стиля на подготовленных трассах, вокруг которых почти всегда есть «дикие» участки.

Территория таких склонов лавинобезопасна, а в случае травмы или поломки снаряжения не составит труда получить помощь. Качество и стабильность покрытия всегда можно уточнить у администрации курорта.

Более опытным сноубордистам можно искать склоны вдали от курортов, но для безопасного их освоения потребуется специальное снаряжение.

Движения тела

Новички часто зарываются в снег, доску буквально утягивает в «паудер», зарывается нос. Опытные райдеры способны держаться на снегу, буквально лететь по его поверхности. Рассмотрим, что нужно делать, чтобы избежать первого и быстрее освоить второе!

Изначально нужно освоить правильную стойку:

— фрирайдеры часто держат руки на весу, поднимают вверх;

— плечи нужно аналогичным образом тянуть вверх. Важно не ощущать вес собственного тела, а вытягивать его, это позволяет сохранить центр тяжести и контроль;

— толчков ногами при этом быть не должно, иначе вы сразу уйдете в толщу снега.

Чтобы нос борда не зарывался в паудэр, нужно сместиться назад.

При смещении нельзя присаживаться на заднюю ногу, переносить на нее вес или отталкиваться от поверхности, результат всегда один – погружение и падение. Это происходит из-за того, что задняя нога является осью вращения, ее загрузка вызывает поворот борда и одновременное заваливание тела назад.

Немаловажной проблемой фрирайда является сложность подъема. Если вы упали, то рыхлый снег серьезно замедлит процесс подъема на ноги, так как найти точку опоры достаточно трудно, особенно если пухляк глубокий.

Чтобы уйти в сторону задней ноги и не утонуть, нужно почувствовать плечи, равномерно, затем начать крен назад, но без загрузки задней ноги, взгляд при этом непрерывно устремлен вперед.

В процессе движения нужно чувствовать нос доски, если этот момент упустить, то заваливание назад неизбежно.

Техника №1. «Игра в крабов руками»

Для этого нужно начать движение вперед, тело отклонено чуть назад, взгляд прямо. Если нужно повернуть в сторону задней ноги, достаточно начать аккуратно играть в краба задней рукой и наоборот.

В первую очередь нужно почувствовать габариты доски, после этого будет значительно легче контролировать ее поведение и свои движения.

Для движения прямо необходимо:

— держать руки ровно и не опускать;

— на них нужно концентрироваться;

— держать выше солнечного сплетения, стоит опуститься ниже этого центра и руки перестанут помогать;

— расположить кисти вперед;

— ладони повернуты вниз;

— в локтях руки полусогнуты.

Сложность обучения фрирайду в том, что оно проходит на малой скорости, на которой катание само по себе хуже поддается контролю.

Однако, сразу катать на большой скорости – еще тяжелее, потому осваивать стиль лучше на склонах с относительно небольшим слоем снега и уклоном.

Не обязательно делать движения клешни краба, на самом деле важен акцент на руках. Создать его можно любыми легкими движениями кистей.


Связанные повороты

Чтобы резко менять направление движения, нужно не просто прекратить движения одной кистью, но выровняться. Только после этого можно сделать акцент на другой руке и поменять направление движения.

Если в процессе езды касаться склона рукой, то она автоматически станет осью вращения и будет поворачивать райдера.

Падение из-за опущенных рук предотвратить не сложно, достаточно быстро поднять их выше центра солнечного сплетения, как только вы начали терять равновесие. Это движение не сложно заметить даже у профессиональных фрирайдеров, так они вытягивают себя, когда чувствуют, что зарываются.

Одной из проблем начинающих райдеров являются ноги, которые быстро забиваются.

Происходит это из-за чрезмерного к ним внимания, по сути, внимание райдера – это энергия, которую направляешь к мышцам.

Если энергии слишком много, мышцы в буквальном смысле начинают «гореть».

Указанные техники не позволяют быстро маневрировать, но дают представление о принципах работы тела и внимания на склоне.

Что такое фрирайд на велосипеде

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00

Главная />SKI блог />Основы фрирайда на сноуборде и лыжах: безопасность и техника

Основы фрирайда на сноуборде и лыжах: безопасность и техника

Фрирайд – это не катание вблизи подготовленных трасс, а уход за пределы доступа подъемника. Формат может быть различным, начиная от пеших переходов на сплитборде и до высадки с вертолета – хелиски.

Содержание:

В каждом случае есть свои нюансы и характеристики, с которыми нужно считаться. Есть чисто природные факторы, например, состояние снега. Катание по мокрому будет сильно отличаться от подмороженного, как по поведению борда, так и технике райдера. Стоит отметить, что кататься одной техникой на всех трассах не получится.

Метод подбирается в зависимости от нескольких аспектов, в частности:

  • состояния трассы;
  • температурного режима;
  • уклона;
  • рельефа.

Чтобы начать фрирайдить, нужно выделить и освоить 3 блока информации:

  • физическая подготовка;
  • техника катания;
  • лавинная грамотность.

Относительно спортивной подготовки отметим, что для хорошего фрирайда в принципе необходимо подготовленное тело. Качайте выносливость, силу, но даже при этом пройдет период адаптации, пока тело приспособится к нагрузкам на диких склонах.

Развить необходимые группы позволят циклические виды спорта:

  • плавание;
  • бег;
  • велосипед;
  • гребля.

В формате фрирайда не стоит полагаться только на свои силы, это действительно экстрим, который может дорого обойтись

Необходимо трезво представлять зачем и куда вы едете, не быть излишне самоуверенным и всегда брать с собой компанию. Элементарно, не имея представления о маршруте и спуске, вы рискуете травмироваться, заблудиться.

Желательно обращаться к гиду и всегда командой. Это безопасность, есть ведущий, знающий дорогу и способы помочь в экстренной ситуации. Минимум для хорошей команды 4-5 человек, однако, в коммерческой деятельности не редкость команды по несколько десятков сноубордистов.

Раскатывать пухляк нужно поэтапно, обычно после выпадения снега раскатывание начинается неподалеку от доступных на подъемнике мест склона. Постепенно вы будете углубляться, освоив таким образом весь склон. Преимущество такого способа так же в том, что команда разбивается на несколько групп и пухляка однозначно всем хватит.

Меньше всего комфорта будет, если гид ведет большую группу целиком в один кулуар

Кроме того, в горах умейте вовремя остановиться, чтобы понять, когда, нужно следить за состоянием тела. Если появляется ощущение, что все тело и мышцы проработано, пора останавливаться. В противном случае легко получить травму.

Безопасность

Безопасность во фрирайде – это основной аспект, от которого может зависеть ваша жизнь или здоровье. Именно поэтому полезно записаться на курсы подготовки, где вам предоставят всю базу знаний, в том числе практические по обращению со снаряжением и оборудованием.

После освоения стоит проработать технику безопасности со своей командой. Это позволит упростить и ускорить оказание помощи, например, в случае схода лавины.

Очень важно доверять друг другу, быть уверенным, что напарник не запаникует и сможет адекватно оказать помощь в горах

Кроме того, подбирать группы стоит по уровню катания. Если в вашей компании есть сноубордист, который явно слабее остальных по подготовке, придется ориентироваться на него. Только так можно обеспечить безопасность. В то же время, такой райдер будет тормозить группу, возможно, стоит подумать о его замене или чередовать рельефы по сложности, чтобы всем было комфортно и интересно.

Места

В России и странах СНГ есть несколько основных мест, с которых можно начать эксперименты во фрирайде:

  • Шерегеш;
  • Гудаури;
  • Хибины;
  • Эльбрус.

Лавины

Помимо чисто технических моментов, необходимо заранее продумывать маршрут. Непосредственно на склоне так же требуется соблюдать некоторые правила безопасности, например, чтобы не спровоцировать сход лавины.

Есть несколько распространенных ошибок, которые могут привести к ЧП:

  • несколько райдеров начинают спуск друг за другом;
  • несколько райдеров начинают кататься одновременно;
  • один из сноубордистов в команде проезжает закрытыми поворотами по склону с большой амплитудой.

Все эти ситуации легко могут спровоцировать сход лавины. Чтобы избежать проблем, связанных со сходом снега, возьмите с собой соответствующее сигнальное оборудование и инструмент для копания. Перед выездом тщательно проверяйте погодные условия и обстановку на склонах.

В идеале ехать строго по одному, причем, оставшиеся на вершине спортсмены следят за спускающимся, а в финале, спустившиеся за последним райдером.

Проталины, участки no-fall, промоины, ручьи – всех этих мест желательно избегать. На высокой скорости падение может быть очень опасным, вплоть до гибели. Например, большой перепад высоты, если вы не мощный прорайдер, может оказаться последним

Не исключены ситуации, которые не так опасны, но могут серьезно помешать. К примеру, плоские участки просто не позволят вам двигаться на доске, их проще избегать.

Один из важных моментов фрирайда – это готовность отступить назад. Так как поиск места для спуска может быть крайне непредсказуемым, вы можете найти участок в таком состоянии, когда отдых скорее будет опасным, нежели веселым.

Если чувствуете опасность, лучше отказаться от спуска!

Снаряжение

Так как наличие снаряжения у райдеров не регламентировано, необходимо знать, что является жизненно необходимым.

Список необходимого:

  • шлем. Из всех элементов защитного экипа этот является обязательным, остальное выбирается по вкусу и по степени ответственности человека за свое здоровье;
  • радиосвязь. Обязательно иметь при себе рацию, телефон, дополнительные батареи или еще одну дублирующую рацию. Связь должна остаться в любом случае, без исключений;
  • бипер. Перед стартом его обязательно проверить лично каждому члену группы. Для полной уверенности ведущий группы должен проверить бипер при помощи трансивера в режиме поиска;
  • запасная маска (именно маска, а не линза), одежда для утепления на случай ухудшения погоды, немного горячего питья в термосе и еда для перекуса.

Ответственность за готовность участников и снаряжения, в значительной мере лежит на гиде. Он обязан тщательно и понятно описать предстоящий спуск и все, с чем на нем столкнутся участники. Чтобы катание было максимально безопасным, гид или опытный член группы спускается первым и еще один последним.

Основная стойка, траверс

Прежде, чем отправиться на дикие склоны в формате фрирайда или беккантри, предварительно полезно как следует натренироваться. В идеале, делать первые шаги в этом экстремальном виде катания только после того, как вы будете уверенно кататься по подготовленным трассам.

Для начала лучше всего подойдут бугры, они находятся между подготовленных трасс, где множество препятствий, покрытых снегом. Основное их преимущество в том, что они не подвержены сходу лавин. Кроме того, бугры – это отличные естественные препятствия для прыжков и маневрирования.

Бугры имеют и недостатки, в частности, каждое движение на спуске будет проверкой вашего равновесия

Чтобы свободно кататься здесь, необходимо соблюдать основную стойку сноубордиста:

  • взгляд направлен в сторону движения, прямой;
  • плечи расположены по положению доски;
  • таз немного развернут в сторону движения;
  • ягодицы напряжены;
  • ноги слегка согнуты.

При таком положении вес будет свободно перемещаться между правой и левой ногой, что упростит балансирование.

Проще всего начинать на буграх в траверсе, в этом случае следует соблюдать основную стойку и отрабатывать все неровности.

Повороты в траверсе выполняются по простому алгоритму:

  • для начала прислушайтесь к своим ощущениям, это поможет доехать до места, где будет комфортно;
  • затем вес тела переносится на переднюю ногу, взгляд направлен вниз по направлению движения;
  • выполняется перекантовка;
  • на выходе из дуги вес тела переносится на заднюю ногу;
  • доска прокатывается под собой с передней ноги на заднюю.

Спуск в этом стиле проходить, сочетая несколько траверс под разными углами.

Равновесие на буграх помогает поддерживать исполнение плавных поворотов. В этом случае требуется избегать резких движений корпуса, плеч, таза. Работают только колени, остальное тело стабильно.

Совершается несколько основных движений для поворота:

  • вертикальная ось. Для этого достаточно работать коленями, поднимаясь или опускаясь;
  • диагональная ось. Вес переносится в сторону поворота по диагонали;
  • поперечная ось. При повороте происходит небольшой наклон в его сторону;
  • продольная ось. Подразумевает правильное положение центра тяжести, который должен оказаться между креплениями.

Освоив траверсы, можно усложнить задачу. Для этого переходите на более крутые склоны с буграми, начинайте отрабатывать повороты меньшего радиуса. Освоив бугры можно говорить о полноценном фрирайде, полученные на них знания позволят свободно штурмовать кулуары и пухляк.

Итак, основная задача перед полноценным фрирайдом:

  • научиться поддерживать основную стойку в сложных условиях;
  • отрабатывать все неровности ногами;
  • исполнять круглые повороты без резких движений.

Важно понимать, что катание состоит из целого комплекса движений и их вариантов. Правильнее всего ехать поворотами среднего радиуса, двигаться по линии падения воды, так как при этом риск схода лавины минимален. Траверсами кататься опасно, они хороши только для подготовленного склона или бугров.

Крутые спуски можно пробовать только при высоком уровне подготовки. Психологически подготовьтесь к скорости, это позволит не бояться крутых склонов. Такой спуск может быть адекватным не раньше освоения коротких дуг.

Не застрахован райдер от попадания в кулуары, они могут буквально появиться на незнакомой трассе. Здесь также необходимо быть готовым, узкое пространство сложнее, но при хорошей подготовке без проблем проходится.

Прыжки пригодиться освоить. Речь не о фристайле, а о небольших подскоках, которые могут помочь пройти препятствие. Важно не только научиться отрывать борд от склона, но и безопасно приземляться

Катание по лесу

Для покорения более сложных маршрутов, как лес, учитывать несколько моментов:

  • обязательно знать, куда вы едете, потому, необходимо самому иметь представление о местности, либо взять с собой напарника, отлично знакомого с территорией;
  • смотрите всегда между деревьев, если смотреть на них, то обязательно врежешься;
  • обязателен контроль за скоростью, так как во фрирайде много препятствий и только так можно их успеть объехать;
  • носите защиту. Маска защитит не только от снега и света, но и от веток, аналогичная ситуация с наколенниками/налокотниками, при падении спасет шлем и защита спины;
  • следите друг за другом. В пределах одной группы старайтесь далеко не разделяться, всегда держитесь вместе и наблюдайте, чтобы остальные не потерялись. Обязательно иметь с собой средства связи, заряженный телефон или рацию, GPS.

Техники

При катании по отратраченным поверхностям можно использовать только технику заваливания корпуса, то есть движение передним кантом – заваливание вперед, задним – заваливание назад. Для тяжелого снега этого будет мало, необходимо научиться загружать и разгружать доску, то есть работать краями.

При прохождении дуги корпус заваливается внутрь нее, примерно в середине ее доска максимально нагружена. Чтобы разгрузить борд, нужно как бы подобрать конечности под корпус, тогда она выпрямляется и дает возможность начать заваливание в другую сторону для поворота.

Корпус при этом держится примерно на одной линии, а работу совершают ноги. Однако, начинается движение с тела, оно как бы подбирается вверх, помогая подтянуть ноги, создается своего рода импульс. Некоторые райдеры называют это движение подскоком, но это не верно, так как фактически отрыва от склона не происходит.

По следам на снегу легко увидеть степень и участки загрузки доски. Дуга хорошо просматривается, особенно в центре, где загрузка снаряжения максимальна. Однако, на участках перекантовки можно и вовсе потерять контакт со склоном

Продольная работа

Также в движении необходимо смещать центр тяжести (работа в продольном направлении доски), это происходит при перекантовывании. Для изменения направления дуги нужно сместить центр вперед, в сторону ведущей ноги. При этом важно избегать слишком сильного его переноса вперед, он не должен сместиться слишком далеко, иначе она станет осью вращения.

Поперечная работа

При движении и совершении поворота корпус заваливается в ту же сторону. Это облегчает выталкивание задней части борда и позволяет завершить дугу.

Целина на лыжах

Для катания по целине необходимо учесть несколько особенностей:

  • иметь соответствующее снаряжение, мы в прокате лыж , выдаем только качественный инвентарь компании Ficher, с широкой талией.
  • учитывать состояние снега. Начинать проще там, где под слоем пухляка есть более-менее плотная поверхность. Гораздо сложнее работать там, где один пухляк;
  • следует создать опору, для этого на обе лыжи необходимо оказывать равномерное давление. Это формирует единую площадь опоры и позволяет избегать провала одной из ног. Проще всего всплывать на скорости;
  • не стоит использовать заднюю стойку, так как она не позволяет гибко реагировать на изменения ситуации.

Есть несколько способов катания по целине. Более сложный способ – это движение на высокой скорости, при котором происходит всплытие и райдер начинает двигаться буквально по поверхности снега. Проще находить опору под слоем пухляка и двигаться уже за счет нее. Начинать освоение целины лучше со второго метода, чтобы уже потом перейти ко второму.

Обязательно помнить, что на пухляке лыжи практически всегда находятся под слоем снега, который их придавливает и держит. Именно поэтому не получится рулить усилием ног

Ошибки

Часто на склоне можно понаблюдать за райдерами, совершающими типичные ошибки:

  • неправильная стойка. Нужно удерживать неподвижной верхнюю часть тела, не перенапрягать поясницу слишком сильным наклоном;
  • работа на борде происходит исключительно за счет таза, колена и голеностопа;
  • катание с прямой спиной или ногами;
  • не чувствуется доска, люди могут перегружать переднюю или заднюю ногу.

Многие райдеры не прорабатывают углы, под которыми расположены ботинки на борде. Крепления необходимо регулировать, однако, не существует универсальной системы, градус определяется опытным путем. Это связано с различиями в физиологии и строении. Главное правило, на которое нужно опираться при выборе стойки – это возможность присесть, согнув колени.

Если рекомендовать нечто более-менее универсальное, то подойдет «австрийская стойка», при которой ведущая стопа устанавливается под 24 градуса, а вторая — -6. Правильно подобранная стойка исключает проблемы в повороте, не связанные с техникой

При исключении ошибок удастся добиться максимальной выносливости, кататься долго и спокойно, не прикладывая лишних усилий и движений.

Разумеется, серьезное влияние на поведение борда оказывает его форма, прогиб и прочие характеристики. Например, кембер помогает всплывать, особенно при маневрировании, улучшает контроль над доской.

При покупке важно не ошибиться с выбором нескольких характеристик:

  • вес, ростовка, размер (райдерам с большими стопами однозначно нужен широкий борд);
  • степень подготовки райдера.

Большинство ошибок связано с тем, что человек начинает осваивать фрирайд, не отработав хорошую технику

Техника карвинга. Скоростной фрирайд

Пример высшего мастерства владения сноуборда,- это скоростные дуги на нетронутом склоне. Сочетая уверенные заклоны и ротацию с мягкой вертикальной работой ног Вы получите наиболее яркие эмоции от скорости в глубоком снегу.

funcarve-pics

Мифы и реальность

Карвинг вне подготовленных склонов малопопулярен, т.к. существует масса домыслов почему этого делать нельзя.

  • Узкие доски для карвинга тонут в снегу;
  • Жесткие доски мягкой геометрии плохо плавают,
    т.к. нос доски не прогибается и не поднимается на поверхность;
  • Большие углы закантовки доски приводят к тому,
    что доска прорезает гранью снег и уходит внутрь толщи;
  • В пластиковых ботинках трудно совершать переходы к дальним нетронутым склонам.

И лишь часть из этих мифов является правдой.
Узкие доски действительно тонут в снегу, им не хватает ширины чтобы обеспечить достаточную подъемную силу. Поэтому многие райдеры берут с собой в большие горы две доски разной геометрии. А вот справиться с жесткой доской мягкой геометрии поможет умение четко держать перецентровку * , самостоятельно отслеживая рельеф и оперативно смещая центр тяжести по доске. Безусловно, на плоских участках такая доска сама по себе будет притапливать нос, однако разве на таких участках самый кайф кататься? Большие углы закантовки тоже грозят тем, кто отслеживать их не умеет, и чреваты сильными падениями на высоких скоростях. Многие райдеры считают что в пластиковых ботинках вполне удобно ходить в гору, и не видят в этом проблем.

Карвинг в целине. Как это?

funcarve-pics

Что мы знаем о нетронутом снеге:

  • Пухляк сам по себе сильно тормозит доску;
  • Загруженный нос доски легко уйдет под снег и доска будет активно терять скорость;
  • Сорваться с дуги практически невозможно, т.к. доска на треть и более уходит в толщу снега;
  • Углы закантовки доски становятся критическими уже на рубеже 40-45°, доска может глубоко зарезаться;
  • Падения в глубокий снег не так болезнены, как на ратраченый склон.

Учитывая эти особенности и корректируя технику движений можно получить исключительное удовольствие выписывая на снежных полях дуги на высокой скорости.

Скоростной фрирайд

Прежде всего надо понять, что техника «сброса хвоста» никогда не даст Вам той скорости и фана, которого Вам бы хотелось. Эта техника характеризуется постоянным подтормаживанием, а глубокий снег и так медленный,- тормозить в нём попросту глупо. Нужно уметь кататься на кантах на подготовленных склонах, активно использовать вертикальную работу и заклоны. Тогда Вы не испытаете сложностей в пухляке, а просто адаптируете свои навыки для новых условий!

Правила фрирайда

Считается, что первые горные лыжи появились в Норвегии в конце 18-го века. Собственно, это были обычные деревянные лыжи, известные людям уже не одну тысячу лет, к которым приделали крепления пожестче, чтобы можно было поворачивать на горных склонах. Пальму первенства в создании горных лыж у Норвегии оспаривают Австрия и Франция. Но одно мы знаем точно: первые горнолыжники были фрирайдерами. Они ездили по горным склонам, которые никто для них специально не готовил.

Что такое фрирайд

В модное и опасное увлечение фрирайд превратился в 70-е годы прошлого века. Несмотря на то, что в мире к тому времени пышным цветом расцвела горнолыжная индустрия — с удобными шале, идеально подготовленными трассами и глинтвейном в ресторанах на горе, — нашлось немало людей, которым этот комфорт оказался неинтересен. Эти странные люди предпочитали уходить прочь от цивилизации и кататься по диким склонам.

Слово «фрирайд» происходит от английского free — свободный, и ride — ехать, кататься.

Подразумевается, что человек, назвавшийся фрирайдером, может ехать на лыжах везде: по свежевыпавшему снегу, застругам (снежным гребням), льду, буграм. На вопрос, зачем ему это нужно, есть несколько ответов. Во-первых, он получает от этого невероятное удовольствие — часто такое, от которого уже не в силах отказаться. Во-вторых, занятия фрирайдом важны для самоутверждения, причем, это касается не только брутальных мужчин, но и хрупких девушек. И наконец, фрирайдер лезет в горы ради общения с этими самыми горами. И это еще одна составляющая удовольствия.

Виды фрирайда

Есть два основных типа внетрассового катания.

Первый — это, собственно, фрирайд.

Здесь во главу угла ставится спуск с горы, а все остальное делается ради него. Чем больше спусков за день вы сделаете, чем они будут интересней, тем выше качество вашего катания.

Сюда же отнесем и бэккантри, когда райдер катается с горы, не оборудованной подъемниками, и поднимается вверх пешком.

В какой-то степени развитием фрирайда можно считать фристайл. Это всевозможные трюки на пересеченной местности: прыжки, бэкфлипы, то есть сальто через спину, градусы, когда лыжник или бордер крутятся вокруг вертикальной оси. Четкой границы между фрирайдом и фристайлом нет. Умелые райдеры любят «крутануть» что-нибудь фристайловое во время спуска. А фристайлер прежде, чем начать прыгать, должен стать хорошим райдером.

Второй тип внетрассового катания — скитур.

Это, скорее, прогулка по горам, во время которой тоже есть подъемы и спуски на лыжах с гор, но в скитуре главное — идти. Движение по заранее намеченному маршруту — это самоцель. Любители скитура редко пользуются подъемниками, предпочитая подниматься в гору самостоятельно. В Европе этот вид отдыха очень популярен. Но под фрирайдом мы имеем в виду первый вариант, и наша статья посвящена ему.

Принципиальное отличие снаряжения для скитура в том, что у лыжных креплений может отстегиваться пятка в то время, как носок удерживается захватом. Это дает возможность идти на лыжах.

Что взять с собой в тур, читайте в статье:

Рюкзак фрирайдера: вещи, которые спасут вам жизнь.

Идеология фрирайда или No Friends On A Powder Day

Эта фраза: «Нет друзей в снежный день», — сказанная кем-то из выдающихся райдеров, стала, по сути, девизом внетрассового катания. В обычной жизни мы можем быть сколь угодно близкими друзьями, но если выпал свежий снег, то превращаемся в соперников: лучший склон — мой, и первый след на нем — тоже мой.

В день, идеальный для катания, между вами и снегом друзья выберут снег. Если вы не в состоянии встать затемно, чтобы подняться на гору с первой кабиной, если вы не подготовили с вечера снаряжение и начали заниматься им с утра, теряя драгоценные минуты, если все уже собраны, а вы еще только садитесь за стол, чтобы выпить кофе, никто не будет вас ждать, ваши лучшие друзья уйдут в горы без вас: паудер — скоропортящийся продукт.

Паудер — дословно: порошок, пудра. Легкий, как пыль, свежевыпавший снег.

Высшее удовольствие райдера — лететь по снегу, на котором еще нет чужих следов. Поэтому вы не найдете в Интернете описание самых лакомых мест для внетрассового катания. Райдеры берегут их для себя. Они — как рыбаки, не выдают другим места, где клюет. Ведь если эта информация станет доступной, туда сразу набегут орды любителей свежего снега и все раскатают.

Обратная сторона фрирайда

В то же время, фрирайд — опасное увлечение. Даже имея огромный опыт и знания, невозможно гарантировать полную безопасность.

Самая большая опасность, которая поджидает райдера в горах, — лавины. На их совести — львиная доля трагедий, когда райдер возвращается домой в застегнутом мешке или не возвращается вовсе, если тело найти не удалось.

Как не попасть в лавину

Гляциологи изучают лавины много лет, но все равно предсказание схода лавин больше напоминает шаманские танцы с бубнами, чем науку. Поэтому тем, кто ходит в горы, не чужды суеверия. Они отдают себе отчет в том, что даже при самой продвинутой подготовке знают о горах ничтожно мало.

Фрирайд — травматичный спорт с повышенными рисками. Поэтому страховой полис фрирайдерам нужен обязательно. На ледниках райдера поджидают многометровые трещины, на высотах пониже — занесенные снегом камни. За время спуска состояние снега под ногами райдера может меняться несколько раз — от мягкого, почти невесомого «пуха» до жесткого фирна. Фирн — плотно слежавшийся зернистый снег, промежуточная стадия кристаллизации при переходе снега в лед.

Райдер должен быть готов мгновенно среагировать на быстро изменяющиеся условия, иначе он упадет.

Цена ошибки во фрирайде намного выше, чем на трассе. Если лыжник теряет баланс на подготовленном склоне, у него есть все шансы удержаться на ногах. Потеря баланса в «целине» почти неминуемо приведет к неконтролируемому падению.

Помните!

На маркированных трассах за лыжника или бордера беспокоятся многочисленные службы курорта: лавинная, спасатели, лыжный патруль. Никого из них на диких склонах нет. И очень важно понимать: вдали от цивилизации жизнь и здоровье райдера находятся только в его собственных руках. Приобретая страховку, помните, что в стандартный страховой полис фрирайд не входит. Выбирайте расширенную страховку, включающую катание на горных лыжах или сноуборде именно по немаркированным трассам . Так, вы сможете рассчитывать на то, что страховая компания оплатит расходы на поисково-спасательные операции и эвакуацию вертолетом не только с маркированных трасс, но и с диких склонов.

Конечно, если группу ведет опытный гид, он отвечает за вас. Гид выбирает маршрут, склон, линию спуска. В его заботы входят лавинная безопасность и первая медицинская помощь. Но главное решение — выходить «за веревочки» или нет, — принимает все-таки сам райдер. И он должен отдавать себе отчет, насколько он рискует, уходя прочь от подготовленных трасс.

Более того, кроме ответственности за себя, райдер отвечает и за тех, с кем он катается. Образно говоря, фрирайдеры вверяют друг другу свои жизни. Ведь если ваш приятель попадет в лавину, спасатели не успеют ему помочь, и рассчитывать он может только на вас, как, впрочем, и вы — на него.

Правила фрирайда

Правило 1. Одинокий райдер — мертвый райдер

Это главное правило фрирайда, как, впрочем, и любого экстремального спорта: нельзя кататься в одиночку. Кроме лавин, из которых, как правило, самому не выбраться, есть и другие опасности. Представьте, что вы сломали ногу, неудачно упали, порвали мениск или связки. Ничего ужасного в этом нет — ваши товарищи вам помогут. Но только в том случае, если они рядом. А если вы один и не можете двигаться сами? Спасателей удается вызвать не всегда. Найти вас в горах им непросто. А ждать, когда в зоне видимости появятся люди, можно долго. Так что ходить в горы в одиночку нельзя.

#ЛАЙФХАК

Оптимальная компания — 3-5 человек. Вдвоем кататься допустимо, но если из этих двоих кто-то попадет в лавину, то копать предстоит тоже одному. А это — время, оно критично для того, кто под снегом. Больше пяти человек собирать в компанию тоже неудобно. Спускаются с горы по одному, и вам придется долго ждать своей очереди. А это уже не каталка.

Правило 2. Не катайтесь с незнакомыми людьми

К сожалению, нередко бывает, что компания для фрирайда собирается на поляне перед подъемниками или в ближайшем кафе. Райдеры вычисляют друг друга по широким лыжам и рюкзакам, знакомятся и уходят в горы, ровным счетом ничего не зная друг о друге. Формально главное правило — не кататься в одиночку — выполнено, но на практике такая компания может оказаться еще хуже соло варианта. Даже, если у ваших новых знакомых есть лавинное снаряжение, не факт, что они умеют им пользоваться. А это значит, что помощи от них в момент Х вы не дождетесь.

Но бывает и хуже. Иногда едва знакомые райдеры, желая показать друг другу свою удаль, начинают спускаться вниз гурьбой, подбадривая, обгоняя и подрезая друг друга, и таким катанием значительно повышают вероятность сорвать лавину. То есть, вместо того, чтобы повысить свою безопасность, они добиваются ровно противоположного.

#ЛАЙФХАК

Самый простой способ найти правильную компанию — обратиться к сертифицированному гиду. Он и снаряжение у всех проверит, и уровень подготовки, и правильно организует катание. Но если вы все-таки решили кататься самостоятельно, то нужно заранее озаботиться поиском надежных друзей.

Правило 3. Райдеры должны быть равными по уровню

Уровень группы определяется по самому слабому ее участнику. Его возможности определяются физической подготовкой и умением кататься. Он должен быть способен преодолеть выбранный маршрут. Склон и линию, по которой будет спускаться группа, нужно выбирать так, чтобы этот самый слабый участник гарантированно смог спуститься.

Иногда, чтобы выйти на интересный маршрут или в места, где еще не раскатана «целина», нужно проехать участки «no fall zone».

No fall zone — места, где нельзя падать. Это может быть тропа, идущая над пропастью или по очень крутому или обледенелому склону. Или все вместе.

Если нет уверенности, что такой человек не упадет на участке «no fall zone», группе придется выбрать другой маршрут, более легкий. И значит, все остальные, вместо того, чтобы кататься там, где интересно и никого нет, будут раскатывать «лягушатник» рядом с подъемниками. А ведь они мечтали не об этом.

#ЛАЙФХАК

В идеале даже лавинную и альпинистскую подготовку желательно проходить с теми, с кем вы будете потом кататься в горах. Совместные тренировки способствуют хорошему взаимопониманию в группе, сплотят ее и обеспечат высокий уровень безопасности.

Правило 4. Слушайте все, что вам говорят

В горах хорошо работает сарафанное радио. Про места, где лучше всего покататься, вам, скорее всего, не скажут, а вот куда лучше не совать нос, скажут почти наверняка. Если кто-то уже сходил в горы и увидел, что любимые райдерами места перегружены снегом, и этот снег неустойчив, то почти наверняка они постараются предупредить других.

#ЛАЙФХАК

Ценную информацию вы сможете получить от «локалов» — местных жителей, которые хорошо знают горы, куда вы собрались. Не стесняйтесь расспрашивать спасателей, сотрудников лавинных служб, местных гидов и просто райдеров, которые постоянно катаются в этих горах. Их многолетний опыт — это капитал, которым вы можете совершенно бесплатно воспользоваться.

Конечно, никто не мешает вам «пойти своим путем»: выкопать снежный шурф, рассмотреть образцы снега под лупой и убедиться, что склон для катания непригоден. Но зачем тратить время и силы, если «локалы» безо всяких шурфов вам скажут, что этот склон в это время лучше обходить стороной?

Макс Панков. Сотрудник лавинной службы “Горки город” (Красная Поляна). Читает лекции по лавинной безопасности, на своей странице в Фейсбук выкладывает ежедневные отчеты о состоянии снега в Красной Поляне.

Игорь Загвоздин. Известный хибинский райдер и сотрудник лавинной службы Кировского отделения АО “Апатит” (Мурманская область).

Слава Рунич. Один из самых известных горных гидов России. Родом из Приэльбрусья. Сейчас работает в Казахстане.

Правило 5. Будьте готовы подчиниться

Хаос и разброд в группе недопустимы. Бывает, что в горах один предлагает пойти налево, другой — направо, третий считает, что нужно спускаться здесь, а четвертый уже начал спуск, не дожидаясь, пока остальные о чем-то договорятся.

#ВАЖНО

Перед выходом в горы договоритесь, кто будет старшим в группе. Обычно лидер определяется сам. Важно, чтобы все его признали и согласились с тем, что его слово — последнее. Если вам кажется, что человек не достоин быть лидером, и вы его не признаете, значит, нужно попрощаться с этой компанией и искать другую. Если вы идете в горы с гидом, он ваш лидер по умолчанию.

Разумеется, наличие лидера вовсе не означает беспрекословное подчинение. Можно и нужно высказывать свое мнение, убеждать, приводить аргументы. Но после того, как решение принято, нужно этому решению подчиниться. Все, что вам не нравится, вы обсудите дома, у печки, под глинтвейн. А в горах это неуместно.

Правило 6. Будьте готовы повернуть назад

Правило может показаться странным. Казалось бы, в чем проблема? Пришли, увидели, что склоны перегружены снегом, значит, кататься нельзя, развернулись и пошли обратно. Но те, кто катается, знают, как трудно сделать этот шаг назад. Ведь вы не просто шли сюда по горам — вы готовились, настраивали себя. Мысленно вы уже несколько раз пролетели вниз по склону. Не один час вы жили в предвкушении эйфории, ради которой, собственно, сюда и пришли.

И вот, вы стоите на гребне, и голос разума говорит вам, что спускаться нельзя. А в это время другой голос, тихий, вкрадчивый, нашептывает: «Почему же нельзя? Да, рискованно. Но риск есть всегда, просто сейчас немного больше, чем обычно. Ты проскочишь, смелей. Не зря же ты так долго шел сюда».

Не так просто заглушить в себе этот голос и прислушаться к голосу разума. Нужно уметь отказаться от спуска, если это опасно.

Источники:

https://prokatski.ru/interesnoe/119-snoubord-dly-frirayda
https://prokatski.ru/interesnoe/140-frirayd
https://funcarve.ru/teoriya/tehnika-skorostnoj-frirajd
https://instore.market/wiki/travel/pravila-frirajda/