Харьков велофорум

Содержание скрыть

Велосипедные маршруты Харькова и Харьковской области

Когда наступают теплые дни, на велодорожках лесопарка и просто на улицах Харькова, появляется большое количество велосипедистов. По подсчетам статистиков, первая столица занимает второе место в Украине по числу людей, которые регулярно пользуются велосипедами, а ежегодные велодни в городе собирают более 12 тысяч участников.

Это закономерно. В теплый сезон хочется больше двигаться и проводить время на свежем воздухе, и велосипед становится отличным поводом для такого отдыха. Прогулка на «двухколесном друге» — это интересный способ досуга, который поможет подкачать мышцы, увидеть много новых мест, приятно провести время одному или с друзьями, с семьей или второй половинкой.

Впрочем, можно не только прогуливаться, но и ездить на работу или за покупками. В большом городе с активным трафиком и пробками двухколесный транспорт часто выигрывает по скорости и удобству у троллейбусов, автобусов и даже машин.

Попробуем разобраться, где опытные и начинающие велосипедисты катаются в Харькове. Найдем на карте официальные и просто любимые горожанами маршруты. Также мы подготовили интересные схемы поездок по области для отдыха в выходной день. Во время таких путешествий можно покататься на природе и познакомиться с достопримечательностями.

Где покататься в городе?

Открытие 2017 года: самая современная велодорожка Харькова

В этом году завершили работы над первой в городе дорожкой европейского класса. Она имеет длину 7 км и соединяет перекресток улиц Сумской и Деревянко с прилежащим к городу поселком Пятихатки, а заканчивается возле храма святой царицы Тамары. Она лежит вдоль Белгородского шоссе, от которого отделена газоном. С другой стороны расположен большой лес, по его тропинкам тоже можно покататься.

Ширина велотрассы — 3 метра, она рассчитана на движение в 2 ряда. Специальное современное покрытие удобно для катания в любую погоду, зимой оно не замерзает. Рядом есть парковки (в общей сложности почти на 90 велосипедов), лавочки и бесплатные СТО. Стоянки расположены в начальном и конечном пунктах, а также возле мемориала Славы.

Возле мемориального комплекса стоит сделать остановку. Это памятник Второй мировой войны с огромной стелой, вечным огнем и звуком стучащего сердца, который слышен во всех частях сквера. За ним проходит линия детской ж/д, поезда делают остановку на станции «Мемориал».

Дорожка в лесопарке — это наиболее оборудованное место для катания. Воду и перекус лучше брать с собой, так как киоски и магазины есть только в начальной и конечной точках.

Комфортная велодорожка для новичков в лесопарке

Для тех, кто любит кататься по тропинкам в окружении деревьев, обустроили небольшой веломаршрут, соединяющий мемориал Славы и улицу Людвига Свободы в Алексеевском районе. Это грунтовая дорожка, которую несколько лет назад создали городские активисты. Они немного расширили и утрамбовали лесные тропинки, восстановили старый колодец, сделали мостики в сложных местах. Впрочем, о качестве подготовки этого маршрута к новому сезону говорить трудно. Возможно, на нем есть препятствия, потому что за ним ухаживают только добровольцы.

План горожане выбирали сами. Несколько лет назад работал сайт, где каждый мог предложить удобную схему движения через лесопарк. Победителя определили голосованием, и реализовали проект. Длина дорожки — несколько километров. Если ехать по направлению от мемориала к Алексеевке, будет достаточно много подъемов.

Также можно просто покататься по грунтовым тропинкам лесопарка. Хотя других маршрутов с разметкой здесь нет, в лесу много дорожек, которые любят велосипедисты.

Три дороги от Лысой горы

Еще три маршрута для прогулок расположены на северо-западной окраине — в районе Лысой горы. Это промаркированные и минимально благоустроенные грунтовые дорожки.

Все пути начинаются в одном месте и расходятся в разных направлениях. Точка старта — возле кладбища на улице Добродецкого. Маршруты проходят по Лысогорскому лесу и понравятся тем, кто любит кататься по грунтовкам. Благодаря пышной зелени, здесь будет комфортно, когда жарко или моросит дождь. Они подойдут для начинающих, отправляться в путь лучше на горном или универсальном велосипеде.

Дорожка с красными маркерами имеет длину 5 км и выходит к улице Алуштинской. Она самая динамичная и сложная. Тем, кто хочет покататься с удовольствием большой компанией, подойдет маршрут с синей разметкой до улицы Подгорной, его длина — 6 км. Самый короткая «желтая» дорожка имеет длину всего 3 км и выводит к Окружной.

Какие велосипедные дорожки собираются открыть в Харькове?

Хотя оборудованных мест для катания в Харькове немного, в планах — развивать инфраструктуру. Уже сейчас активисты предлагают новые интересные проекты. В первую очередь горожане хотят обустроить сложные для велосипедистов проспекты Гагарина и Науки, а также центральные улицы. Кроме того, есть интересный проект, создатели которого предлагают соединить Журавлевский гидропарк с центром Харькова. Его преимущество — отсутствие пересечений с автодорогами на всем протяжении. Кроме того, планируется построить трассу в Саржином Яру.

Где еще катаются горожане?

Для тех, кто готов к небольшим сложностям, в Харькове есть несколько интересных маршрутов. Они не обустроены специально, но комфортны и красивы, прокатиться смогут даже новички.

метро «Ботанический сад» – парк имени Горького

Это вариант для тех, кто хочет совершить небольшую прогулку в центре по лесным тропинкам и познакомиться популярными местами отдыха. Начать можно от метро «Ботанический сад». Здесь стоит набрать воды в источнике и отдохнуть в уютном Саржином Яру. Конечный пункт — парк им. Горького, в котором есть множество аттракционов, кинотеатр и другие развлечения. Для прогулки лучше взять горную или универсальную модель.

Эти два объекта связывает сеть лесных тропинок, по которым гуляют пешеходы и катаются велосипедисты. Людей здесь обычно много, а значит, заблудиться будет сложно. Маршрут пересекается только с одной автотрассой на улице Динамовской.

Рядом с метро «Ботанический сад» и в парке есть стоянки, прокаты и даже бесплатные СТО. Протяженность маршрута — около 3 км. Если постараться объездить все тропинки и аллеи парка, то расстояние существенно увеличится.

Журавлевский гидропарк – метро «Киевская»

Этот неофициальный маршрут также подойдет для новичков и профессионалов. Во время поездки можно прокатиться по живописным аллеям гидропарка и устроить пикник. Дорога будет пролегать вдоль берега реки Харьков по грунтовкам. Продвинутые велосипедисты, доехав до метро «Киевская», смогут продолжить маршрут в центре города. Для этого нужно подняться по улице Веснина к кладбищу №2.

Начинать поездку лучше из гидропарка, вход в него можно найти по адресу улица Шевченко, 21. Для начала стоит объездить все аллеи, отдохнуть, а затем поехать к станции метро. Дорога будет пролегать по грунтовке вдоль речки Харьков. Здесь расположены уютные подвесные мостики, необычный метромост, соединяющий станции «Киевская» и «Академика Барабашова». Расстояние от второго пляжного моста до «Киевской» составляет 5-6 км.

Куда поехать опытному велосипедисту?

Маршрут от площади Свободы через Пятихатки к «Фельдман Экопарку» — выбор для тех, кто хорошо освоил двухколесный транспорт. Путь пролегает не только через оборудованные дорожки и парки, но и по автомобильным дорогам, есть подъемы.

Во время поездки можно посмотреть центральную площадь, парк Горького, детскую ж/д, мемориал Славы, прокатится по новой оборудованной дорожке и увидеть другие интересные места. В экопарке можно полноценно перекусить и отдохнуть, оставив «коня» на парковке. В завершение стоит прогуляться по парку, где живут хищники и обезьяны, рептилии и другие представители фауны. Внизу находится речка, возле которой можно устроить пикник. Стоит рассчитывать силы, потому что обратную дорогу также нужно проделать на велосипеде. В город из экопарка ходят только небольшие автобусы.

Парковки, прокаты и другая инфраструктура

Хотя на карте велодорожек пока немного оборудованных маршрутов, в городе есть удобная инфраструктура. Например, десять бесплатных СТО самообслуживания, которые находятся в разных районах. На них установлены насосы, ключи и другие инструменты, которые помогут исправить большинство поломок. Две СТО расположены на велодорожке возле Белгородского шоссе, и по одной — рядом с метро «Ботанический сад», на перекрестке напротив ТЦ «Караван», на площади Свободы. Планируется открыть и другие станции, чтобы велосипедист в любой части города мог быстро подчинить транспорт.

Оставить «двухколесного товарища» можно почти возле всех крупных торговых центров и супермаркетов, некоторых магазинов и офисов, университета им. В.Н. Каразина и других учебных заведений. Сейчас в городе насчитывается около сотни стоянок, и они продолжают открываться. Но большинство парковок не охраняются, поэтому нужна надежная противоугонная защита. Также в городе есть велокафе, в котором работает прокат, мастерская, парковка, можно перекусить и отдохнуть.

В Харькове более 20 точек аренды, они есть почти во всех частях города. Взять можно разные модели: от начальных до профессиональных, а также чопперы или тандемы. Больше всего прокатов сосредоточено на остановке «Сокольники» возле новой европейской велодорожки, в центре, в районе гидропарка.

Где покататься в Харьковской области?

Благоустроенный веломаршрут на высоту Конева

Чтобы познакомиться с окрестностями Харькова, можно съездить к мемориальному комплексу. Длина дороги к высоте маршала Конева — 17 км, в основном она проходит по лесной местности, в обход населенных пунктов, что важно для начинающих.

Каждые полкилометра установлены таблички, чтобы туристы не сбились с пути, надписи продублированы на английском. Здесь пока нет СТО, поэтому не стоит забывать дома насосы и запасные детали. Также нужно взять достаточное количество воды, еду и подстилку для пикника.

Начало дорожки находится возле конечной автобуса 43е, по адресу ул. Игоря Муратова, 7, район Залютино. Завершается она на мемориальном комплексе. Высота маршала Конева — это красивое место и важная достопримечательность. Здесь располагался пункт руководства армией. Отсюда был дан приказ об освобождении Харькова 23 августа 1943 года. Мемориальный комплекс работает с 9 до 17 часов. Здесь проводятся экскурсии, есть музей и временные выставки. Чтобы успеть осмотреть достопримечательность, нужно выехать утром. Начинающим стоит планировать поездку на день, а профессионалы проедут маршрут за 2-3 часа.

Туристический маршрут от поселка Бабаи до базы отдыха «Тимченки»

Промаркированная дорожка длиной 23 км проходит через Хорошово, Аксютовку и Островерховку. На пути велосипедиста ждут долины, луга и леса, а также один родник с питьевой водой. Поездка завершится на базе отдыха рядом с рекой Мжа, где можно покупаться. Вернуться можно по асфальтированной дороге или на электричке. Маршрут подойдет подготовленным новичкам и уверенным любителям. Ехать лучше на горном велосипеде.

Для лучшей видимости щит о начале дорожки расположен на центральной площади в Бабаях, в 50 метрах от фактической точки старта.

Велосипедный маршрут без разметки: от Харькова до Чугуева

Познавательную и длинную поездку по области можно начать с ж/д станции Рогань. Это дорога без маркировки, поэтому пригодится навигатор или карта. Поездка понравится опытным любителям и профессионалам. Длина маршрута — 34 км, он проходит по асфальтам и грунтовкам, есть несколько сложных мест. Общая высота подъема — 164 метра.

Завершится поездка в Чугуеве, откуда можно уехать на электричке. Чтобы успеть до конца дня, стоит стартовать утром. Путь проходит через поселок Зеленый Колодезь, Терновую, Введенку и Новопокровку.

По дороге можно увидеть дендропарк Харьковского аграрного университета, в котором растет около 900 видов деревьев и кустарников, в том числе завезенные из Европы, Кавказа, Китая или Северной Америки. В Чугуеве стоит посмотреть дом-музей И. Репина, в котором выставлены 4 уникальные иконы авторства художника, работы В.Серова, П. Верещагина и других людей из его творческого окружения. Также стоит зайти в галерею, расположенную в здании-памятнике архитектуры XIX века.

На этом мы завершаем обзор популярных маршрутов, но напомним, что в Харьковской области есть еще масса интересных мест. Также планируется обустройство новых маршрутов.

О чем нужно помнить?

На любом маршруте важно соблюдать правила. Они сделают поездку безопасной и приятной.

    Ездить даже по двору можно только на исправном транспорте. Перед началом стоит проверить тормоза, систему переключения скоростей и т.п. Задние и передние фары нужно включать ночью и в сумерках. Для поездки днем лучше выбирать яркую одежду, а вечером — куртки со светоотражающими нашивками. Не нужно забывать о шлеме.

Новых впечатлений и интересных поездок по популярным велодорожкам и красивым маршрутам в Харькове и области!

Модификации и отличия велосипеда «Старт-шоссе» ХВЗ, варианты тюнинга

Виды

Двухколесная безмоторная техника во времена СССР пользовалась популярностью у населения благодаря низкой стоимости, надежности и доступности. В отдельную категорию выделяют «ХВЗ Старт-шоссе», велосипед, который привлекает многих ценителей и сейчас. Это был первый серийный байк, способный на то время развивать до 45 км/ч. Сегодня любители раритетной техники восстанавливают подобные модели, модернизируют, экспериментируют в создании гибридов.

Отличительные особенности

Пару десятков лет назад велосипед «Старт-шоссе» от ХВЗ считался одним из лучших в своем классе и был популярен на всей территории Советского Союза. Потребители оценили его отличительные технические характеристики:

  • стальную раму с тонкостенными трубками;
  • наличие 10 рабочих скоростей;
  • размер колес велосипеда — 2,7 х 60 мм;
  • колесную базу — от 0,99 до 1,025 м;
  • пластиковые седла на стальной основе;
  • вес велосипеда— от 10,4 до 11,0 кг.

В масштабное производство пустили две модификации — «Старт В-553» и «В-555». Между собой они отличались незначительными изменениями в геометрии и параметрах. Велосипеды были доступны не только профессиональным спортсменам, но и рядовым людям. Цвет ретро-байков преимущественно был зеленым.

Только в 1967 году выпускалась юбилейная модель велосипеда «В-553». Эту серию приурочили к 50-летию Октябрьской революции. Агрегат отличался эксклюзивным дизайном, имел соответствующую отметку на рамной части. В остальном различий между серийными аналогами велосипедов не было.

Велосипед со стальной рамой «ХВЗ Старт-шоссе» выпускался заводом имени Петровского в Харькове. Разработка легковесных и спортивных моделей началась в послевоенное время конструкторами Гладким и Майбородой. Среди первых модификаций велосипеда — «Турист», «Харьков», «Спутник» (с 1949 года). Они и стали предшественниками линейки «Старт-шоссе».

Велосипедный комбинат внедрил ряд доработок, использовал новые технологии. В результате на свет появился «первенец» в категории Старт-шоссе — «Харьков В-552». Завод в серию эту модификацию не пустил, заменив ее в 1966 году усовершенствованным вариантом «В-553». С конвейера указанные вариации велосипедов сходили вплоть до 2002 года. Шоссейники постоянно модернизировались, всегда пользовались популярностью у любителей, профессионалов.

Наилучшие времена предприятие ХВЗ пережило в 60-80-е годы ушедшего столетия. Ключевая роль в этом досталась подготовке к Олимпиаде-80. В честь этого события выпустили небольшим тиражом две модификации: «Рекорд», «Чемпион-шоссе», сегодня представляющие собой коллекционную ценность. Сейчас Харьковский велосипедный завод специализируется на производстве бюджетных велобайков под наименованием «Водан».

В отличие от велосипеда «Спутник», «Старт-шоссе» ориентирован на шоссейные гонки. Его основные преимущества:

  1. Рама из металла, что упрощает ее ремонт при поломках.
  2. Езда на велосипеде комфортнее по сравнению с предшественниками.
  3. Доступная стоимость восстановления указанной техники. Работа обойдется около 10 тысяч рублей даже с использованием самых современных деталей.
  4. Увеличенный параметр скорости по сравнению с велосипедами «Турист» и «Спутник» (плюс 10-12 км/ч).

Среди недостатков отмечают то, что велосипед от ХВЗ «Шоссе-старт» уже давно снят с производства. Это затрудняет поиск комплектующих элементов и запасных деталей. Особенно проблема актуальна для жителей небольших городков и поселков, где велосипеды данной марки можно найти в большом количестве. Там они просто гниют в сараях и гаражах.

Приводные системы, включая манетки и переключатели, морально устарели, хоть и выполняют свои прямые задачи. При тюнинге велосипеда от ХВЗ «Шоссе-старт» возникают затруднения при модернизации. Это связано с заменой заднего колеса, поскольку втулки больше по размеру, чем у современных байков. Часто приходится выгибать перья, что при самостоятельном вмешательстве без соответствующего оборудования приводит к нарушению геометрии велосипеда.

«Турист» «Харьков» «Спутник» «Рекорд» «Чемпион-шоссе» «Старт-шоссе»

Разновидности

Модификации «В-552» и «В-553» велосипедов «ХВЗ Старт-шоссе» идентичны по характеристикам. Юбилейная модель, а также «В-555» немного отличаются от них. В любом случае, каждый из велосипедов достоин внимания коллекционеров.

В-552 и В-553

Характеристики модификаций «В-552» и «В-553»:

  • материал рамы/втулок/основных узлов — сталь 30ГСА/30Л/10;
  • база колес — 104–106 мм;
  • руль — лежачей конфигурации;
  • ростовое деление — 560/580/600 мм;
  • тормоза на ободах — клещевой разновидности;
  • втулки — дюралевые с цельной проточкой;
  • спицы — баттированные с утолщением на концах;
  • ободья колесные — из дюралюминиевого сплава;
  • тормозная трещотка — с 5 скоростями, 13-21 зубцом;
  • пластиковая «сидушка» на стальном каркасе;
  • педальная втулка — 2-скоростная с парой звездочек на 47–50 либо 48–51 зубьев.

Отличия модификации «ХВЗ Старт-шоссе В-555» от предшественников:

  • база колесная — 102 мм;
  • ростовой показатель — от 540 мм;
  • вынос руля по высоте — 75 или 130 мм;
  • наличие двойных ободов.

Вес велосипеда «В-555» — не менее 11 кг.

Олимпиада (Москва)80 155-412

Отличительная характеристика юбилейной версии велосипеда «Старт-шоссе» от ХВЗ:

  • рамные трубы из сплава титана и алюминия;
  • конфигурация стенок элементов — с переменной толщиной;
  • рулевая вилка получила иную геометрию с увеличенным выносом;
  • колеса с однотрубными покрышками;
  • облегчение массы агрегатных элементов за счет использования титана;
  • общая масса — 8,25 кг.

Изготовление модели «Олимпиада (Москва)-80 155-412» приурочено к Олимпийским играм в столице. Велосипед относился к улучшенной категории, должен был выступать в соревнованиях, что так и осталось в планах.

Советы по выбору

От серии «Старт-шоссе ХВЗ» на действующих моделях из оригинальных запчастей остались преимущественно рамы, вилки, рулевые колонки. Именно на аутентичность этих деталей нужно обращать внимание при выборе велосипеда. Они не просто подтверждают оригинальность изделия, но и позволяют создать настоящий шедевр с «родными» запчастями.

Поскольку указанную технику можно найти только в состоянии б/у, ее дополняют современными парными ободами коробчатой конфигурации, покрышками известных фирм с беговой конструкцией без протекторов, под которой предусмотрено мощное усиление против проколов. Кроме того, обновленные велосипеды «Старт-шоссе ХВЗ» комплектуют педальной кареткой с втулкой, которая крепится по системе «квадрат». Такая переделка превращает шоссейник в гибридную версию.

Призывы за возобновление выпуска рассматриваемого велосипеда были проигнорированы. Выбирая модель под восстановление, не стоит забывать проверить степень коррозии рамы, ободов, руля, прочих металлических элементов.

Варианты тюнинга

Степень модернизации велосипеда «Старт-шоссе ХВЗ» зависит от состояния техники и желания умельца его реанимировать или осовременить. Минимум сил и вложений потребуется, если исходное состояние байка приближено к заводскому исполнению. Колеса менять придется в большинстве случаев. Ободья подвержены износу, вряд ли сохранятся в хорошем состоянии. Современные аналоги значительно улучшат не только внешний вид элементов, но и общие характеристики.

Самыми сложными деталями при тюнинге велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» считаются манетки и каретки. Правильный подбор этих элементов — только полдела. Необходимо собрать весь узел так, чтобы не наблюдались люфты и разбалтывания сопряженных деталей. Специалисты рекомендуют заменить штатную каретку современным вариантом с картриджем. Для этого нужно:

  • подрезать резьбу под новую заготовку; иногда требуются переходники с одного на другой размер;
  • на раму наварить добавочные бонки, служащие для фиксаторов тормозов V-break, креплений тросиков;
  • если внешний вид ключевой роли не играет, лучше приварить кантилевры с удлиненными лапками.

Правильный и грамотный тюнинг велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» порадует владельца и окружающих изяществом тонкой стальной рамы, узкими колесами, хорошим ходом по асфальту. Реставрированные модели однозначно не подходят для соревнований, они ориентированы на визуальное любование и неспешную туристическую прогулку. Иногда можно встретить реплики с высокой посадкой и прямым рулем.

Видео


Тестирование на COVID-19 в Харькове (м. Дворец Спорта)

В условиях глобальной угрозы здоровью людей со всего мира, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, особое значение приобрела своевременная диагностика этого заболевания. На сегодняшний день тестирование на COVID-19 можно пройти с соблюдением всех противоэпидемических мер.

Какой тест на коронавирус лучше

Существует два теста на коронавирус:

  • ПЦР-тест, который позволяет обнаружить вирус в организме на ранних стадиях, когда к нему еще не выработались антитела;
  • ИФА-тест, который определяет наличие иммунного ответа на вирус.

Решение о том, какой тест на коронавирус лучше пройти, принимается в зависимости от цели тестирования и симптомов (если они есть). При снятии с карантина и обсервации применяется только ПЦР-метод, а перед госпитализацией — ИФА-анализ. При выезде за границу и по желанию пациента можно делать как ПЦР, так и ИФА-исследование.

Как сдают тест на COVID-19

Тест на COVID-19 сдают в специально оборудованной медицинской лаборатории. Для проведения ПЦР-анализа берут мазок из горла или носа. За три часа до исследования необходимо воздержаться от приема пищи и питья.

Для ИФА-теста сдается кровь из вены. За три часа до анализа также нельзя ничего есть.

Сколько дней делается тест на COVID-19

Как правило, результаты ПЦР-теста известны в день исследования, а ИФА-анализа — в течение трех дней. Срок выдачи результатов зависит от времени их сдачи и загруженности лаборатории.

Кто обязан сдавать тест на коронавирус

Сделать тест на коронавирус необходимо:

  • людям с клиническими признаками коронавирусной болезни;
  • больным с пневмонией;
  • людям, которые контактировали с заболевшими COVID-19;
  • пациентам, которым назначена плановая операция или госпитализация.

Проходить тестирование раз в четырнадцать дней обязаны:

  • медицинские работники, которые оказывают медицинскую помощь больным COVID-19 или наблюдают за ними в условиях стационара;
  • сотрудники лабораторий, которые обрабатывают образцы из дыхательных путей, полученные у больных COVID-19;
  • сотрудники патологоанатомических, судебно-медицинских бюро, отделений, которые принимают участие во вскрытии тел, в том числе во взятии образцов секционного материала.

Раз в тридцать дней тест на коронавирус проходят:

  • медицинские и фармацевтические работники (кроме тех категорий, которые обязаны проходить тестирование раз в четырнадцать дней);
  • сотрудники Национальной полиции, Национальной гвардии, Госпогранслужбы.

Пройти тестирование на COVID-19 потребуется также тем лицам, которые едут за границу (если это является обязательным условием принимающей страны). Кроме того, пройти тест может каждый желающий.

Где сдать тест на COVID-19

Тест на COVID-19 можно сдать в отдельных пунктах по приему пациентов собственной лаборатории медицинского центра «ОН Клиник Харьков» — «ОН Лаб». Для записи на тестирование позвоните по указанным на сайте телефонам или заполните форму онлайн.

Россия наращивает войска на украинской границе. Что думают об этом в Харькове?

За данными о концентрации российских войск на границе с Украиной наблюдают в Харькове, от которого до РФ рукой подать. DW выясняла настроения среди жителей города на фоне сообщений об угрозе со стороны Москвы.

Военные на улице Харькова

На улицах Харькова появилось больше людей в военной форме

«Война ближе, чем ты думаешь. От Харькова до Донецка 259 километров». Плакат с такой надписью и информацией о том, сколько времени понадобится машине, танку, истребителю и ракете, чтобы преодолеть это расстояние, встречает гостей Харькова на железнодорожном вокзале. Там же толпятся таксисты, которые тихо или громко предлагают подвезти до линии разграничения в Донбассе. А при желании — и в Россию. «На Воронеж! На Белгород», — эти возгласы харьковских таксистов можно услышать на протяжении всех лет военных действий на востоке Украины.

«Найти клиента до Белгорода — такой заказ всегда был выгодным, а после того как отменили авиарейсы в Россию, тем более», — говорит таксист Анатолий. В Харькове внимательно следят за сообщениями о скоплении российских войск вдоль границы с Украиной. Анатолий войны с РФ не боится. «Если что, будем вывозить людей, как это делали наши коллеги в Донецке», — говорит он. О том, что спасение будет не бесплатным, таксист не упоминает — это и так понятно.

Боятся ли харьковчане нападения со стороны России?

Вера Николаевна и Владимир Николаевич, жители Харькова

Сообщения о концентрации российских войск на границе нервируют Веру Николаевну и ее мужа Владимира Николаевича

Вере Николаевне и ее мужу Владимиру Николаевичу уже за 70 лет. Они признаются, что очень переживают, когда слышат сообщения о концентрации российских войск у украинской границы. «Не будет войны! Путин не сошел с ума, чтобы затевать ее сейчас!» — уверена Вера Николаевна. Ее муж не соглашается: «Он же больной человек! Можно ожидать чего угодно!» В конце концов, супруги договариваются: если на улицах Харькова вдруг появится российская армия, Владимир Николаевич будет «бросать гранаты и бомбы со своего балкона».

Наталья Ивановна родилась в России, в Харькове живет уже 30 лет. Она не скрывает, что сообщения от украинских военных о новой угрозе со стороны России сильно портят ей настроение. «Я сама россиянка и не понимаю Путина. Он, получается, не за мир? Он против, вообще. против людей?! Мы же были друзьями, и к тому, что мы давно уже не друзья, я не могу привыкнуть», — говорит женщина. Уже несколько лет она не может съездить в Курск навестить могилы родителей. Хотела поехать с сыном, но отказалась от этой идеи, когда в 2015 году поняла, что граждане Украины могут просто так исчезать на территории России, а затем оказываться в тюрьмах.

«Никто нигде ничего не концентрирует. Не надо нагнетать!» — громко и нервно произносит женщина, которая держит в руках газету кандидата в мэры города Михаила Добкина: осенью в Харькове должны состояться выборы. Женщина уверена, что сообщения о наращивании российских войск на границе с Украиной — недостоверная информация.

«Страх, конечно, есть. Не хотелось бы оказаться в эпицентре обстрелов», — говорит мужчина с двумя детьми. «Путин не будет рисковать. Украина не одна. Ей помогут друзья», — считает студент из Азербайджана. Инна Сергеевна, учительница одной из харьковских школ, вместо ответа на вопрос о вероятности нападения на Харьков спрашивает: «У нас что нет парней, которые нас будут защищать?!» И добавляет: «Если что, то сами пойдем».

Резервисты готовы к защите города

Александр Горбатенко

В 2014 году Александр Горбатенко уже рыл окопы под Харьковом

Парней, которые выйдут на защиту города, много, заверяет руководитель харьковского филиала ОО «Украинский легион» Александр Горбатенко. До начала боевых действий в Донбассе в 2014 году он изготавливал мебель. В апреле того же года Харьков едва не постигла участь Донецка и Луганска, захваченных пророссийскими сепаратистами: городу угрожала реальная опасность превратиться в «ХНР»: «Харьковскую народную республику».

События того времени изменили жизнь Александра. Он начал изучать военное дело и уже несколько лет работает инструктором, обучая желающих базовым знаниям, необходимым для противостояния агрессору. «Мы обучаем тактической медицине, обращению с оружием, способам зачистки зданий и многому другому», — рассказывает Александр. В одном только «Украинском легионе» прошли военную подготовку уже несколько сотен человек, добавляет он.

Гражданские резервисты-добровольцы в случае необходимости должны прийти на помощь батальонам территориальной обороны, созданным в каждом регионе Украины за годы военных действий в Донбассе. Главный старшина харьковского батальона теробороны, а в прошлом — боец спецназа Михаил Соколов отказывается назвать точное количество бойцов: говорит, что это — военная тайна. Но заверяет, что бойцы есть, и они тренируются с 2014 года: «Я могу сказать, что мы готовы. Форма уже с собой — все с собой. В течение двух часов будем на пункте назначения».

«ХНР» уже не/возможна?

По мнению Михаила, Харьков уже не тот город, который в 2014 году едва не перешел в «объятия русского мира». «Тогда харьковчане были очень запуганы. Сейчас другая ситуация», — убежден собеседник DW.

Михаил Соколов из харьковского пункта теробороны

Михаил Соколов из харьковского пункта теробороны: «За два часа будем на пункте назначения»

С ним соглашается и Дмитрий Олейник, который был в числе харьковчан, противостоявших пророссийским сепаратистам весной 2014 года. Они рыли окопы, устанавливали блиндажи и блокпосты на выездах из города, в частности, в Белгород. В мирное время туда можно было доехать на машине за 40 минут, а в 2014 году именно оттуда приехали адепты «русской весны», пытавшиеся захватить Харьков. По мнению Дмитрия, ярых сторонников «русского мира» в Харькове за годы военных действий в Донбассе уменьшилось: «Они видят, что происходит в Луганске и Донецке. Хотя есть и такие, которые тихонько сидят дома и обсуждают возможность присоединения к России».

Дмитрий уверен: если кто-то среди чиновников или представителей правоохранительных органов в Харькове и рискнет повторить попытку сдать Харьков, как это было семь лет назад, сейчас она вряд ли удастся. Ведь за это время Украина переформатировала правоохранительные органы, «армия стала намного мощнее, нет президента, который бы готов был сдать Украину», говорит он. С ним соглашается и харьковский политолог Юлия Биденко: «Сейчас население,атмосфера в Харькове более проукраинская, чем в 2014 году. И местная элита не очень ориентирована на Россию».

«Страхом войны давно переболели»

Сборы резервистов уже объявлены в Херсонской области. Харьковская, по словам Михаила Соколова, может быть следующей, и это может произойти в любой момент: «Не надо паниковать. Я так и отвечаю горожанам, которые спрашивают меня об угрозе. Говорю им, чтобы меньше телевизор смотрели».

Тренировка батальона территориальной обороны

Тренировка батальона территориальной обороны

На улицах Харькова появилось больше военных. Увеличилось и число заседаний с их участием в местных органах власти. Пока что вокруг города нет признаков усиления контроля за въездом. Блокпосты и бетонные блоки убрали еще в 2017 году. Местные органы власти пока не делали заявлений об обеспокоенности возможной угрозой со стороны России. Куда больше чиновники заняты борьбой с пандемией коронавируса, бушующей в регионе.

Харьковчане, с которыми удалось поговорить DW, тоже признаются, что страх заболеть ковидом, лишиться заработка или остаться без денег из-за пандемии и карантина сильнее, чем страх перед угрозой войны. Как сказал один из харьковчан, «мы уже привыкли к страху перед войной — переболели им уже давно».

Источники:

https://mag.relax.ua/turizm/interesnoe/10467453-velosipednyje-marshruty-kharykova/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/vidy/khvz-start-shosse-velosiped
https://onclinic.ua/kharkov-dc/services/laboratory/testing-for-covid
https://www.dw.com/ru/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BE%D0%B1-%D1%8D%D1%82%D0%BE%D0%BC-%D0%B2-%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5/a-57151725