Помпа велосипедиста и шофера сканворд

Содержание скрыть

Что такое автомобильная помпа: как работает и почему ломается

Статьи

Что такое помпа в легковом автомобиле

Проводить отбор тепловой энергии от двигателя внутреннего сгорания инженеры умеют несколькими способами:

  • воздушный;
  • жидкостной;
  • комбинированный.

Системы, разработанные на основе воздушного охлаждения, принято называть отрытыми. В них задействованы направленные потоки воздуха, обходящие корпус ДВС снаружи. Подобная конструкция все реже встречается в современных автомобилях, но востребована в мелкой мототехнике.

Представителями закрытых систем являются жидкостные аналоги. Отбор тепла осуществляется за счет циркуляции антифриза по каналам охватывающей рубашки блока цилиндров. Комбинированная схема предполагает внедрение одновременно воздушного и жидкостного охлаждения для автомобиля.

В последних двух типах конструкций обязательным атрибутом является помпа, именно так обычно правильно называется водяной насос, как неотъемлемая часть принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле.

Важно! Системы с жидкостным охлаждением являются гораздо более тихими, чем аналоги, использующие для отвода тепла воздух.

Расположение и назначение элемента

В автомобилях предусмотрено чаще всего два круга охлаждения:

  • малый;
  • большой.

Также предусмотрены различные элементы, входящие в систему охлаждения. Каждый из них выполняет свою функцию. А для чего нужна помпа, является очевидным многим опытным автомобилистам, так как она работает для принудительной прокачки жидкости в отведенных для этого полостях и каналах.

Встроенная в корпус насоса крыльчатка отвечает за перекачивание антифриза . Вращение этому колесу передается по ременному приводу. Шкивы передачи располагаются на валу помпы и на выходном хвостовике коленвала автомобиля.

Находится водяной насос там, где его расположили инженеры. В большинстве моделей современных машин найти помпу можно в следующих зонах:

  • если смотреть по ходу движения, то в машинах с передним приводом прокачивающее устройство располагается на правом торце блока цилиндров (так как помпа является жестко связанной с приводом ГРМ, то она располагается там, где привод защищен крышкой);
  • автомобили с задним приводом оснащаются водяным насосом, зафиксированным на передней стенке блока цилиндров, а вращение крыльчатки придает ремень от ГРМ либо от привода генератора.

Помпа перегоняет антифриз по каналам и двум радиаторам, один из которых служит от вывода тепла в атмосферу, а второй способен передавать тепло в салон. Таким образом удается быстро остудить силовую установку.

Куда качает помпа?

Помпа всегда качает от себя, то есть она толкает, но не всасывает. Это обеспечивается, тем что крыльчатка вращаясь, создает центробежную силу, которая проталкивает антифриз дальше. Задача помпы обеспечить движение и давления жидкости от радиатора к двигателю, поэтому она прокачивает охлаждающую жидкость в двигатель. Конструкционно крыльчатка может вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки.

Когда надо менять помпу?

Интервалы замены помпы четко указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Самый распространенный вариант — при каждой второй замене ремня ГРМ либо когда появились симптомы выхода ее из строя (шум подшипника, течь, люфт).

Периодичность замены

Что касается плановой замены автомобильной помпы, то периодичность ее замены у многих автомобилей попросту не указана в технической документации. Поэтому большинство автолюбителей выполняют плановую замену через каждые 60…90 тысяч километров пробега, что соответствует плановой замене ремня ГРМ. Соответственно, менять их можно парой.

Во втором случае, если используется более качественная помпа и менее качественный ремень, то замену можно проводить следующим образом — одна замена помпы на две замены ремня ГРМ (примерно через 120…180 тысяч километров пробега). Однако при этом необходимо внимательно изучить состояние одного и другого узла. Вместе с заменой ремешка и помпы также имеет смысл заменить и направляющие ролики (если купить их комплектом, то это обойдется дешевле).

Сроки службы водяной помпы

Ресурс водяной помпы значительно сокращается при эксплуатации в условиях экстремальных температур. Комплектующая подвержена большему износу во время сильной жары или больших морозов.

Замену водяной помпы производят вместе с ремнем ГРМ (каждые 60 000 — 90 000 км пробега). Более качественные автозапчасти меняют через 120 000 — 180 000 км пробега.

Принцип действия насоса и его конструкция

В автомобилях достаточно простое устройство помпы. Ее корпус одновременно выполняет функцию крепежного фланца. Он оснащен несколькими отверстиями, через которые агрегат фиксируется на БЦ.

За счет того, что корпус изготовлен из алюминия, удается минимизировать влияние коррозионных процессов, а также уменьшается масса готового изделия. В конструкцию также входят:

  • в центральное отверстие корпуса впрессован главный вал с подшипниками качения;
  • на консольном конце вала располагается жестко зафиксированная пластиковая или алюминиевая крыльчатка;
  • внешний хвостовик вала оборудован шкивом (используются ручьевые или зубчатые модели);
  • предотвратить вытекание тосола и обеспечить герметичность конструкции помогает уплотнительный сальник.

Фланец помпы может прикручиваться как напрямую к блоку, так и через переходник, чтобы обеспечить соосность ременной передачи, не изымая крыльчатки из потока антифриза. Под фланцем производители монтируют прокладку.

Исходя из устройства и способа крепления, становится понятным принцип работы перекачивающего антифриз узла. Вращение на вал и далее крыльчатку передается посредством ременной передачи. При увеличении частоты оборотов коленвала растут обороты на крыльчатке, что способствует интенсивной циркуляции по каналам.

Производители гарантируют бесперебойную работу помпы в течение 40-140 тыс. км пробега . Ресурс зависит от бренда и модели транспортного средства. Отечественные авто располагаются ближе к нижнему значению интервала.

Важно! Определённые марки машин оснащены помпами, работающими от персонального электропривода.

Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем. Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности.

Круги циркуляции

Монтаж и установка масляного насоса Ваз 2108-2109-21099
Система охлаждения в автомобиле имеет два круга циркуляции: большой и малый. Основным считается именно малый, поскольку при запуске агрегата по нему сразу же начинает циркулировать охлаждающая жидкость. В работе малого круга задействованы только каналы блока цилиндров, помпа, а также радиатор отопления салона. Циркуляция проходит по малому кругу до тех пор, пока ДВС не достигнет нормальной рабочей температуры, после чего срабатывает термостат и открывает большой круг. Благодаря такой системе прогрев двигателя значительно сокращается, а в зимнюю пору система не столько охлаждает агрегат, сколько поддерживает его нормальный температурный режим.

Малый и большой круги циркуляции охлаждающие жидкости

В работе большого круга задействованы вентилятор, радиатор охлаждения, впускные и выпускные каналы, термостат, расширительный бочок, а также те элементы, которые принимают участие в функционировании малого круга. Внешний круг, он же большой круг, начинает работать, когда температура охлаждающей жидкости достигает 80-90оС, и обеспечивает её охлаждение.

Устройство водяного насоса автомобиля

Его конструкция максимально упрощена. Все простое – гениально и меньше ломается. Он состоит из вала, который держится в корпусе двумя подшипниками. На валу, внутри насоса, закреплена крыльчатка, которая заставляет циркулировать антифриз в системе. Она бывает из металла или пластика. Первая надежнее, вторая – дешевле.

Между рабочей камерой и подшипниками расположен сальник. Он предотвращает попадание ОЖ в подшипники и вытекания ее наружу под капот автомобиля. Корпус вылит из алюминия или чугуна, способного выдерживать перепады температур и вибрацию. Он состоит из двух частей. Между ними установлена резиновая прокладка. Благодаря такой конструкции можно осуществлять замену помпы без ее демонтажа из корпуса двигателя.

На противоположной стороне вала, снаружи, находится приводной шкив. Который прочно закреплен на валу и приводится во вращение ремнями навесного оборудования или ГРМ (все зависит от модели автомобиля). Например, на ВАЗ 2107 – ремень генератора, Опель Кадет – ГРМ. Поэтому, скорость циркуляции жидкости зависит от скорости вращения коленвала двигателя, чем выше обороты, тем быстрее движется ОЖ по системе.

Слабым звеном в конструкции являются сальник и подшипник. Первый начинает пропускать тосол, который, попадая в рабочую полость подшипников, вымывает смазку из них. Как следствие – повышенный шум, а потом заклинивание помпы. Бывают случаи, когда подшипники начинают «выть» раньше, чем изнашивается сальник. Это невысокое качество деталей дает о себе знать. Ресурс механизма от 60 до 100 тыс. км. В некоторых случая он требует замены и на 30 тыс., а некоторые экземпляры выхаживали 160 тыс. км.

Какая крыльчатка помпы лучше

Большинство современных помп обладают пластмассовой крыльчаткой. Ее преимущества заключаются в меньшей массе по сравнению с металлической, а значит, и меньшей инерцией. Соответственно, двигателю нужно тратить меньше энергии для раскручивания крыльчатки. Зачастую пластмассовой крыльчаткой обладают так называемые турбо-помпы. Причем она у них закрытой конструкции.

Однако у пластиковых крыльчаток есть и недостатки. Одним из них является то, что со временем под воздействием высоких температур антифриза форма лопастей меняется, что приводит к ухудшению КПД крыльчатки (то есть, всего насоса). Кроме этого, лопасти могут попросту со временем изнашиваться или вовсе сорваться со штока и прокручиваться. Особенно это актуально для недорогих водяных насосов.

Что касается железной крыльчатки, то единственный ее недостаток состоит в том, что она обладает большой инерционностью. То есть, двигатель тратит больше энергии для ее раскручивания, в частности, в момент запуска. Зато она обладает большим ресурсом, практически не изнашивается со временем, не меняет форму лопастей. В некоторых случаях отмечается, что, если помпа дешевая/некачественная, то на лопастях со временем может образоваться ржавчина или большие очаги коррозии. Особенно если используется некачественный антифриз либо же вместо него используется обычная вода (с большим содержанием солей).

Поэтому какую помпу выбрать — решать только автовладельцу. Справедливости ради стоит отметить, что на большинстве современных иномарок установлена помпа с пластиковой крыльчаткой. Однако выполнены они качественно, и со временем не стираются и не меняют свою форму.

При выборе помпы также необходимо обращать внимание на высоту крыльчатки. Из общих соображений можно сказать, что чем меньше зазор между блоком и непосредственно крыльчаткой — тем лучше. Чем ниже крыльчатка — тем меньше производительность, и наоборот. А если производительность будет маленькой, то это не только приведет к проблемам с охлаждением мотора (особенно на высоких оборотах его работы), но и к проблемам в работе печки салона.

Также при выборе помпы всегда нужно обращать внимание на сальник и подшипник. Первый должен обеспечивать надежную герметизацию, а второй — работать ровно на любых скоростях и как можно дольше. Чтобы продлить срок эксплуатации сальника необходимо использовать качественный антифриз, в состав которого входит смазка для сальника.

Чаще всего корпус помпы для легковых автомобилей изготавливают из алюминия. Это обусловлено тем, что из этого материала проще изготовить детали сложной формы со сложными технологическими требованиями. Водяные помпы для грузовых автомобилей зачастую делают из чугуна, поскольку они рассчитаны на невысокие обороты, но при этом важно соблюдение длительного срока эксплуатации устройства.

Скорость вращения вала напрямую зависит от диаметра шкива. Производитель подбирает оптимальные размеры для той или иной модификации.

Существуют шкивы трех видов:

  • Зубчатый — приводится в действие зубчатым ремнем ГРМ.
  • Ременной — приводится в действие обычным ремнем.
  • Электромагнитный — муфта, регулирующая скорость вращения помпы при помощи магнита.

Последняя модификация не нуждается в уплотнении сальником, поэтому такая помпа никогда не потечет. Шкивы жестко крепятся к оси посредством болтов или шпоночного соединения.

Подшипник

Наиболее распространенные конструкции включают в себя двухрядный закрытый шарикоподшипник или роликоподшипник. Этот элемент смазывается высокотемпературной пластичной смазкой.

Сальник

Сальник отвечает за герметичность помпы. Для улучшения свойств уплотнителя, используется антифриз с добавлением смазки. Большинство современных помп оснащены керамическим сальником, состоящим из двух элементов по типу плоского золотника.

Предназначение помп: зависимость от жидкости

Моделей водяных помп выпускают довольно много, но все устройства отличается еще одной характеристикой — возможностью беспроблемной работы с той или иной жидкой средой.

  1. Чистая либо слабозагрязненная вода. Такое оборудование имеет шанс без ущерба для рабочих узлов перекачивать почти незагрязненную жидкость. Она может содержать твердые включения размером до 0,5-0,8 мм.
  2. Вода средней степени загрязненности. Помпы, предназначенные для работы с ней, отличаются большей мощностью. В этом случае проборы способны справиться с перекачиванием жидкости, размеры твердых частиц которой составляют максимум 15 мм. Первый пример — пожарные мотопомпы, используемые не только по прямому назначению, но и для транспортировки воды на большие расстояния.
  3. Жидкость с сильной степенью загрязнения. Для этого насосного оборудования характерна высокая производительность, способность создать напор, максимальный показатель которого составляет 35 м водяного столба. Такие помпы легко справляются с включениями, диаметр которых не превышает 25 мм.

Самая серьезная проблема — канализационные сточные воды, требующие «профессионалов». Такие помповые насосы называют фекальными. Их предназначение — перекачка сточных вод, имеющих крупные, волокнистые, нерастворимые включения. Отличие фекальных агрегатов от всех предыдущих видов — наличие специального устройства — режущего механизма. Его задача — измельчение твердых неорганических компонентов жидкости.

Виды насосов охлаждающей системы


Виды насосов системы охлаждения
Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами:

  • Механический – вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя.
  • Электрический – в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).

По назначению помпа автомобильного двигателя может быть:

  • Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения.
  • Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем.

Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают:

  • Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях. Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы.
  • Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня.

Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.

Жидкостный насос

В качестве жидкостных насосов иногда пользуются мультипликаторами или дожимающими компрессорами, так, например, компрессор сверхвысокого давления Института высоких давлений ( рис. 65) хорошо работает при давлении 5000 ат и — как жидкостный насос, производительностью до 60 л / час. Хотя величина вредного пространства у этого компрессора очень невелика ( 5 — 6 %), тем не менее производительность его повышается при работе на жидкостях, которые меньше сжимаются, чем газы.

При наличии жидкостного насоса или мультипликатора, целесообразнее заменить ими бомбу /, охлаждение и нагревание которой ( даже однократное) требует времени и расхода охладителя. Если перед реактором / / ( рис. 89) установить ртутный затвор, а сам реактор и часть затвора заполнить газом от баллона или компрессора, то на установке можно проводить опыты с газами.

При работе жидкостного насоса происходит утечка ( через зазор между плунжером и втулкой цилиндра) кислорода или азота, которые возвращаются обратно в колонну, проходя по пути через фильтр 15 из пористого металла для очистки от частиц графита.

Заметим, что поршневые жидкостные насосы позволяют всасывать газ с таким же успехом, как компрессор.

В отличии от жидкостных насосов воздушные и другие газовые компрессоры ( кроме компрессоров низкого давления) охлаждаются водой или другим способом ( охлаждение поверхности) для отвода тепла, которое вырабатывает компрессор.

Насосы, работающие на поверхности

Поверхностные агрегаты располагаются на участке, который находится в непосредственной близости от источника воды. К всасывающему патрубку насоса присоединяют шланг, другой его конец погружают в жидкость. Такие устройства бывают:

  • садовыми насосами: их используют только для полива сада или огорода;
  • напорными: эти приборы становятся элементом инженерной системы, их задача — обеспечение необходимого напора воды;
  • насосными станциями, в которые помимо помпы входит гидроаккумулятор — прибор, накапливающий воду, а также регулирующий давление в системе.

Плюс поверхностных конструкций — простота обслуживания и эксплуатации. Минус — невозможность добычи воды из источников большой глубины.

Помпы, находящиеся в источнике

Погружные помпы работают непосредственно в толще воды. Жидкость поднимается наверх по шлангу или заборной трубе. Поскольку это оборудование не всасывает, а создает постоянный напор, их используют для источников, глубина которых уже значительна – от 100 метров или более. Погружное оборудование делится на несколько видов.

  1. Колодезные. Эти помпы могут работать с источниками, глубина которых составляет 10 метров. Их особенности — лучшее охлаждение, меньшая чувствительность к твердым, крупным включениям, низкий уровень шума.
  2. Скважинные помповые насосы. Такое вытянутое цилиндрическое оборудование имеет максимальную мощность. Оно предназначено для выкачивания жидкости из глубоких, узких источников с большим дебитом.
  3. Дренажные. Их предназначение — борьба с затоплениями подвалов, котлованов, канав или траншей. Дренажные приборы рекомендуют использовать, если диаметр частиц в жидкости не превышает 30 мм.
  4. Фекальные. Данное оборудование выполняет самую неблагодарную работу. Его задача — выкачивание сильнозагрязненной воды, которая имеет различные примеси.

Как видно, выбор устройства целиком зависит от качества жидкости, от вида и глубины источника. Поскольку многим из них угрожает «уход» воды, лучшим вариантом для скважины или колодца в любом случае остается погружной прибор. К тому же это оборудование можно использовать для осушения котлованов, освобождения цистерн и других резервуаров.

Признаки неисправности помпы

В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.

Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:

  1. Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
  2. Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
  3. Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора . Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
  4. На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.

Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:

  • мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник;
  • удаляем крышку газораспределительного механизма;
  • ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы;
  • пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.

Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.

Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 120 0 С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.

Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.

Если случится выход из строя

Рекомендуем следить за возможными негативными симптомами, проявляющимися при работе автомобильного водяного насоса. Поломка его несет большие риски для работоспособности двигателя. На масштабы последствий оказывает влияние зона установки и способ подключения помпы.

Список потенциальных проблем включает в себя факторы:

  1. Вышедший из строя подшипник на валу способен заклинить вращение насоса. Соответственно насаженный на хвостовик шкив перестанет вращаться, а приводной ремень будет слетать или рваться.
  2. Появляются проблемы с герметичностью из-за изношенного сальника или прокладки, вследствие чего снижается уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза приводит к перегреву ДВС.
  3. Протекающий антифриз из-под сальника попадает на вращающиеся шкивы, которые распространяют охлаждающую жидкость на окружающие предметы, включая ремни. После намокания происходит проскальзывание ремней и их ускоренный износ.

Нередко первопричиной потери герметичности и снижения уровня антифриза является выработанный подшипник, а не сальник. Главный вал болтается и перекашивается из-за усилия приводного ремня на шкиве. Таким образом деформируется сальник и становится не способным удерживать антифриз, после чего возникает утечка.

Наиболее негативным развитием событий является разрыв ремня газораспределительного механизма по причине заклинивания подшипника. Большинство автомобилей после этого нуждаются в дорогостоящем ремонте двигателя. Это связано с ударами поршней по шляпкам открытых клапанов, что в результате приводит к мгновенному искривлению последних.

После срыва ремня с большой долей вероятности в машине придется снимать головку блока цилиндров, а также проводить замену клапанов. При худшем исходе в замене будут нуждаться поршни и потенциально треснувшая головка блока цилиндров.

В конструкции, где слетает ремень привода генератора, значительного ущерба быстро не происходит. Определить такой сбой в работе удастся по возможным симптомам:

  • бортовая система электропитания переключится на разрядку АКБ;
  • батарея начнет терять напряжение;
  • мотор начинает перегреваться.

Повышение температуры приводит к скорой выработке цилиндропоршневой группы.

Последствия поломки

Пришедший в негодность насос способен наделать много бед. Величина ущерба зависит от того, как задействована помпа в автомобиле – от ремня ГРМ или привода генератора. Аварийные ситуации выглядят следующим образом:

  1. Начинает протекать прохудившийся сальник либо прокладка. Уровень антифриза в системе уменьшается, что чревато перегревом мотора, если не заметить неполадку вовремя.
  2. Из-за разбитого подшипника заклинивает вал насоса. От рывка приводной ремень слетает или рвется.
  3. Когда подтекает сальник помпы, вращающиеся шкивы разбрасывают жидкость во все стороны. Намокшие ремни проскальзывают и быстрее изнашиваются.

Примечание. Первопричиной утечки антифриза нередко становится изношенный подшипник, а не сальник. Вал со шкивом и крыльчаткой начинает болтаться и перекашивается под давлением приводного ремня. В подобных условиях сальник не способен удержать тосол, отчего водяной насос пропускает жидкость наружу.

Наихудший вариант – разрыв ременного привода ГРМ вследствие заклинивания подшипника. Для многих автомобилей это ведет к дорогостоящему ремонту силового агрегата, поскольку днища поршней ударяют по тарелкам открытых клапанов и загибают их толкатели. В лучшем случае придется снять ГБЦ и поменять клапанную группу, в худшем – выбросить пробитые поршни и треснувшую от удара головку цилиндров.

Слетевший ремень привода генератора не нанесет ущерба, разве что исчезнет подача электроэнергии в бортовую сеть и начнет разряжаться аккумулятор. Но параллельно возникнет перегрев мотора, ведущий к ускоренному износу цилиндропоршневой группы.

Можно ли восстановить или отремонтировать помпу

В большинстве автомобилей стоит неразборная конструкция водяных насосов. Это относится как к отечественным машинам, так и к иномаркам. В продаже найти ремкомплект для современных машин в виде сальника или подшипника для помпы не удастся. Исключением является «классика» от ВАЗ.

Стоит учесть, что большинство таких запчастей выпускается сторонними фирмами. Факт не всегда позитивно отражается на качестве продукции.

Заключение

Помпа относится к важным деталям конструкции. Водитель должен следить за её состоянием и работоспособностью, чтобы не получить проблем с двигателем.

Fixed gear как альтернативный городской велосипед: история и личный опыт

Я катаюсь на велосипеде по Москве уже несколько лет, но в последние полгода я крутил педали чаще, чем всю свою жизнь. По чистой случайности я открыл для себя прелести фиксированной передачи — хотя прежде считал ее скорее экстримом, чем эффективным и просто кайфовым средством передвижения. Помимо этого я узнал немало крутых историй о культуре фиксед гира. Немного об этой культуре и моем личном опыте расскажу ниже.

Этот текст — не рекомендация и не гид по выбору велика на лето, и не мнение велоэксперта о фиксе. Если вы впервые задумались о выборе велосипеда, лучше начать с чего-то простого, как обычный односкоростной велосипед — синглспид. Но если вы откатали свою условную тысячу километров по городу и ищете новых ощущений — фикс может стать следующим этапом. И не факт, что за ним будет еще один: хотя я и подумываю купить себе шоссейник, заменить им ощущения от катания на фиксе невозможно.

Что такое фикс?

Это велосипед с фиксированной передачей. Если объяснять на пальцах, то обычный современный велосипед устроен следующим образом: вы крутите педали для разгона, а в остальном время можете просто сидеть — катиться или «костить» (от англ. coast). В нашем же случае задняя звезда зафиксирована, поэтому заднее колесо всегда крутится вместе с педалями.

Так работали и самые первые велосипеды, но эту схему быстро сменили более продвинутые, которые позволяли передвигаться с большим комфортом — как минимум потому, что у велосипеда ничего не крутилось само по себе.

Фиксированная передача на какое-то время осталась достоянием трековых гонок и цирковых арен. Но даже на примере цирковых трюков можно объяснить один из самых кайфовых моментов фикса. В цирке важно, что прямая передача позволяет полностью контролировать ход велосипеда. С ней ты можешь ехать и вперед, и назад, и балансировать в стойках — все это без тормоза. Это другой уровень слияния с велосипедом, который также кардинально меняет ощущения от езды. Но пришли к этому далеко не сразу.

Доставка с ветерком: как фикс стал эффективным средством передвижения по городу

Практически с момента изобретения велосипеда во второй половине XIX века его начали использовать для доставки мелких грузов. Сложно сказать, где и когда велокурьеры начали использовать именно велосипеды с фиксированной передачей — но в 80-е годы XX века в Канаде и США уже работало множество курьеров, предпочитавших фикс любому другому типу велосипеда. На это были веские причины.

Велик курьера должен быть быстр, прост и недорог в обслуживании. Фикс подходит по всем этим параметрам. У него минимум деталей и нет хрупких частей, которые можно повредить, типа каких-нибудь переключателей скоростей. Определенного ухода требуют не только переключатели, но и тормоза — и их на фиксе в его «классической» версии тоже нет. Мало деталей — меньше вес. Даже со стальной рамой фикс весит 8-10 кг. Стоит он тоже недорого, особенно в сравнении даже с самыми простыми шоссейными велосипедами, не говоря о карбоновых монстрах за тысячи долларов.

Но главное — это движение. Отсутствие обычного тормоза на фиксе предполагает, что ты не должен останавливаться, пока не достигнешь определенной точки. Ты можешь крутить педали быстро и ускоряться — или медленно, тем самым замедляясь. Ты ищешь оптимальный маршрут, вовремя разгоняешься или сбрасываешь скорость в зависимости от происходящего впереди, но останавливаешься только тогда в пункте назначения. Оптимальные маршруты опытных курьеров не ограничиваются обочиной и проложены прямо сквозь трафик.

В конце 80-х группа велосипедистов на фиксах из Торонто, среди которых были сотрудники веломагазинов и веломеханики, каталась в свое удовольствие по родному городу. Они называли себя alley cats — «бродячие коты» в неточном переводе на русский. Решив разнообразить велопрогулки, парни придумали гонку: каждый участник должен в кратчайшие сроки проехать через определенный маршрут, отметившись на специальных чекпоинтах. Для этого нужно было хорошо знать город и не менее хорошо управляться с велосипедом. Это было идеальное развлечение для велокурьеров, и те быстро увлеклись идеей. Гонки получили такое же название — alleycat. По другой версии такое название было связано с тем, что первые гонки стартовали в alleys — узких переулках. Это было частью соревнования — десятки человек в суматохе пытаются найти свой велосипед и поскорее вырваться на просторные улицы города.

В следующие годы аллейкэты вышли за пределы Торонто, добравшись до США, Европы и даже стран Азии. Суть всегда оставалась прежней — это были уличные гонки на фиксах. И в силу специфики передвижения опытных велокурьеров, гонки, как правило, незаконные: ведь если для них специально будут перекрывать улицы, это будет уже совсем другая гонка.

Про аллейкэты снято множество крутых документалок — например, Line of Sight от одного из мэтров велокинематографа, Лукаса Брюнелля. А в начале 2019 года вышел короткий док именно про тех самых «котов» из Торонто — First Cats. Кроме прочего из него можно узнать, как те же канадцы придумали еще пару безумных гонок — например, построив велотрек целиком изо льда, или деревянный трек в форме восьмерки.

Об одном из самых известных аллейкэтов прямо сейчас — нью-йоркском Monstertrack — я не так давно рассказывал. Позже я узнал, что среди участников последней гонки был и русский — и решил задать ему несколько вопросов.

Но прежде чем мы перейдем к нему, не могу не рассказать про еще один тип гонок на фиксах. Первая кольцевая гонка Red Hook Crit прошла в Нью-Йорке 2008 году. Свое название она получила по месту проведения — району Ред Хук в Бруклине. Впоследствии «Ред Хуки» проводились и в Европе, но самое интересное вот что: последние пять лет генеральным спонсором гонки была Rockstar Games. Вы когда-нибудь слышали, чтобы Rockstar что-то спонсировала? Обычно эта компания очень избирательно появляется в публичном поле.

Мы привыкли слушать о ней из каждого чайника, только когда она что-то выпускает — в остальное же время никто из Rockstar не раздает интервью, не ездит по выставкам и вообще нигде не фигурирует. Но на Red Hook Crit логотипом компании завешано просто все, что можно. Почему именно эта гонка? Неужели братья Хаузеры сами катаются на фиксе? Узнать об этом ничего не удалось, но очевидно, что поддержка Rockstar была очень важна: вместе с окончанием пятилетнего договора с компанией у организаторов начались проблемы с деньгами, и в 2019 году они решили взять перерыв.

Опыт велокурьера в Нью-Йорке

Алекс Кальнев родился в Челябинске, но уже почти 17 лет живет в Нью-Йорке. Кому-то он может быть известен под псевдонимом Krussia; еще шесть лет назад Vice в своей публикации назвал его «лучшим русским рэпером Нью-Йорка». Алекс до сих пор пишется и выступает в Нью-Йорке, но у меня был другой интерес — кроме музыки он работал велокурьером, и участвовал в местных аллейкэтах. Поэтому слово ему самому.

«Будучи уже несколько лет в NY и работая грузчиком мебели, по абсолютной случайности появилась возможность подрабoтать велокурьером. На тот момент у меня был купленный на улице с рук за 20$ кусок металлолома с амортизаторами. В первые дни работы металлолом увели, на смену появился более аэродинамичный mountain bike. Покрывая около 50 км в день по относительно плоскому Манхэттену, постепенно появилось осознание, что «меньше — значит больше». Наличие множества переключаемых скоростей и ненужных компонентов добавляет лишний вес. После того, как подрезали и mountain bike, пересел на спортивный односкоростной freewheel.

Постоянно находясь уличных велопотоках и абсолютно ничего не зная о трековых (fixed) велосипедах, я иногда стал замечать ребят, у которых также была одна скорость, но нет тормозов, и абсолютно другая динамика вращения педалей. Меня это сильно заинтересовало, и если не ошибаюсь это был 2006 год, до повышенного интереса на «фикс»-тематику. Пытаясь узнать что-либо у «знающих» по этому поводу, в ответ получал, что «чтобы понять, надо самому попробовать» и «как будто не ты на велосипеде, а ты сам велосипед». Это очень заинтриговало. В итоге я купил подходящего коня на Ebay, rest is history.

Начало моих поездок совпало по времени с волной из Сан-Франциско, релизом легендарного MASH DVD и клипов таких райдеров как Massan, которые жестко вдохновили по характеру езды, и в итоге я пыхтел на полную катушку сам по себе по всему NY. Параллельно стал развиваться интерес к велокультуре в общем, и в поисках информации я наткнулся на документальный фильм PEDAL о нью-йоркских курьерах, а также увидел несколько ссылок на YouTube про гонку Monstertrack , условиями которой были «только трековые велосипеды, только без тормозов».

Далее в одном из веломагазинов города Алекс увидел флаер Monstertrack и решил принять участие. Так он стал участвовать в гонке раз в год. На тот момент он не знал никого из тусовки курьеров. Несколько лет спустя на очередном MT Krussia финишировал в первой десятке, и его позвали на другую гонку.

«Мне был интересен состязательный элемент, и я приходил по возможности на каждую гонку о которой слышал, на какие-то приходило 100 человек, на другие 15, не имело значения».

На последнем Monstertrack Krussia был близок к победе — но по итогам ему пришлось практически самому себя дисквалифицировать. Подробности этой истории в его изложении можно прочесть здесь.

По словам Алекса, изначально он не горел желанием стать частью тусовки, но со временем это произошло само собой.

«Ребята рассказывали, что когда впервые увидели что я один и ни с кем не общаюсь, многие подумали что я федеральный агент под прикрытием. На данный момент это улично-семейные отношения которым я крайне благодарен, и многие личности вдохновили неимоверно».

Не менее вдохновенно рассказывает он сейчас и о выборе, который сделал в свое время.

«Сам принцип фиксированной передачи для меня лично несет экзистенциально-философский характер. Никогда не останавливаться подобно жизни или космосу, и в то же время найти в этом абсолютный покой. С точки зрения музыки это постоянное, непрерывное вращение схоже с грувом».

Самое крутое в этих словах то, что после полугода на фиксированной передаче я, пожалуй, подпишусь под каждым из них.

Личный опыт

При покупке велосипеда несколько лет назад у меня было два критерия — он должен быть быстрый и легкий. Это сразу сужало выбор до велосипеда шоссейного типа, — не говоря о том, что в их разнообразии можно встретить божественно красивые образцы. Но в процессе мне резко расхотелось на старте парить мозг уходом, и выбор сузился до чего-то совсем простого — типа односкоростного велика (синглспида) или фикса. После пары лет на синглспидах в какой-то момент у меня оказался велосипед Fuji Feather. Fuji считается стандартным выбором для начинающего фиксера. В случае с Feather — в том числе и потому, что его комплектация позволяет «зассать и передумать». Заднее колесо оснащено двухсторонней втулкой: фикс с одной стороны и односкоростной фривил с другой.

Сначала я по привычке ездил на фривиле. В моем старом велосипеде мне кроме прочего нравилась полная бесшумность — разве что цепь иногда давала понять, что ее пора смазать. «Фуджи» при вращении педалей то поскрипывал, то шуршал. Если вы смотрели «Твин Пикс», то помните капитально поехавшую героиню Надин. Ее самым первым загоном были занавески, которые должны были закрываться бесшумно. И вот я, как поехавшая Надин, убивался сам и докапывался до механиков всех мастей, заставляя их слушать какое-то шуршание в каждой отдельной детали. Деталей было мало, что только добавляло безумия моей паранойе. В итоге я поменял практически все; проклятые шуршания и поскрипывания продолжали рвать мне мозг, и спустя месяц я плюнул и переставил колесо на фиксированную передачу. Все равно хотел попробовать, если что — переставлю обратно, думал я тогда. Шум, кстати, исчез.

Надин решает вопрос с бесшумными занавесками. В моем случае все было не так просто

Итак, на фиксе нет тормозов. Точнее, так — их нет у тех, кто умеет на нем ездить. Потому что и разгоняешься, и замедляешься ты, крутя педали. Либо крутишь их вперед, либо упираешься — например, на спуске с горки. Последнее упражнение — самый неожиданный сюрприз для новичка на фиксе и его мышц. Но именно эта постоянная связь ног с ходом велосипеда выливается в новые, крутейшие ощущения.

Для укрепления этой связи стоит пристегнуть ноги к педалям. Не буду углубляться в мир велоприбамбасов и скажу что самый простой способ — туклипсы или стрепы: либо пластиковые, либо железные пазы или просто толстые ремешки, куда нужно вдевать ноги. Следующий уровень — «контактные» педали, для которых нужна специальная обувь. Шоссейному велосипедисту такое сцепление нужно для неотрывного и качественного вращения педалей с подключением всех групп мышц, но фиксеру оно необходимо еще и для торможения — так называемого скида.

Чтобы затормозить на прямой передаче, нужно остановить педали. По идее, можно попробовать резко переложить весь вес на одну из педалей— но это слишком сложно. А вот если вы пристегнуты к педалям, то на одну вы можете опереться, а другую — потянуть вверх. И если представить переднюю звезду как циферблат, для торможения нужно просто остановить ноги примерно на 9 и 3 часах соответственно, предварительно перенеся вес на руль. В таком случае заднее колесо заблокируется и, проскользив им по асфальту (в чем состоит особенный кайф), вы остановитесь.

Но смысл фикса не только в том, чтобы красиво затормозить — но и ехать так, чтобы тормозить не пришлось.

Грубо говоря, как только ты садишься на фикс, начинается игра — кто затормозил, тот лох. Единственная правильная тактика тут — смотреть куда едешь внимательнее обычного. Рассчитывать заранее, стоит ли разгоняться, или лучше замедлить ход — или не сбавлять скорость, потому что можно куда-то свернуть и продолжить движение.

В комментариях практически к каждому видео про фиксед гир можно найти человека, который пишет что-то вроде «безумцы, куда же вы несетесь без тормозов». Любой, кто ездил на фиксе, только вздохнет.

Ни на одном велосипеде так не обостряется чувство ответственности, как на фиксе. Ты уже не можешь просто катиться вперед и тормозить одним движением руки. Следовательно, ты не можешь допустить ситуацию, где ты на полном ходу оказываешься в сантиметре от машины или человека — значит, ты плохо просчитал свое движение.

Krussia сравнивал катание на фиксе с медитацией, и в этом тоже есть своя истина. Монотонное педалирование вводит тебя в интересное состояние; я бы назвал его не трансом, а скорее, осознанным педалированием. Полностью слившись с движением велосипеда ты начинаешь чувствовать каждый зубец на звездах, и не просто гонишь вперед, а осознанно вращаешь колесо — настолько, что ты всегда готов замедлить вращение или вообще его остановить.

Отчасти именно из-за этого обостренного чувства ответственности на фиксе в его дефолтной комплектации нет тормоза. Это чем-то напоминает мне одну теорию про катание без шлема (и нет, я никому ее не навязываю — шлем нужен). Согласно ей, человек к шлеме чувствует себя безопаснее, чем на самом деле, смелеет и теряет бдительность. И тем не менее, шлем с фиксом можно увидеть намного чаще, тем тормоз. Не мог не спросить об этом у Krussia.

«Скажем так, если есть идея «прыгнуть с парашютом из самолёта», то для начала можно попробовать с вышки держась за страховочные канаты, но смысл явно не в канатах и вышке. Для меня лично, ручной тормоз на трековом велосипеде ликвидирует фундаментальный принцип, из-за которого и родился мой интерес. И в таком случае, лучше взять односкоростной freewheel. Но вообще, это вопрос личного предпочтения и собственной ответственности».

Но так как велосипедист и спортсмен из меня так себе, я все еще езжу с тормозом. И хотя почти им не пользуюсь, несколько раз за полгода он меня выручил. При этом я не особо поменял стиль езды: это все еще обочина, никаких тротуаров, без прыжков в левый ряд и обгонов — хотя на фиксе это намного легче и приятнее, чем на любом другом велосипеде: благодаря прямой передаче разгоняешься гораздо быстрее.

Читая разнообразные комментарии про фиксед гир в интернете, поначалу у меня сложилось впечатление, что использовать его для ежедневной езды — например, на работу — невозможно. Но с августа по ноябрь я не слезал с него вообще, каждый день гоняя по 10-15 км туда-обратно в офис. Когда в конце ноября я собрался на несколько дней в одно лицо сгонять в Германию, то сразу понял, что фикс надо брать с собой. Отмотав и там несколько сотен км, я окончательно убедился в том, что фикс может быть комфортным средством передвижения — как и любой другой велосипед. В том числе и в Москве.

Москва как велогород

Смотря все эти видео с лихими курьерами Нью-Йорка, непременно хочется гонять также. Но без хорошей подготовки не стоит и пытаться перенять манеру их езды. Кроме того, Москва еще только в самом начале пути к тому чтобы стать крутым велогородом.

Технических различий с Нью-Йорком и правда достаточно. Это и расстояния, и рельеф — Москва огромна и полна горок и спусков даже в пределах ТТК.

Важный момент — отношение водителей и пешеходов. На нью-йоркских видео может показаться, что трафик в городе более медленный, водители и пешеходы вроде как более понимающие. Но как и в любом большом городе, случается всякое — и лихачи, и дебилы, и дебилы на велосипедах, одним из которых можешь стать ты, если будешь строить из себя экстремала и гнать на красный при любом удобном и неудобном случае.

В Москве и водители, и пешеходы гораздо менее привычны к велосипедисту. И все же, с машинами за несколько лет катания по московской обочине — и полгода на фиксе — у меня проблем не возникало. Чего не скажешь о пешеходах. По непонятным причинам некоторые из них не всегда рассматривают велосипедиста как угрозу, поэтому считают совершенно нормальным переходить дорогу в любом месте, не видя тебя в упор — а ты едешь, и за неимением впереди светофоров и переходов тормозить не планируешь. В итоге ты сам любой ценой пытаешься уйти от столкновения, но надо сказать, что так делают далеко не все — и упрекнуть их не за что. Пользуйтесь переходами!

Krussia: Стараюсь бывать в России раз в году, и к сожалению, не приходилось пока ещё колесить по родным колдобинам. Надеюсь поправить это в скором будущем. Сравнивать — дело неблагодарное. В России кардинально другая инфраструктура, отношение к окружающим и активности на дороге. Но наши дорожные условия годны чтобы воспитывать fixed-гладиаторов. В NY существует живая культура и среда людей которые живут этим десятилетиями и используют велосипед в целях работы, транспорта, отдыха и тд, и это никак не компенсировать. В России эта субкультура достаточно новая и потребуется какое-то время, но люди готовы, и ещё как, но возможно, многие об этом не задумывались.

История с велодорожками в Москве достойна отдельного текста. Но если коротко, то в таких количества и с таким темпом их строительства они едва ли влияют на общую картину. Не говоря о том, что пока не все водители и пешеходы понимают, для кого выделены эти куски дороги — и это долгий процесс.

Ну и конечно, погода! Во время написания этого текста мне попался замечательный док про московского велокурьера на фиксе. Герой фильма развозит кофе и кексы по Москве, и на его примере можно понять, насколько это непростая работа — не только из-за расстояний, пешеходов или водителей, но и из-за погодных условий.

Но кроме этой ниши, которую представляет герой фильма, есть еще и другие велокурьеры. Зачастую это доставка еды гастарбайтерами на дешевых и тяжеленных «Стелсах». Но эти парни делают весомый вклад в представление жителей города о велосипеде и том, как его использовать. Помимо того, что это уже довольно массовое явление — таких курьеров в Москве сотни — они гоняют еще и зимой. Надо признать, что в любой сезон это еще и вынужденная мера: судя по печальным репортажам из твиттера, осилить заказы «Яндекс.еды», «Деливери клаба» и кого угодно еще на своих двоих очень непросто.

Еще несколько лет назад я не мог даже близко представить ничего такого. В сезон куча народу разъезжает по городу на велосипеде, велопрокаты востребованы и нередко пустуют. Если велосипед становится таким распространенным средством передвижения по городу — значит, есть место и для более нишевых историй. Не то чтобы я утверждаю, что рано или поздно доставщики еды откроют для себя фиксы — пока это звучит сюрреалистично. Но ведь и Krussia первый год в Нью-Йорке развозил грузы на самых обычных велосипедах, не подозревая о том что рядом с ним есть даже не субкультура, а просто более эффективное средство передвижения на короткие дистанции, хоть и требующее кое-какой подготовки. Вдруг и у нас фиксу найдется более утилитарное применение?

Если вас заинтересовал фиксед гир — вот тут можно найти ликбез комьюнити Fixed Gear Moscow для начинающих. Какой велосипед и снаряжение выбрать, как освоить основные техники торможения, еще кое-какие технические тонкости и главное — как вести себя в городе.

Велосипед Турист

дорожный велосипед ХВЗ "Турист"

.

Харьковский велосипедный завод, сокращенно называемый ХВЗ, был основан еще в 1923 году. Он считался главным среди производителей столь удобного средства передвижения.

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

  • Содержание статьи:

Знакомство с «Туристом»

дорожный велосипед ХВЗ "Турист"

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-31

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31 .

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-32

Велосипед ХВЗ «Турист» В-32 .

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-33

Велосипед ХВЗ «Турист» В-33 .

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь. А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Спутник" В-34

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34 .

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Спортивно-туристические велосипеды

велосипед для туристических поездок ХВЗ 153-411

Велосипед ХВЗ 153-411 .

велосипед для туристических поездок ХВЗ 153-421

Велосипед ХВЗ 153-421 .

Какими характеристиками обладали первые «Туристы»

Рассмотрим, чем оснащен типичный дорожно-туристический велосипед. А именно, такие серии, как В-31, В-32, В-33.

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела закрытый тип, высоту — 560 мм;
  • База — 1090 мм;
  • Руль изготавливался из стали. Мог быть как спортивного, так и дорожного типа;
  • Колеса. Обода коробчатые из алюминиевого сплава. Размер шин –32×622 мм;
  • Седла в одних партиях были жесткими. А в других встречались мягкие;
  • Педали были облегчённые. Имели литый корпус;
  • Вилка из стальных труб, закрытая;
  • Втулка заднего колеса трещоткой на 3 звезды, бестормозная;
  • Количество зубьев на задних звездах — 6, 20, 24; а на передних — 48;
  • Количество передач – 3;
  • Тормоза — передние клещевые;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Дополнительное снаряжение: звонок, багажник, велосипедная фара, сумка для хранения инструментов. В некоторых моделях встречался задний фонарь. Приятным дополнением всегда был насос со шлангом, который в нужную минуту под рукой;
  • Вес велосипеда -14,0 кг.

Технические характеристики «Старт-Шоссе». Модель 155-411

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела улучшенную конструкцию, состоящую из тонких труб. Высота минимум 520 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 995 – 1025 мм;
  • Руль изготавливался из дюралюминия. Спортивного типа, с удлиненным выносом;
  • Колеса. Материал — дюралюминий. Размер шин – 600×27 мм;
  • Спицы стальные, редуцированные;
  • Тормоза улучшенные;
  • Седло изготовлено из полужесткого каркаса. В данной модели встречалось исключительно жесткое покрытие. Материал — пластик;
  • Педали изготавливались из стали. Тип — челночный;
  • Передняя вилка имела новую геометрию. Материал — легированная сталь;
  • Втулка заднего колеса с четырехступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • 10 передач;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Количество зубьев на задних звездах – встречалось три варианта, в зависимости от партии;
  • Втулка задняя – с пятиступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • Вес — 10,5 кг;

«Турист» 153 — 421

  • Рама состояла из тонких труб. Высота минимум 546 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 1060 мм;
  • Руль изготавливался из стали или алюминия. Тип — дорожный;
  • Колеса не отличались от своих предшествующих моделей. Имели облегченные щитки. Размер шин – 622×32 мм. Тип — бортовые;
  • Спицы изготовлены из стали. Резьба на них 2,1×0,4 мм;
  • Тормоза кантилеверные, ободные;
  • Седло изготавливалось из полужесткого каркаса. Материал мягкого покрытия — кожзаменитель;
  • Педали. Материал – сталь. Тип как в предшествующих моделях;
  • Передняя вилка, втулка заднего колеса и цепь остались неизменными;
  • 4 передачи;
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 22 и 24, а на передних — 51;
  • Дополнительное снаряжение: багажник, подрамная сумка для хранения инструментов, подножка. Желтые боковые и красные передние катафоты. Всегда в комплект входил насос. Реже встречались фары и генератор электричества;
  • Вес велосипеда 14,5 кг.

Новая жизнь старого байка

Что можно изменить в стареньком велосипеде? Многие опытные райдеры понимают, что в некоторых случаях проще купить модель советского производства и оборудовать ее новыми деталями.

Так, например, легко можно модернизировать систему (шатуны со звездами). После этой замены будет намного проще ехать по подъемам. Но обязательно тогда должна произойти смена цепи. Можно выбрать импортную цепь на 5/6 или 7/8 скоростей различных фирм.

Задние втулки «Туристов» имеют примитивную защиту от воды и грязи. Отсюда следует, что разборка ее неизбежна при интенсивной и частой езде. Велосипедисты советуют выбирать втулки от зарубежных производителей.

Выбирая задние переключатели, можно остановиться на том же ХВЗ. Независимо от того, что их считают весьма примитивными, качество не уступает другим модным фирмам. Если речь пойдет об установке трещотки или кассеты с большой задней звездой, то здесь уже не обойтись без зарубежных переключателей.

Принимаясь за модернизацию ободов, следует помнить, что экономия здесь лишняя. Хорошими могут стать двойные, импортного качества. К «Туристу» прекрасно подойдут обода шириной 18 — 21 мм.

Дополнительный тюнинг

Очень популярной и доступной является светодиодная подсветка колес велосипеда. Только представьте, как в ночное время райдер сможет блистать среди друзей своими огнями. Главное, что это можно внедрить в любой байк, независимо от модели или фирмы производителя.

Еще смело можно купить новое седло или современные тормозные ручки.

Не исключено экспериментирование с сигнальным звонком. Сейчас на велосипедном рынке много их разновидностей. На любой вкус. Некоторые умудряются обвесить байк своего руля со всех сторон нестандартными звонками.

Многие любят, чтобы велосипед отражал в вечернее время. Что можно придумать, если нет времени или возможности встраивать светодиодную подсветку? Для таких случаев придумана отражающая пленка. Чаще всего ее клеят на раму и обода.

Спицы также можно модернизировать различными обмотками, наклейками или вставками.

Некоторые любят вешать «номера» на байк в виде собственного имени. Обычно они крепятся сзади на сидение или впереди на руль. Такие «номера» можно приобрести в специализированных магазинах или же изготовить самим с применением ламинирования.

Вариантов тюнинга множество. Все зависит от желания и фантазии райдера. Как выяснилось, можно изменить цвет рамы, установить современное седло, заменить шины, прикрепить багажник и держатель для воды.

Кто-то меняет только внешние детали, не влияющие на качество езды, а кто-то очень углубляется в процесс. И от старенького «Туриста» остается только прочная основа.

Где найти запчасти к советским велосипедам?

Все необходимые детали и запчасти продаются в специализированных магазинах, некоторые придется заказать через интернет. Конечно, не факт, что сразу подберутся детали к старенькому байку. Но многие новые запчасти подходят к советским велосипедам. Желая получить качественные детали, выбирают зарубежного производителя. А для любителей раритета все еще существует барахолка. Там, возможно, встретятся запчасти от советских велосипедов производства ХВЗ.

Я очень хочу приобрести такой велосипед

Современный «Турист» производства ХВЗ стоит примерно 75–90$. Если хочется приобрести именно советского качества байк, то следует подумать о приобретении с рук. Некоторые люди продают настоящие раритеты, без каких-либо модернизаций. При этом, цена их не особо ниже. Иногда даже выше. Все оттого, что качество сборки велосипедов говорит само за себя.

Особые ценители байков продают усовершенствованные и модернизированные старые модели «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе», «Спутника» или «Туриста». Их цена может достигать 115–120$.

Стоимость зависит от того, как велосипед сохранился, какие детали заменены, как часто использовался и, наверное, насколько он дорог своему хозяину. Ведь настоящий ценитель велосипедного искусства никогда не продаст своего стального друга.

6 лучших производителей водяных помп (насосов) для автомобиля

Рассмотрим лучших производителей водяных помп (насосов) для автомобиля. Какой производитель сможет гарантировать длительный срок службы насоса, а так же их плюсы и минусы.

luchshie vodyanye pompy

Содержание:

Лучшие производители водяных помп (насосов) для автомобиля

Ниже приведен рейтинг, основанный исключительно на отзывах и опыте автовладельцев. Это список наилучших производителей водяных помп.

Bosch

Bosch — крупная немецкая компания, использующая высокие технологии. Это один из крупнейших в мире поставщиков автозапчастей, а именно, 60% доходов производителя приходится на автомобильные детали. Здесь можно найти комплектующие практически на любую марку машины.

vodjanye pompy Bosch dlja avtomobilja

Описание конструкции. Конструкция насоса Bosch представляет собой алюминиевый или чугунный корпус, в который заключена пластмассовая крыльчатка. Она вращается на двух керамических подшипниках. Примечательно, что крыльчатка не сообщается с валом механически. Крутящий момент передается при помощи магнита. В конструкции отсутствуют сальники.

Срок службы. Срок эксплуатации помпы составляет свыше 60 000 км пробега.

  1. Бесшумная работа.
  2. Маленькие габариты и легкий вес.
  3. Низкое энергопотребление (25-30 Вт).
  1. Быстро перегоняет антифриз, из-за чего температура может колебаться.

AIRTEX

AIRTEX — американская компания, которая первоначально была основана в Испании, но теперь обладает мощностями в США. Производитель предлагает свыше 900 насосов, сделанных по стандарту ISO/TS 16949. Для американских и европейских автомобилей разработано более 700 насосов, а для азиатских — свыше 200. Продукцию AIRTEX относят к ОЕ-запчастям, благодаря их высокому качеству.

vodjanye pompy AIRTEX dlja avtomobilja

Описание конструкции. Корпус изготавливается из литой стали или алюминия. За вращение отвечают шарикоподшипники или более долговечные роликоподшипники. Сальник состоит из двух частей: крепящейся к корпусу и вращающейся с осью подшипника.

Материал изготовления крыльчатки — латунь, пластмасса PPS-GF40, листовой металл или литая сталь. Шкив формируется из закаленной стали или железа.

Срок службы. Срок службы насоса — до 80 000 км пробега.

  1. Аккуратно вылитая крыльчатка.
  2. Подшипники без люфта.
  3. Доступная стоимость.
  1. При выходе из строя, вытекает до литра антифриза в день.

Hepu — немецкая компания, специализирующаяся на производстве водяных насосов и технических автомобильных жидкостей. Вся продукция изготавливается согласно жестким нормам TUV EN ISO 9001:2008. Товары Hepu очень ценятся, поэтому их часто подделывают.

vodjanye pompy HEPU dlja avtomobilja

Описание конструкции. Существуют сборные и не разборные помпы Hepu. Сборной вариант включает в себя алюминиевый или стальной корпус. Крыльчатка изготавливается из листового металла или латуни. В конструкцию входит ременной шкив, размещенный на противоположной стороне от крыльчатки. За вращение отвечают шарикоподшипники, а за герметичность — сальник.

Срок службы. Срок эксплуатации составляет от 60 000 до 80 000 км пробега.

  1. Плотно посаженная крыльчатка.
  2. Длительный срок службы.
  1. Недостаточно смазанные подшипники из коробки.

SKF — крупнейшая фирма, специализирующаяся на производстве подшипников. Главный офис находится в Швеции, хотя мощности сосредоточены в ряде стран Европы. Насосы SKF славятся высоким качеством под оригинальной маркой бренда. Отличительная черта продукции — тщательно отшлифованные элементы запчастей.

vodjanye pompy SKF dlja avtomobilja

Описание конструкции. Корпус запчасти сделан из металла. В конструкцию включен ременной шкив с поверхностным уплотнением, а также металлическая крыльчатка с защитным синим покрытием, практикующемся в аэрокосмонавтике. В конструкцию входят керамические уплотнения и два шарикоподшипника.

Срок службы. Срок эксплуатации — 60 000 км пробега.

  1. Длительность эксплуатации превышает гарантийную.
  2. Бесшумная работа.
  1. Тугое вращение подшипников.

KOLBENSCHMIDT

KOLBENSCHMIDT — немецкая марка компании MSI. Выпускает качественную продукцию по стандарту ISO 9001:2000 для вторичного рынка. Производственные мощности сосредоточены в Азии и Европе. Несколько заводов расположено в Америке.

vodjanye pompy KOLBENSCHMIDT dlja avtomobilja

Описание конструкции. Корпус помп KOLBENSCHMIDT изготовлен из дюраля. Тип шкива — зубчатый. Крыльчатка также вылита из дюраля или латуни, либо сделана из пластика. Вращает крыльчатку шарикоподшипник. Герметичность обеспечивает сальник.

Срок службы. Ресурс составляет около 60 000 км пробега.

  1. Полное отсутствие люфта.
  2. Увеличение охлаждения в 1,5-2 раза.
  1. Слабый сальник.

GRAF — известный бренд итальянской компании-производителя автозапчастей Metelli Group. Вся продукция выпускается по стандартам TUV и ISO/TS. Средняя стоимость итальянских товаров выше примерно на 30%, по сравнению с датскими, немецкими и польскими комплектующими. Однако, покупатели получают детали отличного качества. Подшипники и крыльчатка тестируются на специальных стендах.

vodjanye pompy GRAF dlja avtomobilja

Описание конструкции. Водяные помпы GRAF занимают первое место рейтинга PR. Корпус запчасти выливается из чугуна или алюминия. Крыльчатка насоса изготовлена из металлического листа, латуни, нержавейки, чугуна или пластика. Подшипники устройства могут быть шариковыми, радиальными или роликовыми. Это зависит от модификации. Сальник изготавливается из карбида кремния, устойчивого к агрессивным средам. Материал шкива — фосфатный лист, спеченная сталь или чугун.

Срок службы. Срок эксплуатации составляет 60 000 км пробега.

  1. Аккуратное литье без шероховатостей.
  2. Служит свыше гарантийного срока эксплуатации (более 100 000 км пробега).
  1. Короткие лопасти в некоторых модификациях.

На что обращать внимание при покупке водяной помпы

Водяная помпа (насос) — важный элемент системы охлаждения, необходимый для циркуляции антифриза внутри системы. Неисправности помпы могут привести к закипанию мотора. Чтобы избежать печальных последствий, к выбору комплектующей стоит подойти ответственно. Рассмотрим несколько критериев, по которым легко определить качественный водяной насос.

Крыльчатка

Крыльчатка — исполнительный механизм, перекачивающий антифриз. Особое внимание нужно обратить на материал, из которого изготовлен этот элемент.

Крыльчатка водяной помпы

Пластмассовая крыльчатка. Большинство современных комплектующих оснащены крыльчаткой из пластика. Она имеет меньший вес, по сравнению с металлическими аналогами, а, соответственно, обладает более низкой инерцией. Это позволяет двигателю тратить меньше энергии для раскручивания крыльчатки. Тонкие лопасти эффективно подают жидкость. Зачастую такая конструкция является закрытой.

Однако, у пластмассовой крыльчатки есть и недостатки. Хрупкий материал поддается влиянию высоких температур и деформируется. Лопасти могут изнашиваться и даже срываться со штока. Это все негативно сказывается на КПД помпы.

Металлическая крыльчатка. Железная крыльчатка обладает большим ресурсом работы. Но и здесь есть свой недостаток — большая инерционность. Для запуска и раскручивания лопастей, двигателю потребуется значительно больше энергии, чем в случае с пластиковым аналогом. Металл имеет свойство ржаветь, особенно, если в систему залит некачественный антифриз.

Чугунная крыльчатка. Чугунный вариант обойдется дешевле, так как для его изготовления не требуются особые технологии. Такая крыльчатка очень устойчива к коррозии. Однако, чугунная поверхность будет неоднородной, что может уменьшать КПД помпы ( из-за образования волн антифриза). Толщина таких лопастей очень большая, что также губительно сказывается на КПД.

Алюминиевая крыльчатка. Алюминиевая крыльчатка устойчива к коррозии. Лопасти из этого материала получаются тонкими и обладают гладкой поверхностью.

Крыльчатка из листовой стали. Самые тонкие лопасти изготавливаются из листовой стали. Они обладают антикоррозийными свойствами и имеют идеальную поверхность. Однако, такие лопасти не будут литыми — их приклепывают на площадку. К тому же, форма лопастей из листовой стали не может быть закругленной.

Параметры крыльчатки

Еще одним немаловажным фактором является высота крыльчатки. Чем ниже лопасти, тем меньше производительность. Другой критерий — вылет крыльчатки. Здесь действует обратный принцип — чем ближе лопасти к ответной части помпы, тем лучше подача антифриза. Кроме того, важно, чтобы крыльчатка правильно запрессовывалась на вал. Дисбаланс может привести к люфту и возникновению сильного гула. Не стоит выбирать наиболее дешевого производителя, так как контролировать все эти моменты — задача не из легких.

Сальник

Сальник отвечает за герметичность помпы. Для улучшения свойств уплотнителя, используется антифриз с добавлением смазки. Большинство современных помп оснащены керамическим сальником, состоящим из двух элементов по типу плоского золотника.

Подшипник

Наиболее распространенные конструкции включают в себя двухрядный закрытый шарикоподшипник или роликоподшипник. Этот элемент смазывается высокотемпературной пластичной смазкой.

Скорость вращения вала напрямую зависит от диаметра шкива. Производитель подбирает оптимальные размеры для той или иной модификации.

Шкив водяной помпы

Существуют шкивы трех видов:

  • Зубчатый — приводится в действие зубчатым ремнем ГРМ.
  • Ременной — приводится в действие обычным ремнем.
  • Электромагнитный — муфта, регулирующая скорость вращения помпы при помощи магнита.

Последняя модификация не нуждается в уплотнении сальником, поэтому такая помпа никогда не потечет. Шкивы жестко крепятся к оси посредством болтов или шпоночного соединения.

Корпус

Помпы на легковые автомобили изготавливаются из алюминия. Этот материал хорошо поддается формированию, поэтому деталь может приобретать самые сложные формы. Литье из алюминия позволяет придерживаться точных размеров.

Для грузового транспорта предусмотрен чугунный корпус, рассчитанный на меньшее количество оборотов. Такая помпа обладает длительным сроком службы.

Устройство водяной помпыУстройство водяной помпы.

Правильное обслуживание водяного насоса — залог длительной работы двигателя

Срок эксплуатации водяной помпы зависит от своевременного и правильного обслуживания. Насос нуждается в использовании только качественного антифриза. Он должен быть чистым, без грязи и пыли. В состав антифриза должны входить присадки против коррозии и антивспениватели. В противном случае, жидкость разъест элементы помпы.

Кроме того, важно проследить, чтобы подшипники были достаточно смазаны. Чрезмерное количество смазки также пагубно сказывается на работе детали.

Сроки службы водяной помпы

Ресурс водяной помпы значительно сокращается при эксплуатации в условиях экстремальных температур. Комплектующая подвержена большему износу во время сильной жары или больших морозов.

Замену водяной помпы производят вместе с ремнем ГРМ (каждые 60 000 — 90 000 км пробега). Более качественные автозапчасти меняют через 120 000 — 180 000 км пробега.

Источники:

https://pddn.ru/stati/chto-takoe-avtomobilnaya-pompa-kak-rabotaet-i-pochemu-lomaetsya
https://disgustingmen.com/spokoyno-ya-sam/fiksed-gir/
https://velosipedinfo.ru/velosiped-turist
https://znaiauto.ru/rating/luchshie-vodyanye-pompy