Как поставить шатуны на велосипед

Содержание скрыть

Как снять шатуны с велосипеда без съемника? Полезные рекомендации

Трансмиссия велосипеда имеет свойство изнашиваться даже при правильном и своевременном уходе за ней. Специальных велосипедных инструментов у большинства людей, конечно же, нет, и если вы вдруг ощутили острую необходимость в замене ее компонентов, то, скорее всего, задались вопросом — как снять шатуны с велосипеда без съемника и возможно ли это сделать самому? Чтобы разобраться с этим, стоит узнать больше о самих шатунах и типах кареток.

Как снять шатуны с велосипеда без съемника

Немного о стандартах

На велосипедах разных классов логично устанавливать велосипедные шатуны и каретки разных стандартов. На данный момент популярны следующие типы кареточного узла:

  • Стандартное крепление под квадрат – старый вид, устанавливающийся на бюджетные велосипеды.
  • Octalink, придуманный Shimano. Имеет несколько подвидов, в том числе и очень схожие по конструкции стандарты других производителей. По сути, является некой разновидностью «квадратных» кареток, но имеет переработанную конструкцию вала и видоизмененные шлицы.
  • Hallowtech II считается лучшим вариантом по соотношению жесткость/вес, но стоит дороже остальных. Также придуманный компанией Shimano.

На старых велосипедах распространенным видом крепления были клинья. Проблем с такой системой было довольно много, из-за чего она и осталась в прошлом веке. Сейчас их практически не выпускают, и даже самые бюджетные велосипеды комплектуются каретками с квадратным валом.

Как снять прикипевший шатун велосипеда

Какие бывают съемники

Ключ для шатуна велосипеда представляет собой специальный инструмент (чаще пресс), который в разы облегчает съем системы в отличие от молотка.

Для каждого вышеперечисленного стандарта существует свой съемник. В случае с квадратным валом и Octalink – это своеобразный пресс, который вкручивается в саму головку шатуна, упирается специальной площадкой в вал каретки и путем вкручивания гайки срывает шатун. Наблюдаются случаи срыва резьбы самих шатунов, если система была запрессована очень сильно.

Для крышки левого шатуна с Hollowtech II нужен специальный ключ в форме звездочки. Прижимный болт затягивают с силой всего 1-2 Н/м, поэтому ключ такого стандарта обычно пластиковый, неудобный, а крышка запросто выкручивается руками.

Специальный инструмент – это хорошо, и приобрести его стоит каждому велолюбителю. Но все же перейдем к главному вопросу – как снять шатуны велосипеда без съемника?

Ключ для шатуна велосипеда

Ремонт без инструментов – это возможно

У обычных пользователей вряд ли где-то завалялся съемник шатунов, особенно для Octalink, хоть и стоит он копейки. Но рано или поздно наступит момент, когда либо система, либо каретка придут в негодность и потребуют срочной замены. При наличии необходимых инструментов, замена этих запчастей осуществляется за 10-15 минут.

Самый простой способ снять шатуны с велосипеда без съемника, как было упомянуто выше, – с помощью молотка. Актуален он как для Octalink, так и для обычного квадрата. Последующие действия выглядят таким образом:

  1. Снимите заглушки с шатунов, если они присутствуют.
  2. Ключом на 13 мм, выкрутите кареточные болты. Во многих каретках на сегодняшний день установлены болты под шестигранник 6 мм.
  3. Если вы не хотите визуально повредить велосипедные шатуны, оберните их несколькими слоями плотной ткани, картона, скотча или возьмите сосновый брусок в несколько сантиметров толщиной. В идеале, для такой необычной задачи подойдет киянка.
  4. Переверните велосипед, уперев на руль и седло.
  5. Начинайте простукивать по шатуну с умеренной силой с внутренней стороны, как можно ближе к оси. Можно время от времени ударять по шатуну с внешней стороны, чтобы хоть как-то его расшевелить.
  6. В случае если конструкция спрессована очень плотно, можно попробовать точечно ударять с помощью стамески или бородка, приставленного к головке шатуна.

Обратите внимание: используя этот метод, вы можете повредить раму, кареточный узел или сам шатун. К тому же любой удар по звездам, скорее всего, деформирует их и сделает непригодными для использования.

Замена шатунов

Стоит сказать, что снять прикипевшие шатуны бывает проблематично, даже имея съемник. Скорее всего, таким способом вы не сможете снять прикипевший велосипедный шатун, как бы не старались. Но не стоит отчаиваться, для таких случаев придумали другие способы.

Если спешить некуда

Допустим, вы купили новые шатуны и хотите заменить их, но старые еще могут протянуть несколько дней. В таком случае можно попробовать следующий способ:

  1. Открутите крепежные болты каретки.
  2. Набрызгайте в место контакта любую проникающую смазку.
  3. Отправляйтесь на велопрогулку, не вкручивая болты.

Есть шанс, что от частых вибраций шатуны сами сойдут с вала. Будьте осторожны, если они слетят в момент прыжка, будет крайне неприятно.

Наименьшее количество проблем доставляет стандарт Hollowtech II. Для того чтобы снять шатуны, потребуется лишь шестигранник 5 мм, специальный ключ для этого стандарта, который запросто заменяется шестигранником на 10-11 мм, и немного усилия, если система прикипела к подшипникам. Справиться с этим под силу даже ребенку.

Шатуны велосипедные

Радикальный подход

Если запчасти не прикипели, предыдущие способы помогут снять велосипедные шатуны без съемника. Как можно заметить, варианты довольно элегантные и при правильном подходе не нанесут вреда ни велосипеду, ни вам. Но случается и так, что запчасти очень сильно прикипают. Особенно часто в местах контакта алюминий/сталь или сталь/сталь.

В таком случае поможет болгарка либо дрель. Определенный способ резки назвать сложно, поскольку конструкция рам и системы может быть самая разнообразная. На некоторых велосипедах можно просто отрезать кареточный вал, на некоторых можно попытаться высверлить максимально большое отверстие на месте резьбы, что под действием вибраций поможет разрушить соединение или поломать металл.

Прикипевшее соединение можно разрушить путем перепада температур. Нагрейте головку шатуна, например, горелкой, а затем резко охладите, насколько это возможно. Благодаря физическим свойствам металла есть шанс снять шатуны велосипеда без съемника, как только конструкция остынет.

Вы можете поэкспериментировать, путем комбинирования вышеописанных способов, или же попробовать свой уникальный.

Предотвращение коррозии

Те, кто имели дело с прикипевшими запчастями, наверное, не хотели бы повторять это снова. Для предотвращения столь неприятных ситуаций нужно всего лишь обработать место крепления перед монтажом.

В процессе замены шатунов нанесите немного смазки на вал каретки в месте контакта с другими запчастями, независимо от ее типа. Не стоит закладывать слишком много смазочного материала, поскольку в момент прессовки его излишек будет выдавлен из соединения и останется собирать грязь за его пределами. Перед монтажом смазывать стоит также резьбы и даже некоторые защелки.

Снятие шатунов

На недорогих велосипедах блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены). Сами шатуны никакой регулировки не требуют.

Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками. При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.
Оптимальная длина шатунов — 170-175 мм.

Типы шатунов и кареточных механизмов

Шатуны имеют разные способы крепления, которые зависят от типа используемой каретки. Подробно типы кареток мы рассмотрели в этой статье.

Ось каретки имеет квадратное сечение

Тут возможны три разновидности:

shimano_alivio_m410_0.jpg

    Шатун традиционной конструкции. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения. Шатуны вместе с пыльником (пластмассовое кольцо) притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт виден посередине. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм.

    Применяется в основном в системах на Shimano Acera/Alivio/Deore (до 2007 г.) и Suntour Duro

_1.JPG

shimano_acera_m341.jpg

_2.JPG

Ось каретки имеет круглое сечение (шатуны под стандарт Shimano OCTALINK)

На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов.
Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи алюминиевыми пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун.
shimano_lx_m583.jpg
Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник или универсальный Bike Hand YC-215A.
bikehand_yc215a.jpg

Шатуны под каретки ISIS

truvativ_blaze_0.jpg

Сделаны под свой стандарт кареток.

Полные шатуны под интегрированные каретки HOLLOWTECH II

Я уже писал о таких полых каретках в этой статье. Они применяются в Deore с 2006 г. и Dore LX/XT/XTR/SLX.
Что касается снятия шатуров, то необходим отдельный интсрумент для HOLLOWTECH II. Он выпускается ParkTool, Bike Handб Ice Tools. Также потребуется шестигранник.
hollowtech19.jpg
hollowtech16.jpg

hollowtechII.jpg

Снятие шатунов

Шатуны под «квадрат» с затяжным болтом
Если снимаем правый шатун (который со звездочками), то надо перевести цепь на самую маленькую ведущую звездочку, и затем снять ее со звездочек.

  1. Снимаем пыльник.
    Его надо аккуратно выковырнуть отверткой. Под ним находится болт, притягивающий шатун к оси каретки.
  2. Вывинчиваем болт.
    Этот болт надо просто вывернуть, используя подходящий накидной (надевается сверху) ключ (обычно на 14). Часто накидной ключ имеется на съемнике шатунов.
    Резьба — правая с обеих сторон каретки. При отворачивании надо одной рукой удерживать педали. При этом может потребоваться значительное усилие, поэтому лучше использовать ключ с длинной рукояткой.
  3. Ввинчиваем съемник.
    Для снятия шатунов «под квадрат» необходимо использовать съемник Bike Hand YC-215CB:

    Выворачиваем полностью внутренний винт съемника. Наносим на квадратный конец оси каретки немного смазки — легче будет выворачивать.
    Ввинчиваем съемник в шатун до упора.

  4. Снимаем шатуны.
    Гаечным ключом заворачиваем внутренний винт съемника (естественно, по часовой стрелке), и наблюдаем, как шатун сползает с оси каретки. При этом внутренняя часть съемника выдавливает шатун с оси. Усилие при этом может быть приличное.
  5. Вывинчиваем съемник из шатуна. Теперь самое время осмотреть ось каретки, внутреннюю поверхность шатуна на предмет повреждений, проверить каретку на люфт.

Шатуны под «квадрат» с вкрученным винтом

Отличие заключается только в том, что болт, вкрученный в ось надо просто вывернуть, используя шестигранник на 8.

Шатуны под Oktalink

  1. Если имеется пыльник, то его надо просто вывинтить из шатуна. Для этого на пыльнике есть два отверстия, в которые, видимо, надо вставить какой-то специальный ключ. Я такого ключа не встречал, и пользовался обычной шпилькой из куска стальной проволоки.
  2. Отворачиваем полый болт.
    Под пыльником обнаруживается полый болт.
    В него вставляем шестигранник на 10. И этот болт надо просто отворачивать. Как обычно, против часовой стрелки, удерживая педали. При этом может потребоваться значительное усилие.
  3. Ввинчиваем съемник.
    Под болтом лежит шайба, ее надо не забыть вытащить.
    Выворачиваем полностью внутренний винт съемника и ввинчиваем специальный съемник в шатун.

Можно использовать универсальный съемник типа TL-FC10, у которого есть дополнительная вставка TL-FC15, на которую будет давить съемник, выдавливая шатун.

Примечание: если винты, держащие шатун, не выклучиваются, есть вероятность, что металл «прикипел» или «закис». Можно его попробовать нагреть (в случае алюминия) или залить WD-40 под винт и оствить отмокать.
Особенно такие случаи характерны для систем Truvative Blaze с кареткой Truvativ ISIS drive (часто на GT).
В таких случаях приваривают головку винта к усилению и выкручивают винт, который потом, естесвенно идет под замену.

Как поменять шатуны на велосипеде

Для того чтобы заменить шатуны и систему на велосипеде нам потребуется специальный съемник для шатунов (существует несколько видов съемников, в данном случае я использую съемник под квадрат. Шатуны для каретки с квадратным сечением самые распространенные и встречаются на велосипедах низкой и средней ценовой группы), шестигранники и разводной ключ.

Фото съемника под квадратную каретку:

Приступаю к снятию шатуна со звездами

1. Откручиваем прижимной винт. Именно он держит шатун на месте и не дает ему слететь.

2. В самом шатуне есть резьба именно в эту резьбу нужно вкрутить наш съемник (закручиваем до упора).

3. Как только вкрутили съемник можно приступать к откручиванию. На съемнике должно быть место для того чтобы вставить ключ или некоторые съемники уже идут с ручкой и ключ вам не понадобится. Вращая ручку против часовой стрелки мы внутренней частью съемника начинаем давить на каретку (ось) и тем самым равномерно выдавливать шатун с насиженных мест.

Крутим до тех пор, пока шатун не упадет на пол. Иногда шатуны прикипают настолько сильно, что при откручивании можно сорвать внутреннюю резьбу на шатуне и тогда придется снимать шатун вместе с кареткой.

4. Новый шатун (систему) поставить очень просто. Устанавливаем запчасть на оси и с помощью прижимного болта надежно прикручиваем к квадратной оси каретки.

5. Проделываем тоже самое с левым шатуном:

На этом нашу работу по замене или установке шатунов с системой можно считать законченной. И чуть не забыл, установить педали:

P.S. Замена шатунов на каретках другого типа принципиально ничем не отличается, кроме использования в работе другого съемника под необходимую каретку.

Видео о снятит шатунов с велосипеда:

Поделитесь впечатлениями как у вас прошла замена шатунов на велосипеде?

Как снять шатуны с велосипеда без съемника? Полезные рекомендации

Трансмиссия велосипеда имеет свойство изнашиваться даже при правильном и своевременном уходе за ней. Специальных велосипедных инструментов у большинства людей, конечно же, нет, и если вы вдруг ощутили острую необходимость в замене ее компонентов, то, скорее всего, задались вопросом — как снять шатуны с велосипеда без съемника и возможно ли это сделать самому? Чтобы разобраться с этим, стоит узнать больше о самих шатунах и типах кареток.

Немного о стандартах

На велосипедах разных классов логично устанавливать велосипедные шатуны и каретки разных стандартов. На данный момент популярны следующие типы кареточного узла:

  • Стандартное крепление под квадрат – старый вид, устанавливающийся на бюджетные велосипеды.
  • Octalink, придуманный Shimano. Имеет несколько подвидов, в том числе и очень схожие по конструкции стандарты других производителей. По сути, является некой разновидностью «квадратных» кареток, но имеет переработанную конструкцию вала и видоизмененные шлицы.
  • Hallowtech II считается лучшим вариантом по соотношению жесткость/вес, но стоит дороже остальных. Также придуманный компанией Shimano.

На старых велосипедах распространенным видом крепления были клинья. Проблем с такой системой было довольно много, из-за чего она и осталась в прошлом веке. Сейчас их практически не выпускают, и даже самые бюджетные велосипеды комплектуются каретками с квадратным валом.

Какие бывают съемники

Ключ для шатуна велосипеда представляет собой специальный инструмент (чаще пресс), который в разы облегчает съем системы в отличие от молотка.

Для каждого вышеперечисленного стандарта существует свой съемник. В случае с квадратным валом и Octalink – это своеобразный пресс, который вкручивается в саму головку шатуна, упирается специальной площадкой в вал каретки и путем вкручивания гайки срывает шатун. Наблюдаются случаи срыва резьбы самих шатунов, если система была запрессована очень сильно.

Для крышки левого шатуна с Hollowtech II нужен специальный ключ в форме звездочки. Прижимный болт затягивают с силой всего 1-2 Н/м, поэтому ключ такого стандарта обычно пластиковый, неудобный, а крышка запросто выкручивается руками.

Специальный инструмент – это хорошо, и приобрести его стоит каждому велолюбителю. Но все же перейдем к главному вопросу – как снять шатуны велосипеда без съемника?

Ремонт без инструментов – это возможно

У обычных пользователей вряд ли где-то завалялся съемник шатунов, особенно для Octalink, хоть и стоит он копейки. Но рано или поздно наступит момент, когда либо система, либо каретка придут в негодность и потребуют срочной замены. При наличии необходимых инструментов, замена этих запчастей осуществляется за 10-15 минут.

Самый простой способ снять шатуны с велосипеда без съемника, как было упомянуто выше, – с помощью молотка. Актуален он как для Octalink, так и для обычного квадрата. Последующие действия выглядят таким образом:

  1. Снимите заглушки с шатунов, если они присутствуют.
  2. Ключом на 13 мм, выкрутите кареточные болты. Во многих каретках на сегодняшний день установлены болты под шестигранник 6 мм.
  3. Если вы не хотите визуально повредить велосипедные шатуны, оберните их несколькими слоями плотной ткани, картона, скотча или возьмите сосновый брусок в несколько сантиметров толщиной. В идеале, для такой необычной задачи подойдет киянка.
  4. Переверните велосипед, уперев на руль и седло.
  5. Начинайте простукивать по шатуну с умеренной силой с внутренней стороны, как можно ближе к оси. Можно время от времени ударять по шатуну с внешней стороны, чтобы хоть как-то его расшевелить.
  6. В случае если конструкция спрессована очень плотно, можно попробовать точечно ударять с помощью стамески или бородка, приставленного к головке шатуна.

Обратите внимание: используя этот метод, вы можете повредить раму, кареточный узел или сам шатун. К тому же любой удар по звездам, скорее всего, деформирует их и сделает непригодными для использования.

Стоит сказать, что снять прикипевшие шатуны бывает проблематично, даже имея съемник. Скорее всего, таким способом вы не сможете снять прикипевший велосипедный шатун, как бы не старались. Но не стоит отчаиваться, для таких случаев придумали другие способы.

Если спешить некуда

Допустим, вы купили новые шатуны и хотите заменить их, но старые еще могут протянуть несколько дней. В таком случае можно попробовать следующий способ:

  1. Открутите крепежные болты каретки.
  2. Набрызгайте в место контакта любую проникающую смазку.
  3. Отправляйтесь на велопрогулку, не вкручивая болты.

Есть шанс, что от частых вибраций шатуны сами сойдут с вала. Будьте осторожны, если они слетят в момент прыжка, будет крайне неприятно.

Наименьшее количество проблем доставляет стандарт Hollowtech II. Для того чтобы снять шатуны, потребуется лишь шестигранник 5 мм, специальный ключ для этого стандарта, который запросто заменяется шестигранником на 10-11 мм, и немного усилия, если система прикипела к подшипникам. Справиться с этим под силу даже ребенку.

Радикальный подход

Если запчасти не прикипели, предыдущие способы помогут снять велосипедные шатуны без съемника. Как можно заметить, варианты довольно элегантные и при правильном подходе не нанесут вреда ни велосипеду, ни вам. Но случается и так, что запчасти очень сильно прикипают. Особенно часто в местах контакта алюминий/сталь или сталь/сталь.

В таком случае поможет болгарка либо дрель. Определенный способ резки назвать сложно, поскольку конструкция рам и системы может быть самая разнообразная. На некоторых велосипедах можно просто отрезать кареточный вал, на некоторых можно попытаться высверлить максимально большое отверстие на месте резьбы, что под действием вибраций поможет разрушить соединение или поломать металл.

Прикипевшее соединение можно разрушить путем перепада температур. Нагрейте головку шатуна, например, горелкой, а затем резко охладите, насколько это возможно. Благодаря физическим свойствам металла есть шанс снять шатуны велосипеда без съемника, как только конструкция остынет.

Вы можете поэкспериментировать, путем комбинирования вышеописанных способов, или же попробовать свой уникальный.

Предотвращение коррозии

Те, кто имели дело с прикипевшими запчастями, наверное, не хотели бы повторять это снова. Для предотвращения столь неприятных ситуаций нужно всего лишь обработать место крепления перед монтажом.

В процессе замены шатунов нанесите немного смазки на вал каретки в месте контакта с другими запчастями, независимо от ее типа. Не стоит закладывать слишком много смазочного материала, поскольку в момент прессовки его излишек будет выдавлен из соединения и останется собирать грязь за его пределами. Перед монтажом смазывать стоит также резьбы и даже некоторые защелки.

Как снять шатуны с велосипеда

Снятие шатунов с велосипеда. Зачем это может понадобиться?

  • чтобы их заменить (в случае поломки, например),
  • чтобы добраться до каретки (для её замены, ремонта или смазки),
  • чтобы убрать скрип (иногда песок попадает в места соединения шатуна с осью каретки).

Хотя шатуны — одна из самых загруженных деталей велосипеда, у них простая форма, они не требуют никакой настройки и регулировки, поэтому сложностей со съёмом и установкой обычно не возникает. Полностью снимать цепь для снятия шатунов, кстати, не обязательно, достаточно скинуть её с передних звёздочек.

Обратите внимание, что на недорогих велосипедах блок передних звёздочек может составлять единое целое с шатуном, поэтому при замене звёзд придётся менять оба шатуна. На других велосипедах звёзды и шатуны можно менять независимо друг от друга. Также важно отметить, что нельзя просто так взять и купить первый попавшийся шатун. Во-первых, существует несколько видов кареток, отличающихся типом оси, поэтому выбирайте совместимые. Во-вторых, шатуны выпускаются разной длины (разница ≈1,5 см). Чем он короче, тем сложнее будет педалировать (так как сокращается плечо рычага), а чем он длиннее, тем сложнее будет ехать по неровной дороге (педаль в нижнем положении может биться об землю).

Как снять шатуны с креплением клином

Для начала разберём самое примитивное крепление — клином. С ним вы наверняка знакомы с детства — на советских и российских хардтейлах типа «Десна» шатуны крепились именно так. Сейчас такой тип крепления тоже применяется, как правило, на моделях низкой ценовой категории. Снять с оси шатун, закреплённый клином, очень просто — просто откручиваете гайку и выбиваете клин (удары лучше наносить через дощечку, чтобы не повредить его, в противном случае лучше заменить испорченный клин на новый). Когда будете ставить шатун на место, то правильно его сориентируйте и закрепите достаточно жёстко (чтобы не было люфта, который будет деформировать при езде и сам клин, и ось), но без излишнего усилия, чтобы, опять же, не повредить ось и клин.

Как снять шатуны с помощью съемника

Если же вы не видите никаких клиньев, это хорошо. Посмотрите на ось каретки — в том месте, где прикрепляются шатуны, вероятно, есть пластиковая или алюминиевая заглушка. Скорее всего, её нужно подковырнуть, чтобы извлечь, реже — открутить.

Под заглушкой находится болт (или гайка), которой шатун притягивается к оси каретки. Открутите его шестигранниками (реже может понадобиться торцевой ключ). Далее вам понадобится специальный инструмент — съёмник шатунов (он же съёмник системы). Он может продаваться отдельно или входить в набор инструментов для велосипеда.

Снятие шатунов без съёмника: сядьте на велосипед и прокатитесь на нём 200–300 метров. После этого крепление шатуна будет податливее. Есть вероятность, что шатун мог «прикипеть», особенно если он алюминиевый, поэтому — не жалейте смазки, а от нагрева, тем более горелкой, лучше воздержаться. В том случае, если специальный съёмник есть (именно той системы, которая у вас установлена), аккуратно вверните его в резьбу самих шатунов. Вворачивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу, она там достаточно мелкая. После этого, закручивая болт в самом съёмнике, вы постепенно стянете шатуны с оси каретки. Нелишним будет заметить, что, в отличие от педалей, резьба на обоих шатунах везде стандартная, правая.

Перед тем как установить шатуны, очень важно хорошо очистить все поверхности и покрыть их густой смазкой. Благодаря смазке шатун будет легче не только установить, но и снять его в следующий раз. Кроме того, этим вы устраните потенциальную возможность скрипа. И последняя рекомендация: следите, чтобы не было люфта — установите шатун как можно глубже и затяните крепления с большим (но не чрезмерным!) усилием.

Снятие шатунов велосипеда

1. Выньте или открутите заглушку-пыльник. Некоторые заглушки достаточно поддеть отверткой, а некоторые придется выкручивать.

2. Выкрутите болт (или гайку) который притягивает шатун к каретке и выньте шайбу (если она есть). Для этого понадобится накидной ключ (обычно на 14), либо шестигранник на 8 при квадратном соединении или шестигранник на 10 при шлицевом соединении.

3. Возьмите съемник шатунов и вывернете полностью внутренний винт.

Обратите внимание, что при квадратном соединении внутренний винт должен быть уже и надо удалить накладку-переходник (если она надета на ключ), а при шлицевом шире, соответственно накладку-переходник нужно надеть. Будьте внимательны, неоднократно происходили случаи, когда люди не убирали накладку, в итоге она упиралась в сам шатун, а не в ось каретки. В результате они срывали резьбу на шатуне.

4. Ввинтите съемник в шатун. Закрутите съемник до конца, в противном случае он может сорваться и повредить резьбу.

5. Заверните внутренний винт съемника гаечным ключом. Закручивайте его по часовой стрелке и вы увидите как шатун сходит с места.

6. После снятия шатуна открутите съемник.

Если шатун никак не поддается не прилагайте слишком много усилий, иначе можно сорвать резьбу и тогда его снять будет еще сложнее. Залейте соединение маслом или WD-40 и попробуйте еще раз. Когда съемника шатунов нет под рукой можно отвинтить болты стягивающие шатун и каретку и проехаться без них несколько сотен метров. После шатун должен легко сняться, если по нему слегка постукивать чем-нибудь увесистым (через деревянный брусок или палку). Также можно нагреть место соединения шатуна и каретки, но не используйте для нагрева какие-либо горелки, они навредят шатуну, нагревайте заливая кипятком.

И еще одно, если вам надо снять педали, то их откручивать лучше до снятия шатунов, так будет легче.

Установка шатунов велосипеда

Перед установкой шатунов очистите места соединений на нем и каретке от грязи. Затем смажьте внутреннюю часть шатуна смазкой.

Оденьте цепь на кареточный узел (при установке правого шатуна), наденьте шатун на ось и закрутите стягивающий винт.

Надевая противоположный шатун не перепутайте его положение.

Затягивать болты нужно очень сильно. Если недостаточно их затянуть, тогда во время езды могут образоваться люфты.

Шатуны велосипеда

Шатуны велосипеда.

Шатуны велосипеда являются составной частью трансмиссии велосипеда, которые преобразуют возвратно — поступательное движения ног во вращательное.

Материал шатунов

Материал, из которого изготавливаются шатуны может быть алюминием, сталью, титаном или карбоном. Стальные шатуны могут быть цельными или трубчатыми для уменьшения веса, сохраняя при этом прочность и часто применяются на ВМХ велосипедах, а также очень часто на горных.

Большое распространение имеют алюминиевые шатуны горячей или холодной ковки, которая придаёт дополнительную прочность материалу и уменьшают вероятность поломки. Некоторые алюминиевые шатуны изготавливают путём ковки со стальной вставкой внутри и затем её удалением для уменьшения веса. Карбоновые шатуны изготавливаются либо полностью из карбона, либо с внутренней алюминиевой или титановой вставкой.

Размеры шатунов

Шатуны могут варироваться по длине от 150 до 185 мм, в зависимости от роста велосипедиста. Для взрослых людей диапазон длины шатунов обычно находится в пределах 165 — 177,5 мм. Для людей меньшего роста или с небольшой длиной ног используют более короткие шатуны. Также на выбор шатунов влияют предпочтения отдельных велосипедистов и их размер может отличаться от расчётных.

Длинна шатунов велосипеда влияет на такой показатель, как каденция — количество оборотов, которые велосипедист делает за определённый период времени. При более коротких шатунах каденция возрастает и соответственно уменьшается при длинных. Кроткие шатуны предпочитают трековые гонщики, а на горных велосипедах для снижения каденции используют более длинные.

Способы крепления шатунов

Существуют различные способы крепления шатунов к оси каретки.

1. Клиновидный штифт. Использовались на старых велосипедах, сейчас встречается очень редко.

2. С помощью насадки на квадратную коническую ось каретки.

3. С помощью насадки на гексагональную (шестигранную) коническую ось каретки.

4. Фиксирование с помощью шлицевого соединения.

5. С интегрированной осью. Один из шатунов вместе с осью каретки составляет одно целое. Второй крепиться одним из вышеупомянутых способов.

Шатуны велосипеда, роторная система RS4X.Одно из последних изобретений — роторная система RS4X, где шатуны расположены не на одной прямой, а со смещением на несколько градусов, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия и решает проблему нагрузки на суставы велосипедиста.

Также читать на эту тему:

Виды шатунов велосипеда по конструкции. В двухсоставной системе шатунов правый шатун, ось и ведущая звезда объединены в одно целое. Левый шатун является отдельной деталью и фиксируется на шлицах оси при помощи клина или стяжного болта. До недавнего времени также считалась устаревшей, но в 2004 году компания Shimano возродила двухсоставную конструкцию и включив в неё…

Роторная система RS4X. Стандартные шатуны располагаются относительно друг друга под углом 180 градусов. При педалировании, когда шатуны находятся перпендикулярно земле происходит ситуация, при котором нога не может передавать момент силы на педаль велосипеда…

Эллиптические звёзды велосипеда. Эксперименты с эллиптическими передними звёздами на велосипеде стали проводить ещё в конце 19-го столетия. Овальная форма звезды позволяет более эффективно осуществлять педалирование и держать ноги в более комфортных условиях. Конструкция предназначена для того, чтобы…

Полые шатуны велосипеда. Полые шатуны изготавливаются при помощи метода холодной ковки Hollowtech. Первыми эту технологию применили в Shimano. Как и в случае с качественными трубами рамы полый шатун может быть прочным и жёстким при малом весе. Наличие внутренней полости на эти показатели не влияет…

Q – фактор. Q – фактор – это показатель расстояния между плоскостями, в которых вращаются головки шатунов. На числовое значение Q – фактора влияет форма шатунов и длина оси каретки. В случае с использованием контактных педалей, положение шипа на обуви также влияет на Q – фактор…

Узнаем как снять шатуны с велосипеда без съемника – полезные рекомендации

Вопрос, как снять шатуны с велосипеда без съемника возникает в ситуациях, когда необходимо демонтировать указанную деталь для замены и обслуживания. Для снятия узлового элемента в профессиональной среде применяются специализированные съемники. Однако при желании можно обойтись и без него. Давайте же разберемся, как снять шатуны велосипеда, не используя съемник.

Что представляют собой шатуны?

Шатун – деталь, на которую приходятся одни из самых существенных нагрузок во время передвижения. Встречаются блоки передних звезд, что соединены с шатуном неподвижно. В данном случае при возникновении поломок приходится производить замену обоих шатунов. На байках верхней ценовой категории звезды можно менять, отсоединяя от шатуна по мере износа.

как снять шатуны с велосипеда без съемника

Вопросы, касательно того, как снять шатуны с велосипеда без съемника, начинают беспокоить обладателей байков в случае повреждения данных деталей. Демонтировать элемент приходится, чтобы получить свободный доступ к каретке при ее регулировке.

Типы шатунов

снять шатуны с велосипеда без съемника

Прежде чем разбираться, как снять шатуны без съемника, необходимо рассмотреть их разновидности и способ соединения с остальными деталями:

  1. Однокомпонентные – представлены в виде монолитной конструкции, где левый и правый элемент неподвижно посажены на ось. Достоинством указанного решения выступает высокая надежность, простота обслуживания и незначительная масса ввиду отсутствия крепежа.
  2. Двухкомпонентные – ось, правый шатун и ведущая звезда соединены в единую конструкцию. Левый шатун присоединяется к системе благодаря посадке на гайку.
  3. Трехсоставные – наиболее распространенный вариант. Представлен в виде отдельной оси, а также правого и левого шатуна, соединенных со звездочкой.

Материалы изготовления

В ходе передвижения на шатуны приходится высочайшая нагрузка. Поэтому в качестве материала для их изготовления чаще всего применяется твердая сталь. В последнее время высоким спросом пользуются изделия, изготовленные из сплавов алюминия. Чаще всего подобные решения применяются при комплектации спортивных велосипедов, где снижение общего веса играет определяющую роль.

Виды креплений

Чтобы понять, как снять шатуны с велосипеда без съемника, важно разбираться в разновидностях креплений, что применяются для соединения детали со звездами. Современные изделия могут устанавливаться при помощи гаек, шлицов либо крепежа, выполненного в виде специфических квадратов. Сегодня также доступен роторный способ соединения.

снимаем шатуны с велосипеда без съемника

В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?

Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.

Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.

В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.

Снимаем шатуны с велосипеда без съемника

В случаях, когда у велосипедиста нет доступа к специализированному инструменту, остается сравнительно немного вариантов для реализации задачи. Чтобы снять шатуны с велосипеда без съемника, можно прибегнуть к следующим решениям:

как снять шатуны велосипеда не используя съемник

  1. Попытаться демонтировать шатун силовым способом. Само собой, в случае применения кувалды присутствует высокая вероятность нанесения непоправимого ущерба подшипникам и каретке. Хотя идея может принести желаемые плоды, возможно, из-за собственной лени придется прибегнуть к дополнительным расходам на ремонт прочих деталей.
  2. Второй вариант предполагает обильную обработку соединений смазочными материалами с последующим отвинчиванием болтов. С разжатым крепежом достаточно проехать на велосипеде несколько сотен метров, оказывая максимальное давление на шатуны.
  3. Следующее решение, которое позволит разобраться, как снять шатуны с велосипеда без съемника, предполагает применение болгарки. При помощи инструмента выполняется аккуратный надпил на втулке. Далее молотком и пробоем окончательно демонтируется деталь. Главным недостатком способа выступает необходимость последующей замены старого шатуна.

Установка шатуна

После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.

как снять шатуны без съемника

В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.

Источники:

https://www.syl.ru/article/368467/kak-snyat-shatunyi-s-velosipeda-bez-syemnika-poleznyie-rekomendatsii
http://spbvelo.ru/content/snyatie-shatunov
https://garant-motors23.ru/velosiped/kak-pomenyat-shatuny-na-velosipede.html
https://velomasterclass.ru/shatuny-velosipeda/
https://autogear.ru/article/236/783/kak-snyat-shatunyi-s-velosipeda-bez-syemnika-poleznyie-rekomendatsii/