Что делать, если сбила машина на пешеходном переходе?
Авария на пешеходном переходе вызывает ступор как у провокатора инцидента, так и у потерпевшего. В правилах дорожного движения четко указано, что пешеходы имеют приоритет перед автолюбителями, так как машина создает повышенную опасность согласно ст. 1079 ГК РФ. Однако не всегда пеший человек оказывается правым. Что делать в случае ДТП на пешеходном переходе в первую очередь? Существует ли порядок действий для установления причины и вины правонарушителя? И какие выплаты полагаются за физический и моральный ущерб пострадавшей стороне в аварии на пешеходном переходе?
Каковы основные действия, если сбила машина?
Если сбила машина на пешеходном переходе, основные действия зависят от того насколько тяжелая степень травм и увечий у пешехода. Если человек находится в сознании, не имеет повреждений опасных для здоровья и способен адекватно воспринимать ситуацию, он должен вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
После звонка в правоохранительные органы необходимо:
- Вызвать карету скорой помощи, даже если отсутствуют серьезные основания. Заключение медработника понадобится для последующей процедуры взыскания ответственности с виновника.
- Зафиксировать данные об автомобиле, совершившем наезд – номер, марку (данный пункт особо важен в тех случаях, когда машина скрылась в неизвестном направлении).
- Заполнить заявление о привлечении водителя к гражданской ответственности и передать документ полиции.
- Попросить очевидцев выступить свидетелями, взять их контакты на тот случай, если будет подано исковое заявление в суд.
Уход с места аварии
Под оставлением места происшествия понимается уход или удаление одной из стороны на большое расстояние. Если участник не дождался приезда уполномоченных лиц, умышленно покинув локацию столкновения, ему грозит административное либо уголовное наказание.
Не считается уходом перемещение транспортного средства на обочину для освобождения пути другим автомобилям (ПДД пункт 2.6).
В противном случае уход рассматривается как бегство с места преступления и предусматривает серьезное наказание для совершившего это действие.
По каким номерам звонить в ГИБДД?
Если сбила машина на пешеходном переходе, для вызова патрульной службы по России функционируют бесплатные единые номера, которые можно набирать с любых мобильных телефонов:
- 102 – вызов полиции напрямую;
- 112 – вызов полиции через МЧС.
А также отдельные номера для некоторых сотовых операторов:
- 002 – Билайн,
- 020 – Мегафон, МТС, Tele2,
- 902 – Скайлинк.
Желательно сохранить один из номеров на гаджете как быстрый вызов. Это значительно сэкономит время и не подведет в стрессовой ситуации.
Когда прав пешеход при наезде?
Проявление осторожности на проезжей части – это вполне естественная реакция каждого пешего человека. Если переходить дорогу в положенных местах, риск угодить под колеса автомобиля невелик. Однако если наезд произошел, правда будет на стороне пешехода в случае наличия у него доказательств о том, что он действовал по правилам.
Ответственность с пешехода снимается при таких обстоятельствах:
- при движении по «зебре» (перед этим нужно убедиться, что вы находитесь в поле зрения водителей);
- при осторожном переходе трассы на нерегулируемых, но обозначенных дорожными знаками участках (пункт 4.5 ПДД);
- при переходе по линиям тротуаров (пункт 4.3 ПДД);
- при условиях ограниченной видимости или плохой погоде, если человек двигался по проезжей части и при наличии светоотражающих элементов в одежде (пункт 4.1 ПДД).
Что делать, если водитель скрылся?
Отвечать перед законом за непреднамеренную аварию на пешеходном переходе захочет не каждый водитель. Некоторые поддаются слабости и скрываются, хотя согласно ст. 265 УК РФ этого делать нельзя. Что может сделать пострадавший, когда второй участник инцидента решил избежать наказания?
Прежде всего, если сбила машина на пешеходном переходе, необходимо постараться запомнить марку, цвет и, по возможности, номер автомобиля, а также внешнее описание того, кто находился за рулем. Затем опросить свидетелей и дождаться полицейских, которым следует подробно рассказать о случившемся и указать приметы виновного. Необходимо записать координаты очевидцев для возможности связаться с ними в дальнейшем в случае необходимости.
Нормативная база
Столкновение с пешеходом на обозначенном переходе подлежит рассмотрению с точки зрения закона. На виновного участника дорожно-транспортного происшествия налагается ответственность, степень тяжести которой зависит от характера ситуации, состояния здоровья потерпевшего, нюансов возникновения аварии.
Нормативная база выделяет три формы ответственности:
- Гражданская – наступает при легких телесных повреждениях, когда водитель берет на себя обязательство оплатить лечение второй стороне, а также взять расходы на лекарство, упущенную выгоду.
- Административная – связана с получением пешехода травм средней и тяжелой степени, утратой трудоспособности на непродолжительное время сроком до 10 суток.
- Уголовная – применяется при нанесении серьезных увечий и летальном исходе пешего лица.
Санкции вступают в силу после выяснении всех тонкостей сотрудниками ГИБДД и признании нарушителя виновным.
Что грозит водителю, если он сбил пешехода?
Независимо от того, с какой скоростью двигался водитель в момент столкновения с пешеходом, он должен отвечать перед законом, если причинил вред здоровью второму участнику ДТП. На то, каким окажется приговор, влияет множество факторов. Немаловажную роль здесь играет сам потерпевший – требует ли он компенсацию или настроен на более суровые меры по отношению к своему обидчику.
- Если водитель нарушил правила и пешеход получил травмы легкой степени, автомобилист должен заплатить штраф в сумме 2,5-5 тыс. рублей, также виновнику ДТП грозит лишение водительского удостоверения на срок от 1 года до 1,5 лет (ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ).
- Если гражданин управляющий транспортным средством нарушил ПДД и пешеход понес вред здоровью средней тяжести, на водителя накладывается штраф от 10-25 тыс.руб. или лишение ВУ на период от 1,5 до 2 лет.
Согласно ст. 264 УК РФ водителю, если он сбил человека на пешеходном переходе, грозят следующие меры наказания:
- за нанесение непредумышленного тяжкого вреда – тюремное заключение до 2-3 лет (в некоторых ситуациях с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет), принудительные работы до 2 лет, арест сроком до полугода;
- за нанесение тяжких увечий в нетрезвом виде – принудительные работы до 3 лет или тюремное заключение до 4 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход одного лица непредумышленно – лишение свободы до 4-5 лет с наложением запрета заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход пешехода в нетрезвом виде – тюремное заключение на 2-7 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход 2 и более лиц непредумышленно – принудительные работы до 5 лет или тюремное заключение до 7 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход 2 и более лиц в состоянии опьянения – тюремное заключение на 4-9 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет.
Кто возмещает ущерб при ДТП на пешеходном переходе?
Если гражданина сбил автомобиль на пешеходном переходе, в 95% случаев виноват водитель. Полис ОСАГО гарантирует возмещение денежных средств потерпевшему, которые пойдут на лечебные цели. Чтобы получить компенсацию, необходимо сохранять все чеки из больницы и аптеки, предоставить документ о стоимости услуг массажиста (при его необходимости). То же самое стоит проделать с официальными бумагами из санатория, где проводилось лечение.
Есть случаи, когда страховые организации прибегают к уловкам, чтобы снизить собственные расходы. Они досконально изучают ситуацию, доказывают вину пешехода, собирают доказательства о нанесении вреда транспортному средству (его запчастям), если таковые имеются, и предъявляют сумму пешеходу.
Пострадавшая сторона может потребовать не только деньги на возобновление здоровья, но и материальное взыскание за порчу дорогостоящей одежды. Тогда надо приложить товарный чек за вещь.
При отсутствии полиса ОСАГО владелец ТС финансирует материальный и моральный ущерб за свой счет. У тех, кто уклоняется от уплаты денег, компенсация взыскивается через суд.
Как пешеходу получить компенсацию?
Компания ОСАГО предусматривает выплату средств потерпевшему в размере суммы, которая не превышает 500 тыс. рублей. Если в результате расследования подсчеты превышают установленный тариф, виновник ДТП оплачивает остальную часть со своего кармана (ст. 1072 ГК РФ).
Страховая компания снимает с себя обязательства, когда дело касается взыскания за моральный ущерб. Тогда нужно обращаться к автолюбителю и требовать обеспечения финансами с него. Размер компенсации, если сбила машина на пешеходном переходе, устанавливает суд при рассмотрении случаев ДТП в индивидуальном порядке. Возмещение за причинение морального вреда не облагается госпошлиной.
Если гражданина сбила машина на пешеходном переходе, чтобы получить деньги на лечение, требуется собрать пакет документов и подать их в страховую компанию виновника ДТП либо в Российский союз автостраховщиков (если водитель не имеет иной страховки).
Что нужно для обращения в страховую компанию по ОСАГО?
Этот шаг сопровождается сбором документов, которые ускоряют процесс по возмещению компенсации причиненного ущерба пешеходу при ДТП. В страховую компанию необходимо предоставить:
- копию паспорта/официального документа;
- банковские реквизиты;
- копию протокола о вине водителя выданного сотрудниками ГИБДД;
- медсправки и иные документы с указанием характера и степени тяжести травм;
- справку скорой помощи, приехавшей на вызов в момент ДТП на пешеходном переходе;
- доверенность (если заявитель не присутствует лично).
Желательно подшить в папку вспомогательные бумаги, которые помогут разрешить спорные моменты быстрее. Помимо этого необходимо заполнить Заявление установленного образца и приложить его к основному пакету. Для того чтобы избежать неправомерного отказа и затягивания денежных выплат, следует оставлять у себя копии всех бумаг.
Скачать образец заявления на возмещение вреда здоровью после ДТП можно здесь.
Сроки подачи на возмещение
После аварии на пешеходном переходе вызывают полицейских и врачей, по желанию можно вызвать сотрудников страховой компании. Это упрощает последующее обращение в организацию для взыскания денежных выплат. По закону пострадавший вправе рассчитывать на полное возмещение за причинение ему ущерба (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
После сбора необходимых бумаг (копия протокола, квитанции об оплате оказанных услуг, чеки на покупку лекарств, документ о размере зарплаты/стипендии/пенсии и прочие) потерпевший должен обратиться в страховую компанию, услугами которой пользуется автовладелец. Написать заявление на получение страховой выплаты по ОСАГО необходимо как можно скорее. Его рассматривают в течение 20 дней (часть 21 ст. 12 ФЗ N40 от 25.04.2002 года) или выдается мотивированный отказ.
Если сумма возмещения выше 500 тыс. рублей, остальную часть выплачивает виновник ДТП. Для этого потерпевший требует компенсацию посредством обращения в суд. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не превышает 3 лет с момента происшествия.
Если сбила машина на пешеходном переходе, а у виновника нет страхового полиса ОСАГО, ущерб возмещается за собственные средства водителя.
Сколько просить денег, если сбила машина на пешеходном переходе?
Наложение штрафа на виновника дорожно-транспортного происшествия предусматривается законом. В такой ситуации просто неуместно просить деньги на лечение, исходя из личных соображений. Сумма к выдаче определяется наличием документа о стоимости лекарств, лечения, услуг профессиональных медработников или учреждений, где проводилась реабилитация.
Ко всему прочему ответчик обязан оплатить сиделку, если требуется постоянный уход за больным или инвалидом. Учитываются расходы за те дни, когда сбитый пешеход был нетрудоспособен и лишен заработка.
Если сбила машина на пешеходном переходе, сумма компенсации рассчитывается, исходя из таких факторов, как степень вреда потерпевшему, финансовая состоятельность виновного, обстоятельства аварии и прочие детали. При нанесении физического и морального вреда решение о размере выплат выносит суд.
Статистика судебных разбирательств показывает следующие цифры:
- до 1 млн. рублей – при гибели пешехода;
- до 100 тыс. рублей – при тяжких телесных повреждениях;
- до 50 тыс. рублей – средняя степень вреда;
- до 20 тыс. – легкий ущерб пострадавшему.
Автолюбитель выплачивает деньги до тех пор, пока здоровье потерпевшего не восстановится.
Судебное разбирательство
Подача иска в суд – это неотъемлемая часть расследования наезда на пешеходном переходе, когда виновник отказывается компенсировать ущерб, скрылся с места ДТП либо возникли спорные моменты. Перед началом разбирательства виновнику посылают по почте досудебную претензию. Если он не отреагировал на послание, составляется исковое заявление, в котором не фиксируется сумма за получение морального ущерба (она определяется в процессе судебной тяжбы).
В ходе разбирательства стороны рассказывают о произошедшей ситуации, далее истец предъявляет свои требования. Виновник ДТП имеет возможность опровергнуть притязания, приводя в пример личные аргументы.
Выслушав ответчика и истца, судья определяет размер компенсации, устанавливает сумму морального вреда, исходя из судебной практики.
Обратиться в судебный орган с исковым заявлением необходимо по месту жительства.
Примирение сторон
Судебная практика показывает, что в результате примирения сторон уголовная ответственность с виновника дорожного инцидента снимается. По решению судьи сроки административного наказания могут снизиться при условии, что будет возмещен материальный ущерб в полном объеме.
Даже если родственники погибшего пешехода согласны снять все претензии к водителю, судебное разбирательство не прекращается, обстоятельства примирения могут лишь смягчить меру наказания в незначительной степени.
Известны случаи, при которых виноват пешеход, и его откровенные показания в суде станут аргументом для вынесения несурового приговора.
Что делать родственникам, если у пешехода тяжелое состояние или сбили насмерть?
Летальный исход пешехода приобщает к расследованию его родственников. Именно они должны заполнить бланк заявления и обратиться с ним в правоохранительные органы, отслеживать ход дела и требовать розыска водителя, если тот уехал с места преступления.
Родственники должны взаимодействовать со следователем и подать ходатайство о признании одного из них потерпевшим, чтобы действовать в дальнейшем на законных основаниях. Аналогичные меры принимаются, когда пострадавший находится в коме или не способен сознательно реагировать на происходящее.
Далее следует посетить страховую организацию. В ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО» говорится о том, что близкие родственники пешехода имеют право на получение денежной компенсации в случае причинения последнему тяжких увечий или летального исхода. Если человека сбил автомобиль на пешеходном переходе, его родственникимогут обратиться в страховую компанию за возмещением при наличии следующих документов:
- заявления;
- копии паспорта пострадавшего;
- справки о смерти;
- протоколе о дорожно-транспортном происшествии;
- бумаги, подтверждающей родственную связь с потерпевшим;
- документы, свидетельствующие об ухудшении положения в семье в связи с потерей кормильца.
Часть полученной суммы отводится на похороны пешехода (если он не выжил), остальные деньги остаются у родственников на улучшение качества их жизни.
Компенсация ущерба, если виноват пешеход
Возникновение аварии на дороге происходит не всегда по вине автолюбителя. Пешеход является равнозначным участником дорожного движения, и ответственность на нем лежит не меньшая (согласно ст. 1064 ГК РФ). Если он нарушил ПДД и виновен в совершении наезда владельцем ТС, ему грозят следующие виды наказания:
- выплата компенсации за причиненный ущерб ТС (ст. 1064 ГК РФ)
- штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей за вред здоровью легкой/средней тяжести (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
- принудительные работы либо пребывание в тюрьме 2 года за тяжелые увечья (ч. 1 ст.268 УК РФ);
- лишение свободы сроком на 4 года за смерть водителя (ч. 2 ст.268 УК РФ);
- тюремное заключение на 7 лет за летальный исход двух человек (ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Кроме того, на пешехода накладывается обязанность выплатить деньги за материальный ущерб (неисправность запчастей). Однако на практике добиться справедливости в плане финансовой компенсации оказывается намного сложнее, хотя в законе четко оговариваются моменты взыскания ответственности как с владельца авто, так и с пешехода.
Если наезд произошел вне пешеходного перехода
Доказать собственную непричастность водителю будет сложно, но если столкновение произошло вне «зебры», он может рассчитывать на смягчение вины в определенных обстоятельствах. Для этого ему нужно заручиться обоснованными аргументами:
- о невозможности избежать наезда, так как пешеход буквально выбежал с тротуара и создал помеху (п. 4.5 ПДД);
- доказать умышленные действия потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ);
- при помощи видеорегистратора или свидетелей инцидента выявить факт ДТП, которое произошло вследствие непреодолимой силы.
В двух последних случаях ответственность с водителя снимается, остальные ситуации не освобождают автолюбителя от компенсации пешеходу.
Инцидент во дворе
У пеших людей в жилых зонах есть преимущество, так как они могут передвигаться по улице беспрепятственно, и где им вздумается, даже если невольно создают помеху для машин. Автомобили же должны ехать во дворах со скоростью не более 20 км/ч (п. 10.2 ПДД).
Именно поэтому водитель в подавляющем большинстве ситуаций будет не прав при неумышленном наезде на пешехода. Однако если пострадавшая сторона не имеет претензий, стороны могут разойтись полюбовно.
Если аварийная ситуация на придомовой территории произошла с ребенком, порядок действий не изменяется. В первую очередь ему оказывается медицинская помощь, а затем привлекаются правоохранительные органы для выявления деталей наезда.
Что за собой влечет неоформление наезда?
Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.
Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.
При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.
Бывает и так, что потерпевший отделался легкими травмами и не хочет фигурировать в деле. С него следует взять расписку об отсутствии претензий. Так водителю удастся защитить себя от возможных последствий шантажа и административных взысканий.
На пешеходном переходе, через Искровский проспект сбит велосипедист
На пешеходном переходе, через Искровский проспект сбит велосипедист

Поблизости:
Коллонтай/Искровский/Бадаева трамвай стоит строго посередине перекрестка, видимо поворачивающий не п…
Варварская уборка газонов на Искровском проспекте.
Водитель не справился с управлением на снежной дороге и устроил ДТП на пересечении Подвойского и Иск…
- Комментариев: 395
С велика слезать надо!😡
Да когда же они научатся спешиваться на ПП?! 🙏🤦🏼♀️
Не проскочил, лошара.
Интересно, толк будет или решит, что виноват не он, а он бедный и несчастный пострадавший низачто?
Влад, надо быть водителю внимательным.
Бродил, скажет что велосипедист виноват.
Горбатого могила исправит.
Слезать надо с велосипеда! Это прописано в ПДД.
В одном видео как правильно и как неправильно переходить дорогу с велосипедом, всегда актуально.
А как ты успеешь если он на скорости перед тобой выскакивает? Даже если ты 40 едешь.
Александр, как выскочет, как выпрыгнет из-за угла. никакая реакция не спасёт (( В ПДД это не просто так написано.
Он мог также сбить любово
Где написано, что велосипедист не спешился?
Вячеслав, это подразумевается. Эти олени в большинстве случаев летят, не слезая.
Регина, оба в виноваты. Один ни слез с велика другой еблом прощелкал.
Александр, пересекая ПП верхом на велосипеде , является тс и нарушает правила проезда перекрестка, и в этом случае он является виновником аварии..тоже самое что кто то на машине по ПП поедет
Александр, Водитель не должен заботится о безопасности велосипедиста нарушающего ПДД Я даже на одностороннем в две стороны смотрю если еду на авто. Если пешком то еще и в верх, мы же в России.
Александр, так с чего решили, что это именно такой случай?
Влад, бгг. Ты удивишься, но судебная практика на стороне велосипедиста.
Александр, так можно лететь, предусмотрев, что можно проскочить. Так что причина не в том, что не слез, а в том, что кто-то кого-то не увидел. Автомобилисты же на нерегулируемом смотрят по сторонам предварительно?
Пётр, большенство — конченные дегенераты! Пол часа назад по встречке едет и не колышет его ничего, туда-сюда виляет и пофиг ему на авто, а когда спросил его: с тобой все в порядке!? В ответ «я такой же участник движения как и все! А ты мне мешаешь ехать».
Алексей, должен. Он управляет источником опасности. Ты же не станешь называть велосипед ТС повышенной опасности?
Не х. й переезжать, водителю терпения что бы бороться за свои права. Наезднику даже здоровья не пожелаю
Почему быдло так цепляется к переезду пп. Для вас, горе водители не должно быть разницы, видишь приближающийся пп — нога на тормозе, глаза открыты! Это все. И не надо тут кукарекать демагогию разводить, запрещено или разрешено переезжать. Не вашего уровня это дело. Пропускаешь всех подряд, хоть ползущих пьяных. А то будет анархия, ну раз он нарушил правила перехода то я его собью.
Ну ведь можно не спешиваться, а потихонечку прикрываясь пешеходами. или я не прав?
Как же достали уже, слезайте вы с велосипеда, эти 15 секунд не стоят вашего здоровья и седых волос водителей!
Вячеслав, откуда такие познания. есть постановление пленума верховного суда , о том что виновник ДТП, тот кто нарушает и не важно -пешеход, велосипедист и прочие.Суд единственное может заставить оплатить лечение, если не покрывает страховка.
Слезать,так слезать,а если зеленый для пешеходов,водитель должен стоять и ждать,когда никого не будет на пути.А пешеход может ходить туда-сюда,раз его время.
Да уж. Велосипедисты ещё те орлы. Наушники в уши. И так по дороге ездят как на бронеавтомобиле. И главное так уверены в чужих тормозах.
Вячеслав, Не стану. Но не соглашусь с тем что должен заботится о велосипедистах нарушающих ПДД. На сколько помню такого пункта нет в ДПП. Причину понимаешь по которой в правилах прописано что велосипед нужно катить через пешеходный? Понимаешь почему вероятность велика что тебя собьют если ты будешь ехать? Почему я должен заботится о человеке которому по#уй на свою жизнь?
Андрей, потому что велосипедист чудила на «м». И туповат немало. Я вот откровенно признаюсь, что с велосипеда не слезаю 9из10 случаев. При этом никогда и не кому не создаю помех! Ни пешеходам не автомобилям. При этом 100-150 км в день проезжаю! У меня в общем слов нет с таких слеповатых идиотов велодуриков. Даёшь введение строгих правил и штрафов велосипедистам! Задолбали!
Павел, Причина в том что один идиот нарушает ПДД!
Евгений, да, и водителям можно одним колёсиком на встречку, и на красный тихонечко, и после поллитры аккуратненько
Место велосипедиста 1метр от обочины. А дегенератов на капот! P. S. Сам любитель покататься но соблюдают элементарные правила.
Комментарий удалён пользователем или руководителем страницы
Там же светофор. И кто ни какой сигнал ехал?
Влад, ПДД обязывает пропустить велосипедиста (не во всех случаях правда), нарушает он или нет.
Велосипедист должен просчитывать возможность видение его водителями. Иначе ему же хуже. С сегодняшнего дня перехожу на сторону автомобилистов. Долбо€б в 10 утра на велосипеде меня убедил.
Екатерина, меня как пешехода это тоже цепляет, они мешают движению. Я тоже быдло? Мозги включайте, барышня.
Дмитрий, в последнее время — да.
Иван, самое смешное что я являюсь и велосипедистом и водителем, и как бы. когда на велике, сраные водители, а когда на машине. сраные велосипедисты. 🤣🤷♂️ Переходить дорогу надо под землёй😁
Екатерина, предположите такую ситуацию, пешеходный пуст. Едет поток, все нервные и хотят домой. Трогаются, а тут это чудо решило не оттормаживаясь проехать, пешеходный же! И вот тут понеслось мясо. Первый по тормозам, второй — ему в бампер, а мотоциклист, вмеждурядьи (видя как тронулись машины) даёт по газам, в лучшем случае, от испуга блокирует колесо и падает на чью то машину, в худшем — таранит «пешехода» к хренам. Или круче, стоят все, велосипедист стоит, держа «коня между ног», в какой то момент теряет над ним контроль, велосипед начинает катиться и падать, толкая за собой водителя. Красиво? Таких ситуаций могу привести кучу только за этот сезон. Нет ничего сложного ПРОСТО СЛЕЗТЬ и везти в руках вел. А то как водителей касается, так «соблюдай пдд, ирод!», а пешеходам и владельцам велов (самокатов, скейтов..) они будто не писаны. И да, то о чем Вы сейчас пишите, создаст анархию.
Екатерина, водителей хлебом не корми, дай найти едущий по переходу велик, чтобы сбить его, поцарапать машину и огрести проблем.
Сбили велосипедиста, а ни пешехода. Пешеходный переход на переходить а не переезжать
Регулярные ДТП с велосипедистами: столкновение, из-за которого страдают люди и кошельки

Количество аварий с участием автомобилей и велосипедов растет, ведь обоих видов транспорта на улицах становится все больше. Последствия происшествия для человека, едущего на «двухколесном друге», могут быть очень серьезными. Но и автомобилиста после подобного ДТП ждут большие проблемы — от взваливания на него вины до необходимости оплачивать ремонт машины.
Причины аварии с участием велосипедиста
ДТП, в которых двухколесный транспорт сталкивается с автомобилем, возникают из-за нескольких факторов:

- Нарушения ПДД. Этим грешат и автомобилисты, и велосипедисты. Причем последние часто надеются, что успеют проскочить там, где должны уступить дорогу.
Беспечности способствует их уверенность в большей ответственности водителя машины, чем собственной.
- Незнание ПДД. Иногда велосипедисты не имеют представления о них, не понимают смысла дорожных знаков. Ведь им не нужно сдавать экзамен и получать водительское удостоверение.
- Невнимательность участников аварии. На велосипеде часто нет зеркал, позволяющих видеть происходящее сзади и сбоку. А водитель автомобиля может не заметить оппонента из-за небольших размеров его транспорта.
Рекомендуем прочитать об официальном признании виновным в ДТП. Вы узнаете о том, кто составляет признание виновности в ДТП, документах, подтверждающих вину, образце заявления иска о признании виновного в ДТП.
А здесь подробнее о штрафе за езду по обочине.
Что делать в случае ДТП
После происшествия порядок действий таков:
- необходимо сразу после удара включить «аварийку»;
- узнать, не пострадали ли люди;
- если кто-то из участников травмирован, нужно вызвать «скорую» и ГИБДД;
- оказать пострадавшему первую помощь;
- поставить на дорогу знак аварийной остановки;
- найти тех, кто видел происшествие, записать их имена, адреса и телефоны;
- сфотографировать место аварии, положение автомобиля, тормозной путь, окружающие предметы, знаки, другие машины и т.д.;
- дождаться сотрудника ДПС;
- дать ему исчерпывающие объяснения по делу;
- прочитать, как они отражены инспектором в протоколе;
- подписать документ, если водитель согласен с ним.

Иногда в протоколе автомобилиста заранее называют виновным или нарушителем. Ему стоит потребовать, чтобы определение заменили на «водитель», если он не считает себя ответственным за происшедшее.
Когда велосипедист уехал с места ДТП, а автомобиль поврежден, его владельцу нужно:
- запомнить приметы беглеца;
- найти очевидцев;
- вызвать ГИБДД.
Это следует сделать, чтобы найти виновника и потребовать от него возмещения ущерба.
О том, как обезопасить себя от лишения прав при ДТП с велосипедистом, смотрите в этом видео:
Кто виноват в случившемся
Сходу выявить виновника ДТП получается редко. Ситуация требует расследования, особенно это важно, когда есть жертвы и пострадавшие.
Но автомобилисту следует понимать, что его транспорт, в отличие от велосипеда, является источником повышенной опасности. Поэтому если человек на «двухколесном друге» не нарушил грубо правила, виновным скорее назовут водителя.
Автомобилисту ни в коем случае не стоит уезжать с места ДТП. Такой поступок расценивается как признание вины и наказывается по части 2 статьи 12.27 КоАП:
Велосипедисту тоже не стоит думать, что он в любом случае выступит в роли потерпевшего. В КоАП есть статьи, регламентирующие наказание за нарушения ПДД именно человеком, который ехал на этом легком и безобидном транспорте. Если проступок и стал причиной аварии, виновным признают велосипедиста.
ДТП с наездом на пешеходном переходе
Если авария произошла на «зебре», вина скорее ляжет на автомобилиста. Он обязан пропустить тех, кто движется по переходу. А велосипедист на этом участке проезжей части должен идти пешком, ведя рядом свой транспорт, а не ехать на нем. Если он все же не слез с «двухколесного друга», придется принять на себя часть вины. Но и с автомобилиста ответственность не снимется.

Для определения виновника значение имеет соблюдение или игнорирование обоими участниками правил, выполнение требования горевшего на тот момент сигнала светофора.
Ответственность за аварию
Наказание за ДТП несет виновный в нем, а также другой участник, если он нарушил ПДД. Оно определяется КоАП, Законом об ОСАГО, Гражданским Кодексом. А если в аварии кто-то серьезно пострадал или погиб, еще и Уголовным.
Штраф
Минимальное наказание, которое может быть назначено виновнику аварии, это штраф. Размер выплаты регламентируется статьей 12.24 КоАП:
- За легкий вред здоровью потерпевшего придется заплатить 2500 — 5000 р. Или суд может решить отобрать у автомобилиста права на срок 1 — 1,5 года.
- Ущерб здоровью средней тяжести потребует выплаты 10000 — 25000 р. Или водитель останется без ВУ на 1,5 — 2 года.
Наказание для нарушившего ПДД велосипедиста регламентируется статьей 12.29 КоАП:
А если во время ДТП он был нетрезв, заплатит штраф в 1000 — 1500 р. по части 3 той же статьи.
Арест
Если водитель сбежал с места происшествия, его накажут по статье 12.27. Одна из мер, регламентируемых ею, арест до 15 суток. Он может налагаться и в соответствии со статьей 264 УК, когда:

- Потерпевший получил тяжкие повреждения. Виновного могут арестовать на 6 месяцев или посадить в тюрьму на 2 — 3 года, принудить к обязательным работам на срок до 2 лет.
- Пострадавший получил тяжелый вред здоровью, а водитель во время ДТП был пьян. Виновному грозит тюрьма на срок до 4 лет или общественные работы до 3 лет.
- Второй участник погиб. Виновник получит до 5 лет тюрьмы или до 4 лет принудительных работ.
- Велосипедист погиб из-за пьяного автомобилиста. Последний сядет в тюрьму на срок от 2 до 7 лет.
Арестовать на 15 суток могут и сбежавшего велосипедиста, если ДТП имело серьезные последствия.
Законно ли требование о выплате компенсации
Иногда аварии заканчиваются только повреждением имущества. Здесь есть несколько вариантов улаживания проблемы:
- Если потерпевшим признан велосипедист, он может обратиться в страховую компанию виновника. Нужно только, чтобы у автомобилиста был полис ОСАГО. Компания примет все необходимые в случае с ДТП документы и возместит ущерб. Если автомобиль не застрахован, придется подавать иск в суд о возмещении материальных потерь. То же можно сделать, когда выплаченная сумма лишь частично компенсирует ущерб, либо страховщик вовсе отказывается его погашать.
- Сложнее, если поврежден автомобиль, а виновным в аварии признан велосипедист. Ведь его транспорт не застрахован. Но это не значит, что водитель машины будет сам платить за ремонт. Велосипедист может добровольно погасить ущерб. А если отказывается, автомобилисту следует подать в суд иск о компенсации нанесенного вреда.
- При наличии у потерпевшего водителя полиса КАСКО ему следует обратиться к своему страховщику. Тот заплатит за ремонт авто. Но потом по суду сможет взыскать эти деньги с виновника.
- Если вина обоюдная, ее степень для каждого определяет суд. Страховщик в таком случае может отказать в выплатах. Деньги придется требовать с помощью иска.
Рекомендуем прочитать о ДТП на служебной машине. Вы узнаете о том, что делать, если попал в ДТП на служебной машине, ответственности за ДТП в рабочее и нерабочее время.
А здесь подробнее о классификации ДТП.
Многих ДТП с участием велосипедистов могло не произойти, если бы они вели себя на дороге ответственнее. И автомобилистам тоже стоит избавиться от пренебрежительного отношения к этому маломощному транспорту, не демонстрировать своего превосходства. Ведь беспечность одних и высокомерие других на дороге могут привести к тяжелым последствиям для всех.
Полезное видео
О возмещении ущерба при ДТП с велосипедистом, если виноват велосипедист, смотрите в этом видео:
Ответственность за наезд на велосипедиста
С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов.
Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.
Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная с того, что водитель велосипеда не выполнил требования ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения друг друга просто не заметили.
Правила дорожного движения для велосипедистов рассмотрены в отдельной статье на pddmater.ru:
ПДД для велосипедистов
Сегодня же речь пойдет про популярные аварии с участием велосипедистов:
- Столкновение с велосипедистом на тротуаре.
- ДТП с велосипедистом при выезде из двора.
- Движение велосипеда навстречу автомобилям.
- Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе.
- ДТП на остановке общественного транспорта.
В начале данной статьи расскажу об одном факте, который не известен многим водителям автомобилей. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги способен разогнаться до скорости 30-35 км/ч. При этом речь не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые могут развить куда большие скорости.
Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты часто имеют скорость, сравнимую со скоростями автомобилей. В некоторых случаях велосипедисты могут обгонять автомобили. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.
Столкновение с велосипедистом на тротуаре
Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам, а не по проезжей части. Связано это с тем, что движение по тротуару является более безопасным. Тем более ПДД в некоторых случаях разрешают движение по тротуару.
Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:

В данном примере белый автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся. Однако на практике так происходит далеко не всегда.
Причинами столкновения могут послужить:
- Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).
- Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).
- Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора является одним из самых распространенных. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста. Разберемся, кто же виноват в данном ДТП.
С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чашу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч.
На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 5-15 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.
Итак, если Вы попали в похожую ситуацию за рулем автомобиля, то в документах о ДТП укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.
Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снизьте скорость и посмотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.
Ответственность за наезд на велосипедиста
Наказание за наезд на велосипедиста определяется в зависимости от нанесенного ущерба, особенно относительно здоровья. При умеренных физических повреждениях виновнику назначается административная ответственность с оплатой штрафа, иногда и с возмещением определенного ущерба (о возмещении морального вреда читайте здесь, материального – здесь). Регламентироваться такие действия могут по ст.12.24 КоАП РФ.
Под административную ответственность попадают следующие случаи:
- Травмы велосипедиста незначительные, например, легкие ушибы.
- Пострадал велосипед, но сам управляющий этим ТС не имеет существенных физических повреждений.
- У велосипедиста не отмечаются состояния, опасные для жизни, в том числе рассматривается психологическое самочувствие.
Читайте: Что грозит за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью?
В зависимости от причиненного ущерба, включая нанесенные травмы, принимается решение о размере штрафа. При легкой степени – водителю автомобиля нужно заплатить штраф до 2 тыс. рублей, иногда следует временное лишение прав до 1,5 лет.
Средняя степень тяжести предполагает уже штраф до 25 000 рублей, но для этого должно быть официальное (медицинское) подтверждение, что действительно причинен вред. Предоставляется доказательная база, что пострадавшему потребуется реабилитация, есть вероятность дальнейших проблем со здоровьем. Кроме штрафа, возможен запрет на вождение автомобиля до 24 месяцев.
Тяжелая степень тяжести или смерть ведет к уголовной ответственности в соответствии со ст.264 УК РФ. В таких случаях досконально выясняются детали ДТП и решение выносится на основании состояния пострадавшего. Если ДТП привело к присвоению инвалидности, ампутации конечностей, смерти и к другим серьезным необратимым последствиям, то возможно лишение свободы до 2-лет.
Какой будет ответственность за наезд на велосипедиста, во многом зависит от юриста, оказывающего помощь в этом деле, так как в рамках закона такое ДТП можно интерпретировать по-разному.
Как место ДТП влияет на ответственность за наезд
Велосипедисты должны соблюдать определенные правила. При их нарушении и в дальнейшем происшедшем ДТП ответственность может быть разделена между участниками. Это касается следующих случаев:
- Наезд произошел на пешеходном переходе. Если велосипедист выступает в роли пешехода, то есть, везет свое ТС рядом, передвигается на разрешающий знак светофора, то виновником однозначно станет водитель автомобиля.
- Наезд на тротуаре может привести к ряду спорных вопросов. По установленным правила передвигать на велосипеде по тротуару запрещено, но есть и исключения. Например, нет возможности двигать справа проезжей части, а случается это часто. Препятствием может стать ремонт дороги, несанкционированная парковка и так далее. Кто в этой ситуации прав, будет решаться в индивидуальном порядке, в зависимости от условий происшествия.
- Если на проезжей части двигается велосипедист моложе 14 лет, то ответственность накладывается не только на водителя авто, но и на родителей, так как ребенок не имеет права выезжать на дорогу с оживленным движением. Он может кататься во дворе, но при условии, что территория не содержит дорог, где перемещаются автотранспортные средства.
Каждый случай с участием велосипедиста и машины рассматривается в индивидуальном порядке, но практически всегда больше «спрос» с водителя автомобиля.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора
Рассмотрим схему еще одного популярного столкновения с велосипедистом:

В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Белый автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту (пункт 8.3 ПДД). В случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.
На практике у велосипедиста есть возможность избежать столкновения и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителя легкового автомобиля. Поэтому велосипедист заранее видит автомобиль и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.
Примечание. Точно также велосипедисту следует поступить и при движении по главной дороге на перекрестке. Велосипедист имеет преимущество, однако водитель более низкого легкового автомобиля может его попросту не заметить. Виноват в ДТП будет водитель, однако велосипедисту от этого легче не будет.
Что делать при ДТП с велосипедистом
Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:
- убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
- если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
- на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.
Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.
Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.
Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:
- если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
- если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
- для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
- при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.
Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения. В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров. По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.
В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:
- создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
- проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной возможности предвидеть такой вариант развития событий;
- выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
- проезд через пешеходный переход на велосипеде;
- иные аварийные ситуации.
В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру. Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания. На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.
При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование. Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца. Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.
После составления протокола, сторонам предстоит возместить причиненный по их вине ущерб.
Еще одно типичное ДТП — столкновение при движении навстречу автомобилям. При этом виновником аварии является велосипедист.

В данном случае велосипедист нарушает пункт 24.2 ПДД, который допускает движение только по правому краю проезжей части и не допускает — по левой:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
При встречном столкновении последствия как для автомобиля, так и для велосипедиста, могут быть довольно плачевными. Скорость автомобиля — 60 км/ч, скорость велосипеда — 30 км/ч. В сумме — 90 км/ч. Удар о встречную машину может привести к гибели велосипедиста.
При управлении автомобилем следует помнить о том, что на дороге можно встретить неадекватного велосипедиста, который едет по встречной полосе. Его лучше объехать, чем допустить столкновение.
Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе
Причиной еще одного распространенного ДТП является движение велосипедиста по пешеходному переходу:

В данном случае в ДТП виноват велосипедист, нарушающий требования пункта 24.8:
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Вполне естественно, что суды обычно принимают сторону водителя и это не противоречит здравому смыслу. Ведь водитель не может своевременно отреагировать на велосипед, движущийся поперек дороги со скоростью 20-30 км/ч, и не успевает затормозить.
Источники:
https://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/sbila-mashina-na-peshehodnom-perehode
https://peteronline.ru/2019/07/31/Na-peshehodnom-perehode-cherez-Iskrovskiiy-prospekt-sbit-velosipedist/
https://avto-urist.online/dtp-s-velosipedistom/
https://rentcardom.ru/voditelyu/mashina-sbivaet-velosipedistov.html
