Как отрегулировать на велосипеде переключение скоростей?
Система переключения передач является не только одной из самых важных, но и самых уязвимых частей велосипеда. При регулярном катании ее регулировка должна осуществляться не реже, чем 1 раз на 400-500 км (примерно 2-4 месяца езды). В данной статье мы поговорим о том, как настроить переключатель скоростей на велосипеде самостоятельно.
Когда нужно производить настройку системы переключения скоростей?
- Вы купили какой-либо новый элемент системы и установили его на свой байк.
- У вас новый велосипед, который не был настроен с коробки.
- Какой-либо элемент системы переключения передач вышел из строя.
- Велосипед имеет большой пробег, и система не отрабатывает так, как должна это делать.
Подготовка
Перед настройкой лучше полностью очистить систему от налипшей грязи, остатков старых смазочных материалов и прочих загрязнений. Кроме того, лучше предварительно осмотреть все элементы на наличие каких-либо повреждений и в случае их наличия подготовить запчасти для замены.
Помимо этого, рекомендуем заранее подготовить все необходимые инструменты:
- Отвертка.
- Набор шестигранных ключей.
- Пассатижи.
Как настроить передний переключатель?
Процедура настройки строится по следующей схеме.
- Установите скорости на велосипеде таким образом, чтобы цепь находилась на самой большой звезде каретки спереди и на самой маленькой — сзади.
- Освобождаем трос, идущий от ручки переключения, выкручивая соответствующий болт.
- Регулируем винт L таким образом, чтобы цепь при вращении колес двигалась максимально близко к внутренней рамке переключателя, но при этом не задевала ее.
- Аналогично подкручиваем винт H, но теперь смотрим, чтобы цепь находилась максимально близко к наружной рамке, но также не задевала ее при вращении.
- Натягиваем тросик перекидки обратно.
- После этого приступаем к настройке переброса цепи. Для этого потребуется регулировка специального барабана на манетке. Практическим путем, перекидывая цепь со звезды на звезду, ищем положение, при котором эта процедура будет отрабатывать максимально быстро и плавно.
В среднем такая процедура у неопытного мастера займет от 30 до 60 минут времени. Но это еще не все — для нормальной работы системы переключения следует также настроить и задние скорости.
Как настроить задний переключатель на велосипеде?
Настройка заднего переключателя скоростей осуществляется следующим образом:
- Устанавливаем на велосипеде скорость таким образом, чтобы цепь оказалась на самой маленькой звезде.
- Послабляем трос переключения, откручивая винт зажима, который расположен на заднем переключателе.
- С помощью переднего переключателя скоростей устанавливаем цепь на среднюю звезду передней каретки.
- Начинаем вращать педали. Если цепь при движении начинает спадать, следует подкрутить винт ограничителя верхних передач, который обозначается буквой H. В конечном счете самая маленькая звезда на передней каретке и перекидка должны стать в одну линию.
- Натяните трос и зафиксируйте его болтом.
- Проверяем работу переключателя, меняя скорость от самой маленькой до наибольшей. Если где-то переключение осуществляется неправильно, нужно регулировать натяжку троса, проворачивая специальный барабан на манетке.
Обязательно помните, что любые действия с тросами лучше выполнять не спеша и очень осторожно. При закручивании или откручивании болтов следует делать не более одного оборота за раз.
Как продлить срок службы переключателей скоростей?
К сожалению, полностью избежать обслуживания и регулировки переключателя скоростей вам не удастся — эту процедуру вам придется проделывать регулярно, независимо от того, с какой интенсивностью и в каком стиле вы катаетесь. Но существует парочка советов, которые позволят вам отсрочить этот момент, сохранив работоспособность системы на максимально долгий срок.
- Переключайте скорости на велосипеде только в движении — это позволит снизить износ элементов системы.
- Смену скорости лучше осуществлять при высокой скорости вращения педалей — это позволит минимизировать нагрузку на цепь и другие элементы.
- Лучше переключиться на нужную передачу перед спуском или подъемом — регулировка скоростей при движении по наклонной поверхности изнашивает систему.
- Старайтесь исключать сильных перекосов цепи — это сокращает срок ее службы. Так, например, в 24-скоростных системах 1-й маленькой звезде спереди должна соответствовать 1-4-я сзади, 2-й звезде спереди — 4-6-я на задней, а 3-й — 6-8-я на задней.
Следуя этим несложным правилам, вы сможете продлить безремонтный срок эксплуатации системы переключения передач на вашем велосипеде.
В качестве резюме хотелось бы отметить, что настройка передач — это не самая простая задача и далеко не каждый сможет справиться на должном уровне. Поэтому, если вы не уверены в своих силах на все 100%, лучше доверить это дело профессионалу!
Как настроить передний и задний переключатель скоростей на велосипеде?
Одна из самых распространённых неполадок, встречающихся на велосипеде, после прокола колёса, это неправильная работа системы переключения.
В этой статье наш автор Анзор Шухов (профессиональный веломеханик) специально для RouxCycles.ru расскажет о двух вариантах настройки скоростей: простом и продвинутом методе, а также о причинах появления нечеткого переключения.
Причины нечеткого переключения скоростей.
Перечень возможных причин достаточно велик, но основной причиной является износ звёзд в кассете и на шатунах, а также износ цепи. Как это определить? Вы можете воспользоваться следующими способами:
- Во-первых — попробуйте добиться четкой работы способом описанным в самом начале статьи. Если вы можете добиться четкой работы при переключении с меньших звёзд на большие, но в обратном направлении при этом срабатывание происходит только при переключении через одну передачу — выход только один, полная замена трансмиссии велосипеда на новую;
- Во-вторых — износ звёзд можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно только внимательно приглядеться к форме зубчиков. Не изношенные зубцы имеют трапецевидную форму- изношенные имеют треугольную форму, а в самых запущенных случая больше похожи на иглы;
- В-третьих — можно провести простой тест износа цепи. Когда цепь находится на большой звезде, возьмитесь за неё и оттяните в сторону. Новая, не изношенная цепь оттянется на 3-4 мм — старая на большее расстояние.
Простой вариант настройки переключения скоростей.
Подойдет тем, кто:
- проехал свои первые пару сот километров и почувствовал, что скорость реакции переключения стала ниже из-за усадки оплетки троса переключения (рубашки);
- сам собирает велосипед из коробки (иногда требуется "доводка" заводской настройки переключения скоростей).
Данную процедуру можно выполнить прямо на ходу, только убедитесь, что вы никого не собьете или никуда не врежетесь.
- Для начала сбросьте цепь, при помощи манетки переключения на руле, на самую маленькую звездочку, если у вас пронумерованная система индикации — на цифру 1;
- Затем, во время езды переключитесь на следующую. Если это происходит не сразу, а с заметной задержкой — немного выкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, совсем чуть-чуть, где-то на четверть оборота;
- Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
- Если все заработало как надо — переключитесь на самую большую звезду, затем переключитесь на предыдущую по размеру звезду. Если переключение происходит с задержкой — вкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, примерно на четверть оборота;
- Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
- Данный метод работает и для переднего переключателя и для заднего. Как видите ничего гнуть руками для восстановления работоспособности переключения вам не надо и данную процедуру можно без каких-то трудностей проводить в любое время.
Продвинутый вариант настройки переключения скоростей.
Перед выполнением настройки переключателей рекомендуется вымыть велосипед и убедиться в отсутствии механических повреждений:
- троса переключения;
- оплеток троса переключения;
- звезд;
- цепи;
- кронштейна заднего переключателя (петух);
- самих переключателей;
- манеток переключения.
A. Настройка заднего переключателя.
- Переключитесь на маленькую звезду;
- Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив болт прижимающий тросик на переключателе;
- Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину), если такой винт имеется и на самом переключателе — проделайте с ним сходную операцию;
- Снимите цепь с велосипеда, если на вашей цепи нет замка — данную операцию можно не проделывать;
- Вращая регулировочный винт с маркировкой Н (ограничитель хода переключателя) добейтесь чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наименьшей звездой на кассете. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор верхний ролик смещается в сторону колеса, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки верхний ролик смещается в противоположном направлении;
- Выбрав натяжение троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
- Вращая педали переключайтесь на большие звезды кассеты, если вы сняли цепь — можно переключать передачи не вращая педали;
- При каждом переключении цепь должна переходить на следующую звезду без задержки, если это происходит не сразу — увеличьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
- Переключившись на самую большую звезду кассеты настройте ограничение самой “низкой” передачи. Вращая регулировочный винт с маркировкой L добейтесь, чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наибольшей звездой на кассете. Переключатель не должен двигаться дальше самой большой звезды ни на миллиметр, даже если вы будете жать на клавишу переключения, это критически важно, так как предотвратит попадание лапки переключателя в спицы заднего колеса и повреждение переключателя, цепи и самого колеса;
- Последовательно переключитесь на самую маленькую звезду, если переключение происходит с задержкой — ослабьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
- Установите цепь на велосипед;
- Установите цепь на наименьшую переднюю звезду и наибольшую заднюю звезду и поверните шатун для переключения. Отрегулируйте винт регулировки зазора так, чтобы верхний ролик не задевал звезду, но не позволяйте верхнему ролику так приближаться к цепи, чтобы он контактировал с ней. Затем установите цепь на наименьшую заднюю звезду. Повторите вышеописанные действия, чтобы убедиться, что ролик переключателя не касается звезды.
Для переключателей Shimano Shadow и Shimano Shadow+ данная регулировка выполняется при переключении на наибольшую заднюю звезду. Убедитесь, что расстояние от края верхнего ролика до края звезды находится в пределах: для кассет с 11-36 зуб. и 11-34 зуб. — 5-6мм; для кассет с 11-32 зуб. — 9-10мм.
При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор увеличивается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор уменьшается.
Б. Передний переключатель.
- Переключитесь на маленькую звезду;
- Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив прижимной болт;
- Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину);
- Убедитесь, что переключатель стоит правильно и не смещен. Наружняя пластина переключателя должна быть параллельна звездам на шатунах. Расстояние между нижней кромки наружной пластины и зубцами на наибольшей звезде должно быть равно 3 мм;
- Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой большой звезде;
- Вращая регулировочный винт с маркировкой L(ограничитель переключения скоростей) установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
- Выбрав слабину троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
- Переключите передний переключатель в положение, когда цепь находится на самой большой звезде спереди;
- Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой большой звезде;
- Вращая винт регулировки натяжения троса на корпусе манетки переключения установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
- Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой маленькой звезде;
- Вращая регулировочный винт с маркировкой H установите зазор между наружной пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается.
Возможные проблемы при настройке:
- Если цепь спадает на сторону шатуна — поверните винт с маркировкой Н по часовой стрелке (так рамка ограничит спадание цепи);
- Если затруднено переключение с наименьшей передней звезды на наибольшую — натяните трос. Если проблему устранить не удалось, поверните винт c маркировкой Н против часовой стрелки (рамка также ограничит цепь, но с другой стороны);
- Если затруднено переключение с наибольшей звезды на наименьшую. Поверните винт с буквой L против часовой стрелки;
- Если цепь соскакивает в сторону каретки. Поверните винт ограничения низшей передаче по часовой стрелке;
- Если затруднено переключение с меньшей звезды на среднюю или с большей звезды на среднюю — увеличьте натяжение троса переключения или уменьшите его, соответственно.
Регулировочные винты H и L при устранении вышеперечисленных неполадок следует вращать не более чем на ⅛ оборота за раз.
Механическое повреждения узлов.
Вы упали с велосипеда или побывали в любой другой аварии, после чего переключение перестало работать. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть систему переключения на предмет наличия следов механических повреждений (манетки переключения и сами переключатели). Перечень возможных поломок очень велик, но самыми распространенными являются:
- деформация лапки заднего переключателя;
- деформация рамки переднего переключателя;
- деформация корпуса заднего переключателя, к сожалению неспециалисту заметить такую поломку очень тяжело;
- деформация кронштейна(петух) заднего переключателя;
- деформация звёзд на кассете или шатунах;
- повреждения рубашек троса переключения и троса переключения;
- смещение колеса в раме велосипеда.
Как понять, что что-то погнулось и поломано?
- Рамка переднего переключателя должна стоять параллельно звёздам на шатунах, если смотреть на неё сверху, и не должна цеплять за них во время работы;
- Кронштейн заднего переключателя должен быть в одной плоскости и не должен быть выгнут в какую-либо сторону;
- Ролики заднего переключателя должны находиться в одной плоскости;
- Верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости со звездочкой кассеты;
- Все звезды в кассете и на шатунах должны быть параллельны друг другу и не должны “гулять” при вращении вокруг оси.
Что делать?
В большинстве случаев устранение таких неполадок требует наличия специальных инструментов и ряда специфических навыков, для их устранения обратитесь в велосервис. Мы будем рады подсказать проверенные места.
Можно ли продолжить ездить на велосипеде?
Несмотря на все вышеперечисленные поломки ваш велосипед всё ещё пригоден для передвижения, но скорее всего вы не сможете пользоваться полным диапазоном передач — некоторые из них окажутся недоступны, а включение других будет проводить к падению цепи со звёзд или может привести к ещё большим поломкам и ещё более дорогостоящему ремонту.
Катайтесь на здоровье.
Специалисты японской фирмы Shimano, супергиганта специализирующегося на производстве велосипедных запчастей, составили список из 100 возможных причин почему может не работать переключение скоростей.
Регулировка переключателя скоростей на велосипеде
Система переключения скоростей на велосипеде может показаться сложной для понимания, пока вы не разберетесь в в нескольких принципах ее работы. В первую очередь это понимания устройства и самого момента переброса цепи с одной шестерни на другую.
Устройство и особенности переднего узла переключения
Передний переключатель имеет систему крепления к раме, рамку, параллелограмм и пружину. Это основной узел, обеспечивающий переход цепи между шестернями, причем при ослаблении натяжения тросика происходит ее соскакивание с большей шестерни на меньшую, а при натяжении параллелограмм перемещает цепь в сторону зацепок, которые поднимают ее и переводят на большую шестерню.
Устройство заднего переключателя
Задний переключатель скоростей велосипеда работает аналогично переднему — натяжение троса приводит к смещению параллелограмма вместе с рамкой в сторону зацепов большей шестерни. Цепь подхватывается и о оказывается переброшенной. Если тросик ослабевает, то установленная в узле пружина давит на рамку, параллелограмм перемещается и сбрасывает цепь на меньшую шестерню. У этого узла есть важный элемент — подвижный натяжитель цепи, который компенсирует ее провисание, перемещаясь вперед и назад.
Установка и проверка передней перекидки
При установке заднего переключателя скоростей порядок действий интуитивно понятен. Старый узел демонтируется после снятия цепи, после чего новая перекидка ставится на хомут и «петух» при откинутом тросике. Гораздо важнее убедиться в том, что конструкция подходит к раме и колесу. На втором этапе следует проверить расположение звездочек и натяжителя — они должны оказаться в одной плоскости. Цепь проходит через ролик натяжителя, направляющий ролик и шестерни кассеты.
Перед началом установки убедитесь в том, что:
- тросик не имеет разрывов нитей, концы не распущены, фиксаторы местах;
- шестерни не погнуты, установлены в кассетах без люфтов и нарушения положения — строго параллельно;
- отсутствуют люфты и выработка направляющих роликов на задней перекидке;
- ход натяжителя цепи свободный, рамки не деформированы, не имеют следов ударов.
Любые повреждения, люфты или признаки смещения должны стать сигналом к отказу от установки до устранения. При необходимости это можно сделать в мастерской.
Установка заднего узла переключения
Установить передний переключатель тоже несложно. Но есть важное условие — нижний край рамки должен обязательно оказаться на расстоянии 2 мм от цепи, наброшенной на самую большую шестерню. При этом важно убедиться в параллельном расположении рамки и кассеты шестерен. Крепление выполняется по стандартной схеме. Желательно заниматься установкой и настройкой передней перекидки цепи велосипеда после задней. Оба описания касаются стандартного узла, который выпускается одинаковым по конструкции всеми производителями.
Порядок настройки переключателей во взаимодействии
Суть и смысл настройки переключателей скоростей — выведение шестерен, параллелограмма, натяжителей и рамки в такие позиции, при которых цепь совершает переход без сбрасывания, а после перехода остается в натянутом положении с минимальным провисанием. Оба узла находятся во взаимодействии. От соотношения усилий на тросике и перекидных пружинах зависит точность переключения. Для установки нужных положений применяются предусмотренные конструкций регулировочные болты.
Регулировка заднего узла калибровочными винтами
При настройках и регулировке заднего переключателя скоростей важно с помощью болта L добиться соосности и параллельности направляющих роликов и самой большой шестерни. При нарушении этого условия цепь будет либо соскакивать, либо крайне неохотно перемещаться между шестернями. Не менее важно установить натяжитель цепи в положение, при котором выбор скорости 1 — 1 не приводит к контакту ролика натяжителя и шестерни. Зазор между ними должен составлять примерно 5 мм. При возникновении проблем с переходом на большую звезду тросик следует подтянуть, используя регулировки на руле и болт на механизме.
Регулировка переднего узла
Настройка переднего узла переключения скоростей во многом схожа с регулировкой заднего. Перед началом работы следует убедиться в соосности шестерен и нахождении их в параллельных плоскостях. Рамка и параллелограмм могут менять положения в зависимости от выбора скорости, а шестерни всегда должны лежать в параллельных или в одной плоскости.
Тросик должен быть отсоединен от узла. Сначала выставляется правильное положение цепи на самой большой задней и самой малой передней шестернях. Вращение болта максимально приближаем рамку к цепи и убеждаемся, что между ними остался минимальный зазор без контакта при вращении. После этого натягиваем тросик и фиксируем. Для натяжения троса не используем никаких инструментов, только руками!
Второй этап — меняем положение цепи на шестернях в обратную сторону, то есть от самой малой сзади на самую большую впереди. Регулировочным винтом Н выставляем верхнюю часть рамки на минимальный зазор. Меняя скорости, добиваемся отсутствия трения цепи о рамку.
Если вы не представляете себе процесс регулировки или не готовы взяться сами — обратитесь в мастерскую! Это лучше, чем на ходу потерять цепь.
Переключатель скоростей на велосипеде на руле: установка и настройка
Переключатель скоростей на велосипеде на руле используется в оснащении городских, горных и спортивных модификаций. От качественной работы этого узла зависит комфорт и безопасность передвижения. Перед началом эксплуатации транспортного средства следует проверить работу данного блока. Настройка скоростей производится путем натяжки или ослабления контрольного тросика.
Общая информация
Современный переключатель скоростей на велосипеде на руле дает новые возможности в оптимизации езды по различным участкам дорог. На таком байке намного проще выполнять различные трюки, перемещаться по неровным и горным трассам. Главное, правильно настроить рассматриваемый узел. Чтобы это сделать самостоятельно, необходимо изучить основные части механизма, включая рычаг переключения и трансмиссию.
В последний блок входит комплект деталей, позволяющих взять на себя часть нагрузки, передаваемой велосипедисту. Он также облегчает подъем в гору и передвижение по пересеченной местности.
Устройство
В трансмиссионный узел входят следующие основные элементы:
- Ручка переключателя скоростей на велосипед.
- Передний фиксатор, помогающий цепи перемещаться по ведущим звездочкам. Крепится он к раме возле педалей.
- Система звезд различного диаметра и количества зубцов, установленная на шатунах при помощи специальных болтов.
- Задний переключатель, который находится в области заднего колеса и позволяет перемещать цепь по ведущим звездочкам кассеты.
- Трещотка, включающая в себя несколько звезд, отличающихся по числу зубьев и размеру. На более дорогих моделях этот узел фиксируется на барабан.
- Цепь. Передает заданную скорость от педалей к колесам. Требует регулярной очистки и смазки.
- Манетки. Посредством этих элементов велосипедист управляет переключателем скоростей на велосипеде на руле. Устанавливается деталь возле ручек, правый шифтер отвечает за задний контроллер, левый – за передний. Принцип работы манеток заключается в изменении натяжения троса, вследствие чего производится переключение скоростей.
- Тросы. Они соединяют шифтеры с переключателем и отвечают за корректный переход между скоростями, который во многом зависит от правильного натяжения тросика.
- Рубашка. Эта деталь представляет собой жесткую трубку, проходящую через трос и закрепленную на раме.
Стоит отметить, что самыми надежными цепями считаются элементы матового серого колера. Детали с желтоватым оттенком имеют низкое качество, а никелированные цепи относятся к среднему сегменту.
Принцип работы
Прежде чем узнать, как отрегулировать переключатель скоростей на велосипеде, необходимо понять его принцип работы. Функционирование рассматриваемого узла заключается в натягивании троса переднего контролера, что дает возможность перебросить рамку на звезды большего диаметра. При ослаблении тросика цепь перекидывается на звездочки меньшего размера.
Само переключение производится непосредственно при помощи манеток шифтерного типа, размещенных на руле. Задняя часть контролируется правым шифтером, передний переключатель управляется левым аналогом. В результате цепь перебрасывается среди передних либо задних звезд.
Какие переключатели скоростей на велосипеде лучше?
Существует три основных типа механизмов переключения велосипедных передач:
- Устройство внешнего воздействия.
- Внутренний механизм переключения.
- Комбинированная система.
Внутренний тип появился раньше внешнего механизма. Еще в 1902 году компанией Sturmey-Archer был изготовлен подобный аналог, который можно назвать прародителем многоскоростных втулок. Рассмотрим каждый из типов более подробно.
Внутренний тип переключения скоростей
В основе подобной конструкции находятся планетарные втулки без использования кассет. В узел трансмиссии входит всего две звезды. Все элементы спрятаны внутри. Как правило, в таком механизме отсутствует передний переключатель скоростей на велосипеде на руле.
Такое устройство применяется на прогулочных, шоссейных, городских и складных байках. Рабочая система размещена внутри задней планетарной трубки. Регулировку такого переключателя лучше доверить специалистам.
Внешний аналог и комбинированная система
Этим механизмом оборудуется большинство многоскоростных велосипедов. Он применяется как на горных, так и на прогулочных версиях. Устройство переключателя состоит из контроллера и звездочек разного диаметра. Весь узел образует кассетную систему, положение скоростей в которой меняется при помощи заднего и переднего регулятора.
В подобном устройстве может участвовать от трех до 24-х скоростей. Настройку такого приспособления можно произвести самостоятельно, предварительно изучив принцип работы и устройство механизма.
Комбинированная схема представляет собой микс внешнего и внутреннего механизма. Фиксируется он на задней втулке. Подобный тип не пользуется особой популярностью, поскольку сочетает в себе все недостатки рассмотренных выше модификаций. Настройка узла производится только специалистом.
Переключатель скоростей Shimano
На современном рынке имеется масса марок, ориентированных на велосипедные аксессуары. Одними из лучших переключателей считаются японские модели Shimano и американская конструкция от фирмы Sram.
Рассмотрим модификации и характеристики профессиональных переключателей «Шимано»:
- Варианты XTR занимают ведущие позиции по сочетанию качественных показателей и цены. Модификации отличаются малой массой, применяются преимущественно на гоночных байках.
- Deore, Saint, Slx – используются на велосипедах различных категорий с 27 передачами.
- Переключатель скоростей Shimano LX, Dura-Ace, Hone занимают третье место в этой линейке, ориентированы на веломашины с максимальным числом скоростей.
- Tourney – агрегирует с 21-й передачей, предназначен для спокойной езды.
Эти модели можно разделить на две группы: для спортивной и любительской езды. К первой категории относятся следующие вариации:
- ESP 7,0 – переключатели сделаны из очень прочных компонентов, предназначены для регулировки 24-х скоростей.
- ESP 4,0/5,0 – имеют стоимость ниже, чем у профессиональных аналогов, выдерживают до 24-х передач, ориентированы на туристические модели байков. Кроме того, Sram 4,0 могут комплектоваться дешевыми гибридными конструкциями для горных велосипедов.
- ESP 3,0 – предназначены для прогулочных и городских устройств.
Возникает вопрос, какие переключатели скоростей на велосипед лучше? Кардинальных различий в регулировке и функционировании разных линий контроллеров нет. Например, восьмискоростные модификации Alivio, Acera, Altus можно заменить девятискоростными аналогами Deore, LX/XTR. То же доступно сделать и в обратном порядке.
Регулировка
Как отрегулировать переключатель скоростей на велосипеде? Для начала рассмотрим корректировку заднего узла. Этот механизм используется на большинстве современных байков. Он состоит из следующих элементов:
- Рамки, длина которой влияет на число передач.
- Пары роликов, отвечающих за натяжку и направление цепи.
- Параллелограммного механизма.
- Крепежа.
- Ограничителей верхней и нижней скорости.
- Регулировочного винта.
- Направляющего троса.
Сборка переключателя скоростей на велосипеде на руле, а также его настройка, может понадобиться, когда скорость не переключается, цепь перепрыгивает через звездочки, слышатся посторонние звуки или скрежет при работе устройства.
Регулировка узла осуществляется следующим образом:
- Убедиться, что регулятор скоростей установлен вертикально и параллельно велосипеду.
- Байк следует перевернуть колесами вверх, что обеспечить доступ к регулировочным винтам.
- Цепь нужно спустить на самую маленькую звездочку, используя повороты манетки на правой части руля.
- Разблокируйте переключатель путем послабления винта крепления троса.
- При помощи отвертки и регулировочного винта Н необходимо настроить цепь таким образом, чтобы звездочки, на которых лежит цепь, расположились на одной линии.
- Трос рукой максимально натягивается, после чего закрепляется винтом.
- Далее проверяется работа узла. Если возникают проблемы с переброской на больших звездах, нужно поворачивать рукоять против часовой стрелки, натягивая трос.
- Затем цепь перебрасывается на самую маленькую звездочку при помощи манетки.
- Посредством винта L корректируется положение так, чтобы самая большая звездочка разместилась в одной плоскости с лапкой контроллера.
Настройка переднего узла
Виды переключателей скоростей на велосипеды на руле указаны выше. Далее разберем регулировку фронтального элемента. Узел состоит из следующих деталей:
- Рамки, через которую проходит цепь.
- Механизма с пружиной.
- Верхнего и нижнего ограничителя (H/L).
- Фиксатора и троса.
Настройка переключателя состоит из таких этапов:
- Цепь необходимо выставить спереди на самую маленькую звезду, а сзади – на максимальный аналог.
- Используя шестигранник, отпускают винт крепления троса.
- При помощи отвертки и винта L корректируют положение рамки так, чтобы расстояние от внутренней части до цепи было 4 мм.
- Тросик натягивают и закрепляют винтом.
- Вторая звездочка настраивается после переброски цепи на заднем переключателе на наименьшую звезду.
- Проверяют, не цепляется ли цепь. Если такая проблема существует, необходимо натянуть сильнее трос, используя манетку. Расстояние от цепи до рамки должно быть около 3-х мм.
- Третью звездочку настраивают при помощи винта Н. Если имеется необходимость, увеличивают зазор, выдвигая рамку наружу.
Устранение неполадок
Ремонт переключателя скоростей на велосипеде на руле может потребоваться в следующих случаях:
- Растяжение троса. Эту проблему доступно диагностировать, если при езде цепь перемещается без звука и с трудом ложится на большие звездочки. Кроме того, на эту неполадку указывает нежелание цепи перескакивать на малые звезды. Проблема устраняется путем регулировки барабана на шифтере. Настройку следует проводить до тех пор, пока цепь не начнет плавно принимать нужное положение.
- Разрыв троса. Для исправления этой проблемы следует заменить деталь. Для этого нужно разобрать манетку, демонтировать старый элемент, установить, закрепить и смазать новый трос.
- Заедание пружины механизма. Устранить неполадку поможет очистка и промывка детали.
- Поломка или деформация рамки либо винта. Такая проблема часто возникает после удара. Лучше всего заменить неисправные элементы.
Сколько стоит переключатель скоростей на велосипед? В зависимости от фирмы и предназначения, узел можно приобрести по цене от 500 до 3500 рублей.
Регулировка переключателя скоростей на велосипед задний shimano
Компания Shimano – известна во как производитель качественных компонентов и запчастей к велосипедам. Велосипеды, состоящие из множества деталей, нуждаются в периодическом обслуживании и на помощь приходит компания Shimano.
Некоторые нюансы имеет переключатель скоростей на велосипед задний shimano, поэтому пренебрегать изложенными ниже принципами отладки не стоит.
Нет, пожалуй, в мире велосипедов, на которых не стояли бы детали именитого бренда. Все они отличаются легкостью установки и высокими технологиями.
Для многих велосипедистов ремонт переднего переключателя скоростей на велосипеде не представляет труда, а заднего — кажется трудной задачей. Но, всегда можно обратиться, чтобы устранить проблему, к работникам сервиса, хотя и самостоятельно сделать это не столь сложно.
Инструменты
Их нужно не так много, и они, скорее всего, найдутся у каждого велолюбителя:
- шестигранный ключ (лучше набор, в который обязательно входят ключи на 3 и 5 мм);
- крестообразная отвертка.
Отладка переключателя заднего Shimano производится по инструкции производителя.
Начинать нужно с визуального осмотра, чтобы определить состояние этого узла велосипеда, для чего становятся сзади его, чтобы проверить, находятся ли на одной ли линии петух (кронштейн) и сам задний переключатель велосипеда, нет ли деформации и искривления.
Помочь может цепь, соединяющая указанные элементы, если ее состояние удовлетворительное (допустимый износ и достаточная смазка), поскольку сложности с переключением скоростей на велосипеде могут возникать из-за этого.
Причиной может быть и заржавевший и заклинивающий в кожухе трос. Исправить ситуацию, ускорив отладку переключателя компании Shimano, можно, добавив нужное количество графитовой смазки
Пошаговая настройка
Чтобы не испортить оборудование велосипеда, нужно знать, как настраивать переключатель на велосипеде. Делать это нужно в строго оговоренной последовательности: натягивают трос переключения скоростей, убедившись, что регулировочные винты находятся в верхнем положении и настроен натяжитель.
Не менее важна регулировка кожуха велосипеда, а также стального кабеля, поскольку от троса зависит расстояние, на которое смещается при щелчке манеток переключатель. При слишком сильном натяжении удобство выбора скоростей усложняется, а цепь на нижнюю скорость может с трудом переходить на рядом находящиеся звездочки.
Наоборот, при недостаточном усилии, смена позиций на велосипеде ни к чему не приводит. Только правильно натянутый трос велосипеда гарантирует, что Shimano будет работать безукоризненно.
Положение регулировок
Изменить смещение велосипедной цепи можно винтами: верхний отвечает за смещение переключателя заднего при повышении скорости, нижний же корректирует понижение. При перескакивании через наибольшую звездочку и при снижении скорости, менять нужно положение регулировки передач. Но, нужно помнить, что погнутый и выровненный переключатель придется настраивать заново, поскольку его положение было нарушено.
Настраиваем правильно натяжитель
Винт этот нечасто используется, поскольку закреплен он надежно, люфта в нем отсутствует, следовательно, не происходит и ослабление. С его помощью настраивают положение кассеты, служащей направляющей для цепи, относительно верхнего шкива. Детали эти, при незакрученном винте, цепляются и приносят неудобство.
Рекомендуем:
- на раму: какое лучше? и причины их популярности
Несмотря на то что у Shimano доступная настройка переключателя скоростей заднего, а конструкция проста, она кажется непосильной задачей для начинающих.
Частные случаи, или причины неожиданных сбоев
Обычная промывка рубашек и тросов и смазка нередко оборачивается потрясающими результатами. Заменить детали необходимо немедленно, если обнаружен порванный торос, с расплетенной обмоткой или замечены повреждения рубашки.
- Проскакивает цепь на велосипеде при прикладывании небольшого усилия. Скорее всего, это происходит, если в процессе эксплуатации она растянулась. Чтобы решить эту проблему удаляют звено (или несколько) или заменяют деталь. Дальнейшее ее использование может привести к выходу из строя звездочек и кассеты, потому что изношенная, она сминает зубцы, после чего их невозможно уже использовать;
- Перекос. Если на байке стоит переключатель задний Shimano, цепь находится в фиксированном положении, а в других случаях, наблюдается ее перекос. Поэтому, необходимо следить, чтобы во время движения не было перекосов. Подобная неполадка приводит к сокращению срока службы цепи, поэтому не стоит ее игнорировать;
- При возникновении ситуации, когда внезапно нарушилось переключение скоростей, ответ искать нужно в тросике. Возможно, он недостаточно надежно был закреплен или произошел обрыв. Нужно проверить, свободно ли движется тросик в рубашке. При обнаружении мест с расплетенной обмоткой или надлома, тросик заменяют новым. Схожие проблемы возникают, если согнулся велосипедный петух.
- Обязательно проверять перед настройкой состояние петуха, который может быть погнутым, если были падения. Если такое обнаружено, не следует выгибать его, не снимая с байка, поскольку рамка хрупкая. Выравнивать петуха следует на металлической плите, сняв с веломашины.
- Обязательного осмотра требует и цепь. Это позволит определить степень ее износа, которая случается при длительном катании с использованием нестандартной комбинации передач.
- Ролики натяжителя также необходима дважды в год обслуживать.
Что нужно знать о регулировке переключателя скоростей Shimano?
Селектор передач – конструкция надежна и простая, сломать которую не получится, а вот настроить его самостоятельно – это удовольствие.
Причины сбоя перебрасывателя
Для настройки переключателя скоростей заднего Shimano нужно разбираться в том, чем вызваны сбои в его работе.
Неполадки связаны могут быть с:
- недостаточно смазки на тросе или его повреждением;
- нарушением целостности рубашки;
- износом цепи;
- заклиниванием роликов в цепном натяжителе;
- неисправных манетках.
Переключатель задний Shimano на горниках
Все конструкции перебрасывателей японской фирмы имеют схожие конструкции.
В юстировке участвует 5 элементов:
1— крепление тросика (закладная гайка и болт);
2 — винт для натяжения троса;
3— корректировочный винт;
L— юстировка низких скоростей;
H— корректировочный винт передач высоких.
Винтами L и H регулируют у байков с Shimano задний переключатель скоростей, физически ограничивая смещение механизма, тем самым, не допуская, чтобы соскакивала цепь. Пользуются ими только, когда производят отладку нового механизма преобразователя. Более они не требуются.
Корректировкой их временно решают проблему, связанную с погнутым петухом. Поскольку чувствительность винтов низкая, за раз достаточно сделать от одного до двух оборотов.
Процедура отладки переключателя заднего Шимоно
Прежде всего, двухколесный транспорт моют. Затем, поднимают заднее колесо, используя подставку или подвешивая раму с помощью крючка.
Теперь можно приступать:
- звездочки и переключатели очищают;
- ролики натяжителя освобождают от старой смазки;
- моют и смазывают цепь.
Закончив подготовительный этап, вкручивают на заднем переключателе и манетках до упора винты и освобождают из зажимного винта трос. Его осматривают и, ели есть необходимость, смазывают.
Наладка ограничителя высоких передач
Цепь ставят для юстировки таким образом, чтобы сзади задействована была самая маленькая, спереди – наибольшая звездочка. Причем, суть юстировки на горном байке состоит в том, чтобы задняя звездочка находилась с роликом натяжителя на одной линии.
Реализовать задачу можно, вращая винт регулировки H:
- в сторону большей звездочки отклонится рамка, если его крутить по часовой стрелке;
- смещение будет к внешней стороне, если это делать в обратном направлении, т.е. против стрелки часов.
Видео: Настройка заднего переключателя на велосипеде
Автор и редактор обзоров по гаджетам и новой техники. Ведет работы по написанию свежих рейтингов к публикациям, проверки достоверности и актуальности информации уже опубликованных статей. Отвечает на вопросы в комментариях, пишет на авто темы.
Источники:
https://www.velomot.com/articles/kak-otregulirovat-na-velosipede-pereklyuchenie-skorostey/
https://rouxcycles.ru/obslugivanie/kak-nastroit-pereklyuchatel-skorostey
https://velomatrix.ru/article/regulirovka-pereklyuchatelya-skorostey-na-velosipede-svoimi-rukami/
https://fb.ru/article/326436/pereklyuchatel-skorostey-na-velosipede-na-rule-ustanovka-i-nastroyka
https://motocarrello.ru/perekljuchateli-skorostej/1506-regulirovka-perekljuchatelja-skorostej.html