Планетарная втулка на фэтбайк

Содержание скрыть

Планетарная втулка на фэтбайк

Rohloff в разрезе

Про планетарные втулки, наверное, слышали все. Если нет — то это коробка передачь в задней втулке. Все закрыто от пыли и грязи. Rohloff и Alfine 11 используется жидкое масло для смазки. У меня был Nihiki Hibrid 407 на планетарке INTER 7 от Shimano. Впечатления положительные. Теперь обсудим плюсы и минусы.

Плюсы

  • Надежность

Замена масла производится каждые 5000 км. Втулка герметична. Не может быть спадания цепи, нечеткое переключение, когда цепь перепрыгивает со звезды на звезду. Тихий и плавный ход. Цепь постоянно натянута, нет перекоса, следовательно служит дольше. Некоторые откатали по 70000км. на Rohloff и никаких проблем.

Это проверено мной. Был период времени, когда пришлось ездить по городу круглый год, по 7 часов каждый день. Погоду никто не выбирал. Дождь, снег, минус 30. Никаких нареканий, хотя на цепь было страшно смотреть.

Многих именно это привлекает в планетрных втулках. В городе, где много торможений и разгонов это огромный плюс. Раньше перед светофором нужно было скидывать передачу, а тут просто стоя переключил и все.

Не знаю где об этом написать, напишу здесь. Вздумалось мне, на гибриде полазать по оврагам и лесам. Поменял заднюю звезду на побольше ( было 16, стало 19 ). Вначале было страшно в гору стоя раскачивать и всем весом 90кг. давить на педали, но втулка выдержала все мои издевательства. Я был приятно удивлен, что Inter 7 не умерла.

Из за высоких фланце втулки, 32 спиц и отсутствия «зонта», как на обычных кассетнеых втулках колесо жестче. Выдежривает большие нагрузки.

Минусы

  • Цена.

Тут все предсказуемо. Надежные компоненты такого уровня не бывают дешевыми.

  • Rohloff — 900 EURO.
  • Shimano Alfine 11 — 320 EURO.
  • Shimano Alfine 8 — 145 EURO.

1780 гр. для Rohloff. Для многих это неприемлемо, особенно на заднем колесе. Если убрать лишнюю теперь навеску, то все равно получим лишний кг. Под навеской будем понимать LX и выше.

Необходимо время, чтобы переучится. Мне удалось быстро привыкнуть к грипшифту, сейчас на AZUB MAX стоит именно грипшифт.

Gates Carbon Drive

Ременной привод для велосипеда. Gates Carbon Drive

Что это такое? А вот что. Подумал кто-то: «Ведь у мотоциклов цепь заменили ремнем, чем велосипед хуже». Технология относительно новая. Но уже около 150 производителей велосипедов используют Carbon Drive в серийно выпускаемых велосипедах. Вот список. Главная особенность этого решение — полное отсутствие смазки. Обслуживания нет вообще, полил водичкой, смыл грязь и все. На мой взгляд решение революционное.

Плюсы

  • Меньший вес.
  • Чистота.
  • Простота облуживания.
  • Тишина во время педалирования.
  • Большой ресурс.

Минусы

  • Цена.
    • Gates Carbon Drive CDX CenterTrack Belt 118 tooth 57.95 USD
    • Gates Carbon Drive CDX CenterTrack Rear Sprocket 24 tooth Nexus/Alfine 66.95 USD
    • Gates Carbon Drive Center Track chainring 4, 104mm bolt circle 46t 54.33 USD

    Велосипед Trek District

    Иначе ремень не засунуть. Сейчас купить такую раму не состовляет большого труда. Титановый, железные, алюминевые, как для MTB, так и для фэтбайков. На фотографии Trek District. Стоят они не намного дороже обычных рам.

    Это либо планетарные втулки или втулки с одной звездой. Много сингспидов (велосипеды с одной передачей) используют ремень вместо цепи.

    На данный момент в России велосипедов с ремнем можно по пальцам сосчитать. Скорее всего, ситуация скоро изменится в пользу ременной передачи. Любителям зимней езды эта идея должна очень понравиться.

    Конструкция и принцип работы планетарной втулки, алгоритм установки

    Запчасти

    Для людей, которые ежедневно ездят на велосипедах и желают получать удовольствие от таких прогулок, создали специальную систему. Это механизм, помогающий плавно переходить от скорости к скорости: он называется планетарная втулка, встраиваемая в заднее колесо. Устанавливается самостоятельно. С таким устройством можно забыть о быстром износе деталей.

    Что собой представляет

    Что такое планетарная втулка — это система, участвующая в переключении скоростей велосипеда. Этот сложный механизм был изобретен еще в 1880 году. Его можно сравнивать с автоматической автомобильной коробкой передач. Он удобен, функционален и при правильном обращении подарит массу удовольствия во время езды.

    Обычная втулка имеет 3 скорости, но есть и с большим количеством (7-14), такие стоят дорого.

    В этом типе трансмиссии непростая система шестеренок, которые заключены в стальной цилиндр. Также есть основная шестерня (центральная), вокруг которой и вращаются другие шестеренки, аналогично солнцу и планетам. В этом заключается принцип работы управления скоростями.

    Если низкая передача (первая), то ребристое колесико начинает свое движение с помощью задней звездочки. За счет планетарной обоймы втулка перемещается, передача понижается. Вследствие этого, колесико делает три вращательных движения, а звездочка 4. После чего передача падает на 25 процентов. Если передача вторая, зубчатое колесико приходит в движение за счет звездочки, вследствие чего перемещается и втулка.

    На более высокой передаче (третьей), зубчатое колесико двигается из-за звездочки, которая давит на обойму. Звездочка вращается трижды, в это время колесико делает 4 вращения. Каждый раз передача вырастает до 33 процентов.

    Передачи меняются ручкой, которая расположена на руле. Она имеет сходство с мотоциклетной — также может вращаться вокруг оси. Во время переключения слышатся особые щелчки.

    Плюсы планетарной втулки для велосипеда:

    1. Механизм спрятан, а значит, меньше подвержен загрязнениям и влаге, вследствие чего детали служат дольше.
    2. Переключать передачи можно даже в спокойном состоянии велосипеда.
    3. Эксплуатировать транспортное средство с помощью втулки проще.
    4. Можно делать переключения не последовательно, а на разные скорости (с 1 на 4, с 5 на 2 и т.д.).
    5. Используется обычная односкоростная цепь.
    6. Менять масло можно раз в несколько лет.
    7. Не требуется регулярная чистка и мытье.
    8. Нет риска повреждения при падении велосипеда или столкновении с чем-либо.
    9. Можно пользоваться ножным тормозом.

    Но и без недостатков не обошлось:

    1. Втулка довольная тяжелая.
    2. Дорого стоит.
    3. Сложный механизм не подлежит ремонту.
    4. С втулкой будет тяжело подниматься в гору или развивать большую скорость.
    5. Не подходит для спортивных велосипедов.

    Чтобы велосипед был дольше работоспособный, не следует крутить педали во время переключения передач и подниматься в гору на высокой скорости.

    Детали переключателя

    Планетарная втулка — сложный механизм, в составе которого есть несколько элементов. Один крепко зафиксирован, всегда обездвижен. Другие постоянно в движении.

    Редуктор

    Основа втулки велосипеда — одноступенчатый планетарный редуктор, который состоит:

    1. Из солнечной шестерни, соединенной неподвижно с осью колеса, расположенного сзади. С этим элементом сцепляются сателлиты и вращаются вместе с солнечной шестерней в жестком сцеплении. От данной детали также зависит регулировка скоростей. Находится по центру.
    2. Сателлиты — планетарные шестеренки. Их несколько в механизме (4 штуки). Они соприкасаются с солнечной шестерней.
    3. Эпициклической шестерни (еще ее называют кольцевой). Она двигается после нажатия на педаль. Находится с обеих сторон механизма, занимает крайнее торцевое место.
    4. Водило. Фиксаторы для сателлитов. Благодаря такому крестообразному креплению, планетарные шестеренки не расходятся по сторонам.

    В диаметре все звенья разные. Шестеренки имеют также неодинаковую скорость вращения.

    Каретка

    Для крепления планетарной втулки на велосипед необходима стандартная каретка. Понять, как работает система, несложно. Переключатель скоростей приводится в активность после присоединения звездочки с корпусом втулки.

    Если включена 1-ая передача, то с коронной шестерней соединяется звездочка, а водило со стаканом втулки. При 2-ой передаче — стакан сопрягается со звездочкой, шестеренки же двигаются вхолостую. 3-я передача — сочетание водила и звездочки, корончатой шестерни с корпусом втулки.

    Чтобы планетарная передача работала слажено, потребуется хорошая густая смазка.

    Установка

    Устройство планетарной втулки может быть вмонтировано собственноручно. Для работы понадобятся шестигранные ключи, рожковые, а также малый разводной или накидной, плоская отвертка или шило, рулетка. Устанавливать стоит поэтапно в хорошо освещенном помещении.

    Сборка самой втулки:

    1. Первой нужно установить звездочку. Сдвиг линий не должен быть более 1 см и менее 5 мм. Зафиксировать ее стопорным кольцом.
    2. Установить пластмассовый пыльник.
    3. Далее очередь механизма, который и будет отвечать за переключение скоростей на велосипеде. Важно совместить красные метки на обоих элементах так, чтобы они были на одной линии.
    4. Поставить запирающее кольцо и развернуть его на 45°C до упора.
    5. На планетарную велосипедную втулку, которая не идет с ножным тормозом, нужно установить роллерный тормоз. Его насадить туго на стакан втулки. Рычаг же должен двигаться свободно.

    Установка втулки на велосипед:

    1. Снять заднее колесо.
    2. Убрать резину, флиппер, кассету, основной элемент дисковой тормозной системы.
    3. Зафиксировать колесо в удобном положении, убрать спицы.
    4. Измерить втулку, обод для расчета длины новых спиц.
    5. Взять планетарную велосипедную втулку, заспицовать по классической схеме (в 3 креста).
    6. Всю установку прикрепить на велосипед стопорной шайбой. Во время закручивания важно следить, чтобы механизм не прикасался к раме.
    7. Надеть резину, установить тормозной диск.
    8. Снять передний и задний переключатели, цепь, поставить колесо, закрепить при помощи гаек.
    9. Установить все элементы на прежнее место.

    Планетарный переключатель идеален для велопрогулок по городу или парковой зоне, но не подходит для спорта, так как не переносит большой нагрузки, много весит. Система надежна, долговечна, не требует особого ухода. Пользоваться велосипедом со встроенным механизмом просто.

    Снять заднее колесо
    Демонтировать резину, ободную ленту, кассету и тормозной диск
    Измерить обод и втулку для расчета длины новых спиц
    Выполнить классическую спицовку в три креста
    Поставить на стенд и начать протяжку
    Надеть резину, установить тормозной диск и ведомую звезду
    Установить натяжитель цепи
    Снять грипсы, тормозные ручки, заменить манетки
    Подобрать длину вала новой каретки
    Установить систему
    Готово

    Видео


    Планетарная втулка для велосипеда — всё о велоспорте

    Планетарная втулка для велосипеда: как работает, установка, видео, цена, отзывы, особенности

    Переключение скоростей применяется на велосипедах практически всех видов. Данный механизм расположен на заднем колесе. Один из таких видов — это планетарная втулка для велосипеда. Как она устроена и стоит ли ее использовать?

    Важно! Главное отличие планетарной трансмиссии от звездочной, которую можно легко снять, заключается в том, что механизм спрятан внутри втулки, а не располагается около колеса — это защищает его элементы от внешних воздействий, делает его более надежным и долговечным.Планетарная втулка для велосипеда состоит из набора шестеренок. По устройству она довольно сложна, так как работает по принципу автомобильной коробки передач.

    Механизм включает в себя следующие элементы:

    • солнечная шестерня, жестко сцепленная с осью колеса;
    • планетарные шестерни, или сателлиты;
    • водило — соединяет и фиксирует сателлиты;
    • эпицикл — кольцевая шестеренка.

    Снаружи корпуса трансмиссии расположена единственная звездочка, соединенная с механизмом посредством шлицевого привода. При переключении передачи ручкой на руле он изменяет скорость вращения водила относительно эпицикла.

    У втулки самого простого типа имеется три передачи, которые работают следующим образом:

    1. Пониженная — эпицикл зацепляется за сателлиты, которые вращают солнечную шестерню. На каждые 4 оборота звездочки колесо совершает 3 оборота.
    2. Прямая — эпицикл соединен с солнечной шестерней напрямую, минуя передаточные шестеренки, благодаря чему достигается соотношение вращений колеса и звездочки 1:1.
    3. Повышенная. При ее включении механизм работает наоборот — звездочка передает усилие на планетарные шестерни, которые вращают эпицикл, момент от которого передается на солнечную шестерню. За счет этого передача повышается на 33–36%.

    В зависимости от количества сателлитов передач может быть от 3 до 14, но наиболее распространены планетарные втулки велосипеда, устройство которых обеспечивает наличие 5 или 7 скоростей.

    Но если вы только собрались приобретать велосипед, перед вами также будет сложная задача: какой выбрать. Можете отдать предпочтение одной из горных моделей или же попробовать подобрать трехколесный велосипед для пожилых людей, если вы уже находитесь в почетном возрасте.

    Планетарная коробка передач имеет следующие достоинства:

    • низкий износ цепи и звезд;
    • высокая надежность и долговечность механизма за счет защиты от внешних воздействий и постоянной смазки трансмиссионным маслом;
    • отсутствие необходимости в регулировке;
    • удобство переключения передач — делать это можно как на ходу, так и стоя на месте;
    • отсутствие риска повреждения передаточного механизма при падении велосипеда на бок;
    • возможность установки ножного тормоза;
    • сниженная вероятность того, что цепь слетит со звездочек;
    • большое разнообразие передаточных чисел — до 520%.

    К недостаткам механизма можно отнести:

    • большую массу, достигающую 3 кг. К тому же вес неравномерно распределяется между передним и задним колесами;
    • сложность ремонта и установки планетарной втулки на велосипед; монтаж на существующий велосипед и вовсе невозможен, даже если вы используете специальный инструмент и подставку под заднее колесо, чтобы упростить работу. При поломке придется либо покупать новую втулку, либо новый байк. Поэтому установка планетарной втулки на велосипед своими руками — сложный или практически невозможный процесс;
    • низкий КПД редуктора, связанный с повышенным коэффициентом трения шестерней. Из-за этого такие трансмиссии не используются на спортивных велосипедах;
    • ограниченный крутящий момент. Хотя диапазон повышенных передач широк, достаточно низкую передачу для въезда на очень крутую гору включить не получится;
    • высокая стоимость.

    Таким образом, планетарка станет хорошим выбором для прогулочных, городских и других видов велосипедов для неспешной и комфортной езды. Если же велосипед используется для гонок, езды по пересеченной местности или даунхилла, такой механизм скорее станет отягощением, чем улучшением.

    Производители

    В данной таблице представлены четыре основных производителей.

    ИзготовительОсобенности
    RohloffВключает 14 планетарных втулок, за счет чего может конкурировать с кассетными трансмиссиями по числу передаточных отношений.
    SRAMРазные модели втулок имеют до 12 скоростей, которые обеспечивают повышение передаточного числа до 420%.
    ShimanoШирокий ассортимент механизмов — от простых 3-скоростных до устройств с 11 передачами.
    Sturmey-ArcherНабор моделей втулок с 3–7 скоростями дополнен гибридными механизмами, объединяющими планетарную трансмиссию с кассетной.

    Цена планетарной втулки для велосипеда довольно высока. Зависит она от сложности механизма. Так, 14-скоростная втулка Rohloff стоит от 53 до 89 тыс. руб. в зависимости от модели.

    Значительно доступнее трансмиссии Shimano — от 2700 руб. за 3-скоростное устройство до 21 тыс. руб. за модель с 11 передачами. Цены на механизмы SRAM начинаются от 5000 руб.

    Продукция Sturmey-Archer обойдется в 4700–10500 руб.

    Видео

    Подробнее разобраться в том, как работают велосипеды с планетарной втулкой, поможет видео.

    Отзывы покупателей

    Отзывы на велосипеды с планетарной втулкой говорят о том, что этот тип трансмиссии полностью реализует свои преимущества в большинстве условий эксплуатации. Пользователям не приходится беспокоиться о ремонте и настройке механизма, втулка способна проработать несколько лет без каких-либо проблем.

    Кроме того, недостаток низких передач никак не сказывается на использовании велосипеда — даже на крутую горку можно спокойно въехать.

    Что такое планетарная втулка?

    Планетарная втулка (internal hub) — это сложная система переключения скоростей для велосипеда. Она более надежная и долговечная, нежели обычная втулка, но очень плохо реагирует на сверхнагрузки, поэтому их не использвуют в соревнованиях или экстремальном катании.

    Самые продвинутые модели (например некоторые Dutch байки) обладают 7и ступенчатыми планетарными втулками, а на упрощенные ситибайки (или складные) ставят 3х ступенчатые. В таких втулках механизм и звезды находятся в смазке под защитной оболочкой, а сама система напоминает коробку передач автомобиля.

    Патент на планетарную втулку датируется 1880м годом. Впервые такие втулки использовали на трехколесных мотоциклах. 1895м американским инженером была изобретена компактная 2х скоростная планетарная втулка, так и не нашедшая успеха на рынке. Уже в начале 20го века количество скоростей увеличилось до 3 (автор — компания Sturmey-Archer).

    В 1930е годы рынок был полон планетарками, практически на каждом велосипеде стояла такая втулка (особенной популярности они пользовались в Великобритании, Голландии, Германии, Скандинавии). Позже появились переключатели скоростей и кассеты, устанавливаемые на втулки.

    Благодаря свое дешевизне и неприхотливостью такая система вскоре вытеснила планетарные втулки.

    Компания Sturmey-Archer (одни из основных производителей планетарок, разработала 3- и 5- скоростные системы ещ в 1987, в то время как Shimano только закончили работу над 3х скоростными втулками.

    В последнее время они вновь начали обретать популярность и все больше компаний выпускают на рынок планетарные втулки. Основными из них являются Sturmey-Archer, Rohloff, Shimano, Sram (с купленной в 2001м Fichtel & Sachs), Bendix (выпускала втулки с 1950 по 1970 гг).

    а также NuVinci с их уникальной системой «CVP» (прочесть про нее можно здесь … ).

    Сравним достижения компаний:

    • Sturmey-Archer: 3,5 и 8 ступенчатые втулки
    • SRAM: 3, 5, 7 и 9
    • Shimano: 3, 7, 8 (и обещанная 11и)
    • Rohloff :14и скоростная

    Несомнено в этой сфере лидирует компания Rohloff, про их вутлку мы уже писали, прочесть эту статью можно здесь …

    Основные элементы:

    • Солнечная шестерня: находится в центре (зеленая на рисунке) — это и есть ось колеса.
    • Водило: жёстко фиксирует друг относительно друга оси нескольких планетарных шестерён (сателлитов) одинакового размера, находящихся в зацеплении с солнечной шестерней (синие).
    • Кольцевая шестерня (эпицикл): внешнее зубчатое колесо, имеющее внутреннее зацепление с планетарными шестернями (красная) — приводится в действие цепью.

    Планетарная передача в режиме повышения скорости. Водило (синее) вращается внешним источником. Усилие снимается с солнечной шестерни (зеленая), в то время как кольцевая шестерня (красная) закреплена неподвижно. Красные метки показывают вращение входного вала на 45°.

    Преимущества планетарных втулок:

    • Механизм переключения передач полностью спрятан внутри корпуса втулки заднего колеса, что позволяет защитить его от попадания грязи. За счет этого долговечность деталей существенно повышается.
    • Возможно переключение передач даже тогда, когда вы стоите на месте.
    • Используются цепи и звездочки обычной ширины (для односкоростных велосипедов). Цепь постоянно идет прямо. Используются звездочки с высоким профилем зубьев. Все это сказывается на увеличении ресурса цепей и звездочек.
    • Механизм переключения передач и встроенный тормоз в таких системах необслуживаемый, что упрощает эксплуатацию велосипеда.
    • Высокий ресурс втулок, детали которых работают в масляной ванне.

    Недостатки:

    • Самый большой недостаток многоскоростных втулок с планетарным механизмом – это их большой вес: такие втулки в два-четыре раза тяжелее обычных задних втулок горного велосипеда. Правда, нужно отметить тот факт, что отпадает необходимость в ряде деталей трансмиссии, например переключателях передач, так что реальная разница в весе не столь велика.
    • Сложный шестеренный механизм имеет достаточно высокое трение, что обуславливает пониженный КПД. Эти свойства стали определяющими для отказа от использования таких втулок на спортивных велосипедах.
    • Планетарные втулки все же не предназначены для работы в экстремальных условиях и, к тому же, они почти неремонтопригодны нигде кроме специализированного велосервиса.

    Комбинированные втулки:

    Подобные эксперименты провела американская компания SRAM. SRAM DualDrive сочетает в себе внутренний и внешний приводы.

    Суть его состоит в том, что с трехскоростной планетарной втулкой комбинируется 8- или 9-скоростная кассета и обычный задний переключатель передач.

    Вся система управляется одной рукой при помощи комбинированной манетки: вращающаяся ручка (gripshift) управляет внешним переключением, а дополнительный рычаг внутренним.

    В 2006 году подобная система появилась и у Shimano – Nexave Intego.

    Соотношение передач на примере втулки Shimano Alfine:

    8 1.615:1 7 1.419:1 6 1.223:1 5 1:1 4 0.851:1 3 0.748:1 2 0.644:1

    Примерные цены:

    • Shimano Alfine 6000-8000 руб.
    • Shimano Nexus 5000-6000 руб.
    • SRAM i-Motion 15 000 — 20 000 руб.
    • SRAM Spectro 5000 — 6000 руб.
    • Sturmey Archer 2500 — 4000 руб.
    • Rohloff 40 000 — 50 000 руб.
    • NuVinci CVP 15 000 — 20 000 руб.

    Планетарные втулки

    Планетарная втулка, или втулка с внутренним механизмом переключением передач (internal gear hub — англ.), или просто планетарка, — это широко распространённая на велосипедах система изменения передаточного отношения, реализуемая с помощью эпициклических или планетарных шестерёнок (от которых и получила название).

    Шестерёнки со смазкой герметично расположены внутри оболочки планетарной втулки, что отличает её от классических систем переключения скоростей, в которых привод и механизм подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий.

    Планетарные втулки в отличие от обычной системы переключения скоростей имеют меньше передач, больший вес и немного меньшую эффективность. Передача с прямым приводом немного эффективней за остальные передачи, так как на прямой передаче отсутствует трение в планетарном механизме. На большинстве планетарных втулок отсутствует эксцентриковое крепление.

    Зато планетарные втулки надёжней, лучше защищены от загрязнения, могут переключать передачи при остановке велосипеда, что при езде по городу с постоянными остановками является очень важным преимуществом планетарных втулок. Изменение передаточного отношения обычно реализуется обычным переключателем, соединённым со втулкой с помощью обычного боуденовского троса.

    У планетарных втулок всегда было только дискретное переключение (фиксированное, «щелчками»). Сейчас получили широкое распространение удобные переключатели поворотного типа.

    Самая совершенная планетарная втулка Rohloff Speehub 500/14.

    Планетарные втулки использовались на велосипедах ещё в XIX-ом веке. В основном это были 3-скоростные планетарные втулки, давшие велосипедистам простую и надёжную систему переключения передач. С усовершенствованием и ростом популярности дерайлера в начале 1970-х годов во время бума горных велосипедов планетарные втулки утратили свою популярность.

    Со в большинстве веломагазинов временем стало сложно купить планетарные втулки. Это печально, так как для эпизодических и неспортивных поездок лучше всего подходит велосипед с планетарной втулкой. С разработкой 7-скоростных втулок широкого диапазона в конце 90-х, планетарные втулки пережили второй рассвет. С тех пор они бесконечно совершенствуются.

    Исторически рынок планетарных втулок принадлежал четырём компаниям. Sturmey-Archer и SRAM выпускали планетарные втулки ещё в первом десятилетии XX-го века. Shimano производит планетарные втулки с 1957 года.

    Rohloff относительно молодая компания, но она отличилась выпуском самой технически совершенной планетарной втулки.

    Если вам интересна история планетарных втулок, читайте статью про историю планетарных втулок и английских трёхскоростных велосипедов с планетарными втулками Sturmey Archer.

    RohloffSRAM / SachsShimanoSturmey-Archer
    14-скоростные3-скоростные3-скоростные3-скоростные
    7скоростные4-скоростные4 и 5-скоростные
    8-скоростные7-скоростные7-скоростные
    9-скоростные8-скоростные8-скоростные
    12-скоростная11-скоростныеГибридные

    У планетарных втулок длинный срок службы, во время которого они практически не требуют технического обслуживания. Многие планетарные втулки не рассчитаны на высокие нагрузки на соревнованиях, в горной местности и на бездорожье.

    Большинство городских велосипедов и велосипедов для поездок на работу, особенно в Европе, как правило оснащены доступными по цене 7-скоростными и 8-скоростными планетарными втулками. На старых и дешёвых велосипедах часто можно встретить 3-скоростные планетарные втулки. Обычно они используются в Европе в системах обмена велосипедов.

    Они также часто используются на многих складных велосипедах. В некоторых втулках даже имеется задняя передача, полезная на трёхколёсном велосипеде, или фиксированная передача (без свободного хода), любимая многими велосипедистами и удобная для езды зимой и тренировок.

    Сейчас можно купить втулку максимум с 14 передачами, которая способна на равных конкурировать с дерайлерами. В отличии от классических систем переключения передач на планетарные втулки можно установить полную защиту цепи, увеличивающую срок службы цепи и предотвращающую загрязнение одежды.

    Повседневное использование планетарных втулок

    Классические планетарные втулки индексируются в манетках, при этом правильность индексации зависит от правильной регулировки натяжения и смазки троса.

    На практике перескок скоростей и соответствующее повреждение внутренних механизмов встречаются крайне редко.

    Современные механизмы втулки проводят индексирование своими силами и вследствие этого они защищены от поломок из-за неисправности системы переключения скоростей.

    Планетарные втулки Sturmey Archer и Fichtel & Sachs «Torpedo» при ненатянутом тросе установлены на самую верхнюю передачу, что делает велосипед пригодным для путешествий на длинные расстояния по равнинной местности даже в случае поломки механизма переключения передач.

    Это напоминает ситуацию с дерайлером, который в случае подобной поломки можно вручную установить на верхнюю передачу.

    Некоторые современные планетарные втулки (например, 7-скоростная Shimano) по умолчанию установлены на нижнюю передачу и следовательно они более чувствительны к натяжению троса.

    Многие планетарные втулки работают на повышение передаточного отношения и следовательно поэтому отпадает необходимость в больших ведущих звёздах при их установке на складные велосипеды с маленькими колёсами.

    Новейшие многоскоростные планетарные втулки для велосипеда

    Передовые планетарные втулки предлагают большое число передач. В них используются многочисленные планетарные шестерни, которые приводят в движение друг друга.

    Передаточные отношения выбраны так, чтобы предоставить максимально равномерно расположенные передачи и большое общее передаточное отношение. Принцип работы планетарной передачи у них такой же, как и у более простых планетарных втулок.

    Комплектуются триггерным или поворотным переключателем с дискретным переключением.

    12-скоростная Sachs Elan была первой планетарной втулкой на рынке (1995 — 1999 годы), имевшей более десяти скоростей. К сожалению, она оказалась слишком тяжёлой, низкого качества и из-за этого была снята с производства через несколько лет.

    14-скоростная планетарная втулка Rohloff Speedhub — это самая лучшая планетарная втулка, торжество немецких технологий.

    Была представлена в 1998 году, имеет диапазон превышающий 5:1, может легко конкурировать с 24-скоростными или 27-скоростными классическими системами переключения скоростей, которые имеют три перекрывающихся диапазона, таким образом предоставляя всё те же 14 отдельных передач.

    Так как у планетарной втулки передачи не перекрываются, то она легче в управлении. Благодаря масляной ванной КПД планетарной втулки Rohloff соизмерим с классическими системами переключения скоростей. У неё одинаковые шаги между передачами (13.6%): 0.279, 0.316, 0.36, 0.409, 0.464, 0.

    528, 0.6, 0.682, 0.774, 0.881, 1, 1.135, 1.292, 1.467. Поставляется с задними звёздочками на шестнадцать зубьев, но также доступны задние звёздочки на 15 и 17 зубьев.

    Долгожданная 11-скоростная Shimano Alfine 700, представленная в 2010 году, благодаря своей цене резко увеличила доступность планетарных втулок для рядовых велотуристов. Имеет диапазон более 4:1, соизмеримую с 20-скоростными дерайлерами трансмиссию и масляную ванную для обеспечения большей механической эффективности.

    В туризме предпочтительней использовать 11 — 14-скоростные велосипедные планетарные втулки, которые по причине их высокой стоимости практически недоступны рядовому велотуристу. Сейчас на туристический велосипед с планетарной втулкой устанавливаются преимущественно дешёвые Shimano Nexus 8.

    Список основных планетарных втулок:

    ПроизводительМодельНачато производствоСнята с производстваСкоростиОбщий передаточный диапазон (с кассетой)ВесНазначение
    Rohloff AGSpeedhub 500/14199814526%1700 — 1825 гСпорт, туризм
    ShimanoAlfine 11 SG-700201011419%1600 — 1744 гГородская езда, спорт
    ShimanoAlfine 8 SG-50020068307%1600 гГородская езда
    ShimanoNexus Inter-88307%1550 — 2040 гГородская езда
    ShimanoNexus Inter-719957244%1465 — 1860 гГородская езда
    ShimanoNexus Inter-33187%1220 гГородская езда
    SRAM (Sachs)Spectro E12 (Elan)199512339%3500 — 4000 гГородская езда
    SRAMi-Motion 920059340%2000 — 2400 гГородская езда
    SRAM (Sachs)Spectro S7 (Super 7)20107303%1645 — 1826 гГородская езда
    SRAM (Sachs)Spectro P5 (Pentasport), P5 Cargo19875224-251%3500 — 4000 гГородская езда
    SRAM (Sachs)Spectro T3 / i-Motion 3 / Torpedo Dreigang19873187%Городская езда
    SRAM (Sachs)Neos/Spectro 3×719943(x7)187%(?)Городская езда
    SachsTorpedo Duomatic/Automatic2136%Городская езда
    Sturmey ArcherXRF-8, X-R[F/D/K]820078305-325%1480 — 1600 гГородская езда
    Sturmey ArcherS5, AT5, SAB, Sprinter-5, [S/X/XL]-R[C/D/F/K]519665225-256%1200 — 1760 гГородская езда
    Sturmey ArcherF[C/M/G/W]193519704134-160%Городская езда
    Sturmey ArcherA[BC/T3], AW[C], S[C3/SAB], [S/X/XL]-R[F/S/F]319333178%1000 — 1380 гГородская езда
    Sturmey Archer[S/B]2[C] Duomatic20102138%930 — 1400 гГородская езда
    BromptonBSR3178%Городская езда
    BromptonBWR20093(x2)246% (302%)940 гГородская езда
    FallbrookNuVinci N17120072010Непрерывные350%3850 — 390 гГородская езда
    FallbrookNuVinci N3602010Непрерывные360%2450 гГородская езда

    Планетарная втулка на велосипеде — что это такое?

    Сегодня можно выделить две различных системы переключения передач — внешнего и внутреннего переключения.

    Внешнее — привычные нам задние переключатели;

    Внутреннее — менее распространенное решение, но активно завоевывающее свои позиции. Наиболее распространенные решения легко найти на велосипедах в нашем каталоге это втулки Shimano: Nexus, Alfine и др. Их основное предназначение — прогулочное катание. Чаще всего можно увидеть на городских и складных велосипедах.

    Механизм планетарной втулки весьма сложен и имеет несколько десятков частей в своей конструкции. Все это находится в закрытом корпусе и общая система работы схожа с коробкой передач автомобиля, где шестеренки имеют разные передаточные числа.

    Например вот она на велосипеде от Polygon

    Также существует ряд решений планетарной трансмисии в других реализациях, но это тема отдельной статьи. На фото Pinion.

    Первый патент на планетарную втулку датирован 1880 годом. На рынке появилась английская компания Sturmey-Archer (сегодня принадлежит SunRace).

    Первые 2/3ех скоростные втулки появились еще в 1902 году! Сегодня уже есть модели с 3/5/8ю скоростями. Чуть позже компания Sachs (сегодня принадлежит Sram) в 1904 году предложила миру свою версию.

    Сегодня они выпускаются в версиях 3/5/7 скоростей.

    Третий массовый поставщик Shimano с 3-, 7- и 8-скоростными втулками.

    Максимальное количество передач, которое достигнуто планетарными втулками — 14. Название бренда — Rohloff Speedhub 500/14. При этом общий диапазон переключения 526%, что максимально похоже на современный горный велосипед. Однако решения от Rohloff хотя и надежны, но крайне дороги для массового сегмента.

    Плюсы и минусы планетарных втулок.

    Плюсы:

    • Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи все выглядит как у велосипеда с 1 скоростью. Ничего не торчит;
    • Высокая прочность и надежность. Втулка является необслуживаемоей весь срок службы. Достаточно подтягивать тросик время от времени. Все скрыто внутри корпуса, в котором происходит постоянная смазка всех элементов;
    • Переключение передач на месте. Не надо прокручивать педали;
    • Отсутствует риск поломки петуха и попадания переключателя в спицы.

    Минусы:

    • Меньшее передаточное соотношение. У горных велосипедов эта цифра 550%, у обычной Shimano Inter всего 306%. Таких показателей не хватает для горной местности;
    • Нельзя использовать в спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней;
    • Общий КПД ниже из за большого количества элементов;
    • Больший вес;
    • Если все таки, что то сломается, то ремонт почти невозможен;
    • Цена.

    Достаточно ли 3-7 скоростей для города?

    Да. Большинство катающихся в городе на горных велосипедах, в большинстве своем используют лишь 5ую часть всей трансмиссии. Поэтому для обычного катания, вам будет достаточно планетарной втулки.

    Втулка Shimano Alfine в разрезе

    Для всех кто выбирает велосипед до 80 000 рублей — вот табличка из нашей статьи про характеристики велосипедов. Какая втулка, для чего предназначена.

    Другие полезные статьи:

    Подписывайтесь на нас в соц. сетях!

    Планетарная втулка

    Планетарная втулка (internal hub) — это сложная система переключения скоростей для велосипеда.

    Она более надежная и долговечная, нежели обычная втулка, но очень плохо реагирует на сверхнагрузки, поэтому их не используют в соревнованиях или экстремальном катании.

    Самые продвинутые модели (например некоторые Dutch байки) обладают 7и ступенчатыми планетарными втулками, а на упрощенные ситибайки (или складные) ставят 3х ступенчатые. Написано в циклопедии.

    В таких втулках механизм и звезды находятся в смазке под защитной оболочкой, а сама система напоминает коробку передач автомобиля. Я вот пока таких втулок нигде не наблюдал.

    Патент на планетарную втулку датируется 1880м годом. Впервые такие втулки использовали на трехколесных мотоциклах. 1895м американским инженером была изобретена компактная 2х скоростная планетарная втулка, так и не нашедшая успеха на рынке. Уже в начале 20го века количество скоростей увеличилось до 3 (автор — компания Sturmey-Archer).

    В 1930е годы рынок был полон планетарками, практически на каждом велосипеде стояла такая втулка (особенной популярности они пользовались в Великобритании, Голландии, Германии, Скандинавии). Позже появились переключатели скоростей и кассеты, устанавливаемые на втулки.

    Благодаря свое дешевизне и неприхотливостью такая система вскоре вытеснила планетарные втулки.

    Компания Sturmey-Archer (одни из основных производителей планетарок, разработала 3- и 5- скоростные системы ещ в 1987, в то время как Shimano только закончили работу над 3х скоростными втулками.

    В последнее время они вновь начали обретать популярность и все больше компаний выпускают на рынок планетарные втулки. Основными из них являютсяSturmey-Archer, Rohloff, Shimano, Sram (с купленной в 2001м Fichtel & Sachs), Bendix (выпускала втулки с 1950 по 1970 гг).

    а также NuVinci с их уникальной системой «CVP»

    Устройство планетарной втулки

    Простейшая планетарная передача:желтый — солнечная шестерня,зеленый — водило,синий — сателлиты,

    красный — кольцевая шестерня.

    Основные элементы планетарной передачи:

    • Солнечная шестерня (англ. sun gear) — находится в центре.
    • Водило (англ. carrier unit) — жёстко фиксирует друг относительно друга оси нескольких планетарных шестерён («сателлитов») одинакового размера (англ. planetary gears), находящихся в зацеплении с солнечной шестерней.
    • Кольцевая шестерня (англ. ring gear) — внешнее зубчатое колесо, имеющее внутреннее зацепление с планетарными шестернями.

    При использовании планетарной передачи в качестве редуктора один из элементов фиксируется неподвижно, второй — используется как ведущий (замыкается на звезду, приводимую цепью), а третий — в качестве ведомого (замыкается на корпус втулки).

    Соединение элементов осуществляется с помощью собачек или роллерного сцепления, уменьшающего шумность. Таким образом, передаточное отношение будет зависеть от количества зубьев каждого компонента, а также того, какой элемент закреплён.

    Увеличивая количество планетарных передач, можно увеличивать количество скоростей у втулки.

    Взрыв-схема 3-скоростной планетарной втулки (вид сзади): 3 — водило с сателлитами, 4 — кольцевая шестерня, 6 — ось и солнечная шестерня, 7 — привод с шлицами для звездочки

    Принцип работы 3-скоростной планетарной втулки, включающей в себя одну планетарную передачу:

    • Солнечная шестерня — это ось, она закреплена неподвижно на раме.
    • Первая передача (отношение 0.733). Ведомая звезда с помощью привода соединена собачками с кольцевой шестерней. Водило соединено собачками с корпусом втулки. Кольцевая шестерня вращает водило через сателлиты, при этом водило (и корпус втулки) вращается медленнее, чем кольцевая шестерня (и звезда).
    • Вторая передача (отношение 1.0). Под действием исполнительного механизма муфта, сжимая возвратную пружину, выдвигает собачки на кольцевой шестерне, и она зацепляется с корпусом втулки. Вращение передается непосредственно с звезды на кольцевую шестерню и далее на корпус втулки — прямая передача. Водило вращается с той же скоростью, что и на первой передаче, но корпус втулки вращается быстрее, поэтому собачки водила стрекочут по корпусу и не оказывают влияния на работу механизма.
    • Третья передача (отношение 1.364). Исполнительный механизм толкает муфту дальше, она входит своими шлицами в зацепление с водилом. Тем самым, водило соединяется с ведомой звездой. Собачки на кольцевой шестерне по-прежнему зацеплены с корпусом втулки, но водило теперь вращается в противоположную сторону, ускоряя вращение корпуса втулки по сравнению с ведомой звездой. Собачки стрекочут между водилом и корпусом, а также между приводом и кольцевой шестерней

    Взрыв-схема 8-скоростной планетарной втулки (вид сзади): 3 — сдвоенная планетарная передача в сборе, 4 — водило в сборе, 5 — кольцевая шестерня, 8 — ось и солнечная шестерня в сборе, 9 — муфта, 10 — возвратная пружина, 11 — привод с шлицами для звездочки

    При увеличении количества планетарных передач, включаемых в различных сочетаниях, можно увеличивать число передаточных отношений втулки (с соответствующим увеличением сложности и цены).

    8-скоростная втулка имеет две планетарных передачи. Первая из них (подключается муфтой на 1-4 скоростях) — замедляет вращение втулки на фиксированную величину. Она состоит из 1 кольцевой шестерни, 1 солнечной шестерни и 1 набора сателлитов. Вторая планетарная передача ускоряет движение втулки.

    Она состоит из 1 кольцевой шестерни, 3 солнечных шестерней (далее — СШ № 2, 3, 4) и 3 наборов сателлитов. При переключении передач, различные солнечные шестерни подключаются собачками, расположенными на оси, и меняют передаточное отношение второй планетарной передачи.

    5-я передача втулки — прямая, вращение передается с звездочки на корпус без преобразования потока мощности.

    Использование планетарных передач (далее — ПП1 и ПП2) втулки на различных скоростях:

    1. ПП1 замедляет, ПП2 не используется.
    2. ПП1 замедляет, ПП2 ускоряет с СШ2.
    3. ПП1 замедляет, ПП2 ускоряет с СШ3.
    4. ПП1 замедляет, ПП2 ускоряет с СШ4.
    5. Прямая передача
    6. ПП1 не используется, ПП2 ускоряет с СШ2.
    7. ПП1 не используется, ПП2 ускоряет с СШ3.
    8. ПП1 не используется, ПП2 ускоряет с СШ4.

    Взрыв-схема 11-скоростной планетарной втулки (вид сзади): 7 — водило № 3 в сборе, 8 — солнечная шестерня № 4, 10 — водило № 2 в сборе, 11 — солнечная шестерня № 2, 12 — водило № 1 в сборе, 14 — ось и солнечная шестерня № 1 в сборе, 15 — муфта, 17 — привод с шлицами для звёздочки

    11-скоростная втулка имеет уже 3 планетарных передачи. Она не имеет прямой передачи, поток мощности преобразуется минимум 1 раз на всех передачах.

    Красиво и правильно устройство планетарной втулки показано на видео:

    По поводу цен небольшое фото планетарных втулок с ценниками 🙂

    На сайте велофан хорошо расписана история велосипедов с планетарной втулкой:

    Перед как попасть на велосипеды, планетарные втулки использовались на трёхколёсных велосипедах. Патент на планетарную велосипедную втулку датируется серединой 1880-х годов. Первый патент на компактную планетарную втулку был предоставлен в 1895 году американским механиком Сьюардом Томасом Джонсоном из Ноблсвилла в США. В этой втулке было всего две скорости. Она не была коммерчески успешной.

    В 1896 Уильям Рейли из Салфорда в Англии запатентовал двухскоростную втулку. Она начала выпускаться в 1898 году под названием «втулка». Она стала большим достижением в велосипедной индустрии и выпускалась ещё не одно десятилетие. Многим понравилась практичность компактной планетарной втулки.

    В 1902 году Рейли сконструировал 3-скоростную планетарную втулку. Он прекратил сотрудничество с производителем «втулки» и отдал им интеллектуальные права на планетарные втулки. Чтобы обойти проблему с патентом, коллега Рейли — Джеймс Арчер приобрёл патент на 3-скоростную втулку.

    Тем временем известный английский журналист и изобретатель Генри Стармей также изобрёл свою 3-скоростную втулку. В 1903 году Френк Боуден, директор велосипедной компании Raleigh, создал Three-Speed Gear Syndicate и приобрёл права на обе 3-скоростные втулки Reilly/Archer и Sturmey.

    Втулка Рейли выпускалась как первая 3-скоростная втулка Sturmey Archer.

    Двухскоростная планетарная втулка Fichtel Sachs Torpedo, выпускавшаяся в 1904 — 1954 годах.

    В 1902 году Майкл Педерсен, выпускавший велосипеды Dursley Pedersen, запатентовал 3-скоростную втулку. Она начала выпускаться в 1903 году.

    Эта втулка была основана на принципе «контрпривода» с необычной планетарной передачей, в которой вместо зубчатого колеса использовалась вторая солнечная шестерня.

    В 1904 году компания Fichtel & Sachs (Германия, Швайнфурт) выпустила втулку под лицензией Wanderer. Таким образом до 1909 года на английском рынке было доступно 14 разных 3-скоростных планетарных втулок.

    К 1930-му году планетарные втулки использовались на велосипедах по всему миру. Они были особенно популярны в Великобритании, Нидерландах, немецкоговорящих странах и Скандинавии. Начиная с 1970-х годов они утратили популярность в англоговорящих странах.

    Но во многих странах северной Европы, где велосипеды постоянно использовались в качестве повседневного транспорта, а не только для спорта и отдыха, планетарные втулки всё ещё широко использовались.

    Появились более дешёвые и мощные (но менее надёжные) классические переключатели скоростей, предлагавшие широкий диапазон передач.

    В 1987 году Sturmey-Archer производили только 3- и 5-скоростные втулки, Fichtel & Sachs и Shimano — только 2- и3-скоростные втулки.

    В том же году была опубликована первая книга (исключая инструкции по техническому обслуживанию), посвящённая 80 годам истории планетарных втулок.

    С тех пор наблюдается медленный но неуклонный рост интереса к планетарным втулкам, что нашло отражении в увеличении доступного диапазона втулок.

    В 1995 году Sachs представила Elan, первую планетарную втулку с 12 скоростями и общим передаточным диапазоном 339%. Тремя годами позже Rohloff вышла на рынок с планетарной втулкой на 14 передач Speedhub 500/14 с общим диапазоном 526%, сравнимым с 27 скоростными классическими системами переключения передач.

    Она была достаточно надёжная и лёгкая. Это единственная втулка, которая может устанавливаться на горные велосипеды наравне с дерайлерами.

    В 2007 году NuVinci запустила в производство бесступенчатую ∞-скоростную втулку (велосипедный вариатор), предназначенную для ежедневных поездок на работу, с общим диапазоном приблизительно 350%.

    На 2008 год Sturmey-Archer производила 3-, 5- и 8-скоростные втулки, SRAM (наследник Fichtel & Sachs) производила 3-, 5-, 7- и 9-скоростные, Shimano производила 3-, 7- и 8-скоростные. В феврале 2010 года Shimano официально представила 11-скоростную модель Shimano Alfine 700.

    Хотя на большинстве планетарных втулок используется одна задняя звёздочка, в системах SRAM Dual Drive скомбинирована планетарная втулка с задним дерайлером. Тем самым получается трансмиссия широкого диапазона, сосредоточенная на заднем колесе. В 2010 году Canyon представила гибридную втулку 1442, в которой использовалась похожая комбинация планетарной передачи и дерайлера.

    У Brompton Bicycle была своя собственная гибридная комбинация специальной втулки Sturmey-Archer широкого диапазона с двухскоростным дерайлером — «BWR» (Brompton Wide Ratio).

    Система ориентирована на складные велосипеды, в которых сложный передний дерайлер может загрязнить складной механизм велосипеда, велосипеды с горизонтальной посадкой и велосипеды для перевозки грузов, в которых маленькие колёса и / или увеличенный вес требует широкого диапазона передач с маленькими шагами). В прошлом планетарные втулки также использовались на мотоциклах, сейчас они практически не используются.

    Как из обычного велосипеда сделать фэтбайк

    Идея собрать фэтбайк своими руками обычно посещает велосипедистов, желающих уверенно кататься по лесопарковым зонам и в других местах, где трудно или нереально проехать на обычном велосипеде.

    Потрясающая проходимость фэтбайка обеспечивается за счет малого давления в колесах и большого пятна контакта, улучшающего сцепление с поверхностью. Размышляя, как сделать фэтбайк из обычного велосипеда, необходимо определиться с конструкцией подходящей вам модели. Фэтбайки бывают разными, хотя все они имеют очень харизматичный вид и отличную проходимость. Кроме размера резины, такие вездеходы отличаются друг от друга использованием или неиспользованием оффсета.

    Нужен ли оффсет?

    Под оффсетом подразумевается сдвиг рамы или вилки на 17,5 либо 28 мм вправо. Иногда выполняется оффсет обода – спицевые отверстия на нем смещаются вправо по отношению к его плоскости. Смещение позволяет устанавливать на ширококолесные велосипеды планетарные и классические втулки шириной 135 мм.

    Достоинства оффсета – это:

    • возможность использования на фэтбайке любых обычных втулок, от бюджетных до улучшенных вариантов;
    • возможность смены колес местами – благодаря их сборке на 2-х задних втулках.

    Недостатками оффсета выступают:

    • неровность колес – поскольку спицы расположены не по центральной оси обода;
    • нестандартный вид и сниженная устойчивость велосипеда.

    Что нужно для сборки фэтбайка своими руками?

    Основными составляющими любого фэтбайка выступают:

    • 2 покрышки 26х4,0» или 26х4,8»;
    • рама, вилка;
    • 2 обода на 65–100 мм;
    • каретка на 100 мм (подойдут ISIS, квадрат, Howitzer) либо система с валом под стакан 100 мм с кареткой;
    • шатуны;
    • для рам без оффсета и фреймсетов – задняя втулка 197, 190 либо 170 мм;
    • для рамы Surly Moonlander – система Surly O. D. либо Surly MWOD for Moonlander;
    • передняя либо задняя 1-скоростная втулка 135 мм;
    • передний переключатель Direct Mount либо E-Type от Shimano.

    Рекомендации по сборке фэтбайка

    При подборе комплектующих и сборке ширококолесного велосипеда своими руками примите во внимание, что:

    1. В распространенных фреймсетах используется 2 задних тормоза – т.е. потребуется 2 задних тормозных адаптера IS-PM.
    2. Иногда вилки без оффсета производятся под применение особой передней втулки 135 мм и используют передний тормозной адаптер. Поэтому перед покупкой нужно внимательно ознакомиться с описанием.
    3. Выпирание ободной ленты через отверстия в ободах фэтбайка – это не только визуальный эффект, но и защита от прокручивания камеры в покрышке.
    4. Распространенная проблема безоффсетных фэтбайков – задевание цепью покрышки на минимальных передачах.
    5. Сборку оффсетных колес необходимо выполнять аккуратно, чтобы случайно не сложить обод.
    6. Использовать легкие спицы при сборке фэтбайка бессмысленно – чтобы реально снизить вес, нужно приобрести легкую резину и легкие обода.

    Что касается крыльев, для ширококолесных велосипедов они также производятся. Если же вы задались вопросом, как сделать дешевые крылья для фэтбайка своими руками, можете распилить пополам обычное крыло и закрепить посредине алюминиевую или пластиковую пластину.

    Как собрать фэтбайк без лишних затрат?

    Сборка ширококолесного велосипеда обойдется минимум в 40–50 тысяч рублей, и это при наличии львиной доли запчастей. С целью экономии можно:

    • собирать fatbike на раме Surly Pugsley;
    • воспользоваться комплектующими со старых велосипедов, к примеру, б/у шатунами;
    • взять простейшие спицы и собственноручно собрать колеса;
    • использовать самую дешевую резину – 27TPI;
    • приобрести обода класса Weinmann DHL80 и сделать на них оффсет.

    Чтобы рационально вложить средства и гарантированно получить желаемый результат, лучше воспользоваться услугами профессионалов. Если вы хотите собрать электро-фэтбайк своими руками, но не имеете навыков и опыта в этой сфере, не ставьте дорогостоящих экспериментов. Обратитесь в мастерскую ВольтБайкс – и мы по доступным ценам воплотим в жизнь все ваши пожелания!

    Читайте в нашей предыдущей статье о том, какие бывают мотор-колеса.

    Велосипед — как выбрать правильно (1/4) — DRIVE2

    При написании этой статьи я принимал минимальное участие, но я в полной мере разделяю мнение автора, моего старшего сына. В отличии от него я не строил байки десятками, не работал в веломагазинах, не общался с чемпионами и известными механиками о том, как нужно строить байк ПРАВИЛЬНО.Правильность подхода я в полной мере смог оценить, сев на новый велосипед, который сын выбрал для меня. А при последовательной настройке и замене некоторых комплектующих, на себе почувствовал на сколько мне стало удобнее и приятней на нём кататься.

    Материал получился довольно большим, поэтому будет несколько частей.

    Данные статьи предназначена для начинающих. В них я как можно более кратко изложу основную суть, глубоко не вдаваясь в подробности (ведь вам нужна суть а не мизерные нюансы).

    Сразу скажу, я ориентируюсь на городских жителей, т. е. подразумеваю смешанный тип катания: умеренные спуски и подъемы, ровный асфальт, велодорожки, тротуары а так же легкая пересеченная местность — дорожки в благоустроенных парках и тропинки в диких. Остановимся на том что катание у вас прогулочно-тренировочное — это самое безопасное и полезное что может дать вам велосипед. Вы катаетесь в свое удовольствие, один или с друзьями/семьей, преследуя цель хорошо провести время на свежем воздухе, легонько (а может и полноценно) потренироваться и естественно не получить при этом травм. Именно исходя из этих соображений написано все что вы прочтете далее. Если у вас иные цели и стили/тип катания, то эти статьи не для вас.

    Давайте начнем с важного — велосипеды какого типа вам НЕ следует покупать (и даже рассматривать к покупке):

    — Ашанбайки— Прогулочные— Городские— Шоссейные— Эндуро/Даунхил/Фрирайд— Стрит/Дерт и БМХ

    — Петушню (китайские электро велосипеды, чопер-крузеры, китайсике фэт-байки, фиксы без тормозов)

    А теперь конкретней по каждому…

    Это мега китайские «горные» велосипеды за 3 000-4 000р которые продаются в крупных торговых сетях, на бензоколонках и в подземных переходах. Мало того что это откровенный позор и демонстрация скудности восприятия мира (додуматься купить такое) но и вместо желаемой пользы и удовольствия, вы попросту покалечите себя, и может даже окружающих. Не забывайте, травмы это не только результаты аварии/падения, но так же травмы которые нанесет вам недобайк по причине своей неприспособленности к человеку в целом. От болей в суставах и спине после катания, вплоть до проблем с потенцией (да да, об этом будет далее).

    Более полное впечатление о них у вас сложится после прочтения соответствующей статьи на Лурке — Ашанбайк.

    Это велосипеды по типу тех советских что мы все видели и знаем. Это большие и неуклюжие конструкции, на которых якобы удобно и комфортно ездить в прогулочном темпе. И все было бы замечательно если бы и было так.Реальность такова что города — это густонаселенные места, движение (как автомобилей так и пешеходов) активное и динамичное не только на улицах но даже в городских парках. На велодорожках плотное и суетное движение, особенно по выходным, когда по ним катаются все. И вот вы, на этой огромной тяжелой и неповоротливой корове, с рулем от троллейбуса (который изламывает вам кисти), условными тормозами, черти как подобранными передаточными числами и сиденьем от лошади (которое нарушает кровоток у ваших половых органов), пытаетесь неуверенно двигаться в этом потоке. Без возможности резко тормозить и маневрировать (что кстати опасно), без возможности ускорится когда это надо, и с мучениями на любом незначительном подъеме (ведь подобные байки часто весят 17кг). О выезде на природу тут речи и быть не может. Ну и как? Нравится?

    Чтобы испытать на себе насколько это утомительно и не приятно, возьмите подобный велосипед в аренду на любой стоянке Сбер-байков (коими вся Москва утыкана), ну или в прокате.

    Очень расплывчатое понятие. В этой категории можно встретить как неповоротливые прогулочные велосипеды, так и довольно агрессивные гибриды. Про первые вы уже прочитали, а вот гибриды брать можно, но у них есть серьезные ограничения… (далее будет и о них).

    Название говорит само за себя. Эти велосипеды предназначены для ровного асфальта и едут очень быстро. Комфорт и прочность принесены в жертву скорости, т.е скакать по бордюрам на этих велосипедах- не лучшая идея, это неудобно и они развалятся. Любое бездорожье отпадает полностью. На городских велодорожках на таком не покатаешься, он слишком быстрый для них, места не хватит + вечные препятствия в виде детей и зевак на прокатных великах. Т.к. дорог с безопасным движением у нас практически нет, придется вдыхать выхлопные газы на обычной и заодно рисковать жизнью не пойми ради чего. А оно вам надо?

    Шоссейные велосипед — это очень интересно но его можно покупать только если вы хотите заниматься этим спортом, четко понимаете что делаете, и у вас есть отличное место для тренировок на нем.

    Нереально крутые и во истину горные велосипеды. Не буду засорять вам ими мозги, скажу так: если велосипед похож на кроссовый мотоцикл — это не для вас. А если для вас — то вам не сюда. 🙂

    Стрит (Дерт) и БМХ:

    Настоящее городское оружие, в них вся сила и дерзость городских улиц. Короли мегаполисов, супер маневренные и надежные, в центре города им просто нет равных. Но это уже экстремальный спорт, связанный с риском и травмами, посему это опять не сюда.

    Это очень круто, но занимайтесь этим только если знаете, зачем оно вам нужно.

    Когда ножки не ходят все же правильней вложить деньги в хорошую инвалидную коляску а не в китайский недодел, который с удовольствием спалит вам квартиру во время зарядки. Я не шучу.А если ножки все же ходят, перестаньте вставлять батарейки в зубную щетку и купите нормальный байк, чтобы они у вас продолжали ходить и дальше.

    Чопер-крузеры — чисто позерский класс

    Очень красивые, но ездить на них практически невозможно, годятся лишь для того чтобы красиво постоять где-нибудь в людном месте. Крайне популярны у нищебродов, у которых нет денег на подобный мотоцикл. Не поймите меня не правильно, в этих байках все же есть смысл — они могут без шума и пердежа проезжать туда, куда мотику въезд закрыт. И все бы ничего, если бы их покупали именно по этой причине а не по вышеозвученой. 😉

    Сами по себе тихоходные и безобидные, но очень часто за рулем сидят пьяные дяди и не смотрят, куда едут. Будьте осторожней, говорю как человек живущий в 15 минутах ходьбы от Смотры. 🙂

    Китайские фэтбайки — велосипеды для слабоумных

    Весят 20кг, не едут и разваливаются, выглядят нелепо и глупо. Не путайте китайский фэт и добротный за 50к.+, это разные вещи.Вообще фэтбайк — это велосипед, разработанный для движения по сыпучим почвам, таким как песок и снег (снег условно, ибо шипованая резина на фэт — это огромная проблема). И то всё это с оговоркой на то, что передвигаться они могут только по плоскостям. Вверх ясен пень, никак, только руками, а вниз такую колымагу отнюдь не все дисковые гидравлические тормоза остановят (молчу про китайские механические). Еще открою небольшой секрет… На бездорожье супер широкая покрышка мигом облипает грязью и благодаря малому удельному весу, давящему на единицу поверхности, превращается в лыжу (типа как аквапланирование на машинах), что рано или поздно заканчивается для горе-райдера инвалидностью. Именно по это самой причине никто не катает даунхил на фэтбайках (уж казалось бы, почему бы и нет?), широкая резина совершенно нестабильно ведет себя на любом грязевом спуске.

    В принципе в китайском фэт-байке, гордо рассекающим по велодорожке на идеально ровном асфальте, нет ничего страшного для окружающих. Ну подумаешь владелец задержался в детстве, ну бывает. Не опасна эта хрень потому что ее слышно издалека (звук тракторной резины), быстро ехать она не может, и сама останавливается, если просто перестать крутить педали. )))) Хотя на спусках держитесь от них подальше.

    Фиксы — велосипеды для сексуальных меньшинств (хипстеров)

    Фикс это единственная ветвь велосипедной культуры где регресс и деградация в почете! Человечество годами работает над тем чтобы сделать жизнь удобней, эффективней, безопасней. Но тут все наоборот, кучке недоумков пришло в голову сделать из простого — сложное, а заодно и опасное.

    Данные убожества каким-то гениальным образом перекочевали на городские улицы с велотреков.

    Совсем вкратце: трековые гонки- это серьезный спорт, где суть в том, что шоссейные велосипедисты валят по овальному контр-уклону и им ничего кроме педалей и одной передачи не нужно, упор делается на силовой рывок и аэродинамику. Соответственно для облегчения с велосипедов удалены тормоза (они им не нужны), а чтобы они могли замедляться — удалена трещетка из задней втулки. Т.е. педали крутятся всегда, когда крутится заднее колесо, расцепления нет (фикс), притормаживание происходит препятствием к вращению педалей самим райдером (короче он ногами замедляет педали).И вот какой-то уникум подумал, что это выглядит очень минималистично и модно, и что велосипеды на шоссейных колесах и без тормозов это как раз то, что нужно в городе, а орава хипстеров (у которых майонез вместо мозгов) приняла это с распростертыми объятиями.

    В общем если вы видите ЭТО на дороге, держитесь от этого подальше, и следите за тем, чтобы оно не сбило ваших детей, вас самих и не помяло своим безмозглым телом вашу машину.

    Дабы пресечь любые кукореки по поводу преимущества отсутствия тормозов на велосипеде (БМХ не в счет, там все иначе), покажу вам одну картиночку. Вот так выглядят тормозные диски (2-х поршневая гидравлика) на велосипеде ArthurCS которому нет и месяца. Катается по Воробьевым Горам (асфальт + легкое бездорожье на тропинках). Посмотрите и подумайте что я вам хочу этим сказать…

    Далее…Велосипед — как выбрать правильно (2/4)

    Остальные велосипедные статьи тут.

    Фэтбайк особенности колес

    Втулка велосипеда – одна из основных деталей велосипеда, находится в центре колеса и обеспечивает его вращение, а так же удерживание спиц. От ее качества зависит «накатистость» и безопасность при езде на велосипеде. По способу изготовления различают литые, штампованные и точеные втулки. Изготавливаются чаще всего из стали и алюминия. По форме втулки могут быть обычными или дисковыми (с креплениями для установки тормозного диска), по форме креплений с вилкой: с деталями под ось или эксцентриком (зажим для быстрого снятия колеса). Так же втулки могут быть для заднего колеса и для переднего. Передняя втулка всегда гораздо проще по строению и тоньше, т.к. основная нагрузка приходится на заднее колесо.

    Конструкция втулок фэтбайка отличается от остальных длиной и повышенной прочностью, рассчитанной на широкий обод колеса. В основном длины втулок для fatbike бывают 135, 142 и 150 мм.

    Обод у фэтбайков гораздо шире чем у горных и тем более шоссейных велосипедов. Если у шоссейного велосипеда ширина обода 15 мм (меряется по внутреннему диаметру обода), у гибридного 16-22 мм, горного от 23 мм, то фэтбайка ширина обода равна 101 мм!

    Еще одно существенное отличие – сама конструкция обода фэтбайка. На большинстве велосипедов сейчас устанавливаются коробчатые обода, такая конструкция обода защищает его от дефомаций при сильных перегрузках, а так же не дает колесу погнуться при наезде на камни, бордюры, и другие препятствия.

    У фэтбайков основную роль амортизаторов играют большие шины, которые не только позволяют избавиться от передних амортизаторов на вилке велосипеда (множество фэтбайков идут без передних амортизаторов), но и защищают обод колеса от точечных препятствий. На ободах для фэтбайков дополнительные «коробки» идут по краям обода, либо отсутствуют совсем. Такая конструкция позволяет делать отверстия в середине обода и использовать цветные вставки из резины или пластика. Эти вставки придают колесам особый дизайн и исключительность не ухудшая их качества и прочности.

    Для изготовления колёсных ободов велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, карбон. Обода из алюминия, в сравнении с ободом из стали, прочнее, легче, менее подвержены коррозии.

    Сейчас самые распространенные размеры колес фэтбайков (fatbike) 20” (50,8 см), 24” (61 см) и 26” (66 см). Диаметр колес традиционно считается по внешнему диаметру покрышки.

    Особенностью шин фэтбайков является давление в них, его можно менять в зависимости от выбранного вами маршрута. Например, минимальное давление 5-7 PSI идеально подойдет для поездок по снежным сугробам, песку, грязи и бездорожью. Но при поездках по ровной местности с таким низким давлением придется прикладывать много усилий, поэтому лучше подкачать колеса посильнее. Наиболее универсальным является давление в 15-18 PSI, что отлично подойдет не только для накатанных трасс в городских и загородных условиях, но и для пересеченной местности. При таком давлении со своими основными задачами фэтбайк спокойно справляется. Ну а при давлении в 20-25 PSI фэтбайк будет трудно отличить от обычного горного велосипеда.

    Спицы для fatbike совсем не отличаются от спиц для других велосипедов. Самое главное при выборе спиц – не ошибиться с нужной вам длиной.

    Спицы производят из стали, алюминия и титана. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля, в который она вкручивается (со стороны обода). Спицы бывают постоянного и переменного сечения.

    В итоге, хочется отметить, что фэтбайк не только повышает планку удобства прохождения по бездорожью. Это универсальный велосипед, на котором удобно кататься как по городу, так и по грязи, снегу и песку. Самое главное — не забыть заранее отрегулировать давление в шинах фэтбайка и подстроить его под тип вашего маршрута. Фэтбайк – велосипед который идеально подойдет при дальних путешествиях, где дорога отсутствует напрочь!

    Трудности рядового фэтбайкера при езде без мотора

    Езда на фэтбайке способна доставить массу позитивных эмоций, ведь:

    • За счет низкого давления и увеличенного пятна контакта обеспечивается отличное сцепление с поверхностью.
    • Толстые шины не проваливаются в грунте, а ведут себя по принципу катка – утрамбовывают мягкие слои и позволяют фэтбайкеру уверенно проехать по мягкой почве без риска увязнуть в ней или упасть на скользком льду.
    • Fatbike запросто преодолевает препятствия в сложных условиях, включая песчаные пляжи и трассы с рыхлым снегом. На нем можно с превосходной плавностью хода перемещаться по любым покрытиям – даже там, где нереально проехать на обычном велосипеде. Например, фэтбайкеры с легкостью ездят по лесопарковым зонам с упавшими ветками и толстым слоем листвы, по песку и гравию, снегу и льду.
    • Фэтбайк способен без пробуксовки въезжать в крутые подъемы, переезжать через бордюры, бревна и толстые ветки. При спуске его мягкие широкие шины прекрасно отрабатывают препятствия и уверенно сохраняют стабильность.
    • Fatbike прекрасно подходит для прогулок в любой сезон и по любой местности, независимо от наличия дорог или лыжни.

    Особенности передвижения на фэтбайке

    Вездеходные качества и универсальность фэтбайка обеспечиваются за счет использования в шинах разного давления – от 5 PSI (максимально мягкие колеса) до 30 PSI (очень твердые шины). Давление в шинах регулируется при помощи насоса и манометра, а выбирается – в зависимости от веса и покрытия.

    При увеличенном давлении шины fatbike ведут себя так же, как и стандартно накачанные шины обычного велосипеда. Зато при низком давлении шины fatbike как бы поглощают неровности, растекаясь по поверхности. В результате, фэтбайкер может запросто проехать в местах, непроходимых для других велосипедистов. Но при такой езде достаточно тяжело крутить педали и входить в повороты, поэтому езда на фэтбайке без мотора может оказаться выматывающей и утомительной.

    Сложности фэтбайкеров при прокате без мотора

    Стоит отметить, что хотя fatbike упрощает езду по рыхлым поверхностям, сам он достаточно тяжелый. Вес таких транспортных средств варьируется от 14 до 17 кг, причем большая часть общей массы приходится на колеса. Каждое из них вместе с втулкой и спицами весит около 3,3 кг – на резину приходится 1,3–1,5 кг, на каждый обод – 1 кг, на камеру – 0,45 кг, на ободную ленту – 0,14 кг.

    В результате, для езды на «толстом велосипеде» приходится затрачивать немало сил. Чтобы брать штурмом песчаные или снежные насыпи, преодолевать сложные рельефы и крутые подъемы, необходимо усиленно крутить педали. Конечно, это способствует повышению тонуса мышц и лучшей тренированности.

    Но если вы хотите экономить силы во время поездок и получать максимум удовольствия от путешествий, оснастите свой ширококолесный велосипед мотор-колесом. Использовать его можно по мере необходимости – например, во время затяжных подъемов и перемещения по сложной местности.

    Установка электродвигателя и аккумулятора позволит вам избежать трудностей рядового фэтбайкера при езде без мотора и пересмотреть свои взгляды в отношении возможностей велосипедиста.

    Предлагаем вам также ознакомиться с нашим предыдущим материалом о том, как восстановить емкость Li-ion аккумулятора.

    Источники:

    https://aersky.github.io/tehnologies.html
    https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/zapchasti/522-planetarnaya-vtulka
    https://spiegelstudio.ru/turizm/planetarnaya-vtulka-dlya-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
    http://sashamoto.ru/velosiped/kak-iz-obychnogo-velosipeda-sdelat-fetbajk.html