Эксцентрик для велосипеда задний

Содержание скрыть

Эксцентриковый зажим для велосипеда

Эксцентриковый зажим для велосипеда

Облегчение ремонта и обслуживания байка производится при помощи различных приспособлений и деталей. Эксцентриковый зажим – один из таких механизмов.

Применяется для фиксации колёс байка, подседельного штыря и на складных рамах. Нередко райдеры используют эксцентрик для крепления дополнительных аксессуаров с хомутами.

Для пользования зажимом не потребуются специальные инструменты.

Состав и принцип работы

Эксцентриковый зажим для велосипеда

  • пружины (2 шт);
  • гайка;
  • стержень;
  • эксцентриковый механизм с рычагом.

Для удобства использования агрегата на рычаге эксцентрика делают надписи «open» и «closed» (открыто и закрыто соответственно). Принцип работы эксцентрикового зажима простой.

Чтобы ослабить крепление требуется потянуть рычаг на себя, поместив в позицию «открыто». После, зафиксировав гайку, поворачивать рычаг по часовой стрелке до достижения желаемой степени слабости зажима. После, вернуть рычаг в положение «закрыто».

Виды эксцентриков

Велосипедные зажимы делятся на 2 вида:

  1. Регулируемый (Clix).
  2. Традиционный.

Первый вид отличается наличием в составе чашечки, толкателя и кнопки блокировки. Такой зажим подходит под различные размеры вилки и нижних перьев рамы. Назначение кнопки блокировки – прочное закрепление ширины механизма.

Перед тем, как устанавливать его на другой байк требуется регулировка для исключения слабой фиксации колёс.

Эксцентриковый зажим для велосипеда

Установка колёс

Для разных видов эксцентриковых зажимов действия при установке колёс на раму отличаются. При установке на традиционный механизм:

  • первое действие – перевод рычага в положение «открыто»;
  • колесо помещается в дропауты. Важно, чтобы между втулкой и перьями не было просвета.
  • далее, нужно поместить рычаг в центральную позицию между «открыто» и «закрыто». Это требуется для регулирования;
  • гайка затягивается не до конца, требуется оставить маленький просвет;
  • рычаг помещается в позицию «закрыто».

Нужно отслеживать наличие определённого сопротивления при действиях рычага. Если очень трудно или не получается переместить его, то гайку требуется открутить на 1 оборот. При условии, что для закрытия эксцентрика не потребовались усилия, рекомендуется затянуть гайку.

Эксцентриковый зажим для велосипеда

Установка регулируемого эксцентрикового зажима:

  • рычаг эксцентрикового зажима нужно переместить в положение «открыто»;
  • чашечку механизма требуется прижать вместе с рычагом и установить колесо в дропауты;
  • после установки колеса рычаг переводится в положение «закрыто». Не желательно вращать его при закрытии, так как фиксация будет слабее.

До того, как перемещать рычаг эксцентрика в позицию «close» рекомендуется разместить его таким образом, чтобы он не касался во время движения велосипеда других деталей.

После установки колеса с любым из эксцентриков требуется проверить степень фиксации и правильность установки. Рычаг механизма должен находится в неподвижном положении. Нужно проследить за вращением колеса – оно должно проходить в одной плоскости.

Для проверки крепости фиксации элемента байк требуется приподнять, а после несильно ударить по колесу.

Эксцентриковый зажим для велосипеда

Плюсы и минусы механизма

Главным положительным качества эксцентрикового механизма является простота эксплуатации. Помимо него устройство обладает следующими плюсами:

  • для установки или снятия элементов, крепящихся при помощи эксцентрика, не потребуются специальные инструменты;
  • возможность сменить пробитую камеру в полевых условиях;
  • регулировать высоту сиденья просто.

Эксцентриковый зажим обладает рядом негативных характеристик:

  • пружина внутри теряет свои свойства со временем использования, поэтому механизм становится менее надёжным;
  • элементы, зафиксированные при помощи эксцентрика, легко украсть; складного велосипеда, закрепленная устройством, неустойчива к сильным ударам.

Эксцентриковый зажим для велосипеда

В заключение

Если райдер оставляет велосипед на улице, требуется применить дополнительные меры безопасности. Не рекомендуется оставлять байк без присмотра на долгое время. Пристегивать замок желательно за раму, а не за обод. На колёса не редко устанавливают блокираторы, которые не позволят украсть байк.

Важно помнить, что эксцентриковый зажим для велосипеда быстро изнашивается и требуется своевременная замена механизма.

Как правильно собрать заднюю втулку велосипеда? :: SYL.ru

Велосипедный эксцентрик представляет собой зажимной крепежный механизм. Свое название он получил от слова «эксцентриситет», что в данном случае – несовпадение осей вращения вала и закрепленного на нем диска. Именно это позволяет преобразовать вращательное движение гайки в поступательное. Для создания силы затяжки на эксцентрик насажены пружины. Расположенный на противоположном конце рычаг прочно фиксирует положение гайки и сжатие пружин.

Такой тип крепления стал широко применяться на велосипедах последних выпусков. Стандартное использование детали – это крепление колес к дропаутам, соединение частей рамы на складной модели, крепление седла и регулировка его высоты. Эксцентриками снабжаются и хомуты для светоотражателей, выносы руля, дополнительные навесы.

Плюсы и минусы перед гайковыми креплениями

Большинство современных моделей перешли на эксцентрик, потому что это удобно. Именно простота обращения является основным качеством такого крепления. По силе затяжки он сравним со стандартными гайками. Разумеется, при 100%-ной исправности механизма.

Преимущества эксцентрика в пути:

  1. Легко демонтировать колесо, если пробита камера. Также колесо быстро одевается обратно.
  2. Удобная регулировка высоты седла. При закручивании гаек выравнивать его строго по центру проблематично.
  3. Не нужны гаечные ключи и вообще какие-либо инструменты.

Очевидно, что времени на зажим понадобится меньше, чем на двустороннюю затяжку гаек на осях колесных втулок.

  1. Пружина со временем ослабевает, из-за чего крепление становится ненадежным.
  2. Устойчивость рамы к ударам на складном велосипеде хуже.
  3. Колесо могут легко украсть на парковке.
  4. Если велик закреплен к парковочной трубе ободом, есть риск по возвращении обнаружить только его.

К велосипеду на улице нужно применять дополнительные меры безопасности, главное из которых – не оставлять его надолго. На колеса с эксцентриковым креплением можно поставить блокираторы, а раму пристегнуть отдельным замком. Когда эксцентрик плохо держит, его необходимо поменять. Колес это касается в первую очередь!

Виды эксцентриков

Для крепления втулки колеса велосипеда существует два типа зажимных механизмов: традиционный и регулируемый (Clix).

Обычная модель состоит из нескольких составных частей:

  1. Ось вала, закрепленная внутрь втулки.
  2. Диск.
  3. Гайка для затягивания и ослабления.
  4. Фиксирующий рычаг.

Clix отличается от традиционного механизма наличием чашки, толкателя и кнопки блокировки поверх затяжной гайки. Эта более расширенная модель позволяет подстроиться под размеры вилки для закрепления переднего колеса и ширину между нижними перьями рамы при установке заднего.

Блокировочная кнопка нужна для жесткой фиксации ширины эксцентрика, толкатель и чашка выполняют функцию прижима. Перед установкой Clix на другой велосипед необходимо сначала отрегулировать его, иначе из-за разности размеров колесо не будет прочно держаться на раме.

Велосипедный зажим эксцентрикового типа требует правильного обращения. Так он прослужит дольше, а деталь будет надежно закреплена к остову. Установка традиционного и clix-эксцентрика немного различается, поэтому рассмотрим оба способа крепления.

Как правильно установить колеса на эксцентрике

Для начала рычаг переводится в положение «Open». Колесо вставляется в дропауты так, чтобы ось соприкасалась с внутренними поверхностями гнезд (дропаутов). Установку колеса, будь то стандартное крепление или эксцентриковое, нужно в «лежачем» положении велосипеда – колесами вверх.

От рычага переходим к другому концу – регулировочной гайке. Вращаем ее до упора, затем немного ослабляем, чтобы дать свободный ход рычагу при фиксации. Далее переводим его в противоположное положение. Эксцентрик закрыт.

Ход рычага при закрытии крепления должен быть слегка затруднен. Если он движется легко, переводим его снова в «Open» и дотягиваем гайку. Наоборот, когда регулировочный винт затянут слишком сильно, фиксатор может не опуститься до конца. Тогда следует немного ослабить гайку.

Распространенная ошибка – это вращение рычага вместо гайки. Нужно лишь придерживать его, но ни в коем случае не крутить. И последний этап – проверка крепления. Делать это надо в дороге, когда колесо может ненароком отвалиться, а на стоянке: с силой ударить колесом об пол, а затем прокрутить его на высокой скорости. Если колебаний нет, все в порядке.

Как поставить и отрегулировать эксцентрик Clix.

  1. Выставить рычаг в положение «Открыть».
  2. Сжать чашку и вставить втулку в дропауты.
  3. Зажать рычаг в противоположное положение. Он должен идти с небольшим сопротивлением, как и в случае с традиционным эксцентриком.
  4. Проверить крепление: ударить по колесу и прокрутить его. Оно не должно колебаться и соскальзывать.

Не рекомендуется вращать рычаг одновременно с крепежной гайкой, также фиксатор не должен крутиться, когда эксцентрик уже закрыт.

Последовательность регулировки Clix:

  1. Открыть рычаг.
  2. Затянуть регулировочную гайку почти полностью. Метки на оси и фиксаторе должна совпадать.
  3. В таком положении рычаг переводится в «Close».
  4. Заблокировать ход гайки с помощью кнопки.

Теперь можно спокойно одевать колеса на раму.

Легкие, практичные и неприхотливые эксцентриковые крепления помогают значительно облегчить повседневную жизнь велолюбителя. Они очень просты в использовании, легко регулируются и относительно долговечны при правильном использовании.

Внимательный осмотр ключевых компонентов велосипеда – это то, чем многие пренебрегают, однако специалисты советуют проверять велосипед перед каждым продолжительным выездом на велосипеде или как минимум раз в неделю.

Колёса, тормоза и втулки

В первую очередь необходимо проверить, что эксцентрики, удерживающие колёса в дропаутах вилки и рамы надёжно затянуты. При этом нужно иметь в виду, что классические эксцентрики проходят насквозь через втулку, в то время как оси обычно вкручиваются в одну из ног вилки, либо в один из дропаутов рамы.

Необходимо также убедиться, что рукоятка оси или эксцентрика расположена таким образом, чтобы вы не могли зацепить ей какой-либо попутный куст.

Если говорить о правильной затяжке эксцентриков, то мы можем дать следующие рекомендации: приведите рукоятку эксцентрика в закрытое положение и закрутите гайку на другом его конце до того момента, пока не ощутите её сопротивление. Далее необходимо открыть эксцентрик и провернуть гайку ещё примерно на 1 полный оборот. Теперь можно закрывать эксцентрик и наслаждаться надёжно зафиксированным колесом.

Далее необходимо проверить состояние втулок. Просто приподнимите велосипед, чтобы испытуемое колесо оторвалось от земли, и прокрутите его рукой: ход должен быть плавным, без посторонних звуков, ни что не должно ощутимо замедлять вращение колеса. После этого колесо необходимо покачать из стороны в сторону, чтобы убедиться в отсутствии люфтов.

В процессе вращения колеса вы также сможете оценить работу тормозов и правильность расположения колодок и калипера (в случае с дисковыми тормозами) относительно обода или ротора. Если вы слышите посторонние звуки (шуршание или скрип), то скорее всего вашим тормозам необходима настройка. Однако предварительно необходимо всё проверить, так проблема может заключаться в биении обода или ротора.

Следующими на очереди у нас окажутся тормоза. Проверьте, насколько тормоза схватывают, не слишком ли мягкой или жёсткой ощущается тормозная ручка. В случае с механическими дисковыми тормозами или V-BRAKE тормоза можно легко настроить, отрегулировав натяжение тросика, но если дело касается гидравлики, то вернуть ей максимальную эффективность работы зачастую сможет только прокачка дома с помощью специализированного набора, либо в ближайшем велосипедном сервисе.

Покрышки и вилка

Покрышки должны ровно сесть на обод. Иногда после замены камеры при установке покрышки можно обратить внимание на то, что она в некоторых местах оказывается «замята» за край обода. Это может привести к тому, что покрышка будет бить в процессе езды, что в свою очередь заметно ухудшит управляемость велосипеда. Избежать этой проблемы достаточно просто. Во-первых, покрышку можно попробовать расправить, накачав в камеру минимум воздуха и сразу убедиться, что она хорошо села на обод. Во-вторых, можно просто набить в камеру больше давления воздуха и скорее всего покрышка в таком случае отлично сядет сама. Только не забудьте после завершения данной процедуры спустить давление в колёсах до нормального!


На фото изображён ориентир, который поможет вам убедиться, что покрышка везде ровно села

После того, как вы убедились, что покрышка отлично сидит, необходимо оценить её внешнее состояние. Помните, что повышенный износ покрышки может привести к более лёгкому проколу колеса о кусок стекла или острый камень, а также негативно скажется на управляемости велосипедом. Аналогичную опасность таят в себе покрышки с неравномерно изношенным протектором – покрышка горного велосипеда в таком случае может вести себя неэффективно и непредсказуемо.

На фотографиях ниже вы можете увидеть изношенный и новый протектор одной и той же модели покрышек Maxxis

Теперь можно перейти к осмотру вилки. Прежде всего, необходимо проверить штаны, гориллу и корону вилки на небольшие трещины, которые ещё находятся в начальной стадии своего жизненного цикла, а ноги – на наличие серьёзных царапин. Перед выездом можно также добавить на ноги и\или сальники вилки немного силиконовой смазки.

Если вы являетесь счастливым обладателем двухподвеса с воздушной подвеской, то имеет также смысл оценить перед поездкой правильность настройки сэга (сэг – величина хода подвески, на которую «проседает» велосипед в тот момент, когда вы просто на него сели).

Кокпит

Перед поездкой важно также проверить надёжность фиксации вилки и качество работы рулевой. Проще всего это сделать, покачав велосипед вперёд-назад с зажатым передним тормозом, либо потянув из стороны в сторону за одну из ног вилки. Вы не должны ощущать никаких стуков и люфтов. Если ВЫ заметили проблему, то прежде всего попробуйте подтянуть якорь (предварительно необходимо будет ослабить болты на выносе).

Далее необходимо повращать руль из стороны в сторону и убедиться, что движение у него плавное, без посторонних звуков.

Если люфт своими силами убрать не удалось и вас преследуют неприятные звуки при каждом повороте руля, то это определённо повод, чтобы задуматься о замене рулевой.

Убедитесь, что вынос зафиксирован строго перпендикулярно рулю и параллельно раме. Болты на нём должны быть надёжно затянуты, чтобы руль нельзя было свернуть случайным ударом колена во время езды.

Руль также должен быть надёжно зафиксирован в выносе, равно как и грипсы и рукоятки тормозов на руле. Но, главное не перетяните – свёрнутые «головы» у болтов в выносе – очень частая велосипедная проблема.

Аксессуары и рама

Если вы используете такие велосипедные аксессуары как фляга с флягодержателем, насос закреплённый на раме и велобагажник, то надёжность их фиксации также необходимо регулярно проверять.

При этом сама рама велосипеда также нуждается в ласке и внимании. Её, также как и вилку, необходимо проинспектировать на предмет наличия миниатюрных трещин, особенно районе сварных швов. В случае их обнаружения раму, скорее всего, придётся поменять или заварить.

В случае с двухподвесом важно также осмотреть крепление заднего амортизатора и убедиться в его надёжности, и плавности работы самого амортизатора.

Педали и система с шатунами

Для проверки качества работы трансмиссии и каретки достаточно просто взяться рукой за одну из педалей и прокрутить шатуны против хода: движение должно быть плавным и ровным, без скачков цепи между передачами. Осмотрите звёзды системы на предмет повреждений и покачайте шатуны из стороны в сторону перпендикулярно раме – это выявит люфты, которые могут впоследствии привести к гораздо более существенным проблема, чем, например, замена каретки.

Теперь можно перейти к педалям: проверьте качество из затяжки, отсутствие люфтов, а также вращение. Хорошо смазанные педали не будут долго крутиться, так как их остановит густая смазка. Если вы слышите посторонние звуки в процессе проверки, педали болтаются и вертятся на осях достаточно свободно, то пришло самое время задуматься об их обслуживании или замене.

В случае с контактными педалями необходимо дополнительно проверить работу их внутреннего механизма, несколько раз пристегнув и отстегнув ногу.

Седло и подседельный штырь

Выньте подседельный штырь из рамы и хорошо почистите его от пыли и грязи. Пред повторной установкой подседельный штырь необходимо смазать. Это не так сложно, если ваш сделан из стали, алюминия или титана. А вот обладателям карбоновых подседельных штырей придётся обзавестись особой смазкой.

Убедитесь, что рамы седла надёжно зафиксированы в подседельном штыре и находятся в правильном положении (на рамках, как правило, нанесена соответствующая маркировка). Неправильная установка седла и подседельного штыря может привести к поломке и тяжёлым травмам.


Глубже этой метки подседельный штырь в подседельной трубе крепить не стоит


Также не стоит его выдвигать из подседельной трубы дальше вот этой метки, чтобы не сломать подседельный штырь и раму

Трансмиссия

Переверните велосипед вверх ногами, либо закрепите в ремонтной стойке и прокрутите шатуны по ходу. Движение цепи должно быть тихим и плавным. После этого можно проверить работу переднего и заднего переключателей. Переключение должно быть быстрым и чётким, в противном случае трансмиссию необходимо настроить.

Регулярные проверки без сомнения продлят жизнь вашему велосипеду, помогут получать больше удовольствия от катания и избежать возможных необязательных травм. Тут, как и в случае с организмом человека, лучше заниматься профилактикой, чем лечением. Прислушивайтесь к своему велосипеду и, чаще всего, он сам укажет вам на проблемную зону, требующую внимания механика.

Эксцентрик предназначен для быстрого и легкого снятия колес велосипеда при транспортировке или обслуживании. Крайне важно использовать его правильно. Если эксцентрик установлен не правильно, то колеса могут быть не зафиксированы до конца, что приведет к падениям и травмам.

1. Потяните ручку эксцентрика наружу (от втулки) открыв тем самым его.

2. С другой стороны эксцентрика немного открутите гайку, чтобы ослабить давление на дропауты вилки и освободить колесо.

Гайка фиксации эксцентрика:

Гайка эксцентрика откручена:

3. При установке колеса, вставьте ось в дропауты вилки, после этого слегка закрутите гайку эксцентрика и закройте ручку внутрь колеса. Перекручивать эксцентрик не стоит, иначе будет сложно его закрыть и потом открыть.

4. Если ручка эксцентрика закрывается слишком легко, немного закрутите гайку эксцентрика (по часовой стрелке). Если же ручка эксцентрика закрывается с чересчур большим усилием, то открутите слегка гайку эксцентрика (против часовой стрелки).

как правильно пользоваться эксцентриком велосипеда

floy: Кек, я думал ты объяснения с какой стороны нужно ставить рычажог и как его затянуть в плане сильно до усрачки или с небольшими усилиями.. А тут блять видос для дурачков. Хотя я тоже дулачок, но даже в моем голове идет представление о работе эксцентрика, э-эволюция. 21 век.

Михаил Аф.в.: Спасибо. А то я раньше рычаг крутил.))

hulitolku: Насколько туго затягивать экцентрик? Ведь от этого зависит накат.

pаparazzio: У меня на переднем если сделать туго то колесо плохо крутится трёт колодками об диск(

Сказки Колобка: а я не гайку постоянно крутил а зажим. ну что скажешь:- адиот. спасибо.

Video on this topic

Как правильно выставить длину велосипедной цепи? [Гибридизация В.11]

Вспомнить о проекте гибридизация можно тут: https://www.youtube.com/playlist?list=PLZ3P2A8naiVGNtdc3W_EOUIzOsnfc5EhQ Запчасти для велосипед.

Эксцентрики для колес АНТИВОР типа “pit lock”

Посылка с Aliexpress: Зажимы для колес (эксцентрики) АНТИВОР, по аналогии с Pit Lock. Распаковка, обзор, установка.

Как снять колесо с велосипеда

Инструкция по снятию и установке колес велосипеда. В пошаговой инструкции мы подробно расскажем, как снять.

Постоянно ломается ось (эксцентрик) на велосипеде на заднем колесе (РЕШЕНО)

ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ В CASHBERY https://cashbery.com/?ref=315418 Приглашаю на твич http://www.twitch.tv/mrstasthe Благодарность за видео.

Сборка колёс. Часть 2 — спицовка через шайбы, пайка крестов, сила натяжения

Продолжение цикла по сборке колёс. Спицовка через шайбы, пайка крестов для большей жёсткости, сила натяжени.

Ось или эксцентрик? Ответы №3.17

Лайф: https://www.youtube.com/channel/UCl1JqYIk_1ULbDdc7S9pCpg Вскрытия: https://www.youtube.com/channel/UCAWFyuhE27IlChK-4dt8J-Q Данное .

Как снять и одеть переднее колесо на велосипед

И снова я вами http://velomoda.com.ua и наша энциклопедия велоремонта для новичков велоспорта. Сегодня — как легко.

Установка переднего колеса на новый велосипед Haibike из коробки

Выбран долгожданный велосипед. Заказан! Наконец-то получен! Выбрать недорогой горный велосипед можно здесь.

Выбор манетки для велосипеда

Наверняка каждый велосипедист, пускай и не самый опытный, обращал внимание на рулевые механизмы переключения передач своего байка или велосипеда, на котором гоняет его ребенок, именуемые манетками или шифтерами. Они отвечают за выбор нужной передачи на задней трещотке/кассете и соответственно, на шатунах. Их моделей и классификаций, принципов работы, равно как и брендов производителей далеко не мало. Можно легко растеряться, но если изучить вопрос внимательнее, вооружившись опытом и знаниями, тогда можно понять для себя не только отличия, но и разобраться, которые из них предпочтительнее для Вас и Вашего ребенка, возможно, других членов семьи. Попробуем разобраться вместе.

Что представляют собой манетки (шифтеры)

работа манеток

В самом первом приближении, манетки – это устройства, с помощью которых райдер пальцами руки регулирует скоростные режимы. Два шифтера левый и правый крепятся на соответствующие стороны руля и контролируют темп работы всей трансмиссии, что приводит к разным скоростным режимам велосипеда. Левый шифтер отвечает за переднее переключение звездочек шатунов, а правый регулирует передачи на задней кассете или трещотке. Размещаются манетки сразу после грипсов (велосипедные ручки на руле) рядом с рычагами тормоза либо уже совмещенные с ними (это моноблоки, о которых мы расскажем позже). Переключение передач происходит в зависимости от устройства манетки: путем прокручивания специального барабана по окружности оси руля (грипшифты или по-простому крутилки), при усилии пальцев на маленькие рычажки шифтера с характерным щелчком переключения скорости (триггеры) и сдвига влево/вправо одного рычага (пистолеты с системой dual controll).

Принцип работы манеток (шифтеров)

тросик и манетка

Все манетки независимо от марки производителя и устройства работают по одному принципу: натяжения/ослабления стальных тросиков, которые совмещены с нижним задним и передним переключателем. Так же как и рычаг механической тормозной системы, сообщающийся тросом с тормозными колодками за исключением гидравлики, в которой вместо троса работает гидролиния с тормозной жидкостью.

При ручном выборе нужной передачи, переключатель прокручивает внутренний блок, на который намотан трос, происходит либо его накручивание-натяжение, либо раскручивание-ослабление, что приводит в свою очередь, к сдвигу нижних переключателей, которые накидывают цепь на повышенную скорость или сбрасывают на пониженную. За закрепление троса в определенной скоростной позиции отвечает фиксатор в виде пружины.

Работа манеток при индексированном (точно по порядку) переключении скоростей в большинстве моделей отображается на оптическом дисплее или на встроенном указателе без пластикового стекла, где четко видно задействованные по нумерации передачи в момент движения.

Разновидности манеток (шифтеров) и их применение

виды манеток

Чтобы не углубляться в далекие дебри, знакомые профессионалам велоспорта, лучше остановимся на самых распространенных разновидностях шифтеров и их применении на определенных классах велосипедов:

1. Грипшифты, они же крутилки (с англ. – фиксированное перемещение). Внешне они схожи с вращающимся небольшим барабаном на газовых, электрических котлах, только устанавливаемые по окружности рулевой трубы велосипеда. По центру имеют указатель и нумерацию скоростей, на который ориентируются при выборе передач. Вращается барабан по часовой стрелке и против нее. Выпускаются всеми мировыми производителями, имеют невысокую стоимость, быстро реагируют на смену передач, просты в работе и не требуют серьезных усилий. К недостаткам можно отнести случайные переключения, скольжение барабана при запотевании рук в жаркую погоду, необходимость использования велоперчаток. Занимают достаточно большой отрезок рулевой трубы, особенно вместе с грипсами.

Грипшифты традиционно причисляют к бюджетным и относительно надежным механизмам, но не спешите сбрасывать их со счетов, все параметры строго индивидуальны, как и запросы каждого человека (мы коснемся их детальнее в следующем подзаголовке статьи). Чаще всего, грипшифты устанавливают на городские модели велосипедов для взрослых и детей, подростковые горные байки начального уровня, но есть и дорогие, топовые варианты, например фирмы Sram для туристических велосипедов и многих других.

2. Триггеры (с англ. – курок). Самая распространенная разновидность шифтеров во многих велосипедных дисциплинах. Крепятся на специальный хомут в самом удобном месте, после грипсов в горизонтальном положении параллельно рулевой трубе. Имеют два эргономичных рычажка переключения повышенных и пониженных скоростей, которые расположены аккурат возле руки, что очень удобно в работе. Выпускаются всеми мировыми производителями за счет массовости потребления для всех классов МТВ байков, экстремальных катаний и совмещения с гидравлической системой тормоза. Просты и комфортны в работе, надежное переключение, абсолютно исключающее любые случайности. К минусам можно отнести поломки и деформации при падении.

триггеры

Триггеры насчитывают огромный выбор линеек по стоимости, качеству, предназначения и могут устанавливаться на самые разные классы велосипедов: МТВ и всех его подвидов, городские, гибридные, туристические и все многоскоростные велосипеды, исключая только шоссейные.

3. Моноблоки (цельный, комбинированный механизм). Самые универсальные манетки, в которые интегрированы два рычажка переключения передач как у триггеров и дополнительный третий рычаг тормоза. Это фирменная разработка велосипедного гиганта Shimano, которая практически не встречается у мировых конкурентов. Моноблоки удобны в работе, единый механизм крепится на хомут и не нуждается в дополнительном оснащении. Широко применяется для МТВ байков начального и среднего класса для разных возрастных групп. Из недостатков – невозможность совмещения с гидравлическими тормозами, при поломке нуждаются в полной замене.

Моноблоки, как правило, ставятся на горные, городские велосипеды начального и среднего уровня для подростков и взрослых райдеров. Среди них есть и довольно бюджетные модели, так и средние по стоимости, но они не ставятся на высокий уровень байков, потому, как Вы уже знаете, исключают установку гидравлических тормозов.

4. Пистолеты, они же манетки с системой dual controll (с англ. – двойного контроля). Специальные шифтеры для профессионалов шоссейного велоспорта. Их также называют шоссейными моноблоками, в каждый из которых интегрирован всего один эргономичный рычаг, который отвечает за переключение скоростей при сдвиге влево/вправо и осуществляет торможение при усилии на себя. Очень легкие и надежные механизмы, самой высокой стоимости, применяются в спортивных дисциплинах.

пистолеты

Пистолеты распространены на гравийных, гоночных, шоссейных велосипедах, где идет борьба за каждый грамм лишнего веса. Но многие опытные веломаны, катающиеся на дальние дистанции в турах по стране, континентам, также устанавливают такие манетки пистолеты.

Очень важно отдавать себе отчет в том, что современная велоиндустрия в лице мировых и отечественных производителей часто прибегают к хитроумным приемам маркетинга и всячески комбинируют навесное оборудование, не придерживаясь определенной линейки всего комплекта трансмиссии. Поэтому дорогой велосипед от известного производителя может иметь разного класса навесное оборудование, включая манетки, тем самым Вы переплачиваете только за имя, велосипедный бренд. Бюджетные велики могут оборудоваться безымянными (no name) компонентами неизвестного происхождения. Так что здесь нужно внимательно изучать всю спецификацию.

Какие манетки (шифтеры) выбрать себе и ребенку?

манетки для ребенка

Для начала нужно иметь маломальский опыт катания на велосипеде, чтобы все опробовать самому. Имеет значение класс Вашего байка и велосипеда ребенка, система торможения, количество передач трансмиссии, в каких дорожных условиях проходит вся его эксплуатация, насколько часто Вы выезжаете и в какую погоду, длительность катания.

Нужно сказать, что взрослые велосипедисты быстро привыкают к разным моделям переключателей и могут впоследствии сами определиться, насколько комфортно проходит работа определенного типа манетки на их байке. Ребенку же бывает сложно сразу приспособиться к самостоятельной регулировке скоростей. Например, часто ребенку трудно выжимать рычажки триггеров или моноблоков, так как у них маленькая ладошка и пальцы, что требует значительных усилий, происходит путаница и неудобство, малыш вынужден нажимать ладошкой на рычажки, что может привести к потере управления. Поэтому в таком случае, вполне подойдут грипшифты из-за компактности и легкости переключения.

У взрослых людей, напротив, может быть большая ладонь и длинные пальцы, в этой ситуации грипшифты едва доставят должный уровень комфорта, здесь нужно экспериментировать с триггерами, а лучше всего, если позволяют финансовые возможности и класс велосипеда, просто поставить пистолеты. В других случаях, фирменные моноблоки могут обеспечить оптимальный баланс функциональности, качества и стоимости.

Причины плохой работы и ремонт манетки велосипеда

ремонт манетки

Фирменные манетки от любого мирового производителя, это надежные и качественные механизмы, которые могут служить годами, не доставляя никаких проблем владельцу. Но любой механизм рано или поздно изнашивается, сказываются и разные условия эксплуатации, обычное загрязнение. Происходят скрипы, трудность работы в переключении. Причины могут быть банальны: засорился механизм шифтера, на тросик налипла грязь, что затрудняет его движение в рубашке, возникает необходимость чистки и смазки подвижных элементов конструкции. В такой ситуации не спешите с заменой. Манетки для велосипеда купить сейчас не проблема, поэтому на первых порах, лучше произвести ТО старых, и в зависимости от результатов, действовать дальше. Шифтеры можно разобрать самому в домашних условиях и хорошенько почистить, смазать, но если в этом деле мало опыта, тогда просто обратитесь в ближайшую веломастерскую – Вы гарантированно получите профессиональную консультацию и качественный сервис.

Замена манеток на велосипеде

замена манеток

Если по очевидным причинам назрел вопрос замены шифтеров, тогда постарайтесь подойти к нему со всех сторон. Первым делом, изучите старые переключатели, имеет значение их совместимость с количеством скоростей трансмиссии Вашего велосипеда или на который они будут устанавливаться. Например, за последнее время появилась тенденция ставить одну звезду на шатуны и от девяти звездочек на кассете, для таких типов трансмиссии вторая манетка и соответственно передний нижний переключатель не нужен.

Также обратите внимание на модель шифтеров, материалы сборки, для какого велосипедного класса они предназначены, под каким брендом выпускаются, будут ли они совмещаться с другим навесным оборудованием, которым укомплектован байк. Постарайтесь придерживаться одной линейки и одного бренда всех компонентов, так вероятность несовместимости будет нулевой. Ни в коем случае не ставьте неизвестные китайские аналоги, в которых используется низкопробный металл тросиков, подвижных элементов, дешевый пластик и т. д. Если бюджет ограничен – лучше купить манетки начального уровня, но фирменные, так Вы получите хотя бы приемлемое качество и слаженную работу переключателей.

Если позволяют ресурсы, тогда можно в идеале поставить шифтеры дороже, среднего и более уверенного класса, но тогда не забывайте, что это может потянуть за собой и желание сродни фетишизму – заменить весь комплект трансмиссии велосипеда.

Выводы

Что же, как говорят в народе: «не поваляешь – не поешь». Все нужно пробовать самому в действии, чтобы получить опыт, это лучше всего раскрывает природу велосипеда.

Просто запомните, что манетки или шифтеры являются неотъемлемой чертой каждого современного велосипеда, который имеет более одной передачи трансмиссии. Суть их работы – это контроль и выбор нужных скоростных режимов. Манеток может быть две, если на шатунах больше одной звезды (от двух до трех), а может быть одна, если установлена трансмиссия 1х9/10/11/12. Все остальное раскрыто в содержании статьи, но если вдруг, у Вас возникнут трудности с выбором – обращайтесь, мы всегда рады помочь.

Эксцентрик для велосипеда задний

nabor-kluchey

Когда сезон окончен, и наступают холода, приходит и время технического обслуживания велосипедов. Можно спокойно, вдумчиво и без спешки обслужить свою технику: перебрать подшипники, заменить жидкости в тормозах и вилке, исправить неровности колес, заменить тросики и оплетки. Также межсезонье и зима – отличное время для сборки нового велосипеда или апгрейда старого.

Велосипедная отрасль не стоит на месте, и каждый год производители вводят новые технические решения и стандарты, с которым приходится сталкиваться веломеханикам и простым велосипедистам. Карбоновыми компонентами уже никого не удивить. Технологии подвески тоже шагнули вперед, как и интегрированные системы шатунов. Появляются все более легкие карбоновые и скандиевые рули, выносы руля, а также другие компоненты. Поэтому, если вы имеете достаточно технологичный и современный велосипед, то вам, скорее всего, понадобится динамометрический ключ, речь о котором и пойдет в данной статье.

Насколько нужен динамометрический ключ для велосипеда?

Динамометрические ключи бывают разных конструкций и используются для контроля силы затяжки резьбовых соединений. Среди моих знакомых есть люди, имеющие довольно дорогие велосипеды. Кто-то сам обслуживает свою технику, кто-то обращается ко мне, кто-то находит мастерские поближе к дому. Но что интересно — некоторые механики и велосипедисты считают использование динамометрического ключа совершенно бесполезным делом.

Периодически при обслуживании велосипедов, которые собирались в магазинах, вышли после ТО из других мастерских или обслуживались своими хозяевами, я сталкиваюсь с различного рода проблемами недотяжки или перетяжки резьбовых соединений, что создает ряд проблем при эксплуатации велосипеда. На фото снизу мы видим сломанный подседельный штырь. Причина поломки — чрезмерная перетяжка подседельного зажима.

slomanny shtyr

Некоторые системы шатунов, особенно производства фирм Race Face, FSA, Truvativ требуют достаточного сильного и, главное, точного момента затяжки болта (50 Н·м). Если болт не дотянуть, то система шатунов со временем начинают люфтить, и убиваются шлицы. При перезатяжке болта на некоторых системах шатунов (кривошипах) сдавливаются подшипники в каретке, что очень плохо влияет на ее срок службы. Часто я вижу перетянутые болты задней подвески, что также приводит к повышенному износу подшипников. Согласитесь, что не могут хорошие фирменные подшипники «умирать» за пару сезонов не очень активного катания. А дело здесь, конечно же, в их перетяжке. На фото снизу треснутая крышка выноса руля Thomson:

vinos thomson

С каждым годом становится все более распространенным в мире горных велосипедов углеродное волокно, а компоненты становятся все легче и легче. При сборке велосипеда нам очень важно обеспечить затяжку болтов в соответствии с требуемым производителем крутящим моментом. Просто затягивать болт до тех пор, пока он не станет «плотным», нам недостаточно, а чрезмерное затягивание может привести к повреждению компонентов или травме велосипедиста.

_raceface

Часто нерадивые механики перекручивают штуцер гидролинии, что приводит к срыву резьбы и подтеканию тормоза. Несколько раз я видел случаи поломки карбоновых подседельных штырей по причине слишком сильной затяжки подседельного хомута. Карбоновые компоненты – это настоящий хит поломок. Частенько я вижу карбоновые рули с трещинами, вмятинами и прочими следами неправильной установки. Тоже самое относится к сверхлегким рулям из скандия и алюминия.

Совсем недавно я был свидетелем того, как человек установил рога на алюминиевый руль и слишком перетянул их. Прошло пару недель поездок, как рога сломали часть руля. Хорошо, что мой товарищ не получил при этом никаких травм. Еще один хит поломки — фрезерованные выносы руля. Например, головки болтов под шестигранник 3 мм на выносах фирмы Thomson очень часто срываются от слишком усердной затяжки. Владельцы после этого ставят другие болты под шестигранник 4 мм. Далее совершается ошибка в моменте закручивания болтов, что приводит к трещинам на дорогом выносе руля. Невдомек видимо некоторым владельцам выносов фирмы Thomson, что контора специально ставит на свои выноса болты под 3 мм, чтобы избежать их перетяжки при установке выноса на велосипед и тем самым сохранить вынос целым.

Страдают также и более дешевые и тяжелые компоненты, но уже не от трещин или вмятин, а от срыва резьбы.

Общий принцип работы динамометрического ключа заключается в том, что при приложении крутящего момента к болту динамометрический ключ использует калиброванный механизм для отображения приложенного крутящего момента. Если почитать форумы, походить по мастерским, то станет ясно, что большинство механиков не используют динамометрические ключи в своей работе.

_dsc03541

Если учитывать переменные параметры крепежного материала, различные крепежные зажимы, разную толщину материала, размера ключа, качество самой резьбы, то при затяжке соединения «на глаз» порой даже опытному механику очень трудно определить правильную величину крутящего момента.

По степени затяжки болтов я вижу, что многие механики отвергают использование динамометрических ключей, утверждая, что их многолетний опыт дал им «чувство» правильной затяжки болтов. Но мой опыт работы с велосипедами показывает, что это лишь в 50% случаев бывает правдой.

На фото ниже три «динамометрических богатыря» из нашей небольшой мастерской.

dinamometricheskie-kluchi

Занимательно, что не всегда мы можем доверять инструкциям производителей. Помимо паспортных данных момента затяжки нам надо учитывать, из каких материалов сделан болт, какой у него шаг резьбы, и с какими нагрузками он используется. Например, подседельный зажим фирмы Hope по паспорту имеет момент затяжки порядка 8 Н·м для болта хомута. Но такая затяжка характерна лишь для стальных болтов, а в зажиме у нас болт из алюминия. Следовательно, нам необходимо давать более слабое усилие. На фото еще один сломанный хомут (правда, не от Hope, а от Thomson):

broken seatclamp

В целом, при установке любой детали велосипеда я прежде всего советовал бы читать инструкции: уж поверьте, много нового и интересного в них можно узнать. Конечно, большинство опытных механиков используют динамометрический ключ лишь в особо сложных случаях, а продвинутым велосипедистам я бы посоветовал бы приобрести бы такой ключ хотя бы для того, чтобы у вас развилось чувство меры или, как говорят механики, «резьбы» при затяжке различных болтовых соединений.

Какой динамометрический ключ выбрать для велосипеда

Вы можете выбрать любой динамометрический ключ, который вам нравится и подходит вашему карману по цене. Приведу свой опыт использования динамометрических ключей, которые есть в нашей небольшой мастерской. Я в своей работе использую 3 динамометрических ключа. Первый и самый большой ключ — от фирмы IceToolz, модель E214:

ice-toolz

Данный ключ имеет крутящий момент затяжки от 21 до 105 Н·м. Им я закручиваю каретки, кассеты, роторы «центр-лок», некоторые болты подвески. Ключ хорошего качества, сделан добротно, имеет в комплекте переходник на головку 1/2″. Производство — Тайвань. Стоимость данного ключа составляет около 60 долларов США.

ice-toolz

Второй мой ключ — от нидерландской конторы BBB. Называется он TorqueSet. Выполнен он так же качественно и добротно, как и IceToolz. Работает этот ключ в диапазоне от 2 до 14 Н·м. При превышении установленного усилия ключ идет «на излом», что позволяет мне с легкостью выставить необходимый момент затяжки.

_dsc03531

В комплект поставки входит сам ключ, шестигранные насадки размерами 3, 4, 5, 6, 8, 10 мм, а также насадка Torx T25. Ключ упакован в кейс, предохраняющий инструмент от повреждений вследствие ударов. Нынешняя модель данного ключа убирается в чехол вместо жесткого кейса, зато имеет дополнительную головку со звездочкой torx 30.

_dsc03530

Всем хорош ключ фирмы BBB, но вот в руке, как говорится, он сидит не очень важно. В сезон, когда работы заметно прибавляется, использовать данный ключик не очень удобно. Поэтому пару лет назад я приобрел очень удобный инструмент от компании Park Tool под индексом ATD-1:

park-tool

Он сидит в руке как влитой, им очень удобно работать, и он умеет самые распространенные моменты затяжки 4,5, 5, 5,5, 6 Н·м. В комплекте к нему также идут биты 3, 4, 5 мм и звёздочка torx 25

park tool

Биты удобно и быстро переставляются, хорошо сидят в ключе. Прикрутить вынос руля, затянуть зажим подседельного штыря этим инструментом — одно удовольствие.

_dsc03535

Держатель для бит у Park Tool стандартный под квадрат 1/4″. Поэтому я без проблем могу использовать любые биты из своих наборов.

nabor

А также использовать различные переходники для головок, если потребуется.

nabor-proxxon

Какой ключ посоветовать к покупке, я, право, не знаю. Необязательно брать подобный инструмент от велосипедных производителей. Лучшим, думаю, будет тот, который имеет самый большой диапазон момента затяжки. Совсем дешевых китайских производителей я бы избегал, ибо заводская калибровка таких ключей оставляет желать лучшего.

Также в продаже есть цифровые (электронные) динамометрические ключи. В них есть небольшой экран. Стоят они существенно дороже, чем аналоговые, но более хорошо смотрятся. По отзывам такие ключи менее надежны. Динамометрический ключ не следует ронять, его нужно использовать весьма аккуратно. После падений, неправильного обращения такой ключ потребует калибровки.

Можно ли обойтись без динамометрического ключа?

Что же все-таки делать, если у вас нет динамометрического ключа? Расскажу такую историю в качестве примера. В среде моих товарищей, которые обслуживают свои велосипеды сами, есть такие, которые каждый год берут в руки обычный шестигранник и наносят травмы своему велосипеду. Я всегда учу их, что затягивать любые соединения надо мягко, прилагая спокойное, но уверенное усилие. Никогда не стоит при закручивании соединений торопиться, спешить. При установке б/у компонентов (например, выноса руля) обязательно выкрутить старые болты, проверить их на предмет коррозии. Будет не лишним перед установкой болта продуть резьбу компрессором.

_dsc02952

Иногда можно нанести на болт немного смазки, а в кое-каких соединениях нам необходим фиксатор резьбы.

Моменты затяжки различных компонентов велосипеда

Ниже я прилагаю информацию по основным моментам затяжки велосипедных компонентов.

Источники:

https://velife.ru/zapchasti-i-detali/ekscentrikovyj-zazhim-dlya-velosipeda.html
https://sovetydljavseh.ru/polzovatsya/kak-pravilno-polzovatsya-ekstsentrikom-velosipeda.html
https://frikke.ua/novosti/manetki-dlia-velosipeda-kak-vybrat
https://bikelifeforms.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4