Трицикл. Виды и применение. Плюсы и минусы. Особенности
Трицикл – трехколесное транспортное средство с мотором или без. Под трициклом можно подразумевать трехколесный мотоцикл, автомобиль или велосипед.
Популярные конструкции трициклов
Название трицикл объединяет широкий перечень транспортных средств различных конструкций. Отличия между ними могут быть кардинальными. Они разнятся между собой по уровню комфорта, скорости движения, типу двигателя, классу безопасности, наличию кабины и прочим параметрам.
Наличие трех колес позволяет трициклу иметь более высокую устойчивость, чем двухколесные транспортные средства, и быть маневренней четырехколесных. Небольшое количество деталей снижает сложность обслуживания и ремонта таких аппаратов. Все это позволяет назвать трициклы альтернативой между автомобилем и мотоциклом.
Мото трицикл
Это классическое транспортное средство, представляющее собой аппарат похожий на мотоцикл, но имеющий 2 передних колеса. В нем используется обычный мотоциклетный руль. В конструкции может предусматриваться крыша для защиты от осадков и встречного ветра.
За счет наличия двух передних колес обеспечивается:
- Повышенная устойчивость на дороге в случае наезда на препятствие.
- Отсутствие опрокидывания.
- Вместительное багажное отделение.
- Большая мощность и тяговая сила двигателя.
Крепкая несущая рама и устойчивость позволяют устанавливать на трициклы мощные моторы. Кроме этого нужно отметить изобилие подобных аппаратов на электрической тяге. Они существенно превосходят обычные электромотоциклы по запасу хода, так как имеют много места для установки вместительных батарей питания.
Трициклы могут быть построены на базе спортивного, дорожного, туристического мотоцикла или чоппера. За счет ширины колес все они имеют более высокую проходимость, чем двухколесные аппараты. Стоимость трициколов существенно выше обычного мотоцикла, в связи с использованием большего количества деталей. Увеличение сложности аппарата сопровождается более дорогостоящим обслуживанием и ремонтом. В связи с этим, несмотря на явные достоинства в определенных направлениях трициклы менее популярны, чем мотоциклы.
Мото трайк
Является разновидностью трицикла, в котором устанавливается 2 задних колеса. Это также увеличивает устойчивость транспортного средства на дороге. Однако им сложнее управлять при наезде на преграду, чем на мотоциклах с двумя передними колесами.
Трайки могут оснащаться мотоциклетными или автомобильными сидениями. Также возможен вариант установки задних сидений автомобильного типа для двух пассажиров. Трайк может перевозить вместе с водителем 2-3 человека. В нем используются широкие задние колеса, что гарантирует высокую несущую способность основной оси.
Он вполне может стать семейным транспортным средством для поездки на небольшие расстояния. При сравнении трайков и классических трициклов, в большинстве случаев последние имеют более вместительное багажное отделение. У трайков оно часто реализуется за счет кофров, что менее удобно и безопасно в плане предотвращения доступа посторонним лицам.
Открытый грузовой мото трицикл
Представляет собой гибрид трицикла и легкового автоприцепа. На задней оси аппарата размещается бортовая платформа для перевозки тяжелых грузов. В качестве передней подвески у трицикла используется классическая телескопическая вилка, а грузовая платформа размещается на рессорах.
Грузовые трициклы с своем большинстве имеют следующие технические параметры:
- Грузоподъемность до 650 кг.
- Ширина 1300-1400 мм.
- Длина 3200-3600 мм.
- Объем двигателя 200-1250 куб.см.
- Скорость движения 55-120 км/час.
Бортовая платформа грузового трицикла оснащается гидравликой для опрокидывания. В качестве силового агрегата может использовать электродвигатель. В конструкции применяется механическая коробка передач, предусматривающая задний ход. Реализация вариатора в грузовом трехколесном мотоцикле технически нецелесообразна, в связи с нагрузками на ремень за счет снаряженной массы.
Грузовые мото трициклы пользуются спросом за счет невысокой стоимости и хорошей маневренности. Они отлично подходят для использования в качестве основного транспорта для перевозки урожая, кормов для животных в небольшом подсобном хозяйстве. Реальным конкурентом для грузового трицикла выступает только мотоблок с прицепом, однако тот передвигается медленнее и не является самосвалом.
Грузовые трициклы с кабиной
Это на порядок более комфортабельное транспортное средство, чем открытие трициклы. Оно больше похоже на миниатюрный грузовик с одним передним колесом, чем на смесь мотоцикла и прицепа. За счет кабины обеспечивается возможность удобной эксплуатации транспортного средства в плохие погодные условия.
Трицикл с кабиной может предусматривать управление как поворотным мотоциклетным, так и автомобильным рулем. Реализация последнего принципа встречается только на достаточно дорогостоящих трициклах, преимущественно с дополнительным пассажирским местом.
Трициклы с мотоциклетным рулем могут иметь просвет в передней части кабины, сквозь который проникает воздух с улицы, что плохо зимой. Однако такой транспорт более маневренный. Трициклы с автомобильным рулем и пассажирским местом по сути ничем не отличаются по габаритам от небольшого грузовика. При этом имеют меньшую грузоподъемность, поэтому целесообразность покупки такого транспорта достаточно спорная.
Трехколесные легковые автомобили
Представляют собой миниатюрный одноместный или двухместный автомобиль на трех колесах. Такие трициклы имеют много преимущества над полноразмерными автомобилями:
- Очень экономичны.
- Маневренны на узких городских улочках.
- Не требуют много места для парковки.
Авто трициклы сочетающие в себе элементы легкового автомобиля оснащают очень слабыми моторами, что отличает их от аппаратов более приближенных к мотоциклам. Они в первую очередь рассчитаны на городской трафик. Слабый мотор таких машин является залогом вхождения в повороты на малой скорости. Дело в том, что наличие кабины создает ветровую нагрузку на трицикл, что может повлечь его опрокидывание при повороте на скорости.
Более устойчивыми считаются трициклы с двумя передними колесами. Они входят в поворот, сохраняя горизонтальное положение. Аппараты с одним передним колесом меняют положение подвески, за счет этого кабина наклоняется относительно шасси для противовеса, как мотоцикл. По этой причине внутри салона нельзя возить стаканы с напитками, как в обычном автомобиле.
Концепция автомобиля трицикла появилась еще в 60-х прошлого века. Тогдашние автомобили часто переворачивались при малом радиус поворота. У современных аппаратов этот недостаток учтен за счет распределения центра массы и ограниченности скорости передвижения.
Грузовые трехколесные скутеры
Это трицикл представляющий собой скутер на трех колесах с большим багажным отделением. Он в отличие от мото трициклов не рассчитан на большие нагрузки и отличается меньшими габаритами. Это в первую очередь городской транспорт служб доставки. Он рассчитан для перевозки легких малогабаритных грузов. Его используют заведения общественного питания для развозки обедов, почтовые службы и т.д.
Закрытое багажное отделение защищает перевозимые грузы от осадков. Также в них может предусматриваться крыша, для защиты от лобового ветра и брызг, от бокового дождя она практически не помогает.
Грузовые скутеры могут иметь багажное отделение как позади, так и впереди. В качестве силового агрегата скутеров используется бензиновый, реже электрический двигатель. Электроскутеры требуют времени на зарядку, и не имеют достаточного запаса хода для покрытия потребностей курьерских служб, поэтому используются редко. Нужно отметить перспективные новинки в данной категории транспортных средств. К примеру, грузовой тайваньский трехколесный электроскутер Rapide 3 может заряжаться до 80% всего за 15 минут. Однако стоит такой трицикл слишком дорого для рентабельного использования курьерами.
Трехколесные велосипеды и электровелосипеды
Данная техника отличается от обычных велосипедов более высокой устойчивостью при движении и во время остановки. Это позволяет ее использовать для неспешных поездок, а также при перевозке тяжелых грузов. Ось с двумя колесами может располагаться как впереди, так и позади велосипеда.
Для более комфортного вхождения в поворот трицикл с двумя передними колесами предусматривает их наклон. Нужно отметить увеличенную массу подобных аппаратов в сравнении с обычными велосипедами. В связи с этим они могут быть более удобными только в исполнении с электроприводом, за счет возможности размещения дополнительных тяжелых аккумуляторов. Обычные трехколесные велосипеды могут стать разочарованием.
Нужны ли водительские права для управления трициклом
В РФ, как и большинстве стран СНГ, для допуска к управлению трициклом необходимо наличие водительского удостоверения категории В1. В то же время, к управлению допускаются водители с открытой категорией В.
Трициклы с малокубатурными двигателями объемом до 50 куб.см требуют от водителя наличия удостоверения категории М (мопед) или другой категории. Права не нужны для передвижения на трехколесных транспортных средствах, приводимых в движение за счет мускульной силы. Также удостоверение не требуется на трициклы с электродвигателем мощностью до 250 Вт.
Трехколесные электровелосипеды: разновидности, марки, выбор
Для комфорта и облегчения физической нагрузки современные конструкторы разработали модное изобретение под названием трехколесный электровелосипед.
Он представляет собой велосипед, на который установлен мотор, и позволяет двигаться за счет аккумулятора длительное время. Это новшество все больше набирает популярность среди взрослых и детей.
Несмотря на довольно высокую цену, по сравнению с обычным велосипедом, его все чаще можно встретить на наших дорогах, ведь это устройство очень удобное, способствует постоянному движению без применения физической силы. Трехколесный электровелосипед отличается свой надежностью и устойчивостью.
Критерии выбора
Если вы все-таки решили приобрести электрический велосипед для взрослого человека, то при выборе модели учитывайте некоторые важные факторы.
- Размеры. Габариты техники нужны не только для того, чтобы понять его внешние характеристики, но и знать, какое необходимо место для его хранения в тот момент, когда вы не будете им пользоваться.
- Масса модели. Большой вес трицикла доставит массу неудобств людям пожилого возраста, поэтому лучше подбирать простую конструкцию, выполненную из алюминия.
- Цвет и дизайн. Для мужчины можно выбрать классическую форму и цвета потемнее, для женщин есть модели с яркими оттенками и интересной конструкцией.
- Расположение колес. Мотор-колесо находится впереди, а остальные два – сзади. Или два колеса спереди, а колесо с мотором позади. Бывают модели с мотором, подвешенным на каретку.
- Наличие и расположение корзин для груза.
- Емкость аккумуляторной батареи и ее тип. Степень емкости аккумулятора определяет, какое расстояние преодолеет агрегат на одном заряде. Однако необходимо помнить, что чем больше факторов, дающий нагрузку на транспорт, например вес, качество дороги, направление ветра, тем быстрее закончится заряд аккумулятора. Самые востребованные и дорогие – литий-ионные источники энергии. Они выдерживают от 500 до 1000 циклов, а литий-железо-фосфатные, в свою очередь, – до 2000.
- Скорость передвижения. Этот показатель напрямую зависит от мощности двигателя. Маломощные образцы (до 350 Ватт) могут набрать скорость не больше 30 км/час, высокомощные (с емкостью до 1000 Ватт) – до 50 км/час. Самым оптимальным будет движение на скорости 40 км/час.
Пожилым людям такое средство передвижения просто необходимо.
- Электровелосипед позволит передвигаться на большие дистанции, не прилагая усилий, ведь это альтернатива любому транспорту.
- Позволит перемещаться без утомлений: ходить в поликлинику или просто ездить по улице.
- Делать покупки в магазине теперь можно без ограничений в весе, ведь в велосипеде есть корзины для вещей.
Можно выделить два вида трехколесных велосипедов для взрослых.
- Модели с приводом сразу на двух задних колесах. Такой велосипед легко управляем на поворотах. Цена такого транспорта довольно высокая.
- Модели с приводом только на одном из задних колес. Эти велосипеды дешевле, но и в маневренности уступают остальным.
Подходящие модели
Для пожилых людей
Horza Stels Trike 24-T1
Данная модель отлично подходит для людей преклонного возраста, инвалидов, а также имеющих большой вес. Велосипед выдерживает максимальную массу до 150 кг. Считается грузовым велобайком, так как имеет две корзины.
Благодаря устойчивым 24-дюймовым колесам с двойным ободом и усиленными спицами он довольно устойчив. Низкая рама предназначена для удобной посадки. Цепной механизм имеет защиту. Максимальная скорость этого трайка – 40 км/час. На одной зарядке аккумулятора можно проехать 80 км, если выдерживать скорость 20 км/час. Система рекуперации включается при торможении. Она восполняет потерю энергии, появляющуюся в процессе работы двигателя. Отличным преимуществом является полная подзарядка аккумулятора всего за 3,5 часа.
Велосипед оснащен дисплеем проверки, опцией климат-контроля, USB-разъемом для телефона. Вес трицикла составляет всего 38 кг. Недостатком этой модели является отсутствие заднего амортизатора и переключателя режима скорости.
Rutrike S2 V2
Трицикл Rutrike S2 V2 (трансформер) оснащен удобным креслом с подлокотниками. Имеется возможность добавить еще одно пассажирское место. Для этого нужно грузовую корзину просто задвинуть. Вы получите дополнительное сиденье для вашего спутника и обретете двухместный транспорт.
Устойчивый, обладает хорошей проходимостью по неровным дорогам. Грузовой отсек очень вместительный. Одной зарядки хватает на 30 км езды. Средняя скорость – 25 км/час. Время зарядки – 8 часов. Обновленный внешний вид, красивые матовые цвета, новая оптика, электродвигатель мощностью 500 Вт. Имеет передний и задний барабанный тормоз.
Вес трицикла – 70 кг. Способен выдержать водителя до 150 кг. Имеются поворотники, фара, зеркала, задний ход.
IZH-Bike Farmer
Бюджетная модель на трех колесах с электроприводом, популярная среди людей пенсионного возраста. Двигатель имеет мощность 250 Ватт, способен ездить со скоростью 25 км/час максимум. Свинцовый аккумулятор способен проехать на одной зарядке 45 км пути. В комплекте есть две корзины.
Для взрослых
Doonkan Trike 500w
Переднеприводный трансформер с двигателем 500 Ватт. Является самым мощным средством передвижения из всей линейки. Благодаря складной алюминиевой раме он компактно складывается и имеет маленький вес (30 кг). Способен выдержать нагрузку до 120 кг. На раме установлен стояночный тормоз. На рулевой колонке расположены ручка газа, сигнал-компас, указатель заряда батареи.
Присутствует самый большой литий-ионный аккумулятор с хорошими параметрами. Колеса имеют размер 20 дюймов и шины толщиной 1,75 дюйма. Передние колеса оснащены амортизаторами, а на задних есть катафоты. У трицикла имеется две корзины, удобное амортизационное сиденье.
Шесть различных скоростей позволят вам передвигаться в удобном для вас режиме.
E-motions Panda 20
Складная грузовая модель произведена в Китае. Низкая алюминиевая рама делает этот трайк удобным как для мужчин и женщин, так и для подростков. Передний привод, цифровой компьютер, тормозные ручки, дисковые тормоза, мощный мотор 750 Ватт – все это предусмотрено в этом электровелосипеде. Система амортизации позволит комфортно передвигаться даже по самой рельефной дороге.
Максимальная нагрузка – 150 кг. Удобная половинчатая ручка газа послужит как для дрифта, так и для любого маневренного движения. Поездки на шести скоростях достигают максимальной шкалы 30 км/час. Имеется круиз-контроль, задний ход, складные педали, поворотники и фонари, USB-разъем.
Crolan 500W
Трехколесный трайк предназначен для перевозки грузов. Предусмотрены две вместительные корзины. Задняя способна выдержать до 50 кг. Допустимый вес у этой модели – до 110 кг. Колеса размером 24 дюйма усилены двойными ободами, покрышки имеют хорошее сцепление с поверхностью. Цепной механизм защищен со всех сторон крылом из металла. Это защищает водителя от попадания одежды в цепь.
Хорошая зарядка Li-Ion аккумулятора дает работу двигателю мощностью 500 Ватт и обеспечивает движение без подзарядки до 40 км. Амортизационная система обеспечивает мягкое, комфортное движение.
Для детей
Vintage
Трехколесный электровелосипед Vintage предназначен для детей возрастом от 3 до 5 лет. Транспорт весом 3,95 кг выполнен из пластика. Предполагаемая нагрузка – до 25 кг. В нем присутствуют звуковые и световые устройства. Прорезиненные колеса позволят ехать мягко и бесшумно до 90 мин от одной зарядки. На руле установлена кнопка управления. Имеется корзина для игрушек. Электромотор имеет мощность 6 Ватт. Время подзарядки – 8–10 часов.
«Спейс» 2*6 В
Байк детский с аккумулятором. Предназначен для детей возрастом от 3-х лет с максимальным весом 30 кг. Длина транспорта – 103 см. Вес – 4 кг. Удобное управление осуществляется при помощи кнопок на руле и нажатия на педаль газа. Трицикл устойчивый, имеет резиновые колеса, фары светятся во время движения. Аккумулятор заряжается в течение 10 часов, его хватает на 1,5-2 часа пользования. Максимальная скорость – 7 км/час. Есть зеркала заднего вида.
Ассортимент различных моделей трехколесных велосипедов на рынке очень велик. Производители стараются дополнять новшествами свои модели и угодить по вкусу каждому покупателю.
Обзор трехколесного электровелосипеда GM Porter 2017 представлен далее.
5 лучших трехколесных электровелосипедов
Одни из самых ярких воспоминаний детских лет у нас связаны с проведением досуга. И немалая роль в нем принадлежит велосипеду, который помогает лучше познать возможности своего тела и окружающий мир, развивает координацию движений, моторику мышц, дарит ощущения легкости. Взрослым, которые хотят вновь пережить незабываемые эмоции или просто предпочитают экологически чистый транспорт, а также только осваивающим азы управления таким средством передвижения производители предлагают модели на электрической тяге. Трехколесные велогибриды в этой линейке пользуются популярностью за большую устойчивость конструкции и грузоподъемность.
Данная группа товаров имеет раму преимущественно из алюминиевого сплава, облегчающего вес изделия, маломощный электродвигатель, исключающий возможность развить небезопасную высокую скорость, оптимальные по размерам колеса. К тому же часто электровелосипеды оснащаются регулируемыми по росту и комплектации сиденьями, рулем. Для максимальной защиты от потенциальных травм рекомендуется дополнительно приобрести специальный комплект из наколенников, шлема и налокотников. В нашем рейтинге вы найдете лучшие предложения трехколесных транспортных средств данного типа.
ТОП-5 лучших трехколесных электровелосипедов
5 Tagaelectro
Уникальная разработка имеет в отличие от львиной доли трехколесных электровелосипедов одно заднее колесо и два передних, над которыми размещено детское кресло, рассчитанное на вес ребенка до 25 кг. Конструкция в разложенном виде используется в качестве трицикла, а в собранном – как коляска. Модель Taga Bike является заднеприводной, управляется в режимах педали, электропривод или комбинированно.
Двигатель имеет мощность 250 W и обслуживается износостойким Li-Ion аккумулятором емкостью 10 Ам/ч. Одной зарядки достаточно, чтобы преодолеть 60 км. Скоростной режим отличается возможностью трехступенчатой регулировки, максимальное значение составляет 25 км/ч. Конструкция прочная, цельная алюминиевая рама выдерживает общий вес до 125 кг. Небольшие 16-дюймовые колеса и жесткая подвеска нейтрализуют возникающие при движении вибрации. К плюсам велосипеда-трансформера можно еще отнести светодиодную панель, позволяющую контролировать работу байка, наличие в комплектации зарядного устройства, задних фар, капюшона на детском кресле, вес изделия только 27 кг.
4 Horza Stels Trike 24-T1
Велосипед отлично подходит для грузных и пожилых людей, поскольку выдерживает суммарный вес до 160 кг, а также имеет удобную для посадки низкую раму, идеальную устойчивость, защищенный цепной механизм, широкие 24-дюймовые колеса с двойными ободами и усиленными спицами. Выдерживая скорость 20 км/ч, можно на одной подзарядке проехать 80 км, что превосходит показатели моделей-конкурентов. Максимальный же скоростной режим здесь предусмотрен около 40 км/ч.
Что немаловажно, при торможении включается система рекуперации, позволяющая восполнять возникающую в процессе работы двигателя потерю энергии. И 3,5 часа, которые необходимы на подзарядку аккумулятора, владельцы одного из лучших грузовых велобайков относят к безусловным преимуществам. Среди них также качественная Li-Ion батарея, информативный дисплей для поддержки контроля, опция климат-контроля, USB-разъем для смартфона или планшета, вес трицикла 38 кг. Из недостатков только односкоростной режим без переключателя, отсутствие заднего амортизатора.
3 Crolan 500w
Трехколесный велогибрид призван облегчить перевозку грузов, очень неприхотлив к опыту вождения райдера, экологически чист и экономит время, физические усилия на доставку урожая с дачи или продуктов из магазина. Для этого предусмотрены две грузовые корзины, причем задняя выдерживает вес до 50 кг. Суммарно с владельцем байка грузоподъемность не должна превышать 110 кг. 24-дюймовые колеса конструкции усилены двойными ободами, покрышки отличаются качественными сцеплением с разными поверхностями. Цепной механизм сверху и сбоку надежно защищен широким металлическим крылом. Это повышает и безопасность райдера, так как отсутствует риск попадания части одежды в крутящуюся цепь.
Электротягу обеспечивает двигатель 500 W, который работает на заряде от долговечной Li-Ion аккумуляторной батареи. Одного цикла достаточно для перемещения на 40-километровое расстояние. Комбинированная система амортизаторов повышает удобство, как и наличие специального крепления телефона с раздвижными опорами, USB-входа.
2 IZH-Bike Farmer
Представитель отечественного производителя полностью собирается из тайваньских запчастей и получил положительные отзывы владельцев. При собственном весе 40 кг он способен нести груз весом до 130 кг. Переднеприводная трехколесная конструкция снабжена гелевой аккумуляторной батареей 12 Ам/ч, заряда которой хватает на безостановочное преодоление пути до 45 км. Можно пользоваться как обычными педалями, так и ручкой газа.
Тормозная система включает передние крабы, задние тормозные колодки и действует эффективно на покрытиях разного типа. Поэтому на таком электровелосипеде комфортно передвигаться и в городских условиях, и в дачном поселке. Максимальная скорость транспортного средства достигает 26 км/ч с учетом двух груженых корзин (задняя рассчитана на 40 кг). Модель дополнительно оснащена замком зажигания на 3 положения. В числе преимуществ стильный эргономичный дизайн унисекс, востребованная цветовая гамма от серебристого до бордового, грязезащитные крылья на всех 24-дюймовых колесах.
1 E-motions’ PANDA 20
Грузовая модель велосипеда имеет складную конструкцию, которая тщательно разрабатывалась в собственной лаборатории производителя и изготавливалась на фирменных заводах в Китае. Низкая рама из прочного алюминиевого сплава делает трицикл одинаково удобным как для мужчин, так и женщин или подростков. Переднеприводная модель оборудована цифровым LCD велокомпьютером, тормозными ручками и дисковыми тормозами, мощным для этой категории товаров редукторным мотором 750 W.
Поддерживаются 6 скоростей Shimano с максимальным показателем 30 км/ч, 5 режимов езды. На одной зарядке Li-Ion аккумулятора можно преодолеть до 50 км. Продуманная система амортизации позволяет комфортно ехать по асфальтированным и грунтовым дорогам. Электробайк укомплектован передней и задней корзинами с крышками и способен выдержать общий вес до 150 кг. Из плюсов дополнительно пользователи выделяют наличие удобной для маневрирования половинчатой ручки газа, круиз-контроля, функции заднего хода, фонарей и поворотников, складных педалей. Для гаджетов предусмотрен USB-разъем. Единственный недостаток – высокая стоимость инновационной новинки.
Трёхколёсные велосипеды
Не будет преувеличением сказать, что почти для каждого велосипедиста знакомство с байком начиналось с трёхколёсного варианта в самом раннем детстве, и только затем он осваивал всё многообразие двухколёсного транспорта, пересаживаясь на горные и шоссейные модели. Тем не менее существуют трициклы и для взрослых, и они всё быстрее набирают популярность.
Виды трёхколёсных велосипедов
Взрослые трициклы, или трайки, весьма разнообразны по техническим характеристикам и внешнему виду. Они различаются по компоновке, положению велосипедиста при езде, типу передачи, раме, области применения и другим параметрам.
Конфигурация трициклов
Есть два основных вида компоновки трёхколёсных велосипедов:
- Дельтовидные, в которых одно переднее колесо и два задних. Этот вариант каждому знаком с детства, только взрослый трицикл имеет большие размеры и привод на задние колёса.
- Обратная дельта, или «головастик» (от английского слова tadpole), у которого два передних и одно заднее колесо. Такой тип менее распространён, и его можно гораздо чаще увидеть на спортивных соревнованиях, чем на улице.
Трицикл-головастик
Иногда встречаются модели, внешне напоминающие мотоциклы с коляской. В них одно из колёс, чаще всего заднее, соединено осью с боковым. Такие велосипеды не получили распространения, хотя некоторые «кулибины» и продолжают с ними экспериментировать.
Посадка велосипедиста
В зависимости от положения тела райдера при езде, трайки разделяются на вертикальные и горизонтальные.
Трициклы с вертикальной посадкой
Этот вид похож на обычный велосипед, и отличается от него наличием трёх колёс. Такой трайк имеет ромбовидную или открытую раму, часто складную. Велосипедист сидит на ней верхом, свесив ноги с двух сторон. Часто трайки изготавливаются из двухколёсного байка путём замены заднего колеса на специальный узел, представляющий собой мост с дифференциалом и одной или несколькими звёздами. На некоторых из них может быть установлено большое широкое сиденье со спинкой, что снижает нагрузку на спину.
Трёхколёсный велосипед с вертикальной посадкой
Горизонтальный трицикл
Велосипед, на котором нужно ездить полулёжа или лёжа на спине, называется лигерадом или рикамбентом. Сюда же относится и трайк с такой посадкой. Благодаря низко расположенному центру тяжести и высоким аэродинамическим свойствам, он позволяет развивать гораздо большую скорость, чем обычный велосипед.
Лигерад в конфигурации «обратная дельта»
Типы привода
Для приведения трицикла в движение используется в основном мышечная сила ног, хотя существуют модели для инвалидов, в которых педали вращаются руками. Также на них часто устанавливаются различные виды электродвигателей.
Трицикл KMX Tornado F7
В дельтовидных трициклах привод может осуществляться на оба задних колеса или только на одно. Последний вариант проще и дешевле. Такие велосипеды могут иметь как одну фиксированную передачу, так и несколько. Встречаются и варианты с приводом на переднее колесо.
Вариант «обратная дельта» обычно имеет ведущее заднее колесо, однако есть модели, в которых педали вращают передний мост. Такие трициклы имеют более сложную конструкцию.
Управление
Управление трициклом осуществляется с помощью руля, соединённого напрямую с вилкой переднего колеса или мостом. Такое устройство наиболее распространено на вертикальных трёхколёсниках, как дельта-образных, так и «головастиках». Существуют варианты велосипедов обратной дельтовидной конфигурации, в которых управление происходит за счёт поворота заднего колеса. Такая схема сложнее и имеет больший радиус поворота.
Трайки-лигерады могут также управляться при помощи рукояток, представляющих собой половинки руля. Обычно они располагаются рядом с сиденьем и при помощи тяг или стержней соединяются с колесом или мостом.
Использование трициклов
По своему назначению трайки могут быть разделены на три условные группы: модели для отдыха и развлечения, спортивные и рабочие.
Спортивные модели
По количеству разнообразных конфигураций трициклы для занятий спортом могут поспорить с обычным велосипедом. Чаще всего используются разнообразные вариации с полулежачим или лежачим положением райдера, но встречаются и переделанные в трёхколёсник горные и шоссейные велосипеды.
Спортивный трайк
Благодаря низкому расположению центра тяжести лигерады гораздо устойчивей велосипедов с вертикальной посадкой. Кроме того, они обладают лучшими аэродинамическими качествами, что позволяет развивать гораздо большую скорость, чем на обычном байке. Наименьшим сопротивлением обладает конфигурация с обратным дельтовидным расположением колёс, поэтому именно она наиболее часто используется при создании веломобилей.
Трёхколёсные велосипеды для отдыха
Наиболее распространённым типом трициклов являются аппараты с вертикальной посадкой и дельтовидной схемой расположения колёс. Именно такие трайки можно чаще всего встретить на улицах наших городов, хотя их количество по-прежнему не велико. В основном их используют люди пожилого возраста и инвалиды. Также они популярны у тех, кто так и не смог научиться ездить на обычном велосипеде.
Трицикл для пожилых людей
Людям, физические возможности которых в силу тех или иных причин ограничены, могут без труда управлять таким транспортным средством. Часто для них это единственный вид физической активности, который они могут себе позволить. Применяется подобный 3х колёсный велосипед и в качестве восстанавительной терапии для лиц, перенёсших инсульт или другие тяжёлые заболевания.
Трицикл завоевал определённую популярность и у туристов, которые любят многодневные поездки. Благодаря установке объёмных вместительных багажников они могут перевозить большое количество вещей, необходимых в дальних походах.
Применение в бизнесе
Всем прекрасно известны велорикши, которые широко используются в странах Азии и Африки. Здесь они повсеместно применяются не только для перевозки пассажиров, но и грузов, порой достаточно тяжёлых и имеющих довольно крупные габариты. Тем не менее даже в таких странах с развитыми велосипедными традициями, как Китай, Индия или Бангладеш, они всё чаще вытесняются двигателями внутреннего сгорания.
В Западной Европе, США и других развитых странах использование трициклов в качестве транспорта для перевозки грузов или пассажиров остаётся скорее экзотикой. Тем не менее во многих городах власти уделяют большое внимание развитию велосипедного транспорта. Например, в Копенгагене, Гааге, Париже и многих других городах существует служба такси на 3-х колесных велосипедах, но территория их действия ограничена преимущественно центром города и рассчитана в основном на туристов.
Парижское велотакси 1
Гораздо чаще можно встретить велотрайки, приспособленные для перевозки грузов. Такие транспортные средства есть почти в любом городе мира вне зависимости от степени экономического развития страны. Часто это передвижные торговые точки по продаже мороженого, хот-догов и других товаров. Следует отметить, что подобные транспортные средства не предназначены для долгих поездок. Чаще всего они преодолевают за день пару кварталов к месту торговли, а вечером возвращаются в гараж.
Грузовой трицикл
Преимущества и недостатки трёхколёсных велосипедов
Как и любой другой вид транспорта, трициклы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Очень многое зависит от их конфигурации и положения велосипедиста, а также от условий эксплуатации.
Основным плюсом использования трициклов является отсутствие необходимости балансировать для сохранения равновесия даже при полной остановке. Для пожилых людей и инвалидов это обстоятельство является решающим при выборе трицикла в качестве средства передвижения. Однако он имеет низкую боковую устойчивость, и при поворотах склонен к опрокидыванию, что ограничивает сферу его применения и скорость передвижения.
Особенно ярко это свойство проявляется у трёхколёсных велосипедов с вертикальной посадкой. У лигерадов оно выражено в меньшей степени благодаря низко расположенному центру тяжести. Проблема может быть решена за счёт использования в мостах трайков принципа Аккермана, что позволяет колёсам изменять при поворотах угол наклона. Однако такой поворотный узел резко увеличивает стоимость аппарата и встречается лишь в дорогих спортивных моделях.
Трицикл с наклонным передним мостом
Другим преимуществом, относящимся уже к трициклам-рикамбентам, можно назвать возможность передвигаться в комфортном полулежачем или лежачем положении, что снижает нагрузку на спину и позволяет развивать более высокие скорости. Такие трайки особенно востребованы среди велосипедистов-ветеранов, для которых болезни поясницы являются профессиональным недугом. Кроме того, низко расположенное кресло облегчает посадку. Но и здесь есть негативная сторона: заниженный центр тяжести и малый дорожный просвет делает такой 3х колёсный велосипед практически незаметным для других участников движения, что делает его применение на дорогах общего пользования чрезвычайно опасным.
Грузовой трицикл
Ещё одно достоинство трайков – возможность перевозки грузов, обусловленная наличием двухколёсного моста. Однако это резко снижает скорость, маневренность и универсальность трицикла как транспортного средства, в то время как обычный велосипед легко сможет выполнять те же функции, стоит только снабдить его прицепом.
Итак, наше краткое знакомство с трёхколёсным велосипедом подошло к концу, и можно подвести некоторые итоги. Трицикл, без сомнения, имеет право на жизнь и является вполне самодостаточным средством передвижения, однако сфера его применения остаётся весьма узкой. Он практически незаменим при использовании в рекреационных целях и в качестве транспорта для людей с ограниченными физическими возможностями. Трайк также имеет большой потенциал как спортивный снаряд. Однако в остальных областях традиционный велосипед остаётся безусловным фаворитом, и в обозримом будущем у его трёхколёсного собрата нет никаких шансов на изменения установившегося status quo.
Источники:
https://tehpribory.ru/glavnaia/raznoe/tricikl.html
https://vplate.ru/elektrovelosiped/trehkolesnye/
https://markakachestva.ru/rating-of/3281-luchshie-trehkolesnye-jelektrovelosipedy.html
https://velofans.ru/vibor/tryohkolyosnye-velosipedy