Российские велосипедные бренды — хорошо или плохо? (часть 1)
Да, в нашей стране есть свои отечественные велосипедные бренды! Одни стойко держатся на рынке годами, другие умирают, третьи появляются вновь. Эту статью меня побудил написать тот факт, что число таких брендов в последние годы стало расти. В итоге, я решил разобраться, что же собой представляют наши российские велосипедные марки, и что с ними происходит.
Итак, количество велобрендов у нас в стране растет. За счет чего, хороши ли они? Посмотрев на общую картину рынка, я обнаружил совершенно неоднозначную картину. Все отечественные велобренды друг другу рознь: одни подчистую производятся в Китае, у нас только маркируются, другие разрабатываются у нас, производятся в Азии, третьи частично производятся в Азии (рама и большинство комплектующих), а собираются в России. Точно также сильно разнится и качество деталей, и качество сборки.
А российских велосипедных брендов оказалось много: Stels, Forward, Format, Atom (сейчас свернул производство, а ведь был хорош!), Stark, Navigator, Top Gear, Rover, Racer, Tank, Maverick, Stinger, Байкал, Сура . И наверняка, это далеко не полный список.
Если говорить кратко, то в этом списке представлены бренды от полностью китайских, к которым запрещено близко подходить до вполне себе качественных брендов. Конечно каждый из них в этой статье мы рассмотреть не сможем, но краткое описание дать постараемся.
Высшая лига
Итак, начнем с «высшей лиги». К ней можно отнести Format, Forward, Atom (ранее), Stark и Stels – с большой натяжкой. Эти велосипеды характеризуются тем, что их рамы действительно разрабатывали инженеры, а не украли китайцы непонятно у какого приличного бренда. В их обвесе преобладают неплохое навесное оборудование Shimano и Suntour.
Исключение составляет Format, который использует и топовое оборудование на своих велосипедах: трансмиссии SRAM, вилки RockShox, резину Schwalbe. Format – единственная российская компания, которая занимается высокотехнологичным проектированием и производством велосипедных рам, способная конкурировать с признанными мировыми лидерами велоиндустрии. При этом цены, у Format, конечно значительно ниже, чем у раскрученных брендов, включая тайваньскую Merida. Пожалуй, лучшим российским велобрендом можно назвать Format.
Format (http://format.bike/)
Format – это бренд со своей историей. Начиная с 2006 года, он стремительно развивается на рынках России и Азии, завоевывая доверие и признание как любителей, так и профессионалов велоспорта. Современный дизайн в сочетании с функциональностью, соответствие высоким стандартам качества, многолетний опыт в сфере велоинжениринга сочетается с применением новейших разработок в проектировании и дизайне велосипедов.
Format объединил уникальных для нашей страны специалистов, которые являются не только инженерами и дизайнерами высокого класса, но и райдерами, кто проверяет его на прочность. Детальный анализ поведения байка в условиях максимальной нагрузки, ощущения самого райдера во время езды позволяют постоянно совершенствовать конструкцию байка и развивать имеющиеся преимущества. У бренда есть своя команда: Гонщики заводской команды Format Factory Team DH, стали призерами Чемпионата России по скоростному спуску!
Вот этот прекрасный велосипед Format 1112 2015 г. с воздушной вилкой Rock Shox XC 32 TK 29″ Solo Air 100 мм и задним переключателем Shimano SLX на 10 скоростей весит всего 12,2 кг !
Более подробно о Format я постараюсь рассказать в отдельной статье.
Stels (http://www.velomotors.ru/)
Stels – наиболее популярный российский бренд, о нем можно говорить долго, но не слишком хочется. Российская компания «Веломоторс», владелец и создатель известнейшей марки велосипедов Стелс, начала заниматься оптовыми продажами велосипедов ещё в 1996 году. Накопив определенный опыт, выработав концепцию конкурентоспособных отечественных разработок для велолюбителей, в 2003 году компания построила и запустила первый завод в Московской области.
Сейчас это современная роботизированная производственная площадка, с конвейера которой каждую минуту сходит несколько велосипедов. Подобно западным коллегам-производителям, «Веломоторс» закупала некоторые детали для сборки за рубежом, в частности, в Китае. Развитие производства в России подтолкнуло компанию к приобретению двух новых производственных площадок – в Краснодарском крае и Свердловской области. Одна из этих производственных площадок будет отдана под выпуск собственных велосипедных рам, а это наиболее значимая и высокотехнологичная деталь велосипеда. Реализация продукции заводов неуклонно росла особенно во времена экономического кризиса, когда доступность более качественных брендов для простого россиянина уменьшилась.
Компания «Веломоторс» владеет четырьмя заводами: в городе Кубинка Московской области, в Свердловской области, в Брянской области — ОАО «Жуковский велосипедный завод» и в Краснодарском крае, кстати последний работает с 12 декабря 2006 года. Объем производста – 6000 велосипедов в сутки. Завод выпускает 100 моделей. Оборудование для завода установлено из Германии и Японии.
Сборка велосипедов Stels происходит на оборудовании, которое было доставлено в Россию из Голландии. Сегодня для сборки велосипедов используют рамы, которые производят партнеры-подрядчики по чертежам компании «Веломоторс». Российский производитель следит за качеством каждого выпускаемого велосипеда, поэтому ни одна единица продукции не поступит в продажу, не пройдя испытания и контроль качества.
Участок сборки колёс, один из самых ответственных и технологически сложных, находится на российском заводе и оснащён современной робототехникой. При сборке имитируется нагрузка на колесо, как в реальной дорожной обстановке, после чего производится точнейшая центровка. Строгий контроль качества не дает ни малейшего шанса браку проникнуть в сборочный цех. Так же строго контролируется качество деталей из Китая, а их доставка осуществляется собственным транспортным подразделением «Веломоторс», что значительно снижает издержки. Таможенная очистка комплектующих дешевле, чем велосипедов в сборе, и это тоже положительно влияет на конечную стоимость готовой продукции. Радует цена продукции, однако и во время этого кризиса 2015 года скакнула вверх, превысив аналогичную у конкурентов.
Как видите, звучит все очень красиво, за качество сборки можно ручаться. Но вот качество некоторых узлов, особенно в самых дешёвых моделях горных велосипедов вызывает сомнения. Я уж не говорю о том, где чертежи рам берутся. Само собой, рамы Stels тяжелые, неоптимизированные и предназначены исключительно для прогулочного катания. Более дорогие модели, конечно, лучше упакованы, но глубокой инженерной работы над ними никто не производил. Своих денег они не стоят.
Stark (http://www.stark.ru/)
Торговая марка Stark присутствует на отечественном рынке с 2002 года. В настоящее время велосипеды Stark производятся компанией ООО «Спорт Трейд» (Центральный офис располагается по адресу: Московская область, Истринский район, дер. Ленино). Подавляющая часть моделей собирается в России, в г. Псков. Велосипеды Stark — продукт совместных трудов российских и немецких инженеров, а также тайваньских рабочих. Сразу стоит оговориться, что вследствие такой интернациональности, название на русском языке все же стоит произносить не «Старк», а «Штарк». Хотя это все же дело вкуса.
Компания, в основном производит бюджетные и при этом достаточно качественные велосипеды, чем и заслужила достаточно высокую популярность в России. Однако за пределами стран СНГ говорить об известности бренда Stark конечно же не приходится. Наибольшей популярностью среди продукции Stark пользуются велосипеды для экстремальных видов катания: стрита, дерта, фрирайда и даунхилла. И дело тут на столько в их качестве и надежности, сколько в цене. За довольно приемлемую сумму можно приобрести велосипед, на котором можно смело выполнять различные трюки, в то время, как за велосипед более именитого производителя придется отдать гораздо больше. В то же время, среди других российских брендов, найти что-то приемлемое и равное по качеству велосипедам Stark для вышеупомянутых видов катания, затруднительно.
В модельном ряду Stark можно также найти хардтейлы начального уровня, довольно бюджетные двухподвесы, прогулосчные городские велосипеды, а шоссейные и даже детские велосипеды. Но все же это не совсем стихия компании Stark и в случае, если Вы хотите купить, например, шоссейный или прогулочный велосипед, скорее всего стоит обратить внимание на продукцию других брендов.
Рамы велосипедов Stark производятся на лушем заводе в Китае, на котором производятся рамы для многих известных брендов велосипедов.
У Stark есть своя команда райдеров – Stark Crew, которая ориентирована на DH, street, дёрт и прочие подобные дисциплины маунтинбайка. Все райдеры Stark постоянно повышают свой уровень катания, разучивая новые трюки и регулярно выступая на соревнованиях, тестируют велосипеды в самых жёстких условиях. Подводя итог, можно сказать, что горные велосипеды Stark – это дешево и сердито.
Forward (http://forwardvelo.ru/)
Мнение о продукции этой компании неоднозначное. Главный офис и производство компании расположено в Перми. Компания основана в 1999 году как общество с ограниченной ответственностью «Стефи-Вело». Базовым предприятием стал завод «Велта» — пермское предприятие, ранее известное по велосипедам «Кама». Первое время «Стефи-Вело» занималось импортированием в Россию велосипедов китайского и тайваньского происхождения, а также дистрибуцией крупнейшего советского производителя ОАО «Велта» (в прошлом Пермский велосипедный завод), выпускавшего в год свыше 1,5 млн велосипедов (бренды «Кама», «Урал», «Парма» и др.). В 2001 году «Велта» столкнулась с серьёзными финансовыми трудностями, прошла через процедуру банкротства и перестала существовать, при этом многие квалифицированные сотрудники перешли оттуда в «Стефи-Вело».
С целью повышения рентабельности в 2003 году компания отказалась от импорта готовой продукции и наладила собственную сборку велосипедов из комплектующих, заказываемых преимущественно в Юго-Восточной Азии. Изначально в модельный ряд входили в основном дешёвые стальные дорожные и горные велосипеды широкого потребления. Со временем предприятие осваивало новые технологии, приобретало оборудование для производства более дорогих алюминиевых и карбоновых рам, в ассортименте появились модели для экстремального велоспорта класса «премиум».
В конце 2008 года новые велосипеды Forward поступили в продажу. В 2009 году модельный ряд пополнился детскими алюминиевыми велосипедами, карбоновыми велосипедами для кросс-кантри и даунхилла, BMX, началось серийное производство триальных рам — в их конструировании принимал участие чемпион России 2004 и 2007 годов по велотриалу Сергей Бандеров. Помимо этого, компания занялась финансированием титульной команды по маунтинбайку Forward-Udmurtia, которая стала выступать на крупных международных соревнованиях. По собственным данным, объём производства в 2008 году дошёл до миллиона штук. В 2012 году многолетний член сборной России по велокроссу Евгений Печенин, выступающий за команду Forward-Udmurtia, участвовал в летних Олимпийских играх в Лондоне, заняв на велосипеде марки Forward 37-е место среди сильнейших гонщиков мира.
Сейчас ООО «Форвард» остаётся в числе крупнейших российских производителей велосипедов, уступая по объёму продаж лишь холдингу «Веломоторс» с его торговой маркой Stels, а в компании работают более 700 сотрудников. В настоящее время компания Forward включает в себя дизайнерскую и испытательную студии, производственные цеха, а также отдел логистики.
В основном, высокие продажи велосипедов марки Forward вызваны их ценовой доступностью. Подавляющее большинство моделей — это велосипеды начального уровня с обвесом низкого и среднего уровня, что позволяет делать цену на такие велосипеды значительно ниже, чем у подавляющего числа зарубежных брендов. Есть у этого производителя и профессиональные велосипеды, которые, впрочем, не так просто встретить в серийной продаже. Чаще всего они специально конструируются и используются профессиональными гонщиками на соревнованиях в качестве рекламы этого велобренда. Однако, стоит сказать, что велосипеды Forward при довольно близкой к китайским ашан-байкам цене (на несколько тысяч дороже), превосходят их по качеству. При этом ассортимент продукции компании Forward весьма широк.
Что касается качества отдельно взятых моделей, то младшие модели горных велосипедов – это компромисс низкой цены и качества комплектующих. Рама не вызывает вопросов, а вот обвес на младших моделях совсем примитивный, зачастую спорный. В компании заявляют: «Технологические решения, создаваемые при проектировании велосипедов профессионального уровня, мы активно переносим и на велосипеды для массового потребителя. Это касается и доработки геометрии рам и подбора комплектующих от мировых производителей для массовых моделей велосипедов Forward». По моему мнению, в угоду низкой цене на мелочах экономят, в частности, ставятся переключатели и вилки (Zoom) совсем минимального уровня, ровно такого же, как ставит Stels. А хотелось бы, все-таки, чтобы этот бренд, предлагал что-то более солидное, с учетом того, что это спортивный вело бренд.
Велосипеды среднего и высокого ценового уровня не вызывают нареканий: они стоят своих денег. Специалисты КБ во главе с Сергеем Власовым — вице-президентом ПКФВС РФ и многократным призером этапов Кубка России по байкер-кроссу — создают рамы и велосипеды для профессиональных райдеров, участвующих в соревнованиях мирового уровня.
Atom (http://www.atom-bike.ru/, http://atomracing.ru/)
Говорить о почившем бренде особого смысла нет, но я не могу пройти мимо. Atom — это молодая российская фирма, которая начала свою историю ещё в 2000 году (и закончила, по всей видимости, в 2009). И за прошедшее время все велосипеды фирмы Atom успели достаточно прочно обосноваться на рынке нашей страны.
Atom производила велосипеды всевозможных типов от простых детских до хороших профессиональных прыжковых моделей. В арсенале компании даже есть складная рама велосипеда, спроектированная инженерами. Компания Atom уже претендовала на звание так называемого «народного велосипеда». Её невысокие цены, различные велосипеды от начального и до среднего уровня, а также спортивная команда, которая успешно выступает на российском уровне — это основные слагаемые небывалого успеха. Молодая российская фирма Atom успела завоевать уважение и славу в экстремальном байкинге благодаря успеху команды Atom Racing.
Абсолютно все рамы Atom были спроектированы ведущими российскими инженерами, при использовании новейшего программного обеспечения. Узлы рам хорошо усилены и рассчитаны на российские условия и возможный экстремальный спуск на велосипеде.
Опыт, который накоплен спортивной командой, уже в течение нескольких лет успешных выступлений, позволил модифицировать велосипеды, при этом делая их более приспособленными для разнообразных нужд гонщиков высшего европейского класса. Все рамы Atom изготовлены при помощи производственных мощностей Тайваня — то есть там же, где производятся рамы ведущих марок всемирно известных фирм. Применялись все новейшие технологии: фрезеровка, холодная ковка всех узлов рам, двойные, тройные и одинарные баттинги, создание монококовых конструкций, гидроформовка труб, труб переменного сечения, а также использование карбонового волокна.
Отзывы от велосипедистов я слышал только положительные. К слову, мой первый горный велосипед был Atom MX 2 за 6500 руб (в 2005 г.).
В 2004 году, когда компания разрослась и набралась опыта, появились первые сноуборды Atom. Со дня основания компании приоритетным вопросом для Atom стало достижение неизменно высокого уровня качества продукции. Видимо, именно соблюдение высоких стандартов качества и попытка удовлетворить все желания гонщиков не позволила компании развиваться. Судя по всему, в прошлому году было свернуто и производство сноубордов.
Вот так выглядит российская элита велосипедной индустрии. В следующей части статьи мы рассмотрим «первую лигу» велосипедного производства в России.
Лучшие российские производители велосипедов
При выборе байка большинство рассматривает только иностранные марки. Но помимо зарубежных велосипедов, встречаются и неплохие велосипеды российского производства.
Целый перечень фирм занимается выпуском транспортных средств под разные нужны и ориентируясь на возраст покупателя.
Stels
Компания расположена в городе Люберцы. Является самым крупным популярным российским производителем. Бренд работает также и на экспорт. Stels предлагает широкий ассортимент моделей: горные, городские, детские, женские и другие варианты, доступные к покупке.
Компания охватывает большую часть сегмента потребностей велолюбителей, так как выпускает почти весь существующий модельный ряд. Имеют неплохое качество для собственной маленькой ценовой категории.
Райдеры делятся на две категории: те, кто хвалят производство компании и наоборот, считают качество велосипедов слишком низким. Данная фирма не рекомендуется к покупке тем, кто предпочитает кататься на большие расстояния, мечтает о велопутешествии и о том, чтобы выступить на соревнованиях.
Forward
Не менее известный чем Stels международный велопроизводитель, расположенный в Перми. Обладает широким ассортиментом выпускаемой продукции. Преимущественная часть байков имеет начальный уровень со средним обвесом.
Реже встречаются велосипеды с профессиональным предназначением. Часто можно заменить на крупных соревнованиях участников, выступающих на байках марки Forward. Относительно своей ценовой категории, превосходят большую часть фирм по качеству. Рекомендуются большинством велолюбителей и профессионалов.
Stark
Более молодая компания, чем вышеуказанные. В модельном ряду имеют преимущественную часть возможных вариаций, включая горные, детские и прочие.
Более востребованы байки этой фирмы, рассчитанные на активные экстремальные виды велоспорта. Однако такая популярность в данной области возникает не из-за качества сборки и обвеса (комплектующих), а из-за низкой цены, так как байки для подобного использования стоят большие суммы.
Stinger
Бренд выпускает модели не только для новичков, но и для более продвинутых велосипедистов. Имеет широкую ленту производимых моделей: горный, городской, двухподвес, гибрид, пригодный для использования в городской среде и проселочной местности. Насчитывается около полусотни доступных для покупки вариаций.
При выборе байка данной марки стоит учесть, что велосипеды производятся в нескольких странах помимо России — Тайване и Китае. Китайские модели соответственно обладают плохим качеством. В целом, хороший вариант для начинающих райдеров.
Плюсы и минусы
Множество хороших отзывов об отечественном производстве не означает наличие недостатков, встречающихся на большинстве моделей российского производства.
- Комплектующие среднего уровня, произведенные за границей, нередко обозначаются как обвес продвинутого уровня, что повышает цену на байк.
- Сборка не отличается высоким качеством. Нередки случаи использования плохой стали для рамы и других элементов.
- Редко встречается гарантия на раму велосипеда сроком более 12 месяцев, что указывает на её уязвимость.
- Средний вес российских марок значительно выше, чем у зарубежных. Даже если рама байка изготовлена из алюминия, устанавливается тяжелый обвес.
- При регулярном использовании придется часто менять комплектующие, ремонтировать транспортное средство.
Велосипеды хорошего качества имеют более высокую стоимость и встречаются и у российских производителей, но значительно реже, чем хорошие байки.
В заключение
Среди российских фирм можно найти хорошие модели для профессиональных райдеров. Однако клиентоориентированность брендов — любители и новички в велоспорте. Не всегда фактором, влияющим на качество велосипеда является ценовая категория, к которой принадлежит модель. Следует тщательно осмотреть и проверить весь функционал до совершения покупки.
Производство велосипедов в России
Нечаев изначально ориентировался на зарубежные заказы. Первым зарубежным заказчиком стал любитель велосипедной езды из Австралии, вспоминает Нечаев. Основной конкурент Triton Bikes – Moots. Нечаев подсчитал, что американский бренд Moots производит 1200 рам в год. В компании 24 сотрудника (у Нечаева – восемь) и тоже один цех. Их титановая рама стоит $5000, оборот – $6 млн, чистая прибыль – около 30%. «Мы стремимся к таким же показателям», – комментирует он. Рамы Triton Bikes гораздо дешевле американских – от $1850.
Triton Bikes неоднократно предлагали инвестиции, например выкупить 15%-ную долю за $500 000, но Нечаев отказывался от всех предложений: предприниматель рассчитывает на органический рост.
Нечаев ищет клиентов напрямую, как это делают американские конкуренты. Для продвижения компания использует группу на Facebook – там 2500 пользователей – и Instagram – 4500 подписчиков. Оба аккаунта Нечаев ведет на английском языке, обновляя несколько раз в день. Он постоянно рассказывает о продукции на международных велосипедных форумах типа mtbr.com. Нечаев фотографирует продукцию, снимает видеоролики про работу в цеху, выкладывает в сеть. По его словам, в России никто так не делает.
Достоинства и недостатки отечественных велосипедов
После перечисления байков самых известных брендов отечественного производства становятся понятными общие закономерности:
- Навесное оборудование, по большей части начального и среднего уровня, и хотя оно произведено за рубежом, средний уровень часто позиционируется как «продвинутый», за что приходится переплачивать.
- Рама является самым уязвимым местом отечественного байка. Чтобы не говорить лишнего, просто поинтересуйтесь сроком гарантии на раму. Практически у всех производителей она составляет 1 год (если рама делается в России), как, например, заявлено на сайте Forward. При этом неясно, для чего эта компания объявляет «инновационные технологии гидроформинга и роботизированной сварки», ведь лучшим аргументом качества рамы может быть гарантия хотя бы на 10 лет. Золотым стандартом является GT, который не боится давать пожизненную гарантию на раму.
- Собраны российские байки плохо, качество вызывает сильные нарекания, также как и применяемые типы сталей. Часто бывает, что после 3-5 поворотов рожкового ключа шестигранник начинает стираться, превращаясь в окружность. Производитель прекрасно знает, что 3-5 летний срок – предел для рамы, а значит, зачем платить лишние деньги за хорошую сталь, которая пропадет зря?
- Тяжесть. Как правило, отечественные производители обожают стальные рамы, а в том случае, если используют алюминий, ставят на велосипед дешевое, но тяжелое навесное оборудование.
- Частота ремонта, замены, подкручивания, разбалтывания и покупки запчастей многократно превышают средние нормы. Так, например, на GT можно ни разу за 6 лет не менять смазку в подшипниках втулок колес и каретки, несмотря на пробег в 10000 километров, и иметь первоначальную плавность хода. Сколько раз за 10 тысяч километров потребуется заменить отечественный велосипед, неизвестно.
- Главное, помните: только 20% отечественных велосипедов собраны в России, остальные в Китае, где нанесен логотип российского завода. Помните, что в Поднебесной нет твердых хромомолибденовых сталей – китайская сталь мягкая. Хорошая сталь завозится в Тайвань, где делаются, соответственно, хорошие рамы. Поэтому себестоимость такого китайского байка в среднем – 50 долларов США. Обычно дешевле всего стоит дорожный велосипед, так как он не нуждается в качественном «обвесе».
Учитывая сказанное выше, можно подвести следующие итоги: если вам нужен велосипед для серьезных нагрузок, покупайте продукцию всемирно известных брендов
В том же случае, если вы начинающий велолюбитель, который будет кататься очень осторожно, можете попробовать российский байк, который, в конце концов, не так жалко
Рейтинг велосипедных брендов
На современном рынке огромный ассортимент велосипедов разных марок, моделей, конфигураций. Глаза от такого выбора разбегаются, поэтому лучшим решением будет попытаться выделить «некий» топ велосипедных брендов, действительно заслуживающих внимания.
Итак, укажем бренды велосипедов по качеству сборки и надежности составных элементов/деталей. Также важен для составления подобного рейтинга важны следующие параметры:
- выбор моделей;
- качество используемых материалов;
- история и известность марки;
- отзывы покупателей.
Немаловажным является и наличие дополнительных функций, в том числе количество скоростей, к примеру, на горных велосипедах популярных брендов.
В топ-7 лучших велосипедных брендов, по нашей версии, входят:
- GT
- Specialized
- Cube
- Giant
- Merida
- Trek
- Schwinn
Технические характеристики велосипедов этих брендов, модельный ряд, дизайн образцов на высоком уровне. При производстве продукции компании используют современное оборудование, в том числе компьютерное, новейшие технологии и материалы. На все образцы имеются сертификаты качества и безопасности.
Экстралёгкость от фирмы Trek
В середине семидесятых предприимчивые американцы начали работу по производству облегчённых велосипедных рам с прочными спицами. Продукция Трэк стала пользоваться огромным спросом, и за несколько лет коллектив из пяти человек разросся до размеров корпорации.
Это произошло во многом благодаря легендарному Гарри Фишеру, чьи идеи нашли воплощение в технических инновациях фирмы. Достаточно сказать, что именно Фишер разработал концепцию маунтинбайкинга и даунхила. Он опроверг обречённость велосипедиста на вечное движение по плоскости, спровоцировав появление байков с двумя подвесами. Ему же принадлежат дизайнерские решение для дамских велосипедов.
Трэки многократно становились чемпионами Тур де Франс. Один только Лэнс Армстронг 7 раз побеждал в самых престижных соревнованиях на велосипеде любимого бренда. Украинец Ярослав Попович завершил блестящую карьеру велогонщика и возглавил дочернее предприятие концерна «Trek Factory Segafredo».
Под крыло компании Трэк пристали небезызвестные марки LeMond Bicycles и Klein Bikes, интеллектуально обогатив команду новыми инженерными разработками.
Все велосипедные бренды перечислить невозможно, но условно их можно разбить на подгруппы по принципу соотношения цены и качества.
- Подороже и получше: Haro, Spelli, Specialized, Santa Cruz, Kona, Norco, Marin, Fuji, Author, Bergamont, Bianchi, Cannondale.
- «Середнячок»: Schwinn, Rock Machine, KHS, Felt, Coorater.
- Бюджетные варианты: Forvard, Format, Univega.
Можно продолжить список популярных брендов или поспорить с некоторыми позициями. В итоге выбор велосипеда – дело вкуса и ответ на запросы каждой отдельно взятой личности. Так что определить, какая марка велосипеда лучше, поможет только собственный опыт.
Популярные модели и линейки
Alite
Alite – линейка любительских велосипедов для кросс-кантри. Так, например, KHS Alite 150 оборудован пружинно-эластомерной вилкой с ходом 70 мм, навесным оборудованием среднего уровня от Shimano. Рама выполнена из алюминиевого сплава 6061. Этот велик подойдет для простых любителей, которые не видят свою жизнь без активных прогулок на природе.
KHS Alite 150
Еще одна модель для кросс-кантри. Только в этот раз это уже более продвинутый найнер. Он оборудован продвинутой амортизационной вилкой от Manitou с ходом 120 мм. Переключатели Shimano уровня Deore, гидравлические тормоза аналогичного бренда. Продвинутая трансмиссия рассчитана на 20 скоростей, чего будет более чем достаточно для выступления на различных соревнованиях.
KHS BNT
Было бы нечестно не упомянуть и про подростковые модели. Велосипед KHS Ти-Рекс байк для подрастающих гонщиков кросс-кантри. Он собран на базе алюминиевой рамы и колес 24 дюйма. Оборудован переключателями от Shimano начального уровня и амортизационной вилкой с ходом 50 мм. Этот байк отлично подойдет детям и подросткам, которые постоянно катаются по бездорожью.
KHS T-REX 7
4 Season
4 Season – линейка фэтбайков от KHS. Данный тип велосипедов в последнее время стал очень популярен среди любителей. На этих велосипедах можно легко преодолевать жесткое бездорожье. Главное преимущество этого байка – колеса диаметром 4 дюйма. На модели 4 Season 300 установлено навесное оборудование Shimano TX800. Данная трансмиссия дарит велосипедисту 24 скорости, благодаря которым можно ездить с оптимальным каденсом как в гору, так и по ровной дороге.
4 Season 300
Alite 40 Ladies
Алит 40 – это женская модель велика от KHS. Это один из самых бюджетных байков этого американского бренда. Он отлично подойдет для неспешных прогулок как по лесу, так и по паркам. Специальная рама гарантирует удобную посадку велосипедисткам. На байк установлено навесное оборудование от Shimano начального уровня и ободные тормоза. Универсальные покрышки для езды по асфальту и твердым грунтовым дорогам.
KHS Alite 40 Ladies
KHS DH 650 Pro
Это профессиональная модель для спортсменов, выступающих на соревнованиях в дисциплине даунхилл. Это один из самых передовых двухподвесов от бренда KHS. Байк собран на раме, в которую вложились практически все инновационные технологии компании. Амортизационная вилка двухкоронная с ходом 203 мм от компании Fox, а задний амортизатор воздушный от того же производителя. Навесное оборудование от японского бренда Shimano высочайшего уровня. На этом велосипеде можно смело мчаться вниз с самых крутых спусков.
KHS DH 650 Pro
Профессионалам
Профессионалы более требовательны к байкам. Они могут докопаться до малейших деталей определенной модели. Какую марку велосипеда выбрать тем, кто рассчитывает на высокие результаты в велосоревнованиях?
Кросс-кантри
Вообще очень сложно назвать определенную марку велосипеда, которой отдавали бы предпочтения все. Можно выделить лишь самые известные бренды велосипедов, чьи байки многократно позволяли спортсменам взбираться на пьедестал почета. Scott – американская компания, которая специализируется на производстве различных байков. Тут и любительские модели, и профессиональные. Абсолютно для всех дисциплин велоспорта.
Scott Scale 720
Еще один бренд, о байках которого мечтают многие, – это ведущий американский производитель Specialized. Считается, что байки этого производителя одни из самых технологичных. Линейка велосипедов S-Works не единожды помогала гонщикам команды Specialized завоевывать медали в мировом первенстве.
Connondale не самый распространенный велосипед на мировых этапах по кросс-кантри, зато немногочисленные спортсмены, выступающие на этих байках, систематически занимают места в первой десятке. Главная фишка бренда – это фирменная вилка лефти, которая отличается хорошей эффективностью и прочностью.
Cannondale Bad Habit 1 с вилкой Lefty
Enduro и Downhill
Очень зрелищная дисциплина велоспорта. Байки для соревнований по скоростному спуску и эндуро должны быть очень прочными, надежными и легкими. Это одни из самых дорогих видов великов, которые требуют от производителя применения различных технологий.
Specialized по праву считается одним из самых богатых производителей, которые всегда удивляли мировую велообщественность не только новыми моделями технологичных байков, но и большими гонорарами звезд велоспорта. Demo 8, пожалуй, самый популярный велосипед для DH, который помогал легенде даунхилла Аарону Гвину не раз выигрывать этапы кубков мира.
Велосипеды Trek тоже очень часто светятся на пьедесталах различных гонок. Их байки несколько скромнее предыдущего бренда, но не менее эффективны на крутых и технических спусках. Компания тоже не отстает в применении различных технологий, но в отличие от Specialized, не имеет возможности вкладывать огромные суммы денег в разработку.
Specialized Demo 8
Santa Cruz – американский бренд, который специализируется на производстве профессиональных горных байков. Он хоть и не столь популярен, в отличие от предыдущих фирм, но зато очень ценится профессиональными гонщиками. Правда, модели для Enduro и All Mountain выходят у бренда немного лучше, чем велики для даунхилла.
Шоссейные
И опять Specialized. Байки этого бренда действительно популярны практически во всех дисциплинах велоспорта. Компания уделяет много времени и сил на создание самых технологичных велосипедов для каждого спортсмена. Они берут не только своим функционалом, но и стильным дизайном.
BMC – швейцарский производитель велосипедов. В его каталоге можно найти и неплохие модели для кросс-кантри. Особой популярностью отличаются все же шоссейные велосипеды и одноименная команда, которая неплохо выступает на этапах Тур дэ Франс.
Шоссеры Trek обязаны своей популярностью не только хорошим качеством и функционалом. Знаменитый и великий Лэнс Армстронг выступал именно на велосипедах Trek. Многие гонщики и любители после соревнований старались сфотографироваться с байком Лэнса, который был украшен эмблемами фонда Livestrong.
Trek Madone 6.9 SSL Livestrong
Если байки предыдущих брендов еще и сможет позволить себе гонщик без богатых спонсоров, то вот купить боевую машину от Pinarello сможет далеко не каждый. Этот бренд специализируется на производстве элитных шоссейных байков для профессиональных гонщиков.
Передовой Pinarello Dogma
Экстремальные
В экстремальных дисциплинах надежность байка важна как нигде. Поскольку если велосипед сломается во время выполнения трюка, то это может стоить райдеру здоровья или даже жизни. Экстремалы всегда тщательно подходят к выбору своего велосипеда.
Что касается такой дисциплины, как BMX, то стоит обратить внимание на бренд Haro. Это компания одна из самых популярных среди других конкурентов
Среди широкого ассортимента не получится найти низкокачественную модель, которая не отвечала бы требованиям безопасности.
Что касается стрита и детра, то выбор байков от Haro широк в этой велосипедной нише. Кроме этого заслуживают уважение велосипеды Specialized. Инженерам компании получилось сделать легкие, но в то же время очень прочные и надежные байки. Благодаря соревновательной линейке P от Specialized, множеству райдеров удалось добиться высоких результатов на мировых соревнованиях.
Какой бренд велосипеда выбрать
Составленный рейтинг велосипедных брендов поможет определиться с выбором, так как в нем собраны лучшие бренды велосипедов отечественного и иностранного производства.
Как правило, главными критериями подбора являются:
- марка;
- стоимость;
- модель/дизайн;
Дополнительные возможности «байков» разных марок не менее важны. Так, складные модели очень компактны, легко помещаются в багажник автомобиля. Это лучшее решение для дальних поездок.
Детские модели производятся в соответствии с весом и ростом ребенка. Эти характеристики прописываются в инструкции. Это, как правило, облегченные велосипеды.
Прежде, чем определиться с тем, какой бренд велосипеда выбрать, необходимо сравнить варианты в разных магазинах. Стоимость одной и той же модели может отличаться, особенно если образцы определенного бренда идут по акции/распродаже.
Перед покупкой в обязательном порядке должны быть проверены: тормозная система, качество узлов рамы, колес и использованных материалов, комплектация
Так же на что обратить внимание при покупке велосипеда в наше кризисное время можно просмотреть в этом ролике:. Выбирайте оптимальную по всем параметрам модель из разнообразия вариантов
Надеемся, наша статья поможет вам принять верное решение и приобрести надежного «железного друга»
Выбирайте оптимальную по всем параметрам модель из разнообразия вариантов. Надеемся, наша статья поможет вам принять верное решение и приобрести надежного «железного друга».
Свободолюбивые Cannondale
Велосипеды Cannondale были разработаны в Америке, в маленьком одноимённом городке штата Коннектикут в 1971 году. У истоков дела стояли три друга, один из которых, Джозеф Монтгомери, был склонен к авантюрам. Его трижды отчисляли из колледжа, он успел побывать капитаном судна и аналитиком на рынке ценных бумаг.
Авантюра с канондейлами, однако, удалась. Производители стали выпускать такие лёгкие рамы, что оснащённые ими байки оказались легче допустимой нормы 6,8 кг. Рекламщики воспользовались ситуацией и придумали велоформу в чёрно-белую полоску, чётко ассоциирующуюся с тюрьмой. Велосипедисты в такой форме призывали легализовать их канондайл.
Другая инновация бренда – усовершенствованные вилки. Одна из них Fatty находится в рулевом стакане, другая, одноногая Lefty, считается одной из лучших по жёсткости. Это смотрится более чем нестандартно, но отлично работает.
Лучшие велопроизводители России
Navigator 410 V
Tornado V 26
В начале своего существования компания «Веломоторс» реализовывала китайскую продукцию, позднее собирала велобайки на собственных производственных мощностях, а сегодня выпускает продукцию собственной разработки, в которой значительное место занимают инновационные образцы с карбоновый («Navigator 890 D Carbon») и алюминиевой («Tornado V 26») рамой и амортизированной подвеской («700 Cross 130 Lady»). Конечно стоимость «карбоновых» велобайков значительна, однако эти изделия рассчитаны не на рядового пользователя. Знатоки оценят все преимущества «Navigator 890 D» стоимостью 70,0 тысяч рублей по сравнению с германским аналогом «CUBE STEREO 140 C» который обойдется в два раза дороже.
Navigator 890 D
Несмотря на то что компания «Веломоторс» создавалась как российско-белорусское совместное предприятие сегодня велобренд «Stels» позиционируется как российская торговая марка.
Немаловажным достоинством велобренда «Stels» является полная адаптация двухколесных транспортных средств, вне зависимости от их категории, к условиям российского бездорожья. Начинающие велобайкеры, которые окончательно не определилась со стилем езды и назначением своего «двухколенного коня», могут приобрести дешевый «Стелс Навигатор», с рамой из стального трубчатого проката, минимумом скоростей и при полном отсутствии амортизаторов, который безотказно прослужит несколько лет.
Немаловажным фактором в популярности велобренда «Stels» является доступность запасных частей, которые или выпускаются на российских предприятиях или завозятся из Китая или Тайваня. Все запчасти проходят полный выходной контроль и по своему качеству не уступают более именитым и, следовательно, более дорогим велобрендам.
Adrenalin DISC
Сегодня компания «Веломоторс» производит под брендом «Stels» все категории велосипедов, начиная от детских, оснащенных родительской ручкой «Magic 12» или «Flash 12» и заканчивая складными моделями «Pilot 450» и горными велобайками «Adrenalin DISC».
Второй по популярности у велосипедистов считается российская торговая марка «Forward». О достоинствах велосипедной продукции свидетельствует тот факт, что в структуру компании входит собственное дизайн-бюро, конструкторское подразделение и отдельные производственные мощности по выпуску запчастей.
Forward Sporting 1.0
Сегодня на рынке можно приобрести дешевые мужские («Sporting»), женские («Enigma») или подростковые («Arsenal») городские велобайки стоимостью до 15 тысяч рублей и элитную продукцию («Forward 2250»), цена которой находится на уровне мировых эксклюзивных образцов. На горных хардтейлах «Forward» категории «премиум» завоевано более 5 золотых медалей на различных российских соревнованиях по велоспорту. Кроме производства обычных велосипедов компания известна своими тандемами («Forward 5350» или «Forward 5352»), которые пользуются заслуженной популярностью у поклонников групповых поездок.
Forward 5350
Калининградский завод «Янтарь» освоил выпуск велобайков известных под брендом «Navigator» (не путать с одноименной модельной линией велосипедов «Stels»).
Т55929 Lexus
Продукция завода хорошо известна по детским моделям («Т55929 Lexus» и «Т57583»), которые отличаются повышенной безопасностью. Даже колеса калининградских детских «великов» проходят балансировку на специальных стендах. Изготовление колесных ободьев осуществляется на итальянском оборудовании, что изначально гарантирует их высокое качество.
Лучшие российские бренды велосипедов
Самыми востребованными среди велолюбителей марками отечественных производителей являются следующие:
Forward
Производитель на рынке с 1999 года. За высочайшее качество продукции получила премию «Товар года» (2011 г.). Forward производит как профессиональные транспортные средства для велогонок («премиум» класса), так и широкий модельный ряд шоссейных и горных образцов. Технологии производства не уступают многим зарубежным именитым производителям. Некоторые из технологий, которые используются при производстве: гидроформинг, роботизированная сварка стальных рам, рама из алюминиевого сплава 6061, техноформинг, проектирование с использованием 3D и это только малая их часть. Более подробно можно прочитать на официальном сайте производителя.
Stels
В ассортименте компании огромный выбор детских, женских, а также туристических моделей. Бюджетные образцы отличаются надежностью. Ознакомиться с производством велосипедов Stels можно в этом видео:
Эта линейка Stels специализируется на выпуске велосипедов для детей. Образцы отвечают мировых стандартам безопасности. Кроме того, детские модели имеют дополнительные возможности: регулировка по росту, съемные колеса, ограничитель поворота (на руле). Все модели отличаются практически «ювелирной» сборкой и высоким качеством деталей.>
В линейке бренда горные велосипеды для различных видов спорта. При создании «байков» используются новейшие разработки, в том числе применение специального волокна (карбонового), фрезеровка рамных узлов и проч. Рамы заказываются в Тайване, много говорит о качестве их продукции.
Лучшие горные велосипеды
Лучшие горные велосипеды представлены парой моделей — лучший велосипед компактного типа и недорого формата.
Отличный вариант по соотношению качества/стоимости. Сверхвозможностей проходимости и скорости от него ждать не нужно, но с ним не будет никаких проблем при обычной езде по прогулочным тропам. Модель реализуется в двух размерных версиях. Для велосипедиста ростом выше 185 производители предлагают версию с рамой более 21 дюйма. Причём, высокая рама почти не повлияла на массу конструкции – весит Стелс всего 15,9 кг, что для бюджетного двухколесного транспортного средства вполне неплохо.
Велосипедная трансмиссия включает элементы начального уровня. В качестве переключателей – классические для недорогих моделей рулевые вращающиеся ручки. Для новичков, на которых лучший горный велосипед этого класса и рассчитан, наглядная схема переключения подходит более всего.
Профессионалы к такой схеме относятся не очень – полагают, что вращение ручек может быть чревато случайными изменениями их положения. Но если кататься в нормальном режиме, этого не произойдет.
Оптимальная компактная модель — CRONUS Soldier 2.5
Еще относительно недавно горные складные байки были уделом избранных. Сегодня рынок предлагает несколько хороших вариантов, не вынуждающих выбирать между компактностью и проходимостью. Благодаря складному формату – в определенном смысле это в том числе и лучший женский горный велосипед. При всем удобстве перемещения и транспортировки в плане оснащения байк ничем не уступает обычным вариантам этой ценовой категории.
Некоторые характеристики байка:
- 27-скоростная трансмиссия с профессиональным задним переключателем;
- вилка Рок Шокс с блокировкой и парой регулировок;
- дисковые гидравлические тормоза.
Этот набор параметров явно не вяжется со складным форматом, но, тем не менее, байк успешно конкурирует со стационарными моделями лучших велосипедных брендов.
В рейтинг лучших горных велосипедов Кронус попал во многом благодаря складывающейся раме и креплениям на эксцентриках, позволяющих сложить байк очень быстро. Но, конечно, не стоит испытывать этот вариант в кросс-кантри. У складного велосипеда все-таки меньший запас прочности.
Мировые бренды велосипедов
На данный момент насчитывается более сотни различных марок велосипедов, известных и появившихся не так давно.
Мировые велосипедные бренды представлены следующими популярными марками:
GTMERIDA CUBE SPECIALIZED
GIANT
SCHWINN
TREK
О некоторых известных брендах велосипедов поговорим подробнее.
Велосипеды торговой марки Cube известны уже более двух десятилетий. Это популярный немецкий бренд. Надежные велосипеды создаются из качественных материалов – металла, пластика, резины, поэтому служат своим владельцам верой и правдой долгие годы
Важно и то, что такие модели от Cube обеспечивают своим владельцам безопасную езду по любым дорогам, будь то горная местность или специальная велодорожка. Фото фабрики в немецком Вальдерсхофе позволяет убедиться, что велосипеды производятся по новейшим технологическим процессам
В линейке марки Cube модели разнообразных модификаций: женские и детские, складные, городские (шоссейные) и горные и т.д. В последнее время стали очень востребованы новинки вело рынка – электровелосипеды.
Южнокалифорнийская (США) компания GT на рынке без малого 40 лет. За это время она успела заполучить доверие миллионов велолюбителей всех возрастов во всем мире. В модельном ряде велосипедов от компании GT качественные беговелы для детей, прогулочные модели, образцы для профессионалов. Производятся велосипеды этой торговой марки большим «тиражом» и занимают первые позиции по продажам. Руководство торговой марки ежегодно выставляют команду велосипедистов Factory Bicycle GT на все престижные соревнования по кросс-кантри, даунхиллу и прочим дисциплинам велоспорта.
Торговая марка Merida (Тайвань) долгое время была лидером продаж в ряде азиатских, а после и европейских, стран. Ориентиром служили велосипеды японского производства. Использовались также и японские запчасти. Компания производит бюджетные модели высокого качества. Ниже представлено фото сборочного цеха на заводе Merida:
Прямым конкурентом вышеупомянутой компании является корпорация GIANT. Основана она была в 1972 году в Тайване. Развивалась такими темпами, что к 1980 году стала крупнейшим производителем у себя в стране. Затем GIANT начала открывать филиалы по всему миру. В число стран, где есть филиалы корпорации входят Голландия, США, Япония, Австралия, Канада, Китай и другие. На российском рынке велосипеды этого бренда появились в 1994 году. Благодаря огромным производственным мощностям в Тайване и Китае компания может выполнять заказы от более мелких участников рынка. Так на заводах GIANT производится продукция брендов Schwinn, Specialized, Scott, Trek и других.
Постоянно ведутся разработки по усовершенствованию, имеется несколько запатентованных технологий. Корпорация одна из немногих по всему миру производит на своих заводах как алюминиевые, так и карбоновые рамы. В 2013 году GIANT первой представила полную линейку велосипедов с 27,5 дюймовыми колёсами. Корпорация спонсирует 3 международных команды по велоспорту и огромное количество небольших команд. В линейке выпускаемых ими моделей можно найти велосипеды как начального так и профессионального уровня. Велосипеды GIANT являются одними из лидеров по соотношению цена – качество.
Российские велосипеды
Российские компании за последнее время сделали огромный шаг вперед. Отечественные велосипеды практически не уступают по характеристикам изделиям зарубежных фирм. Различные по уровню велосипеды имеют свои преимущества и недостатки, но история велопроизводства очень интересна и достойна внимания.
Производители: Stels
Популярным и авторитетным является бренд Stels. Велосипеды под такой маркой впервые появились на рынке в 1998 году, но история создания фирмы началась раньше. В 1990 году два брата занялись продажей запчастей и велотехники в России. Дело пошло успешно и в 1996 появилась «Веломоторс», которая представляла российское и белорусское производство двухколесной техники.
На данный момент ассортимент Stels достаточно широк и разнообразен. Основным направлением производства являются такие типы как:
- подростковые;
- женские;
- складные;
- горные;
- двухподвесные;
- детские;
- складные.
Продукция данной марки лучше всего подойдет для любителей и начинающих спортсменов так как стоимость невысокая. Качество же хорошее, но чаще всего опытные мастера и спортсмены предпочитают другие бренды. Процесс производства и испытания находится на высоком уровне: все детали, все велосипеды проходят максимально полное тестирование в самых суровых условиях. Таким образом выявляется уровень прочности и надежности, граница выдерживаемых нагрузок и скоростей. Двухколесная техника отлично зарекомендовала себя на рынке и пользуется большим спросом.
Forward
Среди отечественных производителей также популярен бренд Forward. Стоит отметить, что продукцию данной марки выбирают чемпионы России (2006 г. – велокросс, 2011 г. – даунхилл, 2007 г. – триал). Создатели компании организовали в 1999 году фирму по продаже спортивной техники, а в 2003 уже запустили собственное производство. Изготовление осуществлялось на импортном голландском оборудовании в содействии с мастерами Пермского велосипедного завода. С 2004 года отечественные велосипеды Forward уже закрепили за собой образ надежного, ответственного и современного партнера и производителя.
В процессе изготовления регулярно вносятся дополнения и новые идеи, в зависимости от требования профессионального велоспорта. Техника имеет отличные характеристики и не уступает иностранным брендам. В частности, на велосипедах установлен переключатель скоростей японской марки Shimano. Также и другие комплектующие популярных и авторитетных фирм:
- покрышки (Kenda, Тайвань);
- трансмиссия (Sram, США);
- обода (Alexrims, Тайвань и Weinmann, Германия).
Компания придает важное значение процессу испытания. Профессиональные спортсмены всесторонне оценивают качество, выявляют сильные и слабые стороны. По результатам вносятся необходимые коррективы в производственный процесс, изделие обновляется и совершенствуется. При высоком уровне надежности байки «Форвард» остаются доступными для потребителей по стоимости. Широкий ассортиментный ряд позволяет подобрать оптимальную модель как профессиональным гонщикам, так и любителям езды.
Многие отечественные производители стремятся сделать свою продукцию максимально надежной и доступной потребителю. Вот и компания «Атом» соответствуют всем современным стандартам качества. Изделия производятся на велосипедных заводах Тайваня и Китая на ряду с популярными и ведущими марками: Specislized, Azonic, Trek и другие.
Производство осуществляется с учетом жестких отечественных условий, применяется современное программное обеспечение и новые технологии. Для изготовления рам используется высококачественная сталь и алюминий. Особенностью подхода к работе является то, что линейка изделий очень широка. Велосипеды выпускаются для различных профессиональных дисциплин, а также детские, городские, подростковые и другие.
Процесс выпуска и тестирования контролируется опытными инженерами. По результатам испытаний вносятся изменения, дорабатывается конструкция и повышается качество и надежность. Прежде чем внедрять новые идеи и методы, создатели компании проводят их тщательную проверку. Если технология показала себя с хорошей стороны, то она вводится в производство. Из лучших моделей этого бренда можно отметить следующие линейки, например, Atom MX – это универсальные велосипеды. Отлично справляются с непогодой и бездорожьем. Atom FX представляют собой недорогие двухподвесные байки. Atom Mr Drop – представитель техники для фрирайда.
Благодаря разнообразию и грамотному подходу к работе, отечественная компания Atom на протяжении всего времени своей деятельности пользуется большой популярностью среди велосипедистов.
Калиниградский завод «Янтарь» выпускает велосипеды под брендом NAVIGATOR. Большое внимание уделяется безопасности. Например, при изготовлении и тестировании детских моделей производится точная балансировка колес при помощи компьютерной программы. Это позволяет сделать транспорт более комфортным и надежным. Преимущества велосипедов этого бренда:
- использование комплектующих, изготовленных крупнейшими корпорациями;
- инновационный профиль GIANT;
- высококачественное сырье и детали;
- прочность.
На заводе используется голландское оборудование Holland Mechanics. Благодаря функционированию, достигается максимально возможная точность сборки и изготовления. Фирма производит широкую линейку товаров, в которую входят различные модели: детские, женские, складные и другие.
Компания открылась в 2005 году, а сегодняшний день имеет огромные производственные площади, составляющие 7,5 тыс. кв. м. Это позволяет свободно осуществлять испытание. Также фирма отслеживает ведущие тенденции рынка и выпускает изделия, соответствующие им. Несмотря на динамичный рост и развитие предприятия, качество только велосипедов улучшается. Стоимость остается доступной среднестатистическому покупателю. Таким образом, можно за умеренную цену приобрести качественный товар российского производителя.
Источники:
http://spbvelo.ru/content/rossiyskie-velosipednye-brendy-horosho-ili-ploho-chast-1
https://velife.ru/vidy-vybor/luchshie-rossijskie-proizvoditeli-velosipedov.html
https://krutipedaly.ru/obzor-velosipedov-rossijskogo-proizvodstva/
http://yvelo.ru/marki/rossijskie_velosipedii.html